Общие сведения о Норвегии
Официальное название — Королевство Норвегия (Kongeriket Norge, Kingdom of Norway). Расположена на Скандинавском полуострове в северо-западной части Европы. Площадь 323,8 тыс. км2, вместе с владениями — 385,2 тыс. км2. Расширение экономической зоны в 1977 до 200 миль привело к тому, что площадь морских районов — экономической и рыболовных зон (2,24 млн км2) в 3 раза превышает материковую территорию.
Численность населения 4,5 млн чел. (2002). Государственный язык — норвежский. Столица — г. Осло (508 тыс. чел., 2002). Государственный праздник — День Конституции 17 мая (с 1814). Денежная единица — норвежская крона (100 эрё).
Владения: в Северном Ледовитом океане архипелаг Шпицберген (Svalbard), состоящий более чем из 1 тыс. островов, общая площадь 62 тыс. км2, и остров Медвежий (статус определён Договором 1920 о Шпицбергене); в северной части Атлантического океана — остров Ян-Майен (суверенитет осуществляется с 1929) и в южной части Атлантического океана — остров Буве.
Член ООН (с 1945), НАТО (с 1949), Северного Совета (с 1952), ЕАСТ (с 1960) и др.
Достопримечательности Норвегии
География Норвегии
Расположена между 59°57 ’ северной широты и 10°43 ’ восточной долготы. Территория страны вытянута в виде узкой полосы с юго-запада на северо-восток на 1750 км. Наибольшая ширина страны 430 км, наименьшая (в районе Нарвика) — ок. 7 км. Ок. 1/3 территории расположено к северу от Полярного круга. Омывается морями: на севере — Баренцево море, на западе — Норвежское и Северное моря, на юге — пролив Скагеррак. Вдоль всего побережья проходит тёплое морское течение Гольфстрим. Побережье, особенно западное, изрезано фьордами, большей частью с крутыми, высокими, скалистыми берегами — Согне-фьорд, Хардангер-фьорд и др. Близ берегов большое количество крупных островов (Лофотенские, Вестеролен, Сенья, Магерё, Сёрё), многочисленные мелкие острова и шхеры — св. 150 тыс. Защищённый морской путь в шхерах с юга до севера (от Ставангера до Нарвика) получил наименование Hurtigruta. Древние мореходы называли эти места Nord verg (Путь на север), от этого впоследствии и произошло название Норвегия.
Граничит на суше в основном со Швецией (1619 км), а на крайнем севере с Финляндией (716 км) и Российская Федерация (196 км).
Норвегия горная страна, почти 2/3 её территории лежит на высоте более 500 м над уровнем моря; низменности занимают узкую (40—50 км) приморскую полосу (т. н. странфлат) и встречаются небольшими участками на юге и востоке страны. Почти всю территорию страны занимают Скандинавские горы, представляющие собой обширное нагорье, более широкое и высокое на юге (высочайшая вершина Галхёпигген — 2470 м) и узкое, сильно расчленённое на севере (в среднем 800 м).
Климат страны умеренный, морской, на Крайнем Севере субарктический. Благодаря тёплому североатлантическому течению (Гольфстрим) климат прибрежных районов значительно мягче, чем в северных широтах (средняя температура января на севере –2—4°С, на юге +2°С). По этой же причине побережье почти всегда остается свободным ото льдов. Лето прохладное (средняя температура июля на севере побережья +10°С, а на юге +15°С) с частыми дождями и сильными ветрами. Климатические различия между севером и югом выражены значительно меньше, чем между западом и востоком.
Речная сеть очень густая, горные реки (крупные — Гломма, Логен, Тава и Алта) многоводные, хотя и короткие. Они обладают богатыми гидроэнергетическими ресурсами (120 млрд кВт в год). Насчитывается 200 тыс. озёр (крупнейшее — Мьёса площадью 369 км2), их общая площадь почти 5%. Свыше 1/4 территории занято лесами, на севере в горах преобладают еловые и сосновые леса.
