Общие сведения об Украине
Официальное название — Республика Украина. Расположена в юго-восточной части Европы. Площадь 603,7 тыс. км2, численность населения 48,4 млн чел. (2002). Государственный язык — украинский. Столица — г. Киев (2,62 млн чел., 2002). Государственный праздник — День независимости 24 августа (с 1991). Денежная единица — гривна.
Член международных организаций: ООН (с 1945, была представлена УССР — Украинская Советская Социалистическая Республика, входившая в состав СССР), ОБСЕ, Совета Евроатлантического партнёрства, СНГ (с 1991), Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС, с 1992), Совета Европы (с 1995), ЕврАзЭС (статус наблюдателя с мая 2002), ГУУАМ (с 1997) и др.
Достопримечательности Украины
География Украины
Расположена в умеренных широтах северного полушария между 22°09 ’ и 41°13 ’восточной долготы и 44°23 ’ и 52°23 ’ северной широты. Омывается с юга Чёрным и Азовским морями. Береговая линия протяжённостью 2835 км характеризуется сильной расчленённостью: большим количеством устьев рек, лиманов, заливов, бухт, пригодных для строительства морских портов. Островов немного, и среди них крупных почти нет. Далеко в море вдаётся Крымский полуостров, вытянутый на запад Тарханкутским, а на восток — Керченским полуостровом.
Имеет государственные границы с 7 странами: на востоке и северо-востоке с Российской Федерацией (1955 км по суше), на севере с Белоруссией (1084 км), на западе с Польшей (542 км), Словакией (98 км), Венгрией (135 км), на юго-западе с Румынией (608 км) и Молдовой (1202 км). С Российской Федерацией и Румынией Украина граничит также по морю. С бывшими республиками СССР (Российская Федерация, Молдавия, Белоруссия) прежние административные границы признаны государственными, но с поправками. Делимитация сухопутной границы с Российской Федерацией завершена в 2002, подписан договор. Относительно морской границы остаются спорные вопросы по разделу акватории Азовского моря, а также Керченского пролива. Российская Федерация настаивала на том, чтобы считать их внутренними водами обоих государств и использовать совместно. Подписав договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (24 декабря 2003, г. Керчь), Российская Федерация фактически согласилась на раздел Азово-Керченской акватории, но на каких условиях пройдёт госграница — по дну (позиция России) или по поверхности воды (позиция Украины) определят более поздние двусторонние соглашения. Морская граница с Румынией также не урегулирована: ведутся переговоры по её определению на участках в районе устья Дуная и острова Змеиный.
Большая часть территории имеет равнинный характер: 70% занимают низменности, 25% — возвышенности и лишь 5% — горы. Юг и юго-запад страны занимают украинские Карпаты. Абсолютные высоты — от 120 до 2000 м. Наибольшая точка — гора Говерла (2061 м над уровнем моря). На юге Крымского полуострова на 180 км протянулись Крымские горы с абсолютными высотами от 70 до 1200 м. Наивысшая вершина в Крымских горах — Роман-Кош (1545 м). Основные низменности: Причерноморская на юге, Приднепровская (на Левобережье Днепра), Полесская, сильно заболоченная (на севере и северо-западе), на крайнем западе — Закарпатская низменность. Чрезвычайно живописны возвышенности со средними высотами 170—300 и не выше 500 м над уровнем моря: на юго-западе — Подольская, на северо-западе — Волынская (в её пределах выделяется Мазовецкий кряж, называемый «Украинской Швейцарией»), в центре страны вдоль правого берега Днепра — Приднестровская, на востоке — Донецкий кряж, а на юго-востоке — Приазовская; между реками Прут и Днестр лежит Хотынская возвышенность. Самые длинные реки (протяжённость по территории государства, км): Днепр (981), Южный Буг (806), Псёл (717), Днестр (705), Северский Донец (672), Горынь (659), Десна (591). Днепр — третья по величине река Европы после Волги и Дуная, известен с древности, упоминается в трудах путешественников под названиями Динаприс, Борисфен, Узу, а в славянских летописях как Славутич. Имеет 1150 притоков, крупнейшие из которых: правые — Припять, Тетерев, Ингулец; левые — Десна, Сож, Ворскла, Псёл, Сула и др.
Украина омывается Чёрным (площадь 422 тыс. км2, средняя глубина 1271 м) и Азовским морями. Азовское море — внутреннее, самое мелководное в мире море, сильно вдаётся в сушу. Площадь 39 тыс. км2, глубина от 2 до 15 м, средняя — 7,4 м; солёность 13— 14%. Самые крупные озёра (км2): Сасык (Кундук) (205), Ялпуг (149), Кугурлуй (94), Кагул (90).
Климат на большей части Украины умеренно континентальный с некоторыми различиями в Карпатах и Крымских горах. Континентальность возрастает с запада на восток. На южном берегу Крыма климат близок к сухому субтропическому (средиземноморскому). Средние температуры января от -2°С на западе до -7,5°С на северо_востоке (до +2—4°С на Южном побережье Крыма), июля от +18°С на западе до +22 — 24°С на юге. Количество осадков уменьшается с северо-запада (700 мм/год) на юго-восток (300 мм/год). В украинских Карпатах их выпадает более 1500 мм/год, а в Крымских горах — 1000 мм. Максимум осадков приходится на тёплый период года. Средняя продолжительность безморозного периода 170 дней на севере страны и 260—170 дней на юге.
Украина расположена в нескольких широтных природных зонах: смешанных лесов, лесостепи, степи, а в горах природные зоны сменяют друг друга в зависимости от высоты. Примерно 20% территории занимает зона лесов (Украинское Полесье), почти 34% — лесостепь, 40% — степные ландшафты.
Основные типы почв связаны с той или иной природной зоной: дерново-подзолистые и дерновые — в Полесье, в зоне смешанных лесов; серые лесные и тёмно-серые оподзоленные почвы распространены в лесостепной зоне, на Правобережье Днепра; самые плодородные — чернозёмы сформировались под степями и отдельными участками лесостепи, а каштановые почвы, также весьма плодородные, залегают под участками сухой степной растительности, вдоль понижений на побережье Чёрного и Азовского морей, в Крыму. Чернозёмы — главное природное богатство Украины, на них приходится 57% сельскохозяйственных угодий и 67,7% пашни.
Украина обладает значительными запасами полезных ископаемых. Высококачественные каменные угли сосредоточены в Донецком (Донбасс) и Львовско-Волынском бассейнах. Запасы угля в Донбассе до глубины 1800 м составляют 109 млрд т; промышленные запасы Львовско-Волынского бассейна — 1 млрд т. Месторождения бурого угля сосредоточены в Днепровском буроугольном бассейне (общие запасы — 3,8 млрд т). Угольные пласты в Донбассе маломощные, сложное и глубокое их залегание затрудняет добычу и увеличивает себестоимость топлива. Национальная угледобывающая промышленность переживает глубокий кризис: ок. 70% шахт подлежат закрытию как убыточные. Собственные ресурсы нефти покрывают внутренние потребности экономики на 15—20%, газа — на 25%. Основные нефте- и газоносные районы — Прикарпатье и Причерноморско-Крымская нефтегазовая область, включая черноморский шельф. Перспективные запасы нефти 334 млн т (собственная добыча в 2002 4,2 млн т), газа 1,65 трлн м3. Имеются также торф (в Полесье) и довольно крупные месторождения горючих сланцев (в Кировоградской и Черниговской областях).
Большое внутрихозяйственное и экспортное значение имеют залежи различных металлических руд. Общие запасы железных руд — более 27 млрд т, они сконцентрированы в Криворожском и Керченском бассейнах, а также в Кременчугском и Белозерском железорудных районах. Разведаны и эксплуатируются месторождения марганца (Никопольский бассейн — один из крупнейших в мире), руд циркония, никеля, урана, олова, меди, титана, ртути. Имеются перспективные запасы полиметаллических и золотосодержащих руд.
