Общие сведения о Венгрии
Официальное название — Венгерская Республика (Maqyar Koztarsasaq). Расположена в Центральной Европе. Площадь — 93 тыс. км2, численность населения — 10,15 млн чел. (2003). Государственный язык — венгерский. Столица — г. Будапешт (1,7 млн чел., 2003). Государственный праздник — День основателя государства Святого Иштвана (Стефана), отмечаемый 20 августа. Национальными праздниками являются 15 марта — День начала революции и освободительной борьбы 1848—49, а также 23 октября — День начала революции и освободительной борьбы 1956 и провозглашения в 1989 Венгерской Республики. Денежная единица — форинт.
Член ООН (с 1955), ВТО (с 1973), МВФ и МБРР (с 1982), Совета Европы (с 1991), ОЭСР (с 1996), НАТО (с 1999), ЕС (с 2004).
Достопримечательности Венгрии
География Венгрии
Расположена между 45°48 ’и 49°35 ’северной широты и 16°05 ’и 22°58 ’восточной долготы. Общая протяжённость государственных границ 2242 км. На севере граничит со Словакией (608 км), на востоке — с Украиной (215 км) и Румынией (432 км), на юге — с Сербией и Черногорией (161 км), Хорватией (339 км) и Словенией (102 км), на западе — с Австрией (366 км). Протяжённость страны с востока на запад 528 км, с севера на юг — 268 км.
Территория Венгрии составляет часть обширной области опускания, расположенной между Карпатами, Альпами и Динаро-Балканскими горами. В целом 84% территории Венгрии лежит на высоте не более 200 м над уровнем моря. Дунай делит страну на две части: к востоку находится обширная плоская Большая Среднедунайская низменность (Альфёльд), к западу — холмистая равнина Дунантуль (Трансданубия) с отдельными невысокими кряжами (массивы Баконь, Вертеш, Мечек и др.). Северо-восток страны представляет собой окраину молодых вулканических Карпат (массивы Бёржёнь, Матра, Земплен) с характерными конусообразными вершинами, достигающими в отдельных местах высоты 900—1000 м. Высшая точка Венгрии — гора Кекеш в массиве Матра (1015 м).
Основные водные артерии — реки Дунай (длина венгерского участка 417 км) и Тиса (длина венгерского участка 595 км). В Венгрии находится одно из крупнейших озёр в Европе — Балатон. Его площадь — 598 км2, 77 км в длину и от 1,5 до 14 км в ширину. Озеро и окрестности превратились в курортно-туристический район международного значения. Множество небольших озёр, особенно в междуречье Дуная и Тисы, так же окружены зонами отдыха.
Венгрия богата подземными водами, термальными и лечебными источниками. Запасы подземных вод встречаются почти на всей территории страны и сосредоточены под её равнинными частями, залегая на глубине 500—1500 м. Температура водных слоёв от 30 до 80°С. Ежедневный приток воды из всех источников достигает 70 млн л.
Почвенный покров отличается большим разнообразием (выделяется ок. 35 почвенных районов со своим комплексом почв). Господствующий тип — каштановые и подзолистые почвы, которые покрывают примерно 40% территории страны. Ок. 25% площади Венгрии занято чернозёмами (содержание гумуса 4—7%, средняя мощность гумусового горизонта — 60—80 см). Широко распространены также различные бурые лесные почвы. Почти 3/5 территории страны занимают пашни.
Относительно низкие возвышенности предотвращают возникновение естественного леса, который занимает примерно 15—18% территории страны. Лесом покрыты преимущественно горы и некоторые холмистые местности, преобладают дуб, бук, липа и другие лиственные породы. Лесостепи и степи почти повсеместно замещены культурной растительностью.
Животный мир типичен для Центральной Европы и благодаря интенсивному охотничьему хозяйству богат. Главные виды — благородный олень, косуля, кабан, заяц-русак. В горах — муфлон, во внутренних водоёмах — сом, щука, судак, карп. Среди птиц наиболее часто встречаются фазан, серая куропатка, дикая утка, аист. В Венгрии пять национальных парков, один из которых — Хортобадь — занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Венгрия небогата природными ресурсами: промышленное значение имеют залежи бокситов, лигнитов, а так же уже сильно истощённые запасы природного газа и нефти. Месторождения урановых и медно-полиметаллических руд сейчас не разрабатываются.
Климат умеренно-континентальный с влиянием Средиземного моря и Атлантического океана. Весна — ранняя, относительно дождливая, с переменчивой погодой. Лето — жаркое, но с периодами похолоданий и ненастья. Осень длинная, тёплая, однако нередки туманы и дожди. Зима — сравнительно холодная, облачная и влажная. Средняя температура июля +20— 22,5°С (зафиксированный максимум +42°С), января — –2—4оС (зафиксированный минимум –35°С), среднегодовая температура +10°С. Снег зимой выпадает редко: 2—5 раз в год. Солнце светит в Будапеште 2054 ч в году, из которых 1526 ч приходится на период с апреля по сентябрь. Осадков на равнинах выпадает от 900 мм в год на юго-западе до 450 мм в год на северо-востоке.
Население Венгрии
С 1980 отмечается естественная убыль населения, не компенсируемая балансом миграции.
Рождаемость — 9,5‰; смертность — 13,1‰, детская смертность — 7,2 чел. на 1000 новорождённых (2003). Средняя продолжительность жизни: мужчины — 67 лет, женщины — 76 лет (2001).