Животный мир многообразен (лисица, лось, горностай, белка, заяц, песец, северный олень), исключительно богат мир пернатых. Многочисленны птичьи базары, расположенные на обрывающихся к морю скалах. Моря, омывающие берега, исключительно продуктивны (треска, макрель, окунь), в реках и озёрах водятся лосось, форель и сёмга.
Большие месторождения различных руд, цветных металлов, гранита, полевого шпата, мрамора и т. п. Мировой производитель ферромарганца (ок. 10% мирового производства), меди, цинка, титана, молибдена, олова, алюминия (ок. 6%), магния (20%), ванадия (2%), кобальта (4%), слюды, ильменита (25%). Доказанные запасы нефти 1,3 млрд т, что превышает половину всех запасов Европы. Доказанные запасы газа 1,25 трлн м3, что превышает четверть всех запасов Европы.
Население Норвегии
Норвегия относится к числу редконаселённых стран Европы (14 чел. на 1 км2). Наиболее заселена её юго-восточная часть — Эстланн, где проживает половина населения. Плоскогорья южной части почти безлюдны. Крайне слабо заселена (всего 10% населения) северная часть. Население увеличивается в среднем на 0,5% в год (за прошедшее десятилетие), главным образом за счёт естественного прироста. Детская смертность низкая — 3,98 чел. на 1000 новорождённых (2002). Продолжительность жизни мужчин — 75,73 года, женщин — 81,77 года.
Крупные города: Осло, Берген (230 тыс. чел.), Тронхейм (150 тыс.), Ставангер (120 тыс.), Нарвик (80 тыс.), Кристиансанн (72 тыс.), Фредрикстад (70 тыс.), Драммен (55 тыс.), Тромсё (60 тыс).
Примерно 97% населения составляют норвежцы. Национальными меньшинствами являются саамы (ок. 20 тыс. чел.), квены (норвежские финны), датчане и шведы.
Государственный язык — норвежский, относящийся к скандинавской группе германских языков. Существуют две официально признаваемые равноправными нормы литературного — букмол и ландсмол. На букмоле издаётся 90% всей печатной продукции и ведётся преподавание более чем в 80% школ.
Официальной религией является лютеранство (св. 90% населения).
История Норвегии
В древности территорию современной Норвегии заселяли племена германского происхождения. В кон. 5— сер. 11 вв. в условиях процесса классового расслоения и образования государства широкие размеры приобрели завоевательные походы дружин. Этот период получил название эпохи викингов. Викинги достигли Северной Америки, опередив на 5 столетий Х. Колумба. На рубеже 9—10 вв. началось объединение страны, которое возглавил конунг Харальд Хорфагер (Прекрасноволосый). С кон. 10 в. началась христианизация, в последующие 3 столетия происходит усиление королевской власти и Римско-католической церкви. Норвегия — одна из немногих стран Европы, где крестьяне не знали крепостного права.
С кон. 13 в. начался кризис земледелия, сменившийся длительным упадком всей экономики после эпидемий чумы — «чёрной смерти». По Кальмарской унии (1397) Н. состояла до 1523 в общем союзе с Данией и Швецией под эгидой Дании. После 1537 была превращена в датскую провинцию. Датский король ввёл в качестве официальной религии евангелическо-лютеранскую церковь.
С сер. 17 в. в Норвегии начался экономический подъём, чему способствовал распад Ганзейского союза. В Европе увеличивается спрос на норвежскую руду, лес, суда. Это подтолкнуло развитие промышленности. Поворотный пункт в новой истории страны наступил в 1814. Решением антинаполеоновской коалиции Норвегия была отнята у Дании и передана Швеции за её заслуги в войне против Наполеона. Норвежское население отказалось признать присоединение к Швеции. 17 мая 1814 на Учредительном собрании в Эйдсволле была провозглашена Конституция независимого Норвежского государства (Эйдсволльская конституция). Однако Швеция, пользуясь поддержкой великих держав, военной силой принудила летом 1814 Норвегию пойти на унию под руководством шведского короля, но с широкой внутренней автономией.
