Общие сведения о Зимбабве
Официальное название — Республика Зимбабве (The Republic of Zimbabwe).
Расположена на юге Африки. Площадь 390,6 тыс. км2, численность населения 11,4 млн чел. (2002, оценка). Государственные языки — английский, шона и ндебеле. Столица — г. Хараре (ок. 2 млн чел., 2002). Государственный праздник — День независимости 18 апреля (с 1980). Денежная единица — зимбабвийский доллар.
Член ок. 40 международных организаций, в т.ч. ООН (с 1966), АС (с 2000), САДК (с 1992).
Достопримечательности Зимбабве
География Зимбабве
Расположена между 25°18 и 33°30 восточной долготы и 15°18 и 22°12 южной широты; граничит на юге с ЮАР, на западе с Ботсваной, на севере с Замбией, на востоке с Мозамбиком.
Рельеф страны — плато высотой 800—1500 м, понижающееся на север и на юг; на востоке оно окаймлено хребтом Унянга, где находится высочайшая точка — гора Иньянгани (2592 м). Две многоводные реки — Замбези и Лимпопо являются пограничными. Их многочисленные притоки маловодны и пересыхают летом. Реки на юго-востоке относятся к бассейну реки Саби. Дамба на реке Замбези образовала огромное Карибское водохранилище. На Замбези находится знаменитый водопад Виктория.
Почвы разнообразны, но преобладают плодородные красно-бурые саванные. Только на юго-западе бедные песчаные почвы.
Растительность — в основном саванна (степная, кустарниковая), в предгорьях Инянги сохранились тропические леса, а выше альпийские луга. Типично африканский животный мир сохранился в малонаселённых районах и национальных парках (10% территории): львы, антилопы, крокодилы и т.д.
Недра содержат ок. 70 полезных ископаемых. Запасы металлических руд только в месторождениях, где они определены, составляют (по содержанию металла): медь — 290 тыс. т, никель — 550 тыс. т, платина — 3100 т. Запасы хромитов — 1 млрд т, золота — 630 т, железной руды — 440 млн т, угля — 28 млрд т, асбеста — 11 млн т, корунда — 52 млн т.
Климат на севере субэкваториальный, а на юге тропический. На плато средняя температура октября +22°С, а июля +13°С, а в долине Замбези соответственно +30°С и +20°С. Наименьшее количество осадков выпадает на юго-западе (300—700 мм), а наибольшее — на склонах Инянги (2000 мм). Дожди выпадают в основном в ноябре-марте.
Население Зимбабве
С 1980-х гг. население увеличилось на 50%, уменьшилась численность белого населения. Темпы прироста населения резко снизились из-за пандемии СПИДа (0,05% в 2002, оценка). Рождаемость составила 24,59%, смертность 24,06%, детская смертность 62,97 чел. на 1000 новорождённых (2002). Средняя продолжительность жизни — 36,5 года (35,1 у женщин, 37,8 у мужчин) (2002).
Половозрастная структура (2002): 0—14 лет — 37,9% (2 178 073 мужчины и 2 128 287 женщин), 15—64 года — 58,4% (соответственно 3 376 850 и 3 268 315), 65 лет и старше — 3,7% (213 286 и 211 865). Городское население 35%. Грамотно 85% взрослого населения.
98% населения — африканцы (82% шона, 14% нде-беле, 2% другие), белых менее 1%. Языки: английский, шона, ндебеле. 55% населения — христиане (более 1 млн — католики), остальные придерживаются традиционных верований.
История Зимбабве
Древнейшее население Зимбабве — народ койсанской расы (бушмены). Они были вытеснены предками современных шона, пришедших с севера в нач. 2-го тыс. н.э. В 12 в. на востоке теперешней Зимбабве возникло государство Мономотапа, просуществовавшее несколько веков. В 16 в. его пытались захватить португальцы, но потерпели поражение. В 17 в. Мономотапа распалась. В 1837 на территорию Зимбабве вторгся с юга отряд воинственного южноафриканского государства зулу, созданного Чакой. Его военачальник Моселекатсе завоевал территорию на юго-западе Зимбабве и основал своё государство. Покорённые племена были ассимилированы зулусами — сформировался народ ндебеле. В 1890 вся страна была захвачена англичанами и стала британской колонией Родезия. В Родезию хлынул поток белых поселенцев, сгонявших африканцев с самых плодородных земель.