В половозрастной структуре населения постоянно увеличивается доля женщин (1990 — 52%, 2001 — 52,3%, 2003 — 52,5%) и лиц пожилых возрастов (лица до 14 лет — 16,1%, 15 — 59 лет — 63,1%, 60 лет и старше — 20,8%).
Ок. 60% всех жителей проживает в городах, в т.ч. 29,1% в городах с населением более 100 тыс.чел. (включая 17,1% столичных жителей), 30,2% — в городах с населением от 10 до 100 тыс.чел., 33,1% — в посёлках с населением от 1 до 10 тыс.чел. и 7,6% — в населённых пунктах с числом проживающих менее 1 тыс. чел.
Возраст выхода на пенсию — 62 года (женщины, родившиеся до 31 декабря 1946, могут выйти на пенсию раньше в случае наличия установленного стажа трудовой деятельности или прочих условий).
Этнический состав однороден: по результатам последней переписи, в 2001 венграми (самоназвание — мадьяры) признало себя 97,0% населения. Закон «О национальных и этнических меньшинствах» (1993) выделяет 13 меньшинств: цыгане (190 тыс. чел.), немцы (62,2 тыс. чел.), словаки (17,7 тыс. чел.), хорваты (15,6 тыс.чел.), армяне, болгары, греки, поляки, румыны, русины, сербы, словенцы, украинцы. Еврейская община, не учитываемая официальной статистикой, насчитывает ок. 55 тыс.чел. и является крупнейшей в Восточной Европе.
Св. 3 млн венгров проживают в соседних государствах: в Румынии (1,6 млн чел.), Словакии (600 тыс. чел.), Сербии (350 тыс. чел.), на Украине (170 тыс. чел.), в Австрии (50 тыс. чел.), Хорватии (25 тыс. чел.) и Словении (10 тыс. чел). Ещё более 1,5 млн лиц венгерского происхождения проживает в США, Канаде, Израиле, Австралии, ЮАР и других странах.
Религия: в стране насчитывается ок. 260 культовых организаций и религиозных обьединений, охватывающих своим влиянием 74% населения. Среди верующих 73% составляют католики и Греко-католики, 22% — реформаты и протестанты других направлений, 4% — евангелисты (лютеране). Примерно по 0,2% насчитывают баптисты, православные различного толка, иудаисты. Существует незначительная буддистская община.
История Венгрии
Венгры выделились из древней финно-угорской этнической общности на рубеже 2-1-го тыс. до н.э. Во время Великого переселения народов они покинули свою прародину — предгорья Южного Урала — и к кон. 9 в. поселились в бассейне Карпат. Здесь сформировалось венгерское средневековое государство. После начавшейся в 10 в. христианизации венгров-язычников Иштван I (при крещении — Стефан) — потомок князя Арпада, возглавлявшего союз племён времён «обретения родины» — в 1000 стал королём Венгрии (правил в 997—1038), получив корону из рук Папы римского Сильвестра II.
Начавшаяся после его смерти борьба за власть между его наследниками и широкие восстания язычников, не желавших отступать от прежней «веры отцов», ослабили государство. Под знаком этой борьбы прошла вся середина 11 в. Лишь к концу столетия королям Ласло I (1077—95) и Кальману, прозванному за свою учёность Книжником (1095—1116), удалось восстановить порядок и стабильность.
К сер. 13 в. благодаря активным завоевательным походам территория венгерского королевства достигла наибольшей площади, охватывая также Трансильванию, Словакию, Закарпатье, Бургенланд, Воеводину и Хорватию. В 1241—42 страна пережила нашествие татаро-монгольских войск под предводительством Батыя, потеряв почти половину населения. Король Бела IV (1235—70) сумел восстановить разрушенное, развернул строительство крепостей, стимулировал приток населения из соседних государств, способствовал развитию городов и т.п.
В нач. 14 в. со смертью короля Эндре III (1290—1301) прекратилась династия Арпадов, представители которой занимали трон по праву наследования. Феодальная верхушка в интересах укрепления собственного могущества стала приглашать королей из чужеземных династий, не имевших реальной силы: чешского короля Ласло Чеха, баварского герцога Отто III. Однако при правлении представителей Анжуйской династии, внука короля Неаполя Кароя (Карла) Роберта (1307—42) и его сына Лайоша (Людовика) Великого (1342—82), сумевших добиться относительной самостоятельности королевской власти и обеспечить казну доходами, Венгрия пережила период укрепления и расцвета централизованного феодального государства.
В 15 в. Венгрия постепенно превращается в сословную монархию, где прерогатива избрания короля принадлежала уже магнатам и дворянам. Страной правили иностранные короли (герцог Австрии король Альберт, король Польши Уласло I, король Чехии Ладислав), Государственный совет из 5 магнатов и 7 военачальников (1445—46), влиятельный магнат и выдающийся полководец Янош Хуняди (в ранге правителя Венгрии; 1446—52). Его сын — Матьяш Хуняди, по прозвищу Корвин (Вoрон), был избран королём в 1458 и правил до своей смерти в 1490. Опираясь на мелкое и среднее дворянство, он сумел ослабить власть крупных феодалов и на время прекратить междоусобную борьбу.