Несмотря на промышленный подъём сер. 19 в., в стране развернулось первое массовое движение сельскохозяйственных рабочих и бедняков (хусменов). Рост населения обгонял темпы индустриализации, что способствовало массовой эмиграции в Северную Америку. В кон. 19 в. в развитии экономики произошли значительные сдвиги, связанные с использованием машин, электроэнергии, электрохимии. В 1870-х гг. возникли первые партии и профсоюзы. В Норвегии первыми в Европе ввели бесплатное и обязательное обучение детей в возрасте от 7 до 14 лет (1860).
На пике общественного подъёма 7 июня 1905 норвежский стортинг (парламент) расторг унию со Швецией, а в августе на референдуме была сохранена монархия, королём (под именем Хокон VII) был избран датский принц Карл. В годы 1-й мировой войны Норвегия проводила политику нейтралитета, что способствовало экономическому развитию. Мировой экономический кризис 1929—33 тяжело поразил страну, усилилось влияние радикалов. После нач. 2-й мировой войны Норвегия провозгласила нейтралитет, однако 9 апреля 1940 подверглась вероломному нападению фашистской Германии, которой при помощи В. Квислинга (министр обороны) и его сторонников удалось захватить страну. Король и эмигрантское правительство находились в Лондоне. Начало освобождению Норвегии положила Советская Армия, которая в октябре 1944 в ходе Петсамо-Киркенесской операции освободила Финнмарк.
В послевоенный период благодаря реформистской политике властей и упорной борьбе трудящихся удалось создать развитую систему социального обеспечения, т. н. модель государства всеобщего благосостояния. Норвежские социал-демократы первыми в 1960-х гг. начали внедрять демократию на производстве. В условиях раскола правящих кругов после победы широкого внепарламентского движения на референдумах 1972 и 1994 страна дважды была вынуждена отказаться от вступления в ЕС, хотя она в полной мере участвует в экономической интеграции с центральной интеграционной зоной.
Государственное устройство и политическая система Норвегии
Норвегия — конституционная монархия. Глава государства — король. Королевский дом — династия Шлезвиг-Гольштейн-Зогденбург-Глюксбург: Харальд V, король Н. (с 17 января 1991), родился 21 февраля 1937; Соня, королева Норвегии (4 июля 1937); Хокон, кронпринц Норвегии (20 июля 1973) и принцесса Марта-Луиза (22 сентября 1971). Король Норвегии Харальд V постановил, что принцесса Марта-Луиза после 1 февраля 2002 потеряла свой титул и все связанные с ним привилегии после замужества и её решения продолжать работу в собственной компании Prinsesse Martha Louises Kulturformidling.
В административном отношении страна делится на 20 областей (фюльке), в их числе и крупнейшие города Осло и Берген.
Согласно действующей Конституции (17 мая 1814) с последующими изменениями престолонаследие передаётся по прямой линии независимо от пола. У короля Норвегии сохранились формально достаточно широкие полномочия. Он назначает и смещает премьер-министра, утверждает законы, объявляет войну и заключает мир, является верховным главнокомандующим Вооружёнными силами и главой государственной церкви.
Законодательная власть осуществляется стортингом (165 депутатов), избираемым всеобщим равным и тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года. На первой сессии стортинга депутаты избирают из своего состава 1/4 депутатов, образующих лагтинг, в качестве высшего совещательного органа, остальные составляют одельстинг. Исполнительная власть формально принадлежит королю, который назначает Государственный совет (правительство), формируемый, как правило, из партий парламентского большинства. Вся полнота исполнительной власти на практике принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром.
Управление в фюльке (провинциях) осуществляет назначаемый королём фюлькесман (губернатор), при нём имеется фюлькестинг (областной совет), состоящий из председателей советов сельских и городских коммун. В каждой коммуне имеется выборный орган местного самоуправления — собрание представителей.
Судебную систему Норвегии образуют суды первой и второй инстанций и Верховный суд — высший орган судебной власти; все судьи назначаются королём.
Избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет и проживающие в стране не менее 5 лет.