В 1923 Великобритания предоставила Родезии статус самоуправляющейся колонии Южная Родезия, причём самоуправление получили только белые граждане. Местный парламент принял в 1930-х гг. ряд расистских законов, закреплявших бесправие коренного населения. В 1934 возникла первая африканская политическая организация — Африканский национальный конгресс Южной Родезии (АНК).
Подъём антиколониальной борьбы наступил после 2-й мировой войны. Ее возглавил АНК, который был запрещён в 1959. Преемником запрещённого АНК стал Союз африканского народа Зимбабве (ЗА-ПУ), образованный в 1962. В том же году к власти в Родезии пришёл крайне правый блок белых поселенцев — Родезийский фронт, который последовал примеру ЮАР в усилении расистского законодательства. Основным политическим требованием в кон. 1950-х — нач. 1960-х гг. был роспуск созданной Великобританией Федерации Родезии и Ньясаленда, и в 1963 она была ликвидирована. В 1963 в действовавшем в подполье ЗАПУ произошёл раскол, и из него вышла группа, создавшая Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ).
В 1965 премьер-министр Родезии Я.Смит ввёл в стране чрезвычайное положение, а затем провозгласил независимость Родезии. Всё мировое сообщество расценило этот акт как незаконный, и ООН ввела с 1966 санкции против Родезии. ЗАПУ, а затем и ЗАНУ начали вооружённую борьбу за свержение расистского режима. В 1976 обе партии согласились координировать свои действия внутри страны и на международной арене, создав Патриотический фронт (ПФ).
Правительство белого меньшинства смогло долго сопротивляться давлению внутренних и внешних сил благодаря поддержке со стороны расистской ЮАР, но ситуация для него ухудшалась с каждым годом. В 1979 Смит предпринял попытку придать более привлекательный облик своему режиму. После отмены самых одиозных расистских законов и проведения выборов в парламент с ограниченным участием африканцев пост премьер-министра был отдан африканцу — епископу А.Музореве. Однако трюк с марионеточным правительством был осуждён ПФ, ОАЕ и ООН, и Смиту не оставалось ничего иного, как принять предложение Великобритании о проведении конференции с участием всех сторон родезийского конфликта для рассмотрения вопроса о предоставлении колонии независимости.
Очень трудные переговоры о Конституции Зимбабве — такое название получила Родезия — закончились компромиссом. Все граждане получили избирательное право, но белые добились отдельной избирательной курии и гарантированного представительства в парламенте (20 мест из 100). ПФ не удалось включить в Конституцию право африканцев на возвращение отнятых у них земель, но была достигнута договорённость о создании фонда для перераспределения земли, который должен финансироваться Великобританией, правительством Зимбабве и международными организациями.
На всеобщих парламентских выборах, состоявшихся в 1980, победу одержал Патриотический фронт. Из 80 мест, предназначавшихся для африканцев, ЗАНУ получил 57, а ЗАПУ — 20. Три места достались сторонникам Музоревы. 20 мест, предназначенных для белых, получил Родезийский фронт Яна Смита.
18 апреля 1980 была провозглашена независимость Зимбабве. Первым премьер-министром стал лидер ЗАНУ Роберт Мугабе. Мугабе провозгласил политику национального примирения. Он включил в состав правительства руководителей ЗАПУ и двух белых. Однако в 1981—84 усилилась напряжённость между двумя главными партиями — ЗАНУ и ЗАПУ, которая грозила гражданской войной. Парламентские выборы 1985 не изменили существенно расстановку политических сил и способствовали стабилизации внутриполитической обстановки. Между ЗА-НУ и ЗАПУ начались переговоры, завершившиеся в 1988 их слиянием в единую партию, получившую название ЗАНУ-Патриотический фронт (ЗАНУ-ПФ). Её президентом стал Р.Мугабе. В 1987 были приняты поправки к Конституции, отменившие гарантированное представительство белых в парламенте, ликвидировавшие верхнюю палату парламента и превратившие Зимбабве из парламентской в президентскую республику. Президент становился главой государства и исполнительной власти. 31 декабря 1987 Мугабе стал официально президентом Зимбабве.
