Общие сведения о Словении
Официальное название — Республика Словения (Republika Slovenija). Расположена в южной части Центральной Европы, на северо-востоке Средиземноморья. Площадь — 20 273 км2, численность населения — 1,96 млн чел. (перепись 2002). Государственный язык — словенский. Столица — г. Любляна (240 тыс. чел.). Государственный праздник — День государственности 25 июня (1991). Денежная единица — толар.
Член ООН (с 1992), ОБСЕ, ВТО, ЕС (с 2004).
Достопримечательности Словении
География Словении
Словения простирается между 45°25 ’ (Дамель) и 46°53 ’ (Будници) северной широты, 13°23 ’ (Брегинь) и 16°36’ (Беница) восточной долготы. Расстояние между крайними точками по ширине территории — 163 км, а по длине — 248 км. Территория страны расположена на стыке альпийского, средиземноморского, панонского и дунайского регионов. Словения омывается Адриатическим морем, длина побережья — 46,6 км.
Граничит с Италией, Австрией, Венгрией и Хорватией. Границы проходят по международно признанным линиям раздела между бывшей Югославией и соответствующими странами. Граница с Хорватией проходит по линии разграничения между двумя бывшими югославскими республиками. Протяжённость границ: с Италией — 232 км, с Австрией — 330 км, с Венгрией — 102 км, с Хорватией — 670 км.
Ландшафт словенской территории — гористый, повышающийся постепенно с юга на север. Низменности расположены по течению рек Савы, Дравы и Муры. Высшая точка — гора Триглав (2864 м над уровнем моря). Самые большие озёра — Блед и Бохинь. 55% территории покрыто лесами (большую долю лесов имеют в Европе лишь Швеция и Финляндия).
Население Словении
По данным переписи 2002, общая численность жителей по сравнению с предыдущей переписью 1991 увеличилась более чем на 50 тыс. чел. Росту населения способствовал не естественный прирост жителей, ибо за десятилетие между двумя переписями умерло на 3500 словенцев больше, чем родилось, а иммиграция жителей в основном из Боснии и Герцеговины, а также из Косово и Македонии (лица албанской национальности).
Словенцами по национальности назвали себя 85% жителей, что на 4% меньше, чем в 1991, и на 11% меньше, чем в 1953. Среди других национальностей преобладают сербы (31 тыс.) и хорваты (28 тыс. чел.). Число мусульман (только по национальности) существенно сократилось — с 23 тыс. до 6 тыс. чел. 90% жителей считают словенский своим родным языком, в районах с преобладающим итальянским и венгерским населением распространены также итальянский и венгерский языки.
По вероисповеданию на католиков приходится 58% жителей — на 1/6 меньше, чем в 1991 г. Увеличилось число людей, исповедующих ислам и посещающих евангелистские церкви. Численность атеистов также выросла — на 100 тыс. чел. 367 тыс. жителей, или 22%, отказались указать своё вероисповедание.
Средний возраст жителей увеличился по сравнению с 1991 на 3,6 года и составляет сейчас 40 лет. Выросла доля мужского населения до 49%. Значительно улучшилась образовательная структура населения: лица с неполным средним образованием составляют среди взрослого населения 6%, с законченным средним образованием — 54%, с высшим образованием — 13%, причём последних стало на 1/3 больше, чем в 1991.
В Словении насчитывается 685 тыс. семей (на 8% больше, чем в 1991), в которых в среднем проживают по 2,8 члена семьи. Количество жилищ увеличилось с 1991 на 14% и достигло 777 772, из которых 59% представляют собой частные дома, причём в собственных квартирах и домах проживает 92% жителей против 70% в 1991. Увеличилась и полезная площадь жилищ с 67 до 75 м2.
История Словении
Независимое государство Республика Словения и её нынешнее политическое устройство — результат длительной борьбы словенского народа за свою независимость. Стремление словенцев к самостоятельной государственности было отчётливо выражено в программе «Объединённой Словении» (1848). Впервые они приобрели собственное политическое и государственное устройство в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918). В Словении утвердилась республиканская форма правления внутри общего конституционного и парламентского королевства.
6 июня 1929 королём многонационального государства была введена диктатура, отменена Конституция, распущены скупщина (парламент) и политические партии. Страна была поделена на 9 регионов (бановин) с назначаемой из центра властью. В соответствии с введённой в действие в 1931 новой Конституцией была учреждена двухпалатная скупщина.