Важная особенность внутриполитической жизни Норвегии — установление своеобразного баланса между социальными и политическими силами страны. Специфическому социально-классовому согласию соответствовала действующая т. н. двухполюсная партийно-политическая система, которая подвергается эрозии в последнее время. На одном полюсе находятся социал-реформистская Норвежская рабочая партия (НРП — с 1887) (Det Norske Arbeiderparti, входит в Социнтерн) и левые социалисты (Социалистическая народная партия — Sosialistiske Folkeparti, основана в 1961); на другом — все правоцентристские буржуазные партии: Хёйре (Hoyre — с 1885) — консерваторы, первая политическая партия страны — Венстре (Venstre — с 1884) — либералы, клерикальная Христианско-народная партия (ХНП — Kristelig Folkeparti, основана в 1933) и Партия Центра (Senterpartiet, до 1959 именовалась Крестьянской партией, с мая и до конца 1959 — Норвежской демократической партией, основана в 1920). При таком балансе сил существенное влияние оказывает популистская Партия Прогресса (ПП — Fremskrittspartiet — основана в 1973), с которой пока отказываются сотрудничать как левые, так и правые партии.
Между правоцентристскими партиями в целом и социал-демократами не было непримиримых противоречий. Фактически сложилась и функционирует корпоративная система принятия решений, причём роль координатора в этой структуре (государство — профсоюзы — предприниматели) взяли на себя представители властей, которые проводят курс «социального партнёрства»: заключение коллективных договоров о заработной плате и других условий труда, деятельности трудовых судов, улаживании трудовых конфликтов. Ведущими звеньями системы партнёрства являются, с одной стороны, объединения предпринимателей, а с другой (с 1899 общенациональное) — Центральное объединение профсоюзов Норвегии (ЦОПН). Система сотрудничества между бизнесом и государством дополняется также неформальными связями.
В централизованной структуре предпринимательских союзов главную роль играет Конфедерация норвежских предпринимателей (200 тыс. чел.), а доминирующим влиянием пользуются Союз судовладельцев, Промышленный союз, Союз сельских хозяевпроизводителей. В ЦОПН представлены св. 40 отраслевых профсоюзов (700 тыс. членов), а в Конфедерации норвежских государственных служащих (30 отраслевых союзов, даже уникальный профсоюз пенсионеров) насчитывается 120 тыс. членов. Влиятельны: Кооперативное объединение (основано в 1906, 0,5 млн пайщиков), Союз квартиросъёмщиков (1939), Рабочий просветительный союз (1931) и Рабочий союз молодёжи (1903).
Основные условия продажи рабочей силы вырабатываются раз в 2 года на переговорах между КНП и ЦОПН в виде рамочных и общих договоров. Первое базовое соглашение было заключено ещё в 1935 и до сих пор служит в качестве образцового «трудового кодекса».
В 1960-х — нач. 70-х гг. развернулась острая внепарламентская борьба вокруг проблемы членства Норвегии в «Общем рынке», её главным итогом стал отказ от вступления в организацию. Референдум 1972 по этому вопросу нанёс своеобразную «травму» норвежской партийно-политической системе. На референдуме 1994 противникам членства страны в ЕС удалось добиться своей повторной победы.
Доминирование НРП в норвежской политике сошло на нет в кон. 1980 — нач. 90-х гг. По итогам последних очередных выборов (10 сентября 2001) сложилось следующее соотношение сил: НРП 24,3% голосов (43 депутатских места), Хёйре 21,2% (38), Партия Прогресса 14,6% (26), СЛП 12,5% (23), ХНП 12,4% (22), ПЦ 5,6% (10), Венстре 3,9% (2) и Партия Побережья 1,7% (1). На их основе было сформировано второе коалиционное правоцентристское правительство (Хёйре, ХНП, ПЦ, Венстре) во главе с Х.-М. Бунневиком. Среди партийно-политических сил по-прежнему борьба ведётся в основном вокруг сокращения налоговых ставок, роли государства и социальных льгот. В последнее время общественные движения борются против отрицательных последствий глобализации, нарушающих традиционные устои.