Из нерудных ископаемых важны запасы графита (Кировоградская, Запорожская, Днепропетровская,
Донецкая области); фосфоритов и самородной серы (Львовская и Ивано-Франковская области); каменной соли (Донбасс, Крым, Предкарпатье и Закарпатье); магниевых и калийных солей, огнеупорных глин; природных каменных стройматериалов — гранитов, габбро, базальтов, лабрадоритов (Житомирская область), мрамора и мела — Крым. На Украине расположены крупнейшие в мире месторождения озокерита (горного воска) во Львовской области. В Приазовье обнаружены алмазоносные породы, промышленное освоение которых считается перспективным. Значительные запасы лечебных грязей сосредоточены на Керченском полуострове, в Одесской области. Лечебное значение имеют воды Чёрного и Азовского морей.
Население Украины
По данным Всеукраинской переписи населения (5— 14 декабря 2001), в стране проживало 48,4 млн чел.
Украина — пятое по численности населения государство Европы (после Германии, Великобритании, Италии, Франции). До нач. 1990-х гг. население увеличивалось преимущественно за счёт естественного прироста. В 1991 впервые за много десятилетий естественный прирост стал отрицательным, смертность превысила рождаемость. В год на 1000 жителей рождается 9 чел., умирает 16. В 1991—2002 число жителей Украины сократилось на 3,9 млн чел. Это один из самых высоких в Европе темпов и абсолютных показателей сокращения численности населения за последнее десятилетие. Основные причины депопуляции: последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС (апрель 1986), перенасыщенность страны «грязными производствами», социально-экономический кризис переходного периода, снижение уровня жизни, массовая эмиграция. Средняя продолжительность жизни — 67 лет (62 года — для мужчин и 73 — для женщин); по этому показателю Украина занимает 52-е место в мире.
Половая структура населения в течение многих лет стабильная: 47% мужчин и 53% женщин. Возрастная структура типична для Европы: средний (расчётный) возраст — 37 лет, и он увеличивается, происходит процесс старения населения. К группе молодых возрастов (до 16 лет) относится 22,4% жителей; 22% — люди пенсионного возраста, 55,6% — население в трудоспособном возрасте. Доля пенсионеров постоянно растёт, а детей и лиц в трудоспособном возрасте —уменьшается. В сельской местности ситуация ещё менее благоприятна: здесь пенсионеров более 1/3.
В городах проживают 68% населения (более 32 млн), в сельской местности — 32% (15,6 млн). Наиболее урбанизированы Донецкая — 90%, Луганская и Днепропетровская области — более 80%. Ниже всего доля горожан в западных областях — в Закарпатской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Черновицкой.
Трудоспособный возраст определён законом для мужчин с 16 до 59 лет, для женщин — с 16 до 54 лет, соответственно возраст выхода на пенсию 60 и 55 лет. Численность трудовых ресурсов оценивается примерно в 30 млн чел.
В этническом составе населения преобладают украинцы — 77,8% всего населения (37,5 млн чел.), 22% — другие этносы: русские 17,1% (8,3 млн чел.), белорусы (275,8 тыс. чел.), молдаване (258,6 тыс. чел.), болгары (ок. 204,6 тыс.), поляки (144,1 тыс.), венгры (156,6 тыс. чел.), крымские татары (248,2 тыс. чел.). Русские и ещё 20 этносов относятся на Украине к национальным меньшинствам. Однако они составляют большинство в Автономной Республике Крым (67% населения), в Донбассе, Харьковской и Запорожской областях. Численность евреев с момента предыдущей переписи (1989) уменьшилась с 500 тыс. до 103,6 тыс. чел. Из-за активной эмиграции в Израиль в 1990-е гг. За пределами Украины (в Российской Федерации, США, Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Польше, Бразилии и Аргентине) проживают 11—15 млн этнических украинцев.
Официальный язык — украинский. По переписи 2001, украинский язык родным считают почти 70% жителей Украины. Конституция Украины гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского языка, др. языков национальных меньшинств. Большинство верующих на Украине — христиане: православные (51,6% населения), католики; есть иудеи, мусульмане и др.
История Украины
Современная Украина как независимое государство появилась на политической карте Европы в кон. 1991.
Формирование государственной территории было длительным и сложным историческим процессом. Самым древним государственным образованием на землях нынешней Украины было Скифское государство (7—3 в. до н.э.). Первым государством древних славян на этой территории стало племенное объединение аптов (4—1 в. до н.э.), располагавшееся от долины Прута и верховьев Южного Буга до среднего течения Дона, от Полесья до Чёрного моря. Историк М. Грушевский считал это образование украинской «прадержавой». В 7—8 вв. лесную и лесостепную зону заселяли восточнославянские племена, которых древнейшие летописи называют поляне, северяне, древляне, бужане, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты. Именно они стали основой формирования украинского этноса. Земли этих древних славян в 9—10 вв. н.э. были объединены вокруг Киева как политического и экономического ядра государства Киевская Русь. Во времена наибольшего расцвета территория Киевской Руси простиралась от Чёрного до Балтийского моря и от Восточных Карпат до верхнего течения Волги.
История Киевской Руси делится на три периода:
1) динамичное развитие в княжение Олега и Игоря(882—972);
2) княжение Владимира Великого — принятие христианства (980—1015) и правление Ярослава Мудрого (1019—54), когда государство достигло наибольшего экономического, политического и культурного могущества;
3) последний период после смерти Ярослава Мудрого в 1054 отождествляется с упадком Киевской Руси. В 1240 после захвата Киева монголо-татарами он утратил свою политическую роль.
Название «Украина» впервые появилось на страницах древнерусских летописей в 12 в., обозначало Переяславскую, Киевскую и Черниговскую земли. Позднее оно приобрело этническое значение и распространилось на все земли, населённые украинцами. Название «Русь» широко употреблялось в летописях, наряду с «Украина».
Центр Украинского государства переносится в Галицко-Волынское княжество во главе с князем Данилой Галицким. После смерти Данилы (1264) и это государство пришло в упадок. В сер. 14 в. Его земли захватили соседи: Литва, Польша, Венгрия.
Возрождение украинской государственности связано с возникновением Запорожской Сечи, казачеством, национально-освободительной войной 1648—54 под предводительством Богдана Хмельницкого. Государственно-военные образования периода казачества способствовали формированию национального сознания, отстаивали политические, этнокультурные, религиозные традиции украинского народа. Стремление сохранить государственность заставило Богдана Хмельницкого заключить соглашение в 1654 в Переяславе (Переяславская Рада) с Московским царством для совместных действий против Польши. Однако, используя ситуацию, Москва нарушила договор и заключила с Польшей в 1667 Андрусовское перемирие, по которому Левобережная Украина с Киевом вошла в Московское государство, а Правобережная — отошла к Польше. До 2-й пол. 18 в. в составе России и Польши существовали автономные образования, где проживали украинцы. Это Запорожье (в нижнем течении Днепра) и гетманщина на Левобережье. После разрушения Запорожской Сечи в 1775 и ликвидации Екатериной II гетманщины (центра политической жизни) Украина почти 150 лет была поделена между Российской (восточная часть) и Австро-Венгерской (западная часть) империями. Правобережная Украина и Волынь отошли к России, а Галиция и Буковина — к Австро-Венгрии.
На протяжении 19 в. вся украинская этническая территория выросла почти на треть за счёт колонизации Российской империей южных степей и вышла на побережье Чёрного и Азовского морей и реки Кубань. На рубеже 19—20 вв. она достигала площади не менее 750 тыс. км2. В 20 в. наиболее значительными событиями, которые повлияли на формирование территории и границ Украины, стали геополитические последствия 1-й мировой (1914—18), гражданской (1918—22) войны, Февральской революции в России (1917). В 1917—18 возникли три украинских государства: Украинская Народная Республика (УНР, со столицей в Киеве), Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР, со столицей в Харькове) и Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР, с центром во Львове). В начале 1919 УНР и ЗУНР провозгласили объединение своих земель, но самостоятельному украинскому государству пришёл конец в результате революционных событий в России. После падения УНР украинская территория была поделена между четырьмя государствами: СССР (центральная и восточная части), Польшей (западная часть), Румынией (Буковина) и Чехословакией (Закарпатье). С 30 декабря 1922 по декабрь 1991 УССР входила в СССР. В 1934 столица УССР была перенесена из Харькова в Киев.