В период народно-освободительной войны (1941—45) словенцы боролись не только против фашистских оккупантов, но и за своё право на самоопределение. Это было одним из основных требований словенского Освободительного фронта и Союза депутатов словенского народа. Сразу же после войны Словения вошла в состав Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ) в качестве одной из 6 национальных республик. По Конституции 1946 ФНРЮ — государство равноправных народов, объединившихся на основе права на самоопределение. Югославское федеративное государство строилось на базе принципа демократического централизма, который не допускал суверенитета входивших в него составных частей. Государственное и политическое устройство ФНРЮ, а затем СФРЮ основывалось на монополии единственной правящей партии — Союза коммунистов Югославии (СКЮ), на общественной собственности на средства производства и единстве законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Югославская специфическая скупщинская система органов власти, рабочее самоуправление, коммунальная система на местах, а с принятием Конституции СФРЮ в 1974 система социалистического самоуправления, основанная на делегатском принципе представительства в органах власти и системе объединённого труда в экономической и социальной сферах, в полной мере применялись и в Социалистической Республике Словения. По новой Конституции все федеральные единицы — 6 республик и два автономных края в составе Сербии — обладали ограниченным суверенитетом и значительной самостоятельностью, особенно в экономической сфере.
Затянувшийся политический и экономический кризис в СФРЮ особенно обострился в 1980-е гг. и привёл в конце концов к распаду федеративного государства на 5 независимых государств. Ещё до этого в Словении в результате процесса либерализации у власти утвердились новые политические силы. Осенью 1989 Словения внесла изменения в свою республиканскую Конституцию, закрепив право словенского народа на самоопределение вплоть до отделения от общего государства и присоединения к другим государствам. Расширилась сфера компетенции республики в законодательной и экономической областях. В том же году был принят республиканский закон о политическом плюрализме.
Государство имеет новое название — Республика Словения — с марта 1990. Трёхпалатная скупщина как высший орган власти в республике — результат первых многопартийных выборов в апреле 1990. Исполнительная власть перешла к оппозиционному движению «Демос». Были приняты поправки к республиканской Конституции, существенно ограничивавшие полномочия федерации. В декабре 1990 был успешно проведён плебисцит о самостоятельности Республики Словения. 25 июня 1991 был принят Основной конституционный акт о самостоятельности и независимости Республики Словения.
Все эти односторонние действия словенских органов власти были объявлены неконституционными федеральными властями, и в Словению были введены части Югославской народной армии под предлогом защиты внешних границ Югославии. После вооружённых столкновений частей территориальной обороны Словении с федеральными войсками летом 1991 и вывода последних за пределы республики был введён международный мораторий на практическое осуществление акта о независимости. По истечении трёхмесячного срока моратория 8 октября 1991 Республика Словения стала не только фактически, но и юридически независимым государством. 21 декабря 1991 скупщина приняла Конституцию нового государства.
Государственное устройство и политическая система Словении
Словения — демократическое, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Оно основано на политическом плюрализме и парламентской демократии, на соблюдении принципа разделения властей. Власть в республике принадлежит народу, осуществляется она непосредственно с помощью референдумов и путём выборов в органы власти. Словенское государство территориально едино и неделимо.
Экономическое и социальное устройство основано на плюрализме форм собственности, уважении природного и культурного наследия, свободе предпринимательства и труда, заботе государства о занятости и социальных правах населения, участии трудящихся в управлении, свободе профсоюзов и праве трудящихся на забастовку.
Высший представитель государства — президент республики, являющийся одновременно верховным главнокомандующим её Вооружённых сил. Президент избирается на всеобщих выборах на 5 лет, но не более чем на два срока подряд.
Власть в стране разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Высший орган законодательной власти — Государственное собрание, состоящее из 90 депутатов (в их числе по одному представителю от итальянской и венгерской общин), избираемых на 4 года. Высший совещательный орган — Государственный совет, включает 40 членов, избираемых на 5 лет и представляющих разные социальные, хозяйственные, профессиональные и местные интересы.
Высший орган исполнительной власти — правительство республики, ответственное перед Государственным собранием. Функции государственного управления выполняют министерства: иностранных дел, внутренних дел, обороны, юстиции, экономики, труда и др.