После окончания «холодной войны» и перехода к постбиполярной системе углубилось участие Норвегии в процессах мировой интернационализации и региональной интеграции. Прежде доминировавшее «атлантическое» направление внешней политики утратило определяющую роль. Норвежская политика — «базовая» и «атомная», которая декларировала отказ от размещения иностранных войск и ядерного оружия на территории страны в мирное время, сейчас снята с политической повестки властями. Эрозия «атлантизма» связана с изменением стратегической роли страны и сокращением военных усилий Норвегии в НАТО. Значение норвежской инфраструктуры для американской стратегии и НАТО в целом сократилось. Однако руководство страны стремится при любых условиях сохранить «особые» норвежско-американские отношения.
Растущую роль играет «европейское» направление. Несмотря на вынужденный отказ от вступления страны в ЕС и возникшие в связи с этим определённые затруднения в отношениях с основными союзниками в Европе, Норвегия активно развивает сотрудничество с ЕС. В 1973 заключено соглашение о свободной торговле промышленными товарами, в 1994 — соглашение о Европейском экономическом пространстве. В рамках механизма европейского политического сотрудничества Норвегия, опираясь на свой нефтяной фактор, эффективно обеспечивает национально-государственные интересы, хотя и не принимает участия в процессе принятия решений ЕС.
Сохраняет своё значение «северное» направление, которое страна реализует через Северный Совет. В 1990-х гг. сотрудничество стран Севера осуществлялось в основном с государствами Балтии и в рамках программы «северного измерения» ЕС.
Норвегия — одна из стран — основательниц ООН. Норвежец Трюгве Ли был избран её первым генеральным секретарём. Осло рассматривает ООН в качестве главного органа по поддержанию международного правопорядка и системы международной безопасности. Норвежская дипломатия сыграла важную посредническую роль в урегулировании конфликтов между ООП и Израилем, в Гондурасе и Шри Ланке. Норвегия занимает конструктивную позицию по проблемам развития стран «третьего мира», она среди немногих развитых стран, которые предоставляют 1% ВНП в виде помощи развивающимся странам.
Вооружённые силы Норвегии находятся в процессе реорганизации, состоят из Сухопутных войск — СВ, ВВС, ВМС и хеймверна (национальная гвардия). Численность постоянного состава 27 тыс. чел. и 220 тыс. чел. в резерве. Военные расходы 3,2 млрд долл. США, 2,1% ВВП (2002). Хотя комплектование ВС на основе закона о всеобщей воинской повинности (призывной возраст 20 лет) сохраняется, из ежегодного призывного контингента в 27 тыс. чел. только 10 тыс. призывается на действительную службу (срок 12 мес.).
Руководство, которое осуществляет главнокомандующий через объединённый штаб и управление генеральных инспекторов видов Вооружённых сил, претерпевает изменения в сторону усиления роли районов территориальной обороны.
Норвегия имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. В сентябре 1921 Норвегия признала Советскую Россию де-факто, а в феврале 1924 признала СССР де-юре. Взаимоотношения между Норвегией и Россией существуют с давних времен, они никогда не находились в состоянии войны. В 1905 Россия первой из великих держав признала независимость Норвегии. В России с благодарностью вспоминают Ф. Нансена, организатора международной кампании помощи голодающим в 1921—23. Яркой страницей в истории отношений является боевое братство в годы 2-й мировой войны.
В годы «холодной войны» советско-норвежские отношения переживали трудный период. В ноябре 1955 состоялся официальный визит в СССР премьер-министра Э. Герхардсена, а в 1964 Н.С. Хрущёва и в 1971 Л.И. Брежнева в Осло. В 1970—80-х гг. было подписано 60 межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров. Отдельной страницей стала встреча 5 декабря 1986 М.С. Горбачёва с премьер-министром Гру Харлем Брундтланд (НРП).
С образованием Российской Федерации возобновились продуктивны связи в различных областях. Кульминацией контактов стали визиты президента Б. Ельцина в Осло в 1996 и короля Норвегии в Москву в мае 1998. Важным событием стал официальный визит в Осло президента Российской Федерации В. Путина (ноябрь 2002), по итогам его переговоров с премьер-министром Хьелем Магне Бунневиком было подписано Совместное заявление, в котором стороны договорились о расширении сотрудничества в северном регионе.