Государственная территория современной Украины окончательно сформировалась в результате 2-й мировой войны. В 1939 в состав УССР вошли западноукраинские земли, граница с Польшей была окончательно установлена в 1945. В 1940 к УССР присоединилась Северная Буковина и часть Бессарабии. В 1941—44 У. подверглась немецко-фашистской оккупации, развернулось партизанское движение. К осени 1943 Советская Армия освободила Левобережную Украину, в октябре 1944 — всю территорию республики. В июне 1945 Закарпатская Украина воссоединилась с УССР. В 1954 Украине из состава России был передан Крым, после чего государственная территория не менялась.
24 августа 1991 Верховная Рада УССР провозгласила независимость, приняв соответствующий акт. Этот факт был подтверждён на всеукраинском референдуме 1 декабря 1991. В результате подписания руководителями трёх бывших союзных республик в составе СССР — России, Украины, Белоруссии Беловежских соглашений 8 декабря 1991 Советский Союз прекратил своё существование. Так Украина окончательно стала самостоятельным государством. В 1996 принята Конституция Республики Украина.
Государственное устройство и политическая система Украины
Украина — суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Действует Конституция 1996.
Административное деление: Автономная Республика Крым (АРК) и 24 области — Волынская, Ровненская, Житомирская, Киевская, Черниговская, Сумская, Львовская, Тернопольская, Хмельницкая, Винницкая, Черкасская, Полтавская, Харьковская, Луганская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Одесская, Кировоградская, Днепропетровская, Донецкая, Николаевская, Херсонская, Запорожская, два города республиканского значения — Киев и Севастополь, права которых приравнены к правам административных областей. Статус г. Киева определяется также специальным Законом о столице. АРК и административные области подразделены на районы (всего их 490). В стране насчитывается 447 городов, из них 167 — областного подчинения. Наиболее крупные города подразделены на административные районы (121). В сельской местности основные административные единицы — это сёла и посёлки городского типа (их 904). Наиболее крупные города (млн чел.): Киев, Харьков (1,5), Днепропетровск (1,1), Донецк (1,0), Одесса (1,0), а также города с населением от 500 до 1 млн чел. — Запорожье, Кривой Рог, Луганск, Львов, Николаев, Мариуполь.
Основные принципы государственного устройства определены в Конституции Украины. Закреплена республиканская форма правления. Государственная власть осуществляется на принципах разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, каждая из которых действует в пределах своей компетенции. Украина — унитарное государство, территория которого является целостной и неделимой. Установлено единое гражданство.
Глава государства — президент (Леонид Кучма, 1994—99, с 1999 — по настоящее время). Избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, путём тайного голосования, сроком на 5 лет. Может находиться у власти не более двух сроков (10 лет). Президентом может быть избран гражданин Украины, проживший в ней не менее 10 лет до срока выборов, обладающий избирательным правом и владеющий украинским языком. Первым президентом независимой Украины был Л. Кравчук (1991—94), подписавший наряду с Б. Ельциным и С. Шушкевичем Беловежский договор (декабрь 1991), юридически прекративший существование СССР. Нынешний
президент Кучма начал на Украине рыночные реформы, ввёл национальную валюту — гривну (1996), возглавил в 2003 Совет глав государств СНГ (ранее в нём председательствовали только президенты Российской Федерации).
Высший орган законодательной власти — Верховная Рада (ВР) — однопалатный парламент. Народные депутаты в ВР избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путём тайного голосования, сроком на 4 года. По Закону о выборах (1997) действует мажоритарно-пропорциональная система: из общего числа 450 депутатов половина избирается в одномандатных избирательных округах по принципу относительного большинства проголосовавших (225 депутатов), а половина — по общенациональным избирательным спискам от политических партий и избирательных блоков в многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства (225 чел.). Общенациональные списки формируются лишь зарегистрированными партиями и блоками. Избранные в парламент депутаты могут согласно Регламенту ВР Украины объединяться в депутатские группы и фракции с числом не менее 25 чел.
Выборы в действующую Верховную Раду 4-го созыва состоялись 31 марта 2002. В число партий-лидеров, преодолевших 4%-й барьер, вошли: Блок В. Ющенко «Наша Украина», Компартия Украины, Блок «За единую Украину», Соцпартия Украины, Блок Юлии Тимошенко и Социал-демократическая партия Украины (объединённая) — СДПУ(о). Председатель ВР (спикер) — В. Литвин (с 26 мая 2002).
Высший орган исполнительной власти — кабинет министров (правительство). Он несёт ответственность перед президентом, подконтролен и подотчётен Верховной Раде. Президент назначает премьер-министра после одобрения кандидатуры в Верховной Раде, утверждает постановления правительства и принимает решения об отставке кабинета. По представлению премьер-министра президент назначает и увольняет членов правительства и руководителей других центральных органов исполнительной власти. Парламент утверждает разработанный правительством проект бюджета страны, принимает решения о его выполнении, одобряет или отклоняет правительственные программы деятельности, контролирует его текущую работу. Премьер-министр Украины — Виктор Янукович, бывший глава Донецкой области (утверждён Верховной Радой 21 ноября 2002), за него проголосовали 234 народных депутата. В состав нынешнего кабинета министров входят: первый вице-премьер, министр финансов — Н. Азаров, вице-премьеры: А. Клюев, И. Кириленко, Д. Табачник.
Регионы Украины имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народных депутатов и главы администраций области (губернаторов), назначаемых президентом страны. В АРК есть собственная Конституция, свои парламент и правительство автономии (совет министров АРК), подчиненное правительству Украины, принимается самостоятельный бюджет.
Зарегистрировано более 50 партий и движений. Основные политические партии и их лидеры: Коммунистическая партия Украины (первый секретарь ЦК — П.Н. Симоненко), Социалистическая партия Украины (председатель — А. Мороз), Социал-демократическая партия Украины (объединённая) (лидер — В. Медведчук), «Трудовая Украины» (лидер — С.Тигипко), Партия регионов (лидер — Н. Азаров, ныне первый вице-премьер); Народно-демократическая партия (В. Пустовойтенко), Аграрная партия (М. Гладий), Партия промышленников и предпринимателей (А. Кинах, председатель УСПП), Партия «зелёных» (лидер В. Кононов), Прогрессивная социалистическая партия У.краины (Н. Витренко), Народный Рух Украины (первым председателем был В. Чорновил), Либеральная партия Украины (председатель В. Щербань), Украинская республиканская партия (председатель Б. Ярошинский), Народно-демократическая партия Украины (А. Матвиенко) и др.
С момента провозглашения независимости Украины последовательно проводит внешнюю политику, направленную на укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, на расширение признания Украины в мире и рост её авторитета у международного сообщества.
На современном этапе выделяются три основных направления внешней политики Украины: 1) развитие двусторонних межгосударственных отношений; 2) европейская интеграция; 3) многосторонняя дипломатия. В сфере двусторонних отношений приоритетами являются: отношения с соседними странами и отношения со стратегическими партнёрами и наиболее влиятельными государствами мира (сегодня Украиной заключено около 20 соглашений о стратегическом партнёрстве, в т.ч. с Российской Федерацией, США, Польшей, Индией и др.). В сфере европейской интеграции внешнеполитическая деятельность направлена на политическое и институциональное сближение с Евросоюзом (ЕС), постепенное продвижение к конечной цели — членству в ЕС, в т.ч. путём адаптации украинского законодательства к нормам ЕС и Совета Европы. «Европейский вектор» внешней политики Украины включает также углубление отношений с НАТО как с важнейшим элементом системы европейской безопасности и стабильности. В сфере многосторонней дипломатии можно выделить такие приоритеты, как обеспечение эффективности участия Украины в деятельности международных организаций; налаживание эффективного регионального и субрегионального сотрудничества, усиление роли Украины в региональных и субрегиональных организациях, форумах, объединениях; активизация деятельности в многосторонних соглашениях в сфере разоружения, в т.ч. ядерного; участие в миротворческих операциях, в системах безопасности и контрольных механизмах.