С 1988 начинается проявление недовольства городского населения безработицей, снижением уровня жизни, коррупцией. На волнения, забастовки, разоблачения в печати правительство ответило репрессиями. Антиправительственные выступления не прекратились после парламентских (1990) и президентских (1992) выборов, на которых победили ЗАНУ-ПФ и Мугабе. В 1992 из университетов было исключено 10 тыс. студентов. Чтобы сбить волну недовольства, власти объявили о мерах по ускорению процесса перераспределения земли. Парламент принял Закон о приобретении земли (1992), давший правительству право на изъятие за компенсацию нерентабельных ферм у их владельцев для распределения земли среди безземельных африканцев. Претворение закона в жизнь вызвало серию скандалов, так как выяснилось, что большинство национализированных ферм было передано не крестьянам, а крупным партийным и государственным чиновникам. Почти все оппозиционные партии бойкотировали выборы 1995, Мугабе вновь стал президентом, а ЗАНУ-ПФ получил 118 из 120 мест в парламенте.
Очередной срок правления Мугабе (1996—2002) отмечен серьёзными ошибками в экономической политике, расцветом коррупции, ростом народного недовольства, что привело Зимбабве на грань экономической катастрофы и к острому политическому кризису. После выборов Мугабе сформировал новое правительство, создав 13 новых министерств, увеличив и без того самую большую статью расходов (на государственную администрацию) в хронически дефицитном бюджете. Были введены фиксированные цены на закупку и продажу зерна, что привело к сокращению посевов кукурузы и очередям за хлебом. Мугабе отверг рекомендацию министра финансов о девальвации зимбабвийского доллара, и следствием этого стало сокращение экспорта табака, приносившего стране основную валютную выручку. В 1998 прошли демонстрации ветеранов освободительной войны, требовавших земли или работы. Выяснилось, что разворован министерский фонд, созданный для оказания им помощи. Его использовали для строительства своих домов министры, жена Мугабе, высокопоставленные чиновники. Инфляция, введение новых налогов привели к невиданным в стране формам протеста — голодным бунтам, когда толпа бросалась грабить магазины. Первый из этих бунтов совпал с прохождением в парламенте законопроекта о материальных привилегиях для президента, вице-президентов и их семей.
В 1998 президент объявил о новом проекте Конституции, который среди прочего давал бы возможность изъятия земли у фермеров без всякого выкупа. В состоявшемся в феврале 2000 плебисците 54,6% голосовавших отвергли проект Конституции. После такого серьёзного поражения накануне выборов Мугабе решил использовать земельный вопрос, чтобы сохранить власть. В феврале 2000 африканцы захватили несколько ферм белых, как потом выяснилось, по наущению правящей партии. Когда суд признал захват незаконным, Мугабе выступил с речью, в которой назвал белых фермеров «врагами государства». Он призвал народ к восстановлению исторической справедливости, пообещав наделить землей 1 млн чел. Началось массовое изгнание белых из их владений, растаскивание фермерского имущества, несколько фермеров и работавших у них африканцев были убиты. Полиции было дано указание не вмешиваться в конфликты.
В июне 2000 состоялись парламентские выборы. На них не были допущены иностранные наблюдатели. Оппозиция представила документы о подтасовках результатов голосования в 37 округах. Многие из документов были признаны Верховным судом соответствующими действительности, но результаты выборов не были аннулированы. ЗАНУ-ПФ с трудом получил большинство — 62 из 120 мест в парламенте.