Между заинтересованными ведомствами СССР, а позже Российской Федерации и Норвегии на протяжении 30 лет проводятся консультации по урегулированию вопросов делимитации — разграничения Баренцева моря, которые охватывают 155 тыс. км2, и закрепления разделительной линии протяжённостью 1700 км. Благодаря взаимным уступкам и компромиссам к нач. 2003 дискуссия идёт примерно о 5% спорной акватории и шельфа.
Экономика Норвегии
Норвегия — малая страна, находящаяся на постиндустриальном этапе развития (в 2002 ВВП 190 млрд евро, на душу населения — 38,7 тыс. долл. США, темпы роста 2,1%, инфляция 2,3%). Страна лидирует по качеству жизни населения и всем социальным параметрам, она третий экспортёр в мире по энергоресурсам. Её поставки играют важную роль в обеспечении нефтью и газом (св.12%) Западной Европы. Их обеспечивают 8 магистральных нефтепроводов(совокупная длина 1271 км при общей пропускной способности 2,93 млн барр. в сутки) и 14 газопроводов (общая длина 5534 км при совокупной пропускной способности 169,1 млрд м3 в год).
Хотя специализация хозяйства по-прежнему обусловлена природными условиями (дешёвая электроэнергия, лесные богатства, минеральные и рыбные ресурсы), за последнее время появились новые черты, связанные с использованием передовой технологии, высококвалифицированной рабочей силы и новейших методов организации производства. У страны ярко выраженный рентный характер экономики, зависимость от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта, который, например, составил св. 50% всего товарного экспорта, тогда как менее 15% экспорта приходилось на технологический сектор. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 нефтегазовый сектор составил 23% ВВП и принёс 32% всех доходов (223 млрд норв. крон, св. 23 млрд долл. США). В нем прямо занято более 74 тыс. чел., 3% всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс.
Экономический рост (4,2% в кон. 1990-х — нач. 2000-х гг.) обеспечивался комбинацией как благоприятных факторов мировой конъюнктуры, так и успешной макроэкономической политикой властей. Безработица значительно сократилась, дефицит госбюджета исчез и превратился в профицит. Хотя полная занятость создаёт благоприятные социально-экономические условия в стране, но из-за ограниченности ресурсов есть опасность хозяйственного «перегрева».
По-прежнему велика роль государства в экономике и значителен общественный сектор. Это — результат пребывания у власти в течение 30 лет социал-демократов (НПР), которые в своей экономической политике опирались на кейнсианскую теорию и скандинавскую модель «государства всеобщего благосостояния». Хотя госсектор (ок. 5% в промышленном производстве) включает ряд предприятий, в т.ч. по производству военной техники и боеприпасов, гидроэнергетики и строительства, он главным образом охватывает инфраструктуру. Значительны позиции государства в кредитно-финансовой сфере.
Большая часть общественного богатства попадает под государственный контроль через налоговую сферу. Текущие общие государственные расходы составляли 42,4% ВНП. Государство контролирует как ключевые секторы (нефтегазовую отрасль через крупные государственные предприятия), так и сельскохозяйственное производство и другие области, при этом власти испытывают определённую нехватку ресурсов.
Узость внутреннего рынка, сложившаяся отраслевая структура предопределили широкое участие страны в международном разделении труда. Так, экспорт товаров и услуг составил 46% ВНП страны в 2002, тогда как импорт 30%. На экспорт нефти и газа приходится св. 45% всего национального экспорта. Насчитывая менее 0,2% населения развитых стран и производя более 0,5% промышленной продукции, Норвегия имеет св. 1% в экспорте этих стран.
Закреплению роли государства в хозяйственной жизни страны способствует то, что она не является полноправным членом ЕС, который требует от стран-участниц унификации норм хозяйственного законодательства, жёсткого согласования экономической политики. Норвегия вместе с Исландией по-прежнему не хочет «раствориться» в экономике ЕС, утратить контроль над нефтегазовыми ресурсами и лишиться своей национальной самобытности.