Отношения Украины с НАТО развиваются в двустороннем формате «19+1» в соответствии с подписанной Хартией об особом партнёрстве (2000), а также на многосторонней основе в рамках Совета евроатлантического партнёрства и программы «Партнёрство ради мира». Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) утвердил «Стратегию Украины в отношении НАТО» (23 мая 2002), которая определяет конечной целью государственной политики евроинтеграции вступление Украины в Североатлантический альянс, признаваемый в качестве основы общеевропейской системы безопасности. На государственном уровне принят ряд решений, направленных на начало практической подготовки Украины к вступлению в НАТО.
Внутриполитическая ситуация начиная с 2001 характеризуется постоянным изменением баланса политических сил, что связано с подготовкой и проведением двух важнейших выборных кампаний: выборы в парламент состоялись в марте 2002, а в октябре 2004 предстоят президентские выборы. Весь период после избрания Л. Кучмы на второй президентский срок характеризуется острыми выступлениями оппозиционных сил, неоднократно пытавшихся скомпрометировать действующего президента и добиться его досрочной отставки. В 2001 оппозиционные партии организовали многотысячные уличные митинги и демонстрации протеста под лозунгами «Украина без Кучмы», а накануне выборов в Верховную Раду в 2002 — «Восстань, Украина!» В ход пускался разнообразный компромат: от подозрений в заказном убийстве оппозиционного журналиста («Дело Гонгадзе») до обвинений в коррупции и репрессиях против своих политических противников («Дело Юлии Тимошенко»), а также незаконных продаж оружия Ираку (противоракетные системы «Кольчуга»). Но оппозиция не добилась своих целей: протесты населения не стали по-настоящему массовыми, а Кучма скорее всего сохранит свой пост до новых выборов, хотя его рейтинг неуклонно падает.
В марте 2002 прошли выборы в Верховную Раду, изменившие расстановку политических сил в парламенте. Большинство составили депутаты от оппозиции, тогда как пропрезидентские фракции представлены менее чем 220 парламентариями. Наиболее мощная оппозиционная фракция в парламенте «Наша Украина» (лидер В. Ющенко), её до недавнего времени поддерживали ещё три фракции: коммунисты — КПУ (лидер П. Симоненко), социалисты СПУ (А. Мороз) и блок Ю. Тимошенко (фракция БЮТ). Внепарламентская оппозиционная среда в стране достаточно маргинальна.
Главная интрига политической жизни Украины в 2003 — инициированная президентом Кучмой политическая реформа. Глава государства заявил о необходимости провести в период, оставшийся до следующих президентских выборов, широкомасштабные изменения государственного устройства, перераспределить полномочия между президентом и парламентом в пользу последнего. Пакет предложений Кучмы включает: выборы президента парламентом, введение в парламенте Украины второй (верхней) палаты — Палаты регионов; переход от пропорционально-мажоритарной к пропорциональной системе выборов в Верховную Раду; предоставление парламентскому большинству права формировать коалиционное правительство и назначать премьера; проведение выборов всех уровней в течение одного года; избрание глав областей на прямых выборах. Оппозиция при всей её неоднородности встретила эти инициативы в штыки. В мае был опубликован меморандум «четвёрки» лидеров оппозиции (Ющенко, Тимошенко, Симоненко и Мороза), в котором они выразили свои претензии к проекту реформы и призвали к проведению очередного этапа антипрезидентской акции «Восстань, Украина!» Оппозиция считает, что, прикрываясь тезисом о реформировании системы власти, о переходе от президентской к парламентской республике, Кучма на самом деле стремится расширить объём своих личных полномочий, используя двухпалатный парламент. В украинских условиях верхняя палата, которую сможет формировать президент, будет полностью доминировать над нижней. Фактически распустить можно будет лишь нижнюю палату, а реальных возможностей роспуска верхней палаты не предполагается. Есть опасения, что влияние президента возрастёт из-за полного подчинения ему силовых структур и глав областных администраций, а в результате может усилиться давление президента и на судебную власть. Наибольшее раздражение оппозиции вызвал пункт предложений о проведении президентских и парламентских выборов в один год. В этом политические оппоненты Кучмы усмотрели его попытку продлить свои президентские полномочия до 2006, когда должны состояться следующие выборы в парламент, вместо того чтобы проводить президентские выборы осенью 2004, как и предусмотрено действующей Конституцией.
Почти все представители политической элиты пытаются использовать «реформаторский козырь» в большой игре вокруг президентской кампании 2004. Правые и правоцентристские силы, лидер которых Ющенко имеет самый высокий рейтинг и благоприятные шансы стать будущим президентом Украины, считают необходимым сохранение большого объёма полномочий у президента, хотя и признают важность усиления роли парламента в политической и экономической жизни страны.
В декабре 2003 в Верховной Раде состоялось голосование по первому чтению законопроекта о реформировании государственного устройства страны, получившее одобрение партии пропрезидентского большинства (сторонников Кучмы) и коммунистов. Предполагается, что сама реформа начнётся в 2004.
Неустойчивая внутриполитическая обстановка на Украине во многом определяет частые колебания внешнеполитического курса: усиление левых и ослабление личных позиций Кучмы обычно вызывают ситуативный поворот в сторону Российской Федерации, тогда как перевес правых и правоцентристских сил, как правило, ведёт к росту прозападных и проамериканских настроений, к призывам ускорить евроинтеграцию и вступление Украины в НАТО.
Вооружённые силы Украины начали формироваться на базе военных подразделений ВС СССР, дислоцированных на украинской территории и перешедших под юрисдикцию Украины после провозглашения ею независимости. В основу процесса создания собственной армии как гаранта независимости страны положены политические принципы безъядерного и безблокового статуса Украины. Приняты важные законодательные акты в военной сфере: Концепция обороны и строительства ВС и Военная доктрина, законы «Об обороне», «О Вооружённых силах», постановление «О Совете обороны Украины».
В 1991—2001 произошло значительное сокращение численного состава войск и боевой техники, поэтапно ликвидировались стратегические наступательные вооружения (к 1 июня 1996 на территории Украины не осталось ни одного боезаряда и боеприпаса). В процессе военного строительства Украина подписала важные межгосударственные соглашения с Российской Федерацией: «О принципах формирования Военно-морских сил Украины и ВМФ России на базе Черноморского флота бывшего СССР» (Ялта, август 1992) и «О статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины» (23 октября 1996), включая условия российской аренды военно-морской базы в Севастополе.
По закону «О численности Вооружённых сил Украины на 2000—05» (от 7 декабря 2000) в их рядах насчитывается 400 тыс. чел., в т.ч.: 310 тыс. военнослужащих и 90 тыс. вольнонаёмных гражданских лиц. В состав ВСУ входят: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, войска ПВО, Военно-морские силы. Уровень военных расходов низкий — 1% ВВП.
В 2001 Украина приступила к военной реформе. Запланированы три этапа:
1) в 2001—05 срок службы в украинской армии должен быть сокращен до 1 года, численность ВС уменьшена на 25 тыс. чел., до 30% военнослужащих переведено на контрактную основу;
2) в 2006—10 будут модернизированы техника и вооружение, число контрактников составит 50%;
3) к 2015 намечено завершить реформирование армии, переведя её на профессиональную основу и усилив контроль за Вооружёнными силами со стороны гражданского общества.
Украина имеет дипломатические отношения с Россией (установлены 14 декабря 1992) и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве (май 1997).
Экономика Украины
Объем ВВП Украины в 2002 составил в национальной валюте 212 млрд грн. (в 2000 — 175,0; в 2001 — 201,9). Общий объём ВВП, пересчитанный в доллары по паритету покупательной способности (ППС), составил 185 млрд долл. В 1999 Украина занимала последнее, 43-е место по душевому объёму ВВП среди стран Европы и неевропейских государств ОЭСР, участвующих в европейских сопоставлениях. По данным ООН, за 2002 реальный ВВП на душу населения на Украине по ППС составлял 3816 долл., а в целом по уровню социального развития, определяемому индексом человеческого развития (доходы населения, средняя продолжительность жизни, образовательный уровень граждан), Украина находится на 80-м месте в мире, уступая среди стран СНГ Белоруссии (56-е место) и Российской Федерации (60-е).