На март 2002 были намечены президентские выборы. В кон. 2001 все оппозиционные партии достигли соглашения о выдвижении единого кандидата в президенты — профсоюзного деятеля М. Тсванграи. В ходе предвыборной кампании митинги оппозиции разгонялись, а против Тсванграи возбудили уголовное дело — его обвинили в подготовке покушения на президента. Мугабе вновь победил на выборах. Оппозиция опротестовала их результат. ЕС оценил действия властей как нарушение демократии и ввёл ограничительные санкции против Зимбабве.
Ущерб, нанесённый стране политикой Мугабе в 1999—2001, вылился в снижение ВВП, трёхзначную инфляцию, острый товарный дефицит. В 2002 ситуация в стране оставалась напряжённой, возникла угроза голода.
Государственное устройство и политическая система Зимбабве
Зимбабве — республика с широкими полномочиями президента. Действует Конституция 1979 с поправками 1987. В административном отношении Зимбабве делится на 8 провинций и 2 города со статусом провинций (Маникаленд, Восточный Машоналенд, Западный Машоналенд, Центральный Машоналенд, Северный Матабелеленд, Южный Матабелеленд, Мидлендс, Масвинго, г. Хараре, г. Булавайо). Наиболее крупные города: Хараре, Булавайо.
Глава государства — президент, избираемый на всеобщих выборах сроком на 6 лет. Если выдвинут только один кандидат на пост президента, то он избирается не населением, а депутатами парламента. Высший орган законодательной власти — парламент (палата собрания), состоящий из 150 депутатов, 120 из которых избираются на всеобщих выборах, 12 — назначаются президентом, 8 — губернаторами провинций, 10 — традиционные вожди. Срок полномочий парламента — 5 лет. Высший орган исполнительной власти — правительство, возглавляемое президентом. Глава государства и правительства — президент Р.Мугабе. Спикер палаты собрания — Э.Мнангагва.
Исполнительная власть в провинциях принадлежит губернаторам, назначаемым президентом.
Самый выдающийся государственный деятель — Роберт Мугабе (род. в 1924), основатель ЗАНУ и президент страны.
Политическая система многопартийная. Зарегистрировано более 20 партий, из них представлены в парламенте: ЗАНУ-ПФ, Движение за демократические перемены (МДС).
Ведущие организации деловых кругов: Фондовая биржа Зимбабве, Конфедерация зимбабвийской промышленности, Сельскохозяйственное общество Булавайо, Союз коммерческих фермеров, Национальные торговые палаты Зимбабве.
Общественные организации: Конгресс профсоюзов Зимбабве, Федерация профсоюзов Зимбабве.
Внутренняя политика в последние годы характеризовалась прежде всего тем, что экономические интересы страны были принесены в жертву политическим амбициям. Ужесточались репрессии против оппозиции, применялись даже пытки. В 2003 Мугабе предпринял попытку примирения с оппозицией.
Внешняя политика привела к ухудшению отношений с ЕС (особенно с Великобританией) и США, к прекращению финансовой помощи от основных доноров. В конфликте Запад — Зимбабве большинство африканских государств поддержали Хараре, хотя некоторые лидеры, например, президент ЮАР Т.Мбеки, выступили с осторожной критикой политики Мугабе. Чтобы спасти экономику Зимбабве от краха, несколько африканских стран оказывают чрезвычайную помощь: Ливия поставляет нефть, ЮАР — зерно и другое продовольствие, Мозамбик — электроэнергию.
Численность армии Зимбабве 39 тыс. чел., из них Сухопутные войска 35 тыс., авиация — 4 тыс. Численность полиции 19,5 тыс. чел. Кроме того, имеется полувоенное полицейское соединение — 2,3 тыс. чел. (2000). Расходы на армию: 350 млн долл., т.е. 3,8% ВВП (2001).
Зимбабве имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1981).