В 1514 Венгрию потрясло одно из крупнейших крестьянских восстаний, которое возглавил Дьёрдь Дожа. Намеревавшиеся совершить крестовый поход против турок крестьяне и примкнувшие к ним горожане повернули оружие против магнатов. Несмотря на первоначальные победы, восстание было подавлено, а его разгром использовался как повод для окончательного закабаления крестьян.
В 15–16 вв. венгры довольно успешно отражали натиск набиравшей тогда силу Османской империи, однако после поражения королевской армии в битве под Мохачем (1526) значительная часть страны попала под османское влияние. К 1541 Венгрия оказалась разделённой на три части: в южных и центральных областях на полтора столетия установилось господство турок, северные и западные земли были под властью австрийской династии Габсбургов, а на востоке образовалось Трансильванское княжество с ограниченной независимостью. После австро-турецкой войны 1683—99 и подавления антигабсбурского движения 1703—11, руководимого Ференцем Ракоци II, вся Венгрия оказалась под властью Габсбургов.
1-я пол. 19 в. в Венгрии характеризовалась усилением движения за национальную независимость, общественный прогресс, экономические свободы и получила название «эпохи реформ». Их инициатором стал граф Иштван Сечени (1791—1860), представлявший взгляды части венгерского либерального дворянства и буржуазии. Видными деятелями — сторонниками реформ были также Лайош Кошут (1802—94), Ференц Деак (1803—76), Миклош Вешшелени (1796—1850), Михай Танчич (1799—1884) и др.
Противодействие венского двора реформам, консерватизм части венгерской политической верхушки привели к национально-демократической революции 1848—49. Поражение революции вызвало всплеск репрессий, «онемечивание» страны, отказ от многих завоеваний революции. По австро-венгерскому соглашению 1867 Венгрия стала одной из составных частей двуединой монархии — Австро-Венгрии. Оба государства обладали независимостью во внутренних делах, управлялись собственными парламентами и правительствами, но имели общего монарха и общие военное, финансовое и внешнеполитическое ведомства.
В октябре 1918 вследствие поражения Австро-Венгрии в 1-й мировой войне в стране произошла мирная буржуазная революция, провозгласившая государственную независимость. Но послевоенные границы Венгрии определил трианонский договор 1920, лишивший страну 2/3 территории, в т.ч. ряда районов с преобладающим венгерским населением. Борьба за их возвращение стала стержнем всей политики Венгрии в межвоенный период.
21 марта 1919 была провозглашена Венгерская Советская Республика, существовавшая всего 133 дня. После её разгрома в стране был установлен реакционный режим Миклоша Хорти, приведший её накануне 2-й мировой войны к союзу с державами гитлеровской «оси». В 1938—40 по итогам двух Венских арбитражей Венгрия присоединила южную Словакию, Закарпатье и Северную Трансильванию, а весной 1941 захватила у Югославии область Бачку.
27 июня 1941 страна вступила в войну против СССР. После разгрома 2-й венгерской армии в ходе советского контрнаступления на Дону в январе 1943 Венгрия попыталась выйти из войны. Последовали германская оккупация (март 1944) и диктатура нилашистов (партии фашистского толка). В сентябре 1944 советская армия вступила на территорию Венгрии, полное освобождение которой завершилось 4 апреля 1945. Парижский мирный договор 1947 в целом подтвердил трианонские границы страны.
Временное национальное правительство провело ряд преобразований (национализация транспорта, шахт, банков, частных предприятий, аграрная реформа и т.д.). К 1948 в Венгрии утвердилась власть компартии, в августе 1949 создана Венгерская Народная Республика (ВНР). Политика однопартийного режима компартии, ущемление национального достоинства, репрессивная внутренняя и волюнтаристская экономическая политика вызвали широкое общественное недовольство, которое вылилось в народное восстание в октябре 1956 с требованием демократических свобод. Было подавлено советскими вооружёнными силами.
Новому венгерскому руководству во главе с Яношем Кадаром (1912—89) удалось стабилизировать ситуацию и в условиях относительной либерализации добиться значительного роста благосостояния населения. Со 2-й пол. 1960-х гг. в стране начались разработка и осуществление глубокой экономической реформы. Однако впоследствии возможности реформирования существовавшей социально-политической системы были исчерпаны, и в 1989—90 в Венгрии произошла мирная трансформация общественного строя.
После первых свободных выборов 1990 к власти пришла национал-консервативная коалиция, взявшая курс на т.н. возвращение в Европу. Социальные последствия такой политики привели к тому, что на выборах 1994 население проголосовало за социалистов, выходцев из реформистского крыла бывшей правящей компартии, которые в союзе с либеральной партией свободных демократов продолжили рыночные преобразования в экономике и подготовку к вступлению Венгрии в НАТО и ЕС. На парламентских выборах 1998 к власти пришла оппозиция во главе с Венгерской гражданской партией (ФИДЕС), провозгласившей целью окончательное завершение перехода к рынку и гражданскому обществу, интеграцию в военно-политические и экономические структуры Запада. Агрессивная националистическая политика правящей коалиции на выборах 2002 вновь привела к приходу социалистов к власти.
Государственное устройство и политическая система Венгрии
Венгрия — независимое демократическое правовое государство, парламентская республика. Действует Конституция, принятая в 1949, с поправками 1989 и 1997.
Административное деление — 19 областей (медье) и столица, имеющая особый статус. Крупные города: Будапешт, Дебрецен (211 тыс. чел.) Мишкольц (184 тыс. чел.), Сегед (168 тыс. чел.), Печ (162 тыс. чел.), Дьёр (129 тыс. чел.).