За 1992—2001 реальный ВВП страны в результате трансформационного кризиса сократился более чем в 2 раза. Вместе с тем Украина смогла существенно снизить инфляцию и дефицит государственного бюджета, обеспечить стабильность национальной валюты — гривны, введённой вместо переходного карбованца в сентябре 1996. В то же время почти вдвое упали объёмы промышленного производства, в 5 раз сократились инвестиции в основной капитал, примерно на 40% снизилась продукция сельского хозяйства. По современному уровню основных макроэкономических показателей страна фактически отброшена на десятки лет назад, к периоду 1968—70.
В 2000—02 на Украине чётко проявились признаки экономического выздоровления, но рост затронул лишь отдельные сферы хозяйства и пока не приносит ощутимых результатов в масштабах всего общества. При росте ВВП (в 2000 — на 5,8%, в 2001 — на 9,1, в 2002 — на 4,1%) его уровень составлял лишь 49% уровня 1990, а подушевой показатель ВВП (с учётом сокращения населения) поднялся, по оценке, до 19—20% к среднему аналогичному показателю стран ЕС, т.е. сохраняется на пятикратно более низком уровне, чем в Европейским союзе. По прогнозу Минэкономики Украины, в 2003—06 ожидается рост ВВП на 28,3%, что, однако, не позволит достичь даже уровня 1990.
Весьма острой остаётся проблема безработицы: официально зарегистрировано 1,034 млн безработных (на кон. 2002), из них пособия получают 690 тыс. (2002). Но фактическая безработица, по оценке международных экспертов, почти в 3 раза превышает официальный уровень: в 2000 она достигала 11,7% (по методологии МОТ), тогда как Госкомстат Украины фиксировал лишь 4,2%. В 2001—02 официальный уровень безработицы стабилизировался в пределах 3,7—3,8%, а фактически на уровне ок. 10% (по методологии МОТ). Это свидетельствует о том, что увеличение масштабов производства в 2000—02 не сопровождалось ростом занятости, так как даже динамично развивающиеся сектора экономики не могут абсорбировать наличную рабочую силу. В целом для Украины характерна тенденция к уменьшению занятости населения: с 25,4 млн чел. в 1990 до 22,3 млн в 1998 (пик спада в промышленности), 21,3 млн в 2000 и 20,9 млн чел. в 2001.
Достижениями макроэкономической политики последних лет стали существенное снижение инфляции и дефицита государственного бюджета, обеспечение стабильности национальной валюты, рост в промышленности (начиная с 1999) и в сельском хозяйстве (с 2000), что обеспечивало рост реального ВВП.
Экономика Украины относится к индустриально-аграрному типу. В структуре валовой добавленной стоимости 34,4% занимает промышленность, 16,4% дают сельское и лесное хозяйство, различные услуги — 45,2%, строительство — 4%. По удельному весу в численности занятых сельское хозяйство несколько опережает промышленность: 21,8 и 19,9% соответственно от общей занятости во всех сферах экономической деятельности. Растёт занятость в третичном секторе — сфере услуг, где высока доля занятых в образовании, культуре, искусстве, науке — 10,2%, в торговле и общественном питании — 6,9%, в здравоохранении и соцобеспечении — 6,5%, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 3,7%. В сфере современных услуг типа финансирования, страхования и кредитования заняты менее 1%, а в государственном аппарате — 1,7%.
Страна имеет все отрасли, присущие экономике крупного европейского государства. В отраслевой структуре промышленности преобладают обрабатывающие отрасли (74% по стоимости), а на горнодобывающие приходится 11%. Наиболее высокий удельный вес имеют (в %): металлургическая промышленность (чёрная и цветная) — 23, пищевая индустрия и переработка сельхозпродуктов — 18, энергетика — 15; на машиностроительный комплекс приходится 12, на химический — 5, на текстильную и швейную отрасли — 1, на деревообработку — 1. Количество прибыльных промышленных предприятий составило 48% в общем числе предприятий по итогам 2002 (в 2001 — 51%).
Топливно-энергетический комплекс развивается на базе собственных ресурсов угля и импортируемых нефти и газе (преимущественно из Российской Федерации, а также из Туркмении — газ и из Казахстана — нефть). В топливном балансе страны более 40% приходится на газ, на нём работают основные тепловые электростанции. Самые крупные ТЭС — Запорожская, Углегорская, Криворожская, Змиевская, Бурштынская, Приднепровская. Действуют атомные станции, получающие сырьё из Российской Федерации и туда же отправляющие отработанное ядерное топливо: Запорожская, Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская АЭС. Чернобыльская АЭС, дававшая 7% всей электроэнергии, закрыта по международным соглашениям в кон. 2000.
Высокий уровень энергопотребления в стране при относительной бедности энергоресурсами диктует необходимость снижения энергоёмкости хозяйства за счёт его структурной перестройки и уменьшения зависимости от «критического» импорта нефти и газа. В перспективных планах намечено увеличить долю угля в топливном балансе страны.
Металлургический комплекс многоотраслевой и высокоразвитый. Украина занимает 7-е место в мире среди производителей железорудного сырья. Производятся также марганцевая руда, различные ферросплавы (ферросилиций, ферромарганец). В цветной металлургии имеется крупное глинозёмное производство (завод в г. Николаеве, совладельцем которого стала российская компания «РусАл»). Продукция чёрной и цветной металлургии имеет важное экспортное значение: вывозятся руда, ферросплавы, оцинкованный прокат, трубы большого диаметра, глинозём для последующей выплавки алюминия и др. Металлургический комплекс даёт основную долю валютной выручки. Предприятия чёрной металлургии расположены в Приазовье (г. Мариуполь), Донбассе (Донецк, Алчевск, Енакиево, Макеевка), Приднепровье (Запорожье, Днепропетровск, Кривой Рог, Днепродзержинск).
В машиностроении наиболее развито производство сельскохозяйственных машин и транспортных средств, приборо- и станкостроение. Тракторы, танки, турбины, суда разных типов, грузовые вагоны и многое другое поставляются в разные страны. На Украине проектируются и производятся самолёты (наиболее известные из них Ан-2, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя», Ан-74), авиационные двигатели. Самолёты марки Антонова строятся также на заводах Российской Федерации и Польши.
Центры машиностроения — Харьков, Киев, Донецк, Луганск, Краматорск, Днепропетровск, Николаев, Львов, Запорожье и др.
Благодаря сырьевой базе развита и химическая промышленность. Основные центры — Лисичанск, Черкассы, Одесса, Киев, Калуш и др. Значительную часть в промышленности составляет оборонная, где сейчас идут процессы структурной перестройки и конверсии. Промышленность строительных материалов представлена цементной, стеклянной, керамической, нерудных стройматериалов, асбестоцементной отраслями.
Индустрия пищевых продуктов насчитывает ок. 2,5 тыс. предприятий разного профиля и форм собственности. Всего они производят продукцию ок. 3 тыс. наименований. Основные отрасли перерабатывающей и пищевой промышленности — сахарная, спиртовая, мясная, молочная, мукомольно-крупяная, кондитерская. В пищевой промышленности Украины активно действует иностранный капитал, созданы многочисленные СП, идёт модернизация на базе импортных технологий.
В сельском хозяйстве страны преобладает растениеводство. Основой зернового хозяйства является выращивание озимой пшеницы, кукурузы, ячменя, озимой ржи, гречки, проса. Из технических культур выращиваются сахарная свёкла, подсолнечник, лён-долгунец, хмель, табак. По производству сахара страна занимает одно из ведущих мест в Европе. Развиты садоводство, виноградарство, производство эфирно-масличных культур в Крыму (роза, лаванда — для парфюмерной промышленности). В агропромышленном производстве сегодня наблюдаются две тенденции: уменьшение объёмов производства в крупных хозяйствах общественного сектора и увеличение его в частных мелких хозяйствах. Украина всегда была и остаётся крупным экспортёром сельскохозяйственной продукции. В составе экспорта — зерновые культуры, сахар, бобовые, молочные и мясные продукты, овощи, растительное масло и многое другое. С целью наращивания темпов торговли продукцией агропромышленного комплекса, расширения возможностей её экспорта Украина принимает активное участие в создании аграрного рынка стран СНГ. Ведутся переговоры о вступлении в ВТО.