Экономика Зимбабве
Зимбабве — одна из самых развитых в Африке, однако с 1999 находится в кризисном состоянии, отмеченном падением производства почти во всех отраслях. В 2000 ВВП упал на 4,2%, в 2001 ещё на 7,3%, а в 2002 ожидалось дальнейшее падение на 5—10%. В 2001 ВВП в потребительских ценах оценивался в 28 млрд долл. США, т.е. 2450 долл. на душу населения. Отраслевая структура ВВП (2001, %): сельское хозяйство 15,5, промышленность 19,3, услуги 65,2. Структура ВВП по занятости (%): сельское хозяйство 66, услуги 25, промышленность 9.
Экономически активное население 5,5 млн чел. (2000, оценка). Безработица достигла в 1999 опасного для социальной безопасности страны уровня — 50%. После захвата ферм к маю 2002 потеряли работу 835 тыс. наёмных сельскохозяйственных рабочих (вместе с членами семей), в городах закрылись многие предприятия, и только в 1-й пол. 2000, по официальным данным, было потеряно 50 тыс. рабочих мест.
В 2001 безработица возросла до 60% (оценка). Правительство определило инфляцию в 55,9% в 2000, 71,9% в 2001. В мае 2002 она достигла 122,5%.
В 2000—01 произошло резкое падение производства во всей промышленности, особенно в горнодобывающей и в тех отраслях обрабатывающей, которые прямо связаны с переработкой сельскохозяйственной продукции и минерального сырья. В 2001 спад в обрабатывающей промышленности составил 10,1% (производство табачных изделий и пива упало на 32,2%, текстиля и пряжи — на 18,1%, сахара — на 4,8%). Обрабатывающая промышленность представлена плавильными и обогатительными заводами по производству металлов, заводами металлических изделий (медные кабели, детали из феррохрома и т.д.), а также предприятиями лёгкой и пищевой промышленности. До кризиса (1995—98) производство самой значительной по стоимости продукции составляло (в среднем в год, тыс. т.): сахара — 340, кокса — 450, цемента — 950, чугуна — 210, феррохрома — 290, стали — 212, рафинированной меди — 20 т, никеля — 10. Кроме того, производятся пряжа, текстиль, одежда, обувь, бумага, удобрения, металлоконструкции, пиломатериалы, мебель, химические товары и т.д.
В 2000—01 в обрабатывающей промышленности прекратили деятельность десятки компаний, а несколько тысяч компаний (2820 фирм только в 1-м полугодии 2000) оказались неплатежёспособными. Особенно серьёзно пострадала текстильная промышленность, не выдержавшая конкуренции с товарами из ЮАР; большинство текстильных фабрик закрылись. Всё же последствия кризиса для обрабатывающей промышленности оказались менее тяжёлыми, чем для сельского хозяйства, и в 2001 она оттеснила его на 2-е место по вкладу в ВВП (их доля в ВВП стала соответственно 15,7 и 15,5%).
Доля горнодобывающей промышленности в ВВП в 2001 составила 3,6%, а падение производства оценивалось в 6,8%. В Зимбабве добывается более 40 различных полезных ископаемых. В 2000 добыча на многих шахтах резко упала из-за недопоставок вагонов, перебоев в электроснабжении и составила: золота — 22 тыс. т, никелевой руды — 6 млн т (в 1998 — 12,9 млн), хромитов — 668 тыс. т, магнезита — 4 млн т, железной руды — 438 тыс. т, серебра — 3 т (в 1998 — 6,7 т), асбеста — 152 тыс. т, угля — 4 млн т (в 1998 — 5,5 млн т). Наибольшие доходы принесла добыча золота. В 2000 она дала стране 44% всей валютной выручки. Это — следствие падения экспорта табака, а не свидетельство благополучия в золотодобывающей отрасли. Последние десятилетия отрасль переживала трудные времена из-за низких мировых цен. В 1990-х гг. несколько рудников закрылись, а некоторые стали убыточными, но действовали, потому что прекращение добычи привело бы к их затоплению. Повышение мировых цен на золото из-за иракских событий может оздоровить эту отрасль. 2-е место по стоимости добычи занимает никель, цена на который выросла в 1999, но никелевые рудники очень пострадали из-за кризиса. Добыча асбеста падает из-за обнаружения его канцерогенных свойств. Добыча медной руды (3 тыс. т по содержанию металла) почти прекратилась из-за низких мировых цен.