Высший орган законодательной власти — Государственное собрание. Избирается каждые 4 года, представляет собой однопалатный парламент, в который входит 386 депутатов. В Венгрии действует сложная пропорционально-мажоритарная избирательная система: 176 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 152 депутата — по территориальным спискам, а 58 депутатов получают мандат в соответствии с долей голосов, отданных по партийным спискам.
Госсобрание избирает президента страны, премьер-министра, членов Конституционного суда, омбудсманов (т.е. трёх уполномоченных: по политическим правам, правам этнических меньшинств и защите личных данных), председателя Верховного суда и генерального прокурора.
Госсобрание заседает постоянно, его очередные сессии проходят с 1 февраля по 15 июня и с 1 сентября до 15 декабря. Председатель Госсобрания — Каталин Сили.
Высший орган исполнительной власти — правительство во главе с премьер-министром, являющимся по Конституции главным должностным лицом в стране. Премьер-министром становится представитель победившей партии, которого одновременно с принятием программы правительства по представлению президента избирает парламент. Премьер-министр представляет на утверждение президента предложения по персональному составу правительства. С июня 2002 премьер-министром является Петер Медьеши (беспартийный выдвиженец от Венгерской социалистической партии).
Глава государства — президент с довольно ограниченными конституционными полномочиями. Избирается парламентом на пятилетний срок (но не более двух раз). Действующим президентом Венгрии является Ференц Мадл (избран в 2000). Помимо него в истории Венгрии было ещё четыре президента: Михай Каройи (январь—март 1919), Золтан Тилди (1946—48), Арпад Сакашич (1948—49), Арпад Гёнц (1990—2000).
Основу местных органов власти составляют равноправные городские и сельские самоуправления (мэры и муниципальные собрания избираются на 4 года прямым голосованием) с немалыми полномочиями. Областное звено не имеет исполнительных органов. Очередные муниципальные выборы состоялись в октябре 2002.
Высшие судебные органы — Верховный суд (в его компетенцию входят гражданские и уголовные дела) и Конституционный суд (надзор за соблюдением Конституции, экспертиза нормативных актов на предмет соответствия Конституции и принятие решений в случае споров между отдельными органами государственной власти).
В Венгрии зарегистрировано 150 политических партий. На последних выборах 2002 со всевенгерскими списками выступили 16 партий, 4 из них преодолели 5%-й барьер парламентского представительства.
Венгерская социалистическая партия (ВСП) образована в 1989 при роспуске правившей тогда Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП). Ориентируется на социал-демократические ценности. На выборах 2002 получила 178 мандатов. Как победившая на выборах партия сформировала коалиционное (вместе с ССД) правительство, в котором имеет 11 постов, включая пост премьер-министра. Председатель — Ласло Ковач.
Венгерская гражданская партия (Фидес) создана в 1988 группой молодых диссидентов. Является правой партией либерального толка. Имеет в Госсобрании 164 мандата. Главная оппозиционная партия. Лидер партии, официально не занимающий какого-либо поста, — Виктор Орбан.
Венгерский демократический форум (ВДФ) оформился в партию в 1988 из движения оппозиционной интеллигенции. Придерживается национал-консервативной ориентации. Имеет в парламенте 24 мандата. Вместе с Фидес составляет оппозицию. Председатель партии — Ибойя Давид.
Союз свободных демократов (ССД) сформировался в 1988 на базе диссидентского движения. Имеет в Госсобрании 20 мандатов. Вместе с ВСП образует правящую коалицию. В правительстве занимает 4 министерских поста из 15. Председатель партии — Габор Кунце.
Из партий, не представленных в парламенте, наиболее значительными являются: Независимая партия мелких хозяев (НПМХ; воссоздана в 1988 как правопреемница исторической НПМХ. Партия национально-консервативного толка), Партия венгерской правды и жизни (образована в 1993 после выхода из ВДФ крайних националистов), Венгерская рабочая партия (коммунистический «осколок» ВСРП), а также национал-радикальная Христианско-демократическая народная партия и умеренно-консервативная Венгерская демократическая народная партия.
Политическая система в Венгрии довольно устойчива, мирный механизм смены власти отработан, ветви власти сбалансированы, оппозиция ведёт себя в основном конструктивно и цивилизованно.
Профсоюзы Венгрии обьединяют ок. 3 млн чел., в т.ч. до 50% занятого населения, 30% всех пенсионеров и 10—15% безработных.
Крупнейшие профсоюзные объединения: Федерация венгерских профсоюзов (охватывает 1,3 млн чел.), Форум сотрудничества профсоюзов (объединяет 800 тыс. служащих, занятых в бюджетной сфере), Союз автономных профсоюзов (насчитывает ок. 300 тыс. членов, преимущественно рабочих), Лига профсоюзов (представляет интересы 60 тыс. представителей интеллигенции, объединённых в 122 профсоюза).
Интересы деловых кругов представляют Венгерская торгово-промышленная палата (ТПП) и Венгерская аграрная палата (аналогичные организации действуют и на столичном уровне). Кроме того, существует множество объединений национальных производителей, функционирующих, как правило, по отраслевому признаку: например, Всевенгерский союз строительных организаций, Венгерская цементная ассоциация, Союз венгерских экспортёров, Федерация электроэнергетических компаний, Союз венгерских риэлторов и т.п. Для обслуживания предпринимателей из зарубежных стран открыты представительства иностранных ТПП (США, Великобритания, Канада) и созданы совместные ТПП (Германия, Франция, Израиль, Румыния, Венесуэла, Швеция, Швейцария).