Транспортный комплекс Украины включает железнодорожный, автомобильный, морской, речной, авиационный и трубопроводный. Он играет роль «кровеносной» системы экономики страны. Общая протяжённость автомобильных дорог — 172,6 тыс. км, в т. ч. с твёрдым покрытием — ок. 163,9 тыс. км, железных дорог — 22,8 тыс. км. Развитая сеть автомобильных и железных дорог обеспечивает связь между регионами Украины, между сопредельными странами СНГ и Восточной, а далее — Западной Европы, между промышленными центрами Российской Федерации и черноморскими портами. Общая протяжённость речных судоходных путей 3700 км. Судоходное низовье Днепра обеспечивает связь юга Украины с центральной частью, нижнее течение Дуная — выход к системе Дунай—Майн—Рейн. Важную роль играют Чёрное и Азовское моря, особенно Чёрное, которое должно стать зоной транзита между Европой и Азией. Крупнейшие порты: Одесса, Ильичевск, Николаев. Международные воздушные перевозки организованы на 105 маршрутах с 35 странами мира. В октябре 1996 Украина присоединилась к программе TRACECA (транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия), цель которой — соединение транспортных маршрутов стран-членов проекта с европейскими транспортными сетями. По территории Украины проходят магистральные газо- и нефтепроводы из Российской Федерации и Центральной Азии в страны Западной Европы. Транзитное положение — важный экономический ресурс Украины. Ежегодно на транзите российского газа в Европу через газотранспортную систему страны (ГТС) Украина зарабатывает св. 2 млрд долл. Для модернизации существующих трубопроводов и подземных газовых хранилищ, увеличения объёмов экспорта газа до 150 млрд м3 в год создаётся Международный газотранспортный консорциум (МГТК) при участии Украины, Российской Федерации и, возможно, стран Западной Европы (Германия, Франция).
Транспортный потенциал Украины достаточно высок. Национальная транспортная сеть в состоянии обеспечить интенсификацию перевозок грузов и пассажиров как на внутреннем, так и на международном сообщении. В 2002 грузоперевозки (без трубопроводного транспорта) составили 566,8 млн т (всего — 770 млн т), перевозки пассажиров — 3565 млн чел.
Сфера торговли и услуг относится к наиболее динамично развивающимся отраслям экономики. Розничный товарооборот вырос за 2000—02 с 49,6 млрд до 68,4 млрд грн.
Банковская система Украины двухуровневая, состоит из центрального банка — НБУ (Национальный банк Украины) и 157 коммерческих банков (на 1 января 2003). НБУ определяет главные направления денежно-кредитной и валютной политики страны.
В 2002 в этой области были достигнуты успехи. Отмечалась стабилизация рынка, улучшилось финансовое положение Украины, возросли сбережения населения в национальной и иностранной валюте. Стабильность гривны была обеспечена проведением жёсткой валютной политики НБУ, поставившего цель сохранить низкий уровень инфляции (0,6% в год, по итогам 2002) и последовательно ревальвировать гривну (1,2% по отношению к доллару и 19,2% по отношению к евро). Курс гривны в 2001—02 колебался в пределах 5,28—5,43 грн. за доллар. Выросли показатели монетизации экономики и вклады населения в коммерческих банках с 6,7 млрд грн. в нач. 2001 до 18,9 млрд в кон. 2002. Наметился также рост банковских кредитов хозяйствующим субъектам до 52,2 млрд грн. (увеличение на 5,5% в 2002). В 2003 НБУ снизил ставку рефинансирования с 11,5 до 7%. Денежно кредитная политика НБУ привела к приросту вкладов населения в банки, что обеспечивает правительству значительные ресурсы для развития экономики по сравнению с привлечёнными займами международных финансовых организаций. В 2002 МВФ отказал Украине в кредитах, тем не менее валовые валютные резервы НБУ составили 4,4 млрд долл., увеличившись за год в 1,5 раза при полном выполнении внешних долговых обязательств. Позитивные показатели монетарной политики НБУ и рост ВВП способствовали повышению рядом международных агентств кредитного рейтинга Украины на 1—2 уровня (до уровня «В») по долгосрочным и краткосрочным кредитам. В 2002 внешний долг Украины сократился до 42,3 млрд грн. (7,7 млрд долл.), сумма выплат составила 2,2 млрд грн. На нач. 2003 сумма государственного долга составляла ок. 30% ВВП. Необходимость значительных выплат по внешним кредитам оказывает определяющее влияние на бюджетную и денежно-кредитную политику Украины.
Коммерческие банки всё ещё маломощные, ни их реальный «вес», ни качественный уровень не удовлетворяют потребностям динамичного экономического развития страны. Совокупные банковские активы составляли на нач. 2003 30,7% ВВП Украины (в Российской Федерации — 37,6%, в США — 60%, в Германии — 144%), балансовый капитал банков — 4,5% ВВП (в РФ — 5,4%, в США — 5%).
Средний уровень депозитов — 17,5% к ВВП, что характерно для стран с бедным населением. Среди всех 157 коммерческих банков Украины только 10 банков относят к системообразующим. Большинство банков (101) мелкие. Функционируют 20 банков с иностранным капиталом, в т.ч. 7 чисто иностранных. На первую десятку банков приходится более половины активов, кредитного портфеля и обязательств системы коммерческих банков, почти 3/4 вложений в ценные бумаги и 2/5 совокупного балансового капитала, 1/4 — уставного капитала. Именно эти 10 банков привлекали более 1/2 средств хозяйственных субъектов и 2/3 всех вкладов физических лиц. В банковской сфере существует множество проблем, решение которых не терпит отлагательства. Нормальному развитию препятствуют объективные и субъективные факторы: бедность населения, отсутствие надлежащей системы гарантирования банковских вкладов, высокий удельный вес убыточных предприятий в экономике страны, колоссальная (по мировым меркам) доля наличного денежного оборота — почти 2/5 всей денежной массы, св. 26 млрд грн. (на март 2003). Тем самым на Украине почти нет относительно стабильных источников поступления ресурсов в коммерческие банки, в то же время резервные требования к банкам выше, чем в странах ЕС, — там резервная ставка 0—2%, а на Украине — от 0 до 14% (на кон. 2002), есть проблемы и с ликвидностью залогов и др.
Коммерческие банки (КБ) в большинстве своём не повернулись лицом к реальному сектору экономики, что во многом обусловлено как их неподготовленностью предоставлять крупные и долгосрочные кредиты, так и неустойчивостью функционирования производственных предприятий, отсутствием реальных преобразований в экономике, а следовательно, высокими кредитными рисками. Кредитные ставки КБ всё ещё почти втрое превышают учётную ставку НБУ. Недостатки банковской системы остро ставят вопрос о необходимости её реформирования. НБУ предложил «Комплексную программу развития банковской системы Украины на 2003—05 гг.».
Состояние государственных финансов после 2000 на Украине относительно улучшилось. Сводный бюджет в 2002 сведён с профицитом в 1,7 млрд грн. (в 2001 дефицит составлял 1,3 млрд грн., или 0,6% ВВП). Однако формальное превышение доходов государственного бюджета над расходами достигнуто лишь путём проведения жёсткой бюджетной политики Минфина и секвестра бюджета в кон. 2002. Это связано с недовыполнением плана по доходам: в 2002 он выполнен лишь на 93,1%, а расходная часть бюджета после секвестра выполнена только на 85,2%. Основной причиной плохого наполнения бюджета стали значительно меньшие, чем было запланировано, поступления в бюджет от приватизации. В 2001 при плане в 5,9 млрд грн. поступления средств составляли 2,3 млрд грн., а в 2002 при ожидаемых доходах от приватизации в 5,85 млрд грн. они равнялись всего 606 млн грн. Эксперты объясняют это новой волной «теневой приватизации» и судебными процессами в отношении приватизированных предприятий. Провал приватизационной программы, замедление деловой активности, ревальвация национальной валюты и потребность свести бюджет в соответствии с требованиями МВФ к профициту обусловили последующий секвестр. В итоге достигнут профицит в 0,8% ВВП (по методике Минфина Украины 1,7% — по методологии МВФ). В целом низкие доходы госбюджета на фоне экономического роста последних лет свидетельствуют о серьёзных макроэкономических диспропорциях.