В 2001 при общем падении добычи минерального сырья увеличилась добыча угля (5,2 млн т), но уменьшилась добыча асбеста (93,9 тыс. т) и хромовой руды (554,7 тыс. т).
Очень большие надежды связаны с эксплуатацией богатых платиновых месторождений. Ведётся или планируется сооружение 4 шахт, две из которых должны были начать действовать в 2001—02. Ввод в эксплуатацию шахты (180 тыс. т руды в месяц) и обогатительной фабрики в Хартли выведет Зимбабве на 2-е место (после ЮАР) в мире по добыче платины, при этом РФ перейдёт на 3-е место. Однако из-за кризиса 2000—01 строительные работы на платиновых месторождениях были остановлены.
Зимбабве потребляет 800 тыс. т нефтепродуктов в год. На нефть и нефтепродукты приходится ок. 10% всего импорта. Нефть поступает по нефтепроводу из мозамбикского порта Бейра и в цистернах по железной дороге из ЮАР. Электроэнергии, вырабатываемой ТЭЦ, работающими на угле, не хватает для обеспечения страны, и Зимбабве приходится её импортировать из Замбии (Карибская ГЭС) и Мозамбика (ГЭС Кабора-Босса). Из 10,5 млрд кВт-ч энергии, использованной в стране в 2000, 4,5 млрд пришлось на импорт. В кон. 1990-х гг. началось сооружение двух ГЭС на реке Замбези, а также новых ТЭЦ. Самыми крупными из них станут ГЭС в Батока-Гордже, пуск которой был запланирован на 2003, и ТЭЦ в Гокве (1400 МВт), которая должна вступить в строй в 2006. Финансирование осуществлял в основном Всемирный банк. В 2000, когда правительство прекратило выплачивать долги Всемирному банку, он отказался финансировать продолжение строительства ГЭС и ТЭЦ до тех пор, пока правительство не переведёт ему платежи по всем долгам.
В сельском хозяйстве Зимбабве сталкивается с частыми засухами, колебания в урожае весьма значительны. Тем не менее перспективы этой отрасли представлялись до последних событий оптимистическими. Если в большинстве африканских стран доля сельского хозяйства в ВВП постепенно уменьшалась, то в Зимбабве она возросла с 12,4% в 1990 до 16,3% в 1999.
Наряду с высокопродуктивными фермерскими хозяйствами, выращивающими большую часть товарной продукции, существуют многочисленные мелкие частные и общинные участки, на которых производится более 50% всей сельскохозяйственной продукции. В основном она идёт на обеспечение питанием самих крестьянских семей, но всё же часть её поступает на рынок. 2000—02 отмечены постоянным падением сельскохозяйственного производства вследствие неблагоприятных погодных условий и аграрной политики правительства.
Основная зерновая культура — кукуруза, но выращиваются также пшеница, просо, сорго и ячмень. В 2001 урожай кукурузы составил 1,6 млн т. Тенденция к его снижению проявилась до событий 2000 и объясняется сокращением площадей под посевы кукурузы за 20 лет на 25% из-за низких закупочных цен. В результате Зимбабве, собравшая в 1981 2,8 млн т, превратилась из экспортёра в импортёра кукурузы. С 1998 правительству пришлось трижды повышать закупочные цены на кукурузу, последний раз в 2002 с 15 тыс. до 28 тыс. зимбабвийских долларов за тонну. Ожидать скорого перелома ситуации от такого решения не приходится; после захвата ферм у белых площади под кукурузу у африканцев расширились на 14% (2001), но в товарном секторе уменьшились на 62% (2000—02). И действительно, по предварительным сведениям, урожай в засушливом 2002—03 упал катастрофически — на 67%. Перед страной встала угроза голода.