С 1990 в Венгрии создан трёхсторонний Согласительный совет — постоянно действующий форум социального партнёрства между правительством, работодателями и трудящимися.
Общественный порядок охраняет полиция (ок. 40 тыс. чел.). Всевенгерское главное командование полиции является самостоятельным госорганом, функционирующим в рамках МВД. Состоит из центрального аппарата и 19 областных управлений (столичной полицией руководит отдельное главное управление двойного подчинения).
Регулярная Венгерская армия (ок. 45 тыс. чел.) комплектуется кадровым составом и военнослужащими срочной службы, призываемыми на основе всеобщей воинской повинности сроком на 6 мес. Доля солдат-срочников в 1994—2002 сократилась с 52,8 до 30%. В составе армии два вида Вооружённых сил: Сухопутные войска и Военно-воздушные силы (включая ПВО). На вооружении находится техника российского (советского) производства (артиллерийские орудия различного калибра, танки Т-55 и Т-72, БМП, бронетраспортёры, истребители «МиГ», вертолёты «Ми» различных модификаций), но постепенно осуществляется закупка западного вооружения или модернизация российской техники под натовские стандарты. В г. Тасар расположена американская военная база.
Венгерские военнослужащие в 1988—2002 являлись участниками 16 миротворческих контингентов под эгидой ООН, ОБСЕ и других международных организаций.
В военное время в состав Вооружённых сил входят погранвойска, полиция, служба охраны мест заключения и таможенная охрана.
Базовое направление внешней политики — интеграция в евроатлантические структуры (НАТО, ЕС, Совет Европы и т.д.), поддержание добрососедских отношений с сопредельными странами и защита прав венгерских меньшинств за рубежом.
Страна принимает участие в региональных структурах сотрудничества: Вишеградском соглашении, Центрально-европейском соглашении о свободной торговле (ЦЕССТ), Центрально-европейской инициативе (ЦЕИ), Пакте стабильности для Юго-Восточной Европы (ПСЮВЕ), Дунайской комиссии (её штаб-квартира находится в Будапеште).
Венгрия имеет дипломатические отношения с более чем 150 государствами, в т.ч. с Российской Федерацией. В 1991 подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Венгрией (ратифицирован российским парламентом в 1995). Дипотношения Венгрии с СССР существовали в 1934—41 и 1948—91.
Экономика Венгрии
Венгрия — среднеразвитое индустриально-аграрное государство, активно участвующее в международной торговле. ВВП — 62,5 млрд долл., ВВП на душу населения — 6,2 тыс. долл. (2002). При доле национального производства в мировом ВВП 0,15% доля внешней торговли страны в мировой торговле составляет 0,47% (2000). Темпы инфляции последовательно сокращаются с 28,2% в 1995 до 5,3% в 2002.
Структура ВВП (2001): сельское и лесное хозяйство — 4,3%, промышленность и строительство — 32,0%, торговля и сфера бытовых услуг — 12,8%, транспорт и связь — 9,1%, финансовая деятельность — 21,7%. Наиболее заметными изменениями структуры ВВП Венгрии в 1990-е гг. стало сокращение доли аграрного сектора и увеличение доли услуг.
Доля частного сектора в ВВП — более 80% (в 1990 — 10%). Пик приватизации пришёлся на 1995, а к 1999 этот процесс был в основном завершён. В 2002 в государственной собственности находилось 190 предприятий (в большинстве своём малорентабельных). Правительство П.Медьеши намерено к 2006 оставить в собственности государства ок. 40 предприятий (в основном лесхозы и транспортные компании «Волан»).
Доля иностранцев в структуре собственности венгерской экономики достигла 30%. Из 200 крупнейших венгерских предприятий ок. 160 находятся в частичной или полной иностранной собственности, каждое десятое предприятие в Венгрии имеет иностранного компаньона, соучредителя или владельца. Под контролем иностранного капитала находится 90% отрасли коммуникаций и дальней связи, 70% банковско-финансового сектора, 60% энергетики страны. 2/3 продукции венгерской обрабатывающей промышленности дают предприятия, находящиеся в иностранной собственности.
Уровень занятости 56,3%, или 3,9 млн чел. (2002). Среднегодовая численность безработных 239 тыс. чел. Длившийся с сер. 1999 процесс снижения уровня безработицы в кон. 2002 изменил тренд и составил 5,8%.
В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (обеспечивают 90,6% валовой промышленной продукции), в т. ч. автомобиле-, станко- и приборостроение (42,6%), пищевая промышленность (15,0%), нефтехимия (13,8%). После спада кон. 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и работающей почти исключительно на давальческом сырье лёгкой промышленности. Доля энергетики и водоснабжения — 8,9%. В добывающих отраслях производство постепенно сворачивается.
На крупных предприятиях (число занятых более 300 чел.) выпускается 2/3 всей промышленной продукции, процесс концентрации производства продолжается, особенно в машиностроении, энергетике и нефтехимии.
Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят — в зависимости от отрасли — 60—80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).