Вынужденное сокращение государственных расходов ведёт к сохранению бюджетной задолженности перед социальной сферой (невыплаты заработной платы, пособий) и перед частным сектором экономики (сумма просроченной задолженности государства перед украинскими экспортёрами по выплатам НДС достигла 2 млрд грн.). Эти негативные тенденции представляют основную опасность для стабильности цен украинской экономики. Важнейшей проблемой правительства является также нехватка средств для финансирования программ экономического развития (при стремлении обеспечить плановый профицит бюджета).
Серьёзное воздействие на состояние государственных финансов оказывает необходимость значительных выплат по внешним кредитам. К нач. 2003 внешний государственный долг Украины сократился до 42,3 млрд грн. (7,83 млрд долл. США); в 2002 было выплачено 2,2 млрд грн. В 2001 правительство провело реструктуризацию текущего долга Парижскому клубу стран-кредиторов на сумму 580 млн долл. США. В тот же период было достигнуто соглашение о возобновлении кредитования по линии МВФ в размере 377 млн долл. США и выделен кредит Всемирного банка на 250 млн долл. США для поддержки экономической программы правительства. Но возобновить масштабное сотрудничество с МВФ Украине не удалось, так как Фонд и другие международные финансовые организации требуют выполнения ряда условий, прежде чем выделяют кредиты. В кон. 2001 была проведена реструктуризация долгов Российской Федерации за поставки природного газа на сумму 1,4 млрд долл. сроком на 12 лет, что создало благоприятную основу для развития двусторонних политических и экономических отношений на качественно ином уровне.
Согласно бюджету 2003, объём погашения основной суммы по внешнему долгу составит 5,59 млрд грн. (1,02 млрд долл. США), а по внутреннему государственному долгу — 2,49 млрд грн. Для финансирования этих платежей У. планирует привлечь на внутреннем рынке 2,21 млрд грн., на внешнем — 6,7 млрд грн. (1,22 млрд долл. США), а также получить от приватизации 2,15 млрд грн. По программе «упреждающего» stand-by правительство ожидает получения кредита от МВФ в размере 600— 800 млн долл. в течение 3—5 лет.
Несмотря на устойчивый экономический рост и его высокие темпы в 2000—02, уровень доходов граждан остаётся очень низким. В 2001 реальная заработная плата работающих граждан повышалась (до 312 грн. на конец года), но она не достигла расчётного уровня прожиточного минимума (332 грн.). При этом средний уровень всех денежных доходов в расчёте на одного члена семьи составлял всего 183 грн. в месяц. Оставалась значительной и задолженность перед гражданами за начисленную, но не выплаченную заработную плату — 3,7 млрд грн. на кон. 2001. В 2002 задолженность по заработной плате снизилась до 2,8 млрд грн., отсутствует задолженность по пенсиям. Тем не менее 1/3 граждан Украины находится за чертой бедности — их доход не превышает 30 долл. в месяц. Правительство приняло документ «Стратегия преодоления бедности» (2001), где поставлена задача снизить долю бедных в 2003 до 21,4% и обеспечить рост реальных доходов населения на 6,5%. В 2002 средняя заработная плата в госсекторе достигла 376 грн., превысив прожиточный минимум. Средний денежный доход на душу населения в декабре 2002 составил 342 грн. Номинальные денежные доходы населения возросли на 20,7% к 2001, и при этом реальная заработная плата увеличилась на 15,6%. Сложности с наполнением государственного бюджета ухудшили социальную обстановку: в 11 раз за 2002 выросла задолженность по выплатам различных видов помощи населению (пособия и т.п.), достигнув св. 170 млн грн. (на 1 января 2003).
Внешнеэкономическая сфера имеет чрезвычайно большое значение для экономики Украины, ставшей за годы реформ весьма открытой. С 2003 отмечается повышательная динамика показателей украинской внешней торговли после длительного периода спада (с 1996). Внешнеторговый оборот товарами и услугами в 2002 достиг 40,5 млрд долл. США, в т.ч.: экспорт — 22 и импорт — 13,5, положительное сальдо торговли увеличилось до 3,5 млрд долл. США.
Коэффициент покрытия экспортом импорта 1,19 раза. В товарной структуре экспорта более 41% занимает продукция металлургического комплекса, ок. 14% — машины и оборудование, 11,2% — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, по 11% — продукция химической промышленности и минеральные продукты (уголь), растёт экспорт текстильных изделий, доля которого в общем объёме почти 4%. В импорте преобладают природный газ и нефть — 43%, машины и оборудование занимают 19%, химико-фармацевтические товары — 11,6%. Импорт энергоресурсов относится к категории «критический импорт», учитывая собственную бедность Украины нефтью и газом в сочетании с высокой энергоёмкостью её хозяйства и высокой долей природного газа в общем энергобалансе (до 40%). Стоимость ежегодного импорта энергоресурсов в 1997— 2001 в среднем составляла 12—14% ВВП У., в 2002 — 17% ВВП. Динамичной статьёй украинской внешней торговли является торговля услугами, преимущественно за счёт транзита газа и нефти в Европу из Российской Федерации и других стран СНГ. В 2002 экспорт услуг вырос на 14,4% — до 4,05 млрд долл. США.
Основным фактором роста внешнеторгового оборота Украины в 2001—02 было наращивание экспорта в Европу. В 2002 доля стран СНГ в общем объёме внешней торговли товарами сократилась с 42,5 до 38,6% целиком за счёт снижения экспорта в эти страны, тогда как торговля со странами Европы выросла на 19%. Тем не менее ок. 60% украинского экспорта услуг и 20% их импорта приходится на страны СНГ (на Российскую Федерацию — 57 и 16,5% соответственно). При всех изменениях географической структуры внешней торговли Украины в пользу переориентации с рынка экс-СССР на западные, особенно европейские, рынки 1-е место в её товарообороте занимает Российская Федерация с долей 28% (2002). Российско-украинский товарооборот колебался в 2000—03 в пределах 11—12 млрд долл., хотя потенциально мог бы быть в 2 раза большим. 2-е место занимает Германия (св. 2 млрд долл.), 3-е — США (1,5 млрд долл.). Из европейских партнёров по торговле наиболее важны и весомы для Украины также Италия, Турция, Польша, Великобритания, Болгария, Венгрия. Из стран Азии — КНР (700—800 млн долл.). В 2002 ок. 28% экспортных поставок пришлось на Турцию, Италию, Германию, КНР, Великобританию, США, Венгрию, на Российскую Федерацию — 18%. В импорте 34% поступлений составили поставки из Туркменистана, Германии, Польши, США, Италии, Казахстана и Франции; доля Российской Федерации в импорте товаров 37%.
Наука и культура Украины
Украина располагает значительным научным потенциалом во многих отраслях. Главный государственный научный центр — Национальная академия наук (НАН) Украины (с 1919), которая осуществляет руководство и организацию исследований по ведущим направлениям науки. В системе академии 170 научных учреждений (из них 5 международных), экспериментально-производственная база, 6 научных центров. Среди творческих приобретений украинских учёных — значительные достижения в технике, молекулярной биологии, физике, физической химии, в информатике, материаловедении, физиологии и медицине, других отраслях знаний. Стоит упомянуть следующие научные достижения и открытия: расщепление атомов лития и открытие изотопа гелия, создание теории сверхтвёрдой сварки под слоем флюса и её внедрение в хозяйственную практику, создание порошковой металлургии, получение тяжёлой воды, создание первого в мире лазерного накопителя информации на оптических цилиндрах с использованием явлений оптической иммерсии. Мировое признание получили результаты исследований по определению условий формирования алмазоподобного углерода, гексагонального графита и других смесей методом высокоскоростного электронно-лучевого выпаривания и конденсата графита в вакууме.
