Общие сведения о Монголии
Официальное название — Монголия (с февраля 1992, до этого с 1924 — Монгольская Народная Республика). Расположена в Центральной Азии. Площадь 1566,5 тыс. км2, численность населения 2,44 млн чел. (2002). Государственный язык — монгольский. Столица — г. Улаанбаатар (Улан-Батор) (до 1924 — Урга, 821 тыс. чел., 2003). Государственный праздник — Наадам (День победы Народной революции) 11—12 июля. Денежная единица — тугрик (равен 100 мунгу).
Член ООН (с 1961), МВФ (с 1990), Движения неприсоединения (с 1991), ВТО (с 1997), ассоциированный член АТЭС (с 2000) и др.
Достопримечательности Монголии
География Монголии
Расположена в северной части Центральной Азии, между 87°50’ и 119°54’ восточной долготы и 41°32’ и 52°16’ северной широты. Граничит с РФ на севере (3543 км) и КНР на юге (4673 км).
Мировой водораздел делит Монголию на две различные по своей природе области — северную, которая по природным условиям является продолжением восточносибирских ландшафтов, и южную, относящуюся к пустынным и полупустынным районам Центральной Азии. Пустыни занимают сравнительно небольшую территорию Монголии, что объясняется её высоким расположением над уровнем моря. Горы занимают более 40% общей площади Монголии. Большая часть территории страны находится на высоте 1000—3000 м. На западе и северо-западе страны — Монгольский Алтай (высота до 4362 м), Гобийский Алтай, Хангай, на востоке и юго-востоке — равнины Гоби (высота 1000—2000 м). Преобладают степи: на юге полупустыни и пустыни, в горах местами лесостепи и хвойные леса.
В Монголии имеется более 800 месторождений 80 видов полезных ископаемых, из них почти 600, где имеются более 8000 выходов руды, в т.ч. золота, меди и молибдена, свинца, олова, вольфрама, железа, урана, серебра, магнезита талька, слюды, алебастра, асбеста, графита, битума, каменного и бурого угля, селитры, фосфорита, плавикового шпата, полудрагоценных камней, хрусталя, строительных материалов. На 70% месторождений ведётся разведка и оценка запасов полезных ископаемых. В центральной зоне месторождения «Оую толгой» (Южногобийский аймак) выявлены мощные пласты породы, содержащей до 3,5% меди и до 0,40 г золота на тонну. В западной зоне месторождения установлены запасы золотого и медного оруднения порфирного вида в 821 млн т, содержащих более 390 т золота и 3,5 млн т меди.
По природным условиям М. можно разделить на четыре географические зоны: лесостепную, степную, полупустынную и пустынную. В первых двух зонах наибольшее распространение получили различные каштановые почвы, составляющие почти 60% всех почв страны. Для полупустынной и пустынной зон характерны бурые малогумусные почвы со значительным распространением солончаков, а также песков.
Климат сухой, резкоконтинентальный.
Главные реки: Селенга, Керулен, Онон, Орхон. Крупные озёра: Убсу-Нур, Хубсугул.
На территории Монголии встречаются растения нескольких тысяч видов; св. 500 видов являются ценным лекарственным сырьём. Насчитывается ок. 130 видов млекопитающих, св. 360 видов пернатых, 70 видов рыб; многие виды являются редкими.
Население Монголии
Средняя плотность населения — менее 2 чел. на 1 км2; в Улан-Баторе 162 чел. на 1 км2. Более 50% населения до сих пор проживают в юртах.
Доля городского населения, по данным 2003, составляет 56%. Среди внутренних мигрантов больше мужчин. Мигрируют в основном в Улан-Батор и центральные плодородные районы страны. В 2003 население Улан-Батора — св. 1/3 населения Монголии. В 2002 в столицу из различных регионов переселились 23 778 чел.; из Улан-Батора в сельскую местность переехали 600 чел. Всего в 1998 2002 в Улан-Батор переехало 95,4 тыс. чел. В Улан-Баторе, а также в центрах Орхонского, Дархан-Ульского, Восточного и Хубсугульского аймаков проживает 40,6% всего населения Монголии и 71,6% всего городского населения. Процесс миграции сельских жителей в города, особенно в столицу, и обезлюдение окраинных районов связаны со сложной социально-экономической ситуацией в регионах.
По неофициальным данным на 2002, число монголов, выехавших за рубеж, составляет 300 тыс. чел.
В последние годы в стране наметилась тенденция к увеличению рождаемости. Снизилась общая смертность. В 2002 материнская смертность сократилась на 7% по сравнению с 1996—2000. В 1963 в Монголии насчитывалось 99,7 тыс. чел. старше 60 лет, а в 2000 — 124,3 тыс. Возраст выхода на пенсию: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет.
Этнический состав: халха-монголы (81,5%), казахи (4,3%), дэрбэты, баиты, дариганга, захчины, буряты, оолды и другие народности. Языки: монгольский, казахский (в Баян-Ульгийском аймаке), диалекты монгольского языка.
Основные религии: буддизм (ламаизм), христианство. 70—80% населения Монголии считают себя верующими буддистами. В 2001 в стране насчитывалось более 180 официально зарегистрированных религиозных организаций, из них 110 буддийских, 60 христианских и др.