Сельское хозяйство с началом процессов общественно-политической трансформации испытывает проблемы. К числу основных причин относятся поспешная ликвидация сельхозкооперативов, упущения в проведении земельной политики, недостаточный уровень финансирования отрасли, а также засухи в течение ряда лет. Это привело к сокращению удельного веса продукции сельского хозяйства (без пищевой промышленности) в ВВП (в 1993—2002 с 17,7 до 4,3%), доли аграрной продукции в экспорте, числа занятых, размеров сельхозплощадей, поголовья животных и т.п. Аграрная политика правительства направлена на укрепление роли сельского хозяйства в экономике, особенно в традиционных для Венгрии секторах: производство кукурузы, пшеницы, мяса, овощей, фруктов, вина.
Сельскохозяйственные угодья составляют 6,1 млн га, из них более 50% приходится на пахотные земли. Под колосовыми культурами занято 1,5 млн га, под кукурузой — 1,0 млн га.
Растениеводство представлено главным образом зерновым хозяйством, а также овощеводством и садоводством (включая виноградарство). Животноводство обеспечивает более 60% внутренних доходов сельского хозяйства. Наиболее развиты свиноводство, разведение крупного рогатого скота мясного и молочного направления, птицеводство. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют также овцеводство и разведение рыб в искусственных водоёмах.
Венгрия располагает хорошо развитой сетью транспортных коммуникаций. Протяжённость автодорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твёрдое покрытие. Железные дороги — 7,9 тыс. км. Протяжённость внутренних водных путей — 1,6 тыс. км. Главный речной порт — Будапешт. Внутренние авиаперевозки не осуществляются, имеется сеть небольших аэродромов для приёма малой авиации. Международный аэропорт «Ферихедь» расположен вблизи Будапешта.
Удобное транспортное расположение способствует повышению транзитной роли страны. Через территорию Венгрии проходят нефтепроводы «Дружба-I» (с Украины), «Дружба-II» (из Словакии) и «Адрия» (из Хорватии), газопроводы «Братство» (с Украины) и «Баумгартнер-Дьёр» (из Австрии); общая протяжённость трубопроводов 7,2 тыс.км. Активно ведётся строительство скоростных автомагистралей в рамках проходящих по территории страны т.н. хельсинкских транспортных коридоров: в 2002 уже 60% венгерских участков «коридоров» соответствовало установленным европейским требованиям.
Общий грузооборот 26,9 млрд ткм (2002). Структура по видам транспорта: автомобильный — 51%, железнодорожный — 30%, трубопроводный — 15%, водный — 3%. Структура по направлениям перевозок: международные — 60%, внутренние — 40%. Водный и воздушный транспорт во внутренних грузоперевозках практически не используются. Пассажиропоток на междугородних перевозках 785 млн чел., на внутригородских — 2,8 млрд чел. (2002).
Развитие телекоммуникаций в Венгрии проходит динамично: при относительно скромном росте традиционной телефонии ускоренными темпами развивается мобильная связь. Количество абонентов мобильных телефонов в 2000—02 увеличилось с 2,5 до 5,5 млн чел. Объём радиовещания достиг 800 тыс. ч, телевизионных трансляций — 1,8 млн ч. Венгерское телевидение осуществляет вещание по трём государственным каналам. Кроме того, действует три частных канала и множество коммерческих кабельных сетей. Радиовещание ведётся тремя государственными станциями и рядом коммерческих. Контроль за политическим содержанием программ государственных электронных СМИ осуществляют попечительские советы, в которые правительство и оппозиция на паритетных началах делегируют своих представителей.
Розничный товарооборот после спада 1987—97 постоянно расширяется (в 2002 — 24,8 млн долл.). Этому способствуют рост денежных доходов населения, появление новых видов торговли (гипермаркетов, торговых центров) и повышение качества обслуживания. Структура товарооборота (2002): 33,4% — продовольствие, 28,4% — транспортные средства, запчасти и топливо к ним, 16,4% — мебель и бытовая техника, 9,5% — товары культурно-познавательного назначения.
Сфера туризма — одна из наиболее динамично растущих отраслей венгерской экономики. В ней занято 300 тыс. чел. (7% экономически активного населения) и создаётся почти 10% ВВП страны. Развитая туристическая инфраструктура (гостиницы, точки общественного питания, пляжные, оздоровительные, развлекательные комплексы, бассейны, охотничьи домики, рыболовные места и т.д.) ориентирована на посетителей с различным достатком. Венгрия ежегодно принимает 10—15 млн иностранных туристов. Валютная выручка от туризма составляет 3,4 млрд долл. (2002).
С 1987 в Венгрии действует двухуровневая банковская система: Венгерский национальный банк (ВНБ) осуществляет эмиссионную и кредитную политику, общий контроль за финансовым рынком, а уполномоченные финансовые институты кредитуют непосредственно хозяйственные субъекты.
В 1991—94 реализовывалась правительственная программа банковской консолидации, направленная на улучшение кризисного состояния большинства банков и увеличение их активов, оздоровление кредитного портфеля. С 1995 началась продажа пакетов акций консолидированных банков солидным западным финансовым учреждениям. К 1998 приватизация венгерских банков практически закончилась. Уровень присутствия иностранного капитала в банковской системе — 63%.
На нач. 2000 венгерская система кредитных учреждений состояла из 43 банков (90,3% всех финансово-кредитных операций), 226 сберегательных кооперативов (5,6%), 9 специализированных финансовых учреждений (3,6%) и 4 жилищно-сберегательных касс (0,5%).