Процессы глобализации и региональной интеграции подвергают норвежскую модель социально-экономического развития серьёзным испытаниям. Государство уже не может, как прежде, субсидировать социально значимые предприятия без риска санкций со стороны ЕС или ВТО. К тому же в условиях роста занятости примерно на 1—2% в год усложняется демографическая ситуация, что требует от властей дополнительных социальных расходов. В сфере государственного регулирования происходили противоречивые процессы. С одной стороны, власти (как первое коалиционное правительство Х.-М. Бунневика, так и кабинет НРП Й. Столтенберга) стремились использовать рычаги либеральной политики роста, ограничить роль государства в экономике. Достаточно активно шёл процесс ликвидации госсобственности (приватизированы ряд ГЭС, часть нефтегазовой промышленности и объекты инфраструктуры), наблюдался отказ от государственного вмешательства (политики доходов и привлечения иностранных инвестиций и т.д.) и ряда социальных программ. В 2001 была проведена частичная приватизации госкомпании «Статойл», размещены её акции на фондовой бирже. С другой — значительные доходы от нефти позволили государству увеличить внутреннее потребление и капиталовложения, смягчить налоговое бремя и расширить инвестиции в региональное развитие, защиту окружающей среды и социальную сферу. По-прежнему многие внутренние отрасли (особенно сельское хозяйство), уязвимые для зарубежной конкуренции, субсидируются государством. Реализуется региональная политика — децентрализация и перемещение предприятий из крупных городов в северные районы. В условиях роста профицита госбюджета в 2000—02 выросли темпы прироста заработной платы, что неблагоприятно повлияло на международную конкурентоспособность.
Рычагом государственного воздействия является Государственный нефтяной фонд (ГНФ), который сейчас составляет св. 820 млрд крон (св. 110 млрд долл. США). Средства фонда приносят стране солидный доход: ок. 40% средств вложены в акции зарубежных компаний, а ок. 60% — в иностранные гособлигации. Фонд призван служить финансовым буфером, предоставляя правительству свободу манёвра в экономической политике в случае падения мировых цен на нефть или снижения активности в отраслях, не связанных с нефтегазодобычей.
Экономика страны разделена (что отражено в национальной статистике) на две части: континентальную и шельфовую. Первая — континентальная — представлена традиционными отраслями промышленности: электрометаллургической, электрохимической, горнодобывающей, целлюлозно-бумажной, машиностроением и другими обрабатывающими секторами. Визитной карточкой норвежской индустрии является производство морских буровых платформ и связанного с этим оборудования, гидравлических турбин, промышленного и бытового электротехнического и электронного оборудования, поточных технологических линий для переработки рыбы. К этому сегменту причисляют рыболовство и весь рыбоперерабатывающий комплекс, судоходство (среди традиционных судоходных держав страна имеет наивысшую долю флота под собственным флагом, а его доля в экспортных доходах страны традиционно превышает 10%).
Вторая часть экономики — шельфовая, занимает доминирующее положение, она представлена нефтяной и газовой отраслями промышленности. К 2008 планируется довести экспорт газа до 80 млрд стандартных м3 в год. Наиболее значительные газовые месторождения — Слейпнер, Экофиск и Тролль. Добыча нефти составила 165 млн т при внутреннем потреблении 10 млн т (2002). Крупнейшие нефтяные месторождения — Статфьорд, Гюльфакс, Осеберг, Экофиск.
В 2002 шельфовый сектор создал почти 25% ВНП Норвегии, тогда как континентальный — произвёл только ок. 10%. К тому же большинство отраслей континентальной норвежской экономики малодоходны и подчас неконкурентоспособны.
Из общего числа экономически активного населения (2,3 млн чел.) в промышленности и строительстве занято 23,7%, в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве 4,8%, в торговле и других отраслях обслуживания 71,6%. Уровень безработицы — 2,9%.
Несмотря на сокращение доли сельского хозяйства в ВВП с 4% в 1968 до 2% в 2002, эта отрасль продолжает играть существенную роль. Развито животноводство, главным образом молочное направление. Хотя здесь работает менее 2,5% общего числа занятых, а на угодья приходится только 3% всей территории, уровень самообеспеченности сельхозпродуктами составляет почти 50% (75—80% — зерновыми и почти полностью продукцией животноводства).