История Монголии
В древности на территории Монголии существовали племенные союзы хунну, сяньби и жужаней. Первое упоминание о монголах относится к сер. 1-го тыс. н.э. Монголами назывались люди, принадлежавшие к неболшому племени, проживавшему на берегах рек Онон и Керулен. В 6—12 вв. территория Монголии находилась в составе Тюркского, Уйгурского, Киргизского каганатов и киданьского государства Ляо. В 9 в. в Центральной Азии образовалось государство киданей, оставивших на земле Монголии многочисленные памятники своей культуры. Официальное название «монголы» появилось в нач. 13 в., когда Чингисхан создал единое монгольское государство. При нём и его преемниках образовалась Монгольская феодальная империя, распавшаяся в 14 в. В кон. 17 в. Монголия была покорена маньчжурами. В 1911 в Монголии было свергнуто господство Цинской династии и провозглашено независимое монгольское государство (феодально-теократическая монархия). В 1915 статус монгольского государства был определён в тройственном российско-китайско-монгольском соглашении как широкая автономия в рамках Китая, ликвидированная в 1919 китайскими войсками. В июле 1921 в Монголии свершилась народная революция; страна была освобождена от китайских оккупантов и провозглашена конституционной монархией во главе с богдо-гэгэном, хотя вся полнота власти фактически сосредоточилась в руках народного правительства. 26 ноября 1924 после смерти богдо-гэгэна Великий народный хурал (ВНХ) провозгласил создание Монгольской Народной Республики (МНР). До кон. 1980-х гг. Монголия развивалась по социалистическому пути.
Под влиянием перестройки в СССР в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. в Монголии начался процесс обновления, приведший к мирной демократической революции 1990, в результате которой в стране произошли радикальные изменения в политической, экономической и культурной областях. Монголия проводит курс на демократическое обновление и вхождение страны в рыночную экономику.
21 ноября 1991 ВНХ принял решение изменить название страны, и с февраля 1992 МНР стала называться Монголия.
Государственное устройство и политическая система Монголии
Монголия — суверенное независимое демократическое правовое государство с парламентской формой правления (парламентская республика). Действует Конституция 1992.
Монголия делится на 21 аймак (Архангайский, Баян-Ульгийский, Баянхонгорский, Булганский, Гобиалтайский, Гоби-Сумберский, Дархан-Ульский, Восточногобийский, Восточный, Среднегобийский, Завханский, Орхонский, Увурхангайский, Южногобийский, Сухэ-Баторский, Селенгинский, Центральный, Увсанурский, Кобдоский, Хубсгульский, Хэнтийский) и Улан-Баторский административный район. Аймаки делятся на сомоны, сомоны — на баги, столица — на округа, округа — на хороны. Наиболее крупные города: Улан_Батор, Эрдэнэт, Дархан, Чойбалсан, Кобдо.
Глава государства — президент, избираемый на альтернативной основе на 4 года путём всеобщего прямого и тайного голосования. Президент может находиться у власти только два срока. Президент является также главнокомандующим Вооружёнными силами страны. Действующий глава государства — Н. Багабанди. Избран 18 мая 1997. Повторно избран 20 мая 2001.
Высший орган законодательной власти — Великий государственный хурал (ВГХ), состоящий из 76 членов, избираемых всенародно путём тайного голосования сроком на 4 года. Действующий председатель ВГХ — С. Тумур-Очир.
Высший орган исполнительной власти — правительство, формируемое ВГХ по предложению премьер-министра и согласованию с президентом. Кандидатуру главы кабинета министров представляет на рассмотрение ВГХ президент. Правительство подотчётно ВГХ. Действующий глава правительства — премьер-министр Н. Энхбаяр.
На местах власть осуществляют органы местного самоуправления: аймачные, городские, районные и сомонные хуралы, депутаты которых избираются населением сроком на 4 года.
Выдающиеся государственные деятели: Д. Сухэ-Батор (1893—1923) — основатель МНРП, руководитель монгольской народной революции 1921, Х. Чойбалсан (1895—1952) — один из основателей МНРП, премьер-министр Монголии с 1939, главком монгольской армии во время совместных операций советских и монгольских войск на Халхин-Голе; Ю. Цеденбал (1916—91) — государственный и партийный деятель, генеральный секретарь ЦК МНРП в 1940—54 и 1981—84; 1-й секретарь ЦК МНРП в 1958—81; председатель Совета министров МНР в 1952—74; председатель Президиума ВНХ в 1974—84.
До нач. 1990-х гг. в Монголии существовала однопартийная система — правящей партией являлась МНРП. В 2003 в Монголии зарегистрированы 17 политических партий. Самые крупные из них: МНРП (121 тыс. членов), Демократическая партия (ДП), партия «Гражданское мужество — Республиканская партия», партия «Отечество — Монгольская новая социалистическая партия», имеющие своих представителей в ВГХ. Другие политические партии не играют заметной роли в общественно-политической жизни страны. Проигравшая на выборах 2000 Демократическая партия и другие оппозиционные МНРП силы налаживают координацию с тем, чтобы добиться реванша на выборах в 2004. Демократическая партия и «Гражданское мужество — Республиканская партия» подписали соглашение о создании коалиции «Демократическая сила».
Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Ассоциация экспортёров мяса.
Внутриполитическая ситуация в Монголии достаточно стабильная. Сформированное МНРП однопартийное правительство нацелено на проведение взвешенной и сбалансированной внутренней и внешней политики. Вместе с тем переломить сложившиеся в прошлом негативные тенденции, прежде всего в экономике и социальной сфере, пока полностью не удалось. Острой проблемой остаётся нехватка средств на социальные нужды.
Финансово-бюджетная ситуация в стране осложнилась в связи с тем, что заложенные в бюджет цены на основную экспортную продукцию — медь, козий пух, шерсть оказались ниже из-за падения мировых цен. Ситуация усугубилась в связи