Степень концентрации банков в Венгрии достаточно высока: первая шестёрка банков в совокупности обладает почти 60% активов банковской системы.
Система государственных финансов структурно состоит из четырёх подсистем: центрального правительства (центральный уровень), органов местного самоуправления (местный уровень), обособленных государственных фондов, органов социального страхования.
В 1998—2001 общий уровень дефицита бюджета центрального правительства последовательно снижался с 4,8 до 3,3% ВВП. В 2002 последовал резкий всплеск — до 9,6% ВВП, вызванный сменой правительства и масштабным увеличением социальных выплат. На 2003 запланирован показатель в 4,5% ВВП с тем, чтобы в 2004 выйти на уровень маастрихтских критериев членства в ЕС (3% ВВП).
В 2002 доходная часть бюджета составила 17,8 млрд долл., из которых ок. 80% — поступления налогового характера (налоги, акцизы, пошлины). Меры по стимулированию предприимчивости и повышению эффективности частного сектора привели к сокращению степени централизации бюджетных доходов: доля доходов госбюджета в ВВП в 1994—2002 сократилась с 52,5 до 27%.
Основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает общий налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%, подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (именуемый корпоративным налогом) — 10%.
В Венгрии применяется казначейская система исполнения бюджета, т.е. все необходимые государственным учреждениям средства поступают и расходуются с т.н. единого казначейского счёта. Техническую работу по осуществлению финансирования центрального бюджета ведёт Венгерское государственное казначейство.
Институциональными подразделениями венгерской финансовой системы также являются Государственный надзор за финансовыми организациями (осуществляет контроль за соблюдением законодательства участниками фондового и валютного рынков), совокупность банковско-финансовых учреждений, различные организации, предоставляющие услуги по негосударственному управлению финансовыми рынками (фондовая и товарная биржи, центральный расчётный центр, брокерские и дилерские фирмы и т.д.), страховые компании и пенсионные фонды.
Государственный долг Венгрии в 2002 составлял 9,2 трлн фор. (37,5 млрд долл.), или 52,2% ВВП. Все функции, связанные с управлением государственным долгом (включая валютную и форинтовую составляющие), выполняет специально созданный Центр по управлению государственным долгом (ЦУГД). Перед ЦУГД поставлена задача постепенного перехода от практики привлечения зарубежных кредитов для финансирования обязательств по внешнему долгу к выпуску государственных облигаций, номинированных в национальной валюте — форинтах. В 2002 внешний долг-брутто Венгрии центрального правительства (т.е. без заимствований частного сектора) сократился с 27,8 до 24,8 млрд евро.
Венгрия выделяется сравнительной сглаженностью социальных контрастов, хотя имущественное расслоение нарастает. Минимальная заработная плата — 200 долл., минимальная пенсия — 82 долл. (2002). Политика масштабного увеличения заработной платы бюджетников и укрепление курса форинта в 2001—02 подняли уровень средней заработной платы по стране до 500 долл.(средний уровень номинальной заработной платы по секторам экономики колеблется от 345 долл. в сельском хозяйстве до 1000 долл. в финансовом секторе).
Рост реальных доходов в 2002 составил 13,6%. Как следствие, возросли товарооборот (рост на 11%), вложения в различные формы накопления (банковские форинтовые вклады (на 13%), страхование жизни (на 20%), отчисления в негосударственные пенсионные фонды (на 27%) и т.д.). Государственная политика по стимулированию жилищного строительства способствовала увеличению вложений в недвижимость.
Разветвлённая система социальных пособий перестраивается по принципу нуждаемости. Основными целями реформирования являются снижение бремени государственного бюджета и уменьшение объёмов теневой экономики. Однако начатый переход к страховому финансированию здравоохранения сопровождается сокращением больничных мест и медперсонала, пересмотром системы компенсаций за лекарства и расширением номенклатуры платных услуг.
Сущность проводимой пенсионной реформы — переход к смешанной пенсионной системе, предполагающей введение принципов страхования на все элементы пенсионного обеспечения и повышение личной ответственности будущего пенсионера за накопление пенсионных взносов.
Формируемая пенсионная система Венгрии сочетает принципы распределительной и накопительный систем и включает три элемента: базовые пенсии, выплачиваемые в рамках социального страхования, исходя из принципа: один год трудового стажа — 1% выплачиваемой пенсии; обязательное пенсионное страхование, предполагающее отчисление 8% от заработка; добровольное пенсионное страхование в примерно 250 негосударственных пенсионных фондах.
Экономика Венгрии отличается высокой степенью открытости и участия в международном разделении труда. Внешняя торговля имеет положительную динамику, но с 1992 хронически пассивна. Объём экспорта в 2002 — 34,3 млрд долл., импорта — 37,6 млрд долл.
В товарной структуре экспорта в 1998—2002 преобладали изделия с высокой степенью добавленной стоимости: группы «машины и оборудование» (57— 59%; преимущественно средства связи, оборудование для обработки звука, системы автоматизированной обработки данных, электроприборы бытового и промышленного назначения) и «обработанные изделия» (29—31%). Продукция аграрного сектора занимала 7—8% экспорта.
Основной контингент импорта составили также «машины и оборудование» (50—52%) и «обработанные изделия» (35—38%). Доля энергоносителей в импорте — 6—8%, причём на российские энергоносители приходится 70% всех энергопоставок в Венгрию.