Хотя доля рыболовства в ВВП также сокращается, рыбообрабатывающая и рыбоконсервная промышленность обеспечивают занятость населения в прибрежных районах, особенно на севере. Для выживания отрасли большую роль играет искусственное разведение лосося и форели; для промышленного развития «аквакультуры» используются фьорды и горные реки.
Транспорт играет важную роль в хозяйственном комплексе: св. 80% внешнеторгового грузопотока поступает в страну морским путём, на долю морского транспорта приходится половина внутренних грузоперевозок. В составе торгового флота более половины — танкеры. Протяжённость шоссейных дорог — 90 тыс. км, св. 55 тыс. имеют асфальтовое покрытие, 17,5 тыс. мостов и ок. 1 тыс. туннелей.
Удельный вес внешней торговли в ВВП: экспорт товаров и услуг 40%, импорт 33% (2002). В географическом распределении на ЕС приходится 80% товарооборота. В Российской Федерации зарегистрировано ок. 120 предприятий с участием норвежского капитала. Доля Российской Федерации в норвежских инвестициях за рубежом — 0,1%, или 0,9 млрд долл. Норвежский капитал осваивает главным образом северозападные регионы Российской Федерации.
Наука и культура Норвегии
Современная система образования начинается с дошкольных учреждений для детей 5—6 лет. Обязательное начальное образование 9-летнее. Средние общеобразовательные учебные заведения — 4—5-летние гимназии. Обучение в гимназии завершается сдачей т. н. студенческих экзаменов, которые дают право поступления в вуз. В системе высшего образования 4 университета: в Осло (основан в 1811), Бергене (в 1948), Тронхейме (в 1968) и Тромсё (в 1972). В 2002/03 учебном году во всех вузах обучалось 35 тыс. студентов.
Св. 300 научно-исследовательских институтов, 300 лабораторий промышленных и торговых фирм и ок. 40 научных обществ; св. 150 НИИ специализировались в сфере естественных наук. Страна добилась высокой эффективности в сфере НИОКР, более половины годового прироста её промышленной продукции достигается за счёт нововведений. Организационно-научно-исследовательские учреждения подразделяются на государственные (ок. 1/3), вузовские (ок. 2/3) и независимые (менее 10%). Наиболее развитой исследовательской базой обладают университеты в Осло и Тронхейме.
Научная политика государства и финансирование НИОКР разрабатываются Государственным комитетом по науке и технике с помощью Консультативного совета по научным исследованиям (основан в 1965), утверждаются стортингом. Наряду с бюджетными ассигнованиями (60%) в финансировании НИОКР широко используются различные общественные и частные фонды (Фонд Ф. Нансена, А. Яре и др.).
Норвегия прославилась в мире выдающимися достижениями своей культуры. Л. Холдберг (1684—1754) считается отцом норвежской литературы, хотя современный период начинается с работ Х. Вигелана (1808—45). Произведения писателей Б. Бьёрнсона (1832—1910), Г. Ибсена (1828—1906), К. Гамсуна (1859—1952), С. Унсет (1882—1949) уже в нач. 20 в. были известны за пределами их родины и продолжают выходить на иностранных языках и сейчас. Есть норвежские имена среди блистательных художников (Э. Мунк), певцов (К. Флагстад), музыкантов (Э. Григ) мирового уровня.
Политика в области культуры направлена на то, чтобы сделать доступными культурные ценности всем жителям и в условиях тесного взаимообмена с другими народами сохранить свой национальный колорит. Особая поддержка оказывается литературе, ок. 1/3 книг издаются при поддержке государства. Все библиотеки бесплатны (сеть 1,5 тыс.), отвечают высоким стандартам. Целям распространения достижений культуры также служит Государственный гастрольный театр и Государственная художественная передвижная галерея. Ведущую роль в сфере популяризации играет государственное Норвежское радио и телевидение. Государство субсидирует творческие союзы, выставки, музеи, фестивали (Бергенский фестиваль). Важна роль государства в сооружении и содержании культурно-зрелищных и музейных помещений.