Высшим судебным органом Словении является Конституционный суд. Непосредственным судопроизводством занимаются 44 районных, 11 окружных и 4 высших суда. Имеется также Верховный суд. Специализированные суды рассматривают дела об индивидуальных и коллективных трудовых и социальных спорах.
Государственная прокуратура Словении во главе с генеральным прокурором выдвигает и обосновывает обвинения против преступников и выполняет другие полномочия в гражданском споре. В местах деятельности окружных судов действуют окружные прокуратуры, при высших судах работают высшие прокуратуры.
Самостоятельной и независимой судебной инстанцией в Словении является адвокатура (закон 1993). Особую юридическую службу представляет нотариат (закон 1994). В стране действуют общественные правозащитники, занимающиеся в основном защитой прав граждан, связанных с приватизацией общественной собственности и отношениями между разными формами собственности (закон об общественной правозащите 1995).
Местное самоуправление граждане осуществляют в 147 общинах страны.
Политический плюрализм в Словении гарантируется свободой деятельности политических партий, впервые возникших в кон. 1980-х гг. как выражение стремления к демократизации общества. На основе закона о политических объединениях 1989 имевшиеся в стране общественно-политические союзы и объединения превратились в классические партии.
Ещё до изменения политического строя в 1990 плюрализация охватила и профсоюзное движение. Сейчас профсоюзы представлены в Государственном совете. Профсоюзы заключают с правительством и работодателями социальные договоры на гос. уровне, а также коллективные договоры на уровне отраслей и предприятий.
С 1980 в республике стали появляться организации гражданского общества (экологические, пацифистские), которые в независимой Словении превратились в целую сеть неправительственных и неполитических организаций, многие из которых являются членами международных организаций.
Важнейшими внутриполитическими событиями в Словении в 2002 стали очередные выборы президента страны, представительных органов местной власти и глав местной администрации, членов Государственного совета, а также проведённая реорганизация правительства.
На президентских выборах победу одержал председатель партии Либеральная демократия Словении (ЛДС) Янез Дрновшек, более 10 лет подряд возглавлявший словенское правительство (56,4% голосов). Его оппонента — независимого кандидата Барбару Брезигар (43,6%) — поддержали оппозиционные партии: Социал-демократы Словении (СДС) и Новая Словения (НС). Первый президент Словении Милан Кучан ушёл в отставку 23 декабря 2002 после истечения своего двойного десятилетнего мандата. Председателем нового парламента был избран Борут Пахор.
Расстановка политических сил в стране после выборов не претерпела существенных изменений. В правительственной коалиции, состоящей из 4 партий, ведущую роль играет ЛДС — 34 места в парламенте. Объединённому списку социальных демократов (ОССД) принадлежит 11, Словенской народной партии (СНП) — 9 и Демократической партии пенсионеров (ДПП) — 4 мандата. При фактической поддержке двух депутатов от национальных меньшинств левоцентристская коалиция имеет 60 из 90 мест в парламенте, т.е. конституционное большинство. Благодаря большому перевесу сил ЛДС и её союзники имеют возможность продолжить проведение своего стабильного внутриполитического курса.
Правящая коалиция принимает разработанные правительством решения, не особенно прислушиваясь к аргументам своих оппонентов. Так, правительству удалось легко провести через парламент государственный бюджет на 2003—04, разрешить участие иностранного капитала в приватизации крупнейших банков. Быстро и гладко прошли утверждение нового председателя правительства А.Ропа, занимавшего ранее пост министра финансов, и реорганизация кабинета министров. Новым министром финансов стал Душан Мрамор. Свои министерские посты сохранило большинство членов прежнего правительства, включая министра иностранных дел Димитрия Рупела, министра отношений с Европой Янеза Поточника, министра обороны Антона Гризолда, министра экономики Теа Петрин, министра сельского хозяйства Франци Бута, министра здравоохранения Душана Кебера, управляющего Народным банком Словении Мити Гаспари и др.
Судя по итогам прошедших президентских и особенно местных выборов, правая оппозиция, имеющая всего 21 место в парламенте (13 депутатов от СДС и 8 от НС), хотя и повышает свою популярность, но пока не представляет серьёзной угрозы для правящей элиты.