В 2002 более 90% венгерского экспорта направлялось в европейские государства (ЕС, страны Центральной и Восточной Европы, Балтии, Российскую Федерацию, Украину, Белоруссию). Оттуда поступало 75% импорта. Наиболее значимые внешнеторговые партнёры Венгрии: Германия (доля в товарообороте 29,6%), Австрия (7,0%), Италия (6,7%) и Франция (5,2%). Место Российской Федерации в первой пятёрке внешнеторговых партнёров Венгрии (доля — 3,8%) определяется главным образом динамикой поставок энергоносителей, занимающих 83% в общем объёме российских поставок в Венгрию, а также возможностями наращивания венгерского экспорта в Российскую Федерацию (в 2002 — 1,3% от общего объёма вывоза).
Благоприятный предпринимательский климат в стране, довольно высокое положение в рейтинге международных агентств привлекают иностранный капитал. К кон. 2002 было накоплено 24,5 млрд долл. иностранных инвестиций (3-е место в Восточной Европе после Польши и Чехии). Во 2-й пол. 1990-х гг. приток зарубежных капиталовложений составлял ок. 2,0 млрд долл. ежегодно (максимум в 1995 — более 3,5 млрд долл.). 70% инвестиций связаны с приобретением приватизируемых предприятий, 30% — строительство предприятий «под ключ». В 2001-02 в связи с ухудшением мирохозяйственной конъюнктуры наблюдается усиление оттока капиталов и перенос размещённых в Венгрии предприятий в другие страны.
Наука и культура Венгрии
Венгрия располагает значительным научным потенциалом, активно участвует в международных программах сотрудничества. На высоком уровне ведутся исследования в области физики твёрдого тела, ядерной физики, оптики, физической химии, биохимии, генетики, прикладной математики, социологии, экономики, лингвистики. Аграрная наука славится семеноводством (кукуруза) и племенной селекцией крупного рогатого скота.
Всемирную известность имеют Игнац Земмельвейс (1811—65; открытия в акушерстве), Липот Фейер (1880—1959; основатель венгерской математической школы), Янош Бойяи (1802—60; независимо от Лобачевского разработал принципы «новой геометрии»), Янош-Дьёрдь Кемень (1926—94; создатель языка программирования «Basic»), Лоранд Этвеш (1848—1919; создатель гравитационного вариометра), Лео Сциллард (1898—1964; один из создателей первого ядерного реактора), Эдвард Теллер (1908—2003; изучение термоядерных реакций), Золтан Баи (1900—92; основатель радарной астрономии), Янош Нейман (1903—57; математическое обоснование квантовой механики), Янош Корнаи (род. в 1928; обоснование неизбежности дефицита в плановой экономике), Норберт Винер (1894—1964; создатель кибернетики) и др.
Среди нобелевских лауреатов 13 венгров (все они — кроме И. Кертеса — имели гражданство других стран): 1905 — Филипп Ленард (физика), 1914 — Роберт Барани (медицина), 1925 — Рихард Жигмонди (химия), Альберт Сент-Дьёрди (медицина), 1943 — Дьёрдь Хевеши (химия), 1961 — Дьёрдь Бекеши (медицина), 1963 — Энё Вигнер (физика), 1971 — Денеш Габор (физика), 1986 — Джон (Янош) Полани (химия), 1994 — Дьёрдь Олах (химия), Джон (Янош) Харшани (экономика), 2002 — Имре Кертес (литература).
Во главе системы научных исследований находится Венгерская академия наук (основана в 1825), она включает 35 академических институтов.
Финансирование разработок осуществляется на конкурсной основе. Бюджетные средства распределяются через государственные и смешанные фонды. Основные из них: Национальный фонд научных исследований, Центральный фонд технического развития, Фонд развития высшего образования и др.
Система образования включает: начальные школы (всеобщее обязательное обучение начинается в 6 лет и продолжается в течение 8 лет), профессиональные училища, техникумы или гимназии (обучение длится 3—4 года и даёт среднее образование. Большинство из них являются государственными, но много и церковных, тогда как частных очень мало), университеты, институты и высшие школы (дают высшее образование). Проводится реформа в направлении оптимизации численности преподавательских кадров и рационализации системы образования.
В Венгрии отменена плата за высшее образование и сохранён конкурсный порядок поступления в вузы (кроме платных отделений), хорошо успевающим и нуждающимся студентам выплачивают государственные стипендии. Взят курс на создание крупных университетских центров. Финансирование вузов осуществляется на нормативной основе с учётом качественных параметров и количества слушателей, число которых превышает 200 тыс.чел. (2002).
Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии.
Наиболее заметный вклад в развитие венгерской культуры внесли писатели и поэты Шандор Петёфи (1823—48; лирические и революционные стихи, поэма «Витязь Янош»), Кальман Миксат (1847—1910; основоположник критического реализма в венгерской литературе), Эндре Ади (1877—1919; стихи социального протеста), Дюла Ийеш (1902—83; поэт-реалист), драматург Имре Мадач (1823—64), композиторы Ференц Лист (1811—86), Бела Барток (1881—1945), Золтан Кодай (1882—1967), Имре Кальман (1882—1953), художник Михай Мункачи (1844—1900), скульптор Жигмонд Кишфалуди-Штробль (1884—1975), кинорежиссёры Золтан Фабри (1917—84), Миклош Янчо (род. в 1921) и др.