Большой вклад украинские учёные внесли в освоение космоса и создание ракетной техники. Среди важнейших результатов в этой области — создание серии сложных универсальных орбитальных станций, ракет-носителей «Зенит», «Циклон», новых ракетных двигателей, уникальных систем управления для ракетоносителей и космических аппаратов, бортовых систем охлаждения в авиации и космонавтике, уникального инструмента для монтажных и ремонтных работ в открытом космосе.
Важное достижение учёных НАН Украины — создание больших прозрачных монокристаллов синтетических алмазов, оптическими возможностями которых можно управлять. Разнообразные инструменты из синтетических алмазов и сверхтвёрдых материалов, изготовленные по собственным технологиям, Украина экспортирует во многие страны мира. НАН Украины поддерживает международные связи с научными центрами, академиями и обществами различных государств; участвует в международных проектах.
Большая научная работа ведётся в отраслевых НИИ, в вузах, особенно в университетах, в Академии строительства и архитектуры, в Академии сельскохозяйственных наук. Крупные научные и университетские центры: Киев, Харьков, Одесса, Львов, Днепропетровск, Черновцы. В столице Украины работают Национальный университет, Киево-Могилянская академия, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. В университете Т. Шевченко на 16 факультетах обучаются ок. 20 тыс. студентов, работают почти 2 тыс. преподавателей.
На Украине функционируют 21,6 тыс. дневных общеобразовательных школ, из них: 366 гимназий и 331 лицей. Средних специальных учебных заведений — 667 (их число сократилось в 1990-е гг.), высших учебных заведений — 330 (рост числа примерно вдвое за 1991— 2002). В общеобразовательных школах обучаются 6,2 млн учащихся, в гимназиях — 214,9 тыс., в лицеях — 122,6 тыс. (наблюдается рост популярности двух последних типов общеобразовательных учреждений и трёхкратное увеличение числа обучающихся в них за 1991—2002). В средних специальных учебных заведениях число учащихся снижается: с 739 до 583 тыс. чел. (1991—2002), а в вузах растёт, увеличившись вдвое за тот же период — с 876 тыс. чел. в 1991 до 1687 тыс. чел. в 2002.
В годы реформ наблюдается отток учёных из страны из-за недофинансирования науки: в 2000 оно в реальном выражении составило лишь 16,1% к уровню 1990. Количество научных работников, занятых основной деятельностью, уменьшилось с 494,2 тыс. чел. в 1990 до 191,3 тыс. чел. в 2000. В структуре занятых научной и научно-технической деятельностью за тот же период сократилась доля вспомогательного персонала — в 3 раза и кандидатов наук — в 1,6 раза; доля докторов наук выросла в 1,3 раза. Научный персонал стареет: средний возраст кандидатов наук достиг 51 года (в 1991 — 47 лет), докторов наук — 59 лет (в 1991 — 55 лет). Всего в научных организациях Украины трудились 191,3 тыс. чел., из них учёную степень доктора наук имеют 4,17 тыс. чел., кандидата наук — 18,1 тыс. чел. Примерно 105 тыс. работников сферы «наука и научное обслуживание» трудятся в условиях вынужденной неполной занятости.
Сфера НИОКР в целом переживает кризис. Финансирование научных и научно-технических работ сократилось с 3% ВВП в 1990 до 1,13% в 2000.
Искусство Украины имеет богатые фольклорные традиции. Украинский народ создал множество песен, сказок, дум, частушек, коломыек, пословиц и поговорок, легенд и преданий. В думах и песнях отразилась история героического сопротивления против монголо-татарских и турецких захватчиков, польской шляхты, борьбы крепостных с помещиками и режимом царской России.
Литературные корни связаны с древнерусской народностью (литература Киевской Руси). Сохранилось большое количество письменных памятников, самый выдающийся из которых — «Слово о полку Игореве» — считается общим для русского, украинского и белорусского народов. Зачатки именно украинского культурно-бытового и языкового своеобразия исследователи отмечают в Галицко-Волынской летописи 13—14 вв. и в Западнорусских («литовских») летописях 14—15 вв. Ещё более заметны они в памятниках 16 в. В нач. 16 в. на Украине появились печатные книги Восточной Европы, а в 17 в. был открыт первый православный университет: Киево-Могилянская академия. С 18 в. начинается бурное развитие украинского искусства и литературы. Особо важная роль в процессе становления новой литературы 19 в. принадлежит И.П. Котляревскому, автору поэмы «Энеида». С любовью рисовали людей труда, благородными чертами наделяли образы украинских крестьян П.П. Гулак-Артемовский — автор басен, лирических стихотворений, баллад, Г.Ф. Квитка — первый украинский прозаик, поэт Е.П. Гребёнка. Творчество великого украинского поэта Т. Шевченко оказало огромное влияние на последующее развитие украинской поэзии, на литературу всех славянских народов, имело большой общественный резонанс. Его талантливой последовательницей в прозе была Марко Вовчок. Среди писателей демократического направления 2-й пол. 19 в. выделяются А.П. Свидницкий, С.В. Руданский, И.С. Нечуй_Левицкий, Панас Мирный и др. Выдающимся писателем, учёным, мыслителем и общественным деятелем революционно-демократического направления был Иван Франко. Наряду с Т. Шевченко — это писатель мирового значения. Под его влиянием в Восточной Украине в 1880-е гг. ярко выступила в литературе Леся Украинка (псевдоним; настоящее имя — Лариса Петровна Косач-Квитка). В целом дооктябрьская украинская литература заняла одно из видных мест в мировой литературе. Советский период связан с именами поэтов П.Г. Тычины, В.Н. Сосюры, Н.П. Бажана, с драматургией М. Рыльского, А.Е. Корнейчука, с прозой писателей — участников Великой Отечественной войны А.Т. Гончара, М.А. Стельмаха, Н. Рыбака, П. Панча, Остапа Вишни, Ю. Смолича.
Богато и разнообразно украинское музыкальное искусство. Древнейшие жанры песенного творчества: трудовые песни, календарные (колядки, щедривки, веснянки, купальские, жнивные и др.), обрядово-бытовые (плачи, причитания, свадебные, колыбельные и др.). Старинным украинским народным песням присущи мелодически-напевный склад, куплетное строение. Любимый национальный инструмент — бандура, типичный народный инструментальный ансамбль — «троиста музыка» (народное трио): скрипка, басоля, бубен (или цимбалы). Из народных танцев популярны гопак, казачок, метелица, коломыйка, аркан. В развитии профессиональной музыкальной культуры Украины большую роль сыграли в 16 в. «братства». В 18 в. многое сделали для развития украинской музыки видные композиторы-украинцы Д.С. Бортнянский и М.С. Березовский. Важную роль в становлении украинского профессионального музыкального искусства кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. имел театр: в пьесах того периода широко использовались музыкальные номера на основе народных песен и танцев; появилась опера «Запорожец за Дунаем» композитора и певца С. Гулак-Артемовского (1863). В Западной Украине работали М. Вербицкий, И. Лавровский; известен автор 3 опер (в т.ч. «Осада Дубно» по Н. Гоголю) П. Сокальский. Основоположником украинской классической музыки стал выдающийся композитор, педагог и музыкальный общественный деятель Н. Лысенко (оперы «Тарас Бульба», «Утопленница», «Наталка-Полтавка», «Энеида»). Многие украинские певцы, дирижёры, музыканты имеют широкую известность во всём мире; украинский народ по праву считается музыкально одарённым. На Украине работают 5 оперных театров, 3 театра музыкальной комедии, 25 филармоний, 4 консерватории.
Развито театральное искусство и кино. Выдающийся режиссёр кино — А.П. Довженко, чьё имя носит Киевская киностудия. Большой популярностью пользуются фильмы, снятые на Одесской киностудии.