Экономика Словении
Сразу после провозглашения независимости Словения высказалась за переход к современной социальной рыночной экономике и за интеграцию в западноевропейские структуры. Как и в других постсоциалистических странах, экономика в Словении в нач. 1990-х гг. пережила экономический спад. На состоянии экономики негативно сказалась потеря прежних рынков в республиках бывшей Югославии. В результате всего этого в Словении произошло падение производства и жизненного уровня населения, снизились объём инвестиций и занятость, усилилась экономическая нестабильность. В 1991—92 ВВП сократился на 14,4%. Но уже в следующем году появились признаки хозяйственного оздоровления благодаря начавшемуся проведению политики экономической стабилизации. В 1993 возобновился рост ВВП, составивший за год 2,8%. После того как в 1994 ВВП вырос на 5,3%, а в 1955 — на 4,1%, его объём приблизился к уровню 1990. Одновременно в экономике происходили позитивные структурные сдвиги, приведшие к улучшению качественных параметров развития (повышению производительности труда, увеличению отдачи от капиталовложений, техническому перевооружению производства). После принятия в декабре 1992 закона о трансформации общественной собственности начался процесс приватизации предприятий, а затем и банков. Постепенно осуществлялись реструктуризация организационных и управленческих основ предприятий, укрепление их финансов.
Экономическому росту способствовало увеличение внутреннего потребления вследствие повышения реальных доходов населения. С 1994 к этому добавились рост капиталовложений и экспортная экспансия, которой способствовала благоприятная внешнеторговая конъюнктура на основных европейских рынках. В результате выросла занятость и загрузка производственных мощностей предприятий, что в свою очередь содействовало дальнейшему росту производства и экспорта.
Ускоренный рост производства и потребления сопровождался определёнными проблемами. Опережение роста заработной платы, пенсий и других социальных выплат населению темпов роста производительности труда при некотором временном замедлении структурных реформ оказалось не под силу ещё не окрепшей экономике, особенно когда с сер. 1995 резко ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура в Европе. В то же время замедлились экономические реформы и усилилась несогласованность отдельных её сторон. В частности, произошло отставание в реформировании налоговой системы, не были вовремя модернизированы налоговые службы и расширены источники поступлений налогов в бюджет. Происходил рост теневой экономики, замедлился процесс приватизации, снизилась инвестиционная мотивация, уменьшился приток капитала в реальный сектор экономики. Отсюда замедление темпов экономического роста и ограничение притока бюджетных поступлений при продолжавшемся прежними быстрыми темпами росте государственных расходов, трудности в сфере внешних финансов из-за ослабления контроля за заимствованиями предприятий и банков за границей и несвоевременного реагирования курсовой политики на изменения на международных валютных рынках. В итоге в 1997 впервые в независимой Словении появился бюджетный дефицит в размере 1,5% ВВП. Правительство было вынуждено перейти к политике строгой экономии бюджетных средств и ограничению роста социальных расходов. В результате стали снижаться темпы роста дефицита государственного бюджета до 0,8 и 0,6% ВВП в 1998 и 1999. Однако в 2000 и 2001 годовой бюджетный дефицит вновь вырос до 1,4% ВВП, а в 2002 он увеличился в 2 раза, составив 3% ВВП. Таким образом, проблема финансовой стабилизации остаётся для Словении по-прежнему острой.
Основные показатели экономического развития Словении в 2002: прирост в % ВВП 3,2, сельское хозяйство 1,1, промышленность 4,7, строительство 3,3, услуги 3,0; ВВП на душу населения (долл. США по курсу) 10 577, безработица (% к трудоспособному населению) 6,4; производительность труда (прирост в %) 3,2; инфляция (%) 7,5; внешняя торговля (млн. евро) — экспорт и импорт товаров (11 083, 11 344), экспорт и импорт услуг (2416, 1824).
Словенская экономика сориентирована на внешний рынок. Страна имеет либеральный внешнеторговый режим, экспорт и импорт по существу свободны. 2/3 внешней торговли приходится на страны ЕС, из которых 1-е место занимает Германия. Следующими важными внешнеторговыми партнёрами Словении являются Италия, Австрия, Хорватия, Франция. Российская Федерация находится на 7—8-м месте.
В 2002 продолжилась начавшаяся в предыдущем году тенденция резкого сокращения дефицита внешней торговли товарами. Ежегодно он уменьшался в среднем более чем наполовину и в 2002 был в 4,7 раза меньше, чем в 2000. Положительное сальдо внешней торговли услугами в среднем составляло в 2000—02 более 500 млн евро ежегодно. В 2002 экспорт товаров почти сравнялся с импортом, превысив 11 млрд евро, а экспорт услуг достиг 2,5 млрд евро, т.е. на 1/3 был больше объёма импорта.