Урожай пшеницы в последние годы составлял в среднем 280 тыс. т, тогда как стране нужно ок. 400 тыс. т, и 25% потребляемой пшеницы приходится импортировать из ЮАР. В 2000 сбор составил 250 тыс. т, а в 2001 упал, по оценкам, до 200 тыс. т. Ячмень выращивается для производства пивного солода, значительная часть которого экспортируется. В 2000 сбор ячменя снизился (с 30 тыс. т в 1989) до 8 тыс. т.
Основная экспортная культура — табак. Урожай снизился с 228 тыс. т в 2000 до 207,5 тыс. т в 2001. Отмечено также снижение экспорта сахарного тростника, овощей и фруктов, хлопка, но увеличился сбор подсолнечника, кофе, чая, цветов.
В животноводстве отмечено уменьшение поголовья скота, в частности, количество крупного рогатого скота снизилось с 5,9 млн в 2000 до 5,5 млн в 2001.
Экономический кризис тяжело сказался на транспорте и связи. Загрузка транспорта снизилась в 2000, а в 2001 упала ещё на 28%. В телефонных сетях сократилось число абонентов, остановлены проекты создания новых линий связи.
Длина железных дорог 3077 км, из них 313 км электрифицировано. Объём перевозок: 1,6 млн пассажиров и 3,3 млрд ткм (2000). Длина автодорог 18 338 км, из них 8692 км с твёрдым покрытием (2002). Речной транспорт: хромовая руда перевозится по рекам Мазое и Замбези в Мозамбик. Трубопровод (212 км) к границе с Мозамбиком имеет две линии для перекачки нефти и нефтепродуктов. Гражданская авиация связывает все города и районы. Компания «Эйр Зимбабве» осуществляет рейсы в африканские страны, Европу и Австралию. Действуют ещё две авиакомпании. 17 аэропортов с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос и более 400 с грунтовыми полосами. Объём перевозок: 409 тыс. пассажиров и 225 млн ткм грузов (2000) .
Телефонная связь — одна из лучших в Африке. Число стационарных телефонов 180 тыс., мобильных 111 тыс. (2001). Действуют более 20 радиостанций, 16 телевизионных станций. Число радиоприёмников 1,2 млн, телевизоров 400 тыс. (2000, оценка). Число пользующихся Интернетом — 100 тыс. (2002).
Торговля оптовая и розничная находится в частных руках, но государство контролирует цены на закупку и продажу важных продовольственных культур и продуктов из них, например на зерно и хлебопродукты; это касается и импорта зерна.
Основные туристические объекты — водопад Виктория, Карибская плотина, Национальный парк, руины древнего государства Мономотапа — привлекают многих иностранцев. В 1999 страну посетили ок. 2,2 млн туристов, в 2001 их число сократилось до 370 тыс. Доходы от туризма (2001) 78,7 млн долл. США.
Экономическая и социальная политика правительства с сер. 2002 направлена на стабилизацию положения в стране, на восстановление международных экономических связей. Правительство высказалось за возобновление прерванного сотрудничества с МВФ и странами Запада, но пока сдвига в этом направлении не видно, хотя некоторые страны ЕС, например Франция, склонны к прекращению финансового бойкота Зимбабве. Перед правительством Зимбабве стоит задача дать требуемый МВФ отчёт о расходовании ранее предоставленных кредитов и о реформах по либерализации экономики. Донорам аграрных преобразований правительством обещано рассмотреть вопрос о «справедливой» компенсации фермерам, лишившимся собственности. При ограниченных финансовых возможностях правительство пытается не допустить дальнейшего ухудшения уровня жизни населения, регулярно индексируя заработную плату в госсекторе, но индексация не поспевает за инфляцией. Самая неотложная проблема — угроза голода для 6 млн африканцев. ООН, ЕС, а также США, ЮАР взяли на себя основную тяжесть гуманитарной помощи, которая определена в 6,1 млн т продовольствия.