Положительное сальдо текущего платёжного баланса в 2002 составило 375 млн долл.
Словения подразделяется на 12 экономико-географических регионов: Приморье, Нотраньский, Горишский, Гореньский, Средняя Словения, Доленьский, Засавье, Нижнее Посавье, Савиньское, Юго-Восточная Коринфия, Подравлье и Помурье. Эти регионы делятся на 57 микрорегионов и 106 районов. На макроуровне Словению часто подразделяют на две части, каждая из которых тяготеет к словенским Любляне и Марибору, являющимся крупными промышленными и культурными центрами страны.
Условия для занятия сельским хозяйством в Словении не очень благоприятны из-за в основном гористого рельефа местности и ограниченности плодородных почв. Большая часть территории страны непригодна для сельского хозяйства. На сельскохозяйственные угодья приходится лишь 38,9% территории страны, на леса — 54,2%, на полностью непригодные земли — 6,9%. 62,8% всех угодий — луга (в основном альпийские), пахотные земли занимают всего 29,9% сельскохозяйственных площадей. Примерно 90% обрабатываемых и других сельскохозяйственных угодий находится в частной собственности.
Доля в ВВП сельского и лесного хозяйства вместе с рыболовством составляет 4,7%, а в экспорте страны — 0,8%. Важнейшие отрасли сельского хозяйства — животноводство (в основном разведение крупного рогатого скота), огородничество, виноградарство, садоводство. В полеводстве основное место занимает производство зерновых и технических культур (преимущественно хмеля и сахарной свёклы).
Важнейшее место в структуре экономики занимает энергетика. Больше всего энергии потребляет промышленность — более 1/3, затем население — 1/3 и транспорт — 1/4 общего количества. В Словении работают 73 гидростанции общей мощностью 728 мВт (на реках Драва, Сава и Сочи), 4 крупные тепловые электростанции мощностью 1020 мВт и совместная с Хорватией атомная электростанция в Кршко мощностью 664 мВт. На ГЭС приходится 28%, на ТЭС — 35%, на АЭС — 37% всей производимой электроэнергии.
Важным источником горючего на ТЭС служит природный газ, получаемый по международным газопроводам из Российской Федерации через Австрию и из Алжира через Италию. Одним из важнейших внутренних источников энергии является каменный уголь. Однако имевшиеся запасы лигнита и бурого угля в основном исчерпаны.
В словенской промышленности работают 40,8% всего занятого населения, отрасль производит 29,9% ВВП. Вместе со строительством и ремёслами её доля достигает 38% в ВВП и 48,4% в общем числе занятых.
Отраслевая структура промышленности по числу занятых: металлообработка, станкостроение и автомобилестроение — 20%, текстильная промышленность — 13,8%, лесоперерабатывающая — 8,4%, пищевая — 7,8%, химическая — 6,6%, кожевенно-обувная — 4,2% и др. Преобладают трудоёмкие отрасли, на которые приходится 36% всех занятых. Чуть меньшую долю занимают технически высокооснащённые отрасли (машиностроение, электротехническая и химическая отрасли), но их значение постоянно растёт.
Чёрная металлургия длительное время была одной из основных отраслей промышленности, однако из-за отсутствия сырья производство металла сильно сократилось. Вследствие истощённости запасов закрылись рудники ртути, свинца, из-за чрезмерного потребления электроэнергии поставлено под вопрос производство алюминия, алюминиевых полуфабрикатов.
Бурное развитие переживает металлообработка. Предприятия этой отрасли расположены в 130 городах.
Радикально изменила свой облик пищевая промышленность. Вместо прежних мелких мельниц, пекарен и молокозаводов, скотобоен и пивоварен появились крупные мукомольные фабрики, молокоперерабатывающие и мясоперерабатывающие заводы, заводы по производству пива, сахарный завод, винные заводы и погреба.
Важное место в экономике страны занимает строительство, которое оказывает качественные строительные услуги за границей.
В словенском транспорте занято 6% всех занятых, его доля в ВВП — 7%. Первое место по значению занимает автомобильный транспорт, затем идут железнодорожный, воздушный и морской виды транспорта. Транспортная инфраструктура хорошо развита, способствуя развитию и пассажирского, и грузового транспорта. В стране создана современная телекоммуникационная система.
До 1991 торговля была сосредоточена в основном в крупных системах, которые затем распались на более мелкие торговые организации. Число магазинов за первые 5 лет независимости удвоилось. Выросло число крупных розничных магазинов, торговых компаний, торговлей занимаются более 6 тыс. предпринимателей. В торговле производится 10,5% ВВП. Услуги, включая торговлю, занимают 1-е место по доле в ВВП.
Центральным эмиссионным и контрольным органом является Банк Словении. В Объединение банков Словении входят 30 коммерческих банков в основном универсального типа, в т.ч. 4 иностранных, имеющих 218 филиалов по всей стране. С 1989 работает Люблянская биржа ценных бумаг.
Туризм в Словении — важнейшая отрасль экономики. В основном развит горный, прибрежный и лечебный виды туризма. Разнообразные природные условия страны, её красоты и достопримечательности, возможность отдыхать в летний и зимний сезоны привлекают множество иностранных туристов. В туризме создаётся 4% ВВП, а вместе с сопутствующими сферами (торговля, транспорт, ремесло, информатика, банковские услуги, коммунальное обслуживание) — 7,8% ВВП.
Конституция и законы Словении гарантируют гражданам основные социальные права, включая социальную защиту для обездоленных и нетрудоспособных, бесплатное здравоохранение, пенсионное обеспечение, защиту материнства, детства и старости. Действует система обязательного медицинского, пенсионного и инвалидного страхования. Покрытие большей части расходов на услуги здравоохранения (амбулаторное и стационарное лечение, стоимость лекарств и пособий) производится из бюджетных средств. Занятые на предприятиях работники в обязательном порядке страхуются от несчастных случаев, от безработицы. Проведённая недавно пенсионная реформа повысила порог выхода на трудовую пенсию до 65 лет для мужчин и 58 лет для женщин, введена накопительная система пенсионного обеспечения. Организована разветвлённая служба социальной помощи пенсионерам и престарелым гражданам. Работающие матери пользуются оплачиваемым отпуском по беременности и родам и пособием на новорождённого. Государство выплачивает пособия на детей, финансирует работу детских дошкольных учреждений.
Наука и культура Словении
В Словении с 1998 обязательным является девятилетнее образование, которое дают основные школы. Более 93% выпускников основных школ продолжают образование в средних профессиональных школах и гимназиях. Срок обучения в гимназиях — 2—3 года, в среднетехнических школах — до 4 лет.
Высшее образование получают студенты в двух университетах — Люблянском и Мариборском, а также в других высших учебных заведениях. В Люблянском университете 3 художественные академии, 20 факультетов и 3 высшие школы. В Мариборском университете 9 факультетов и 1 высшая школа.
Главные научные учреждения Словении сосредоточены в Словенской академии наук и искусств, основанной в 1938. После 2-й мировой войны были созданы новые научно-исследовательские учреждения современного типа: Институт им. Йозефа Стефана, Химический институт им. Бориса Кидрича, Институт по вопросам национальностей, Научно-исследовательский центр Словенской академии наук и искусств. Совокупные расходы на научно-исследовательскую деятельность составляют 1,7% ВВП. Словения участвует более чем в 300 международных научных проектах Европейского союза.
Важнейшие культурные центры: Словенская академия наук и искусств, Цанкарьев дом в Любляне, Народная галерея, Современная галерея, Народный музей, Словенский этнографический музей, Музей новейшей истории, физический, технический музеи, РТВ Словении. Минкультуры финансирует 71 культурный центр. На цели развития культуры расходуется 0,57% ВВП.
Литературная жизнь в стране весьма интенсивна. Книгоизданием занимаются 4 крупных, несколько средних и 10 малых издательств, выпускающих ежегодно более 3 млн книг. Новые литературные произведения печатаются в журналах «Современность», «Новое обозрение», «Литература», «Диалоги». Союз словенских писателей насчитывает около 300 членов.
Театральное искусство развивается в двух народных оперных и балетных театрах в Любляне и Мариборе, в нескольких драматических театрах, на самодеятельных сценах. В Словении имеются две филармонии, симфонический оркестр РТВ, камерные музыкальные ансамбли, певческие общества. Регулярно проводятся международные фестивали (музыкальный, театральный), присуждается международная Прешернова премия.