Совершенно очевидно, что без помощи и притока инвестиций извне невозможно быстрое возрождение экономики и решение социальных проблем.
Банковская система включает государственные, частные и иностранные банки. Резервный банк Зимбабве осуществляет денежную эмиссию и мониторинг финансовой системы. Его независимость от правительства является фактически декларативной, и многие его некомпетентные действия эксперты объясняют вмешательством властей. Вместе с правительством он несёт ответственность за инфляцию (повышение правительственных расходов накануне выборов было обеспечено за счёт денежного печатного станка), за недостаточный резерв иностранной валюты, за некомпетентное регулирование курса национальной валюты и т.д. До 2000 росли банковские депозиты. В 2000 население, напуганное экономической политикой правительства, стало переводить вклады из зимбабвийских банков в английские. В результате некоторые частные банки обанкротились или оказались на грани банкротства. Стало проблемой получение кредитов мелкими и средними предприятиями.
Бюджет хронически дефицитен. Если раньше дефицит покрывался за счёт займов МВФ и других доноров, то с закрытием этих каналов помощи приходится прибегать к дополнительной денежной эмиссии. Доходы бюджета — 2,3 млрд долл., расходы (включая бюджет капиталовложений) 2,4 млрд (2000). Налоги обеспечивают 94% бюджетных поступлений. Самые значительные — налог на доход и прибыль; таможенные пошлины. Государственный внешний долг 5 млрд долл. США (2002). Валютные резервы страны 92,2 млн долл. США (2001).
Уровень жизни населения стал заметно снижаться с нач. 1990-х гг. и резко упал в 2000—02. Одним из первых законов независимой Зимбабве был Закон о минимуме заработной платы 1980, который предусматривал индексацию заработной платы в соответствии с инфляцией. Однако на практике инфляция опережала рост доходов населения, хотя правительство формально выполняло закон 1980. Дело в том, что статистика занижала уровень инфляции. Так, официально инфляция в 1998 составляла 25%, но, по расчётам экономистов, она превысила 40%, а МВФ определил её в 46,6%. В том же году профсоюз учителей добился от правительства увеличения заработной платы на 15%, а индекс стоимости жизни возрос на 24%. Впрочем, в критические моменты, например накануне выборов 2000, правительство шло на значительное увеличение заработной платы служащим и жалованья в армии. В 1999 60% населения жило ниже черты бедности. При теперешнем экономическом кризисе эта цифра, вероятно, значительно выше.
Внешнеторговый оборот медленно снижается с 1996, но в 2000 он резко сократился, особенно импорт (на 25%), и остался на этом уровне в 2001. Сальдо торгового баланса с 1998 было положительным. В 2001 экспорт составил 1714,9 млн долл. США, а импорт — 1545 млн. Статьи экспорта (млн долл. США): продукция сельского хозяйства — 769,8, обрабатывающей промышленности — 773,7; горнодобывающей — 171,4. Снизился экспорт табака, на который ранее приходилось более 30% стоимости всего экспорта, а также сахарного тростника, хлопка, овощей и фруктов. Немного увеличился экспорт кофе и чая. Основные статьи импорта: машины и оборудование, нефтепродукты и электроэнергия, промышленные полуфабрикаты, химические товары, продовольствие.
Крайне обострилась ситуация с платёжным балансом. В 1998 он был положительным, в следующем году — практически нулевым, но в 2000 пассивное сальдо составило 171 млн долл. США, а в 2001 — 625 млн. Ожидается дальнейшее ухудшение платёжного баланса.
Наука и культура Зимбабве
В стране 4 университета, два государственных (в Хараре и Булавайо) и два частных. В Хараре находится Совет по исследованиям в области сельского хозяйства, филиалами которого являются более 10 институтов, Национальный ботанический сад. Имеются исследовательские центры леса, хлопка, табака, геологический департамент. Действуют пять крупных библиотек (три из них публичные), четыре музея, Национальная картинная галерея. В стране несколько любительских театров, музыкальных ансамблей. Существует зимбабвийская художественная литература, в основном на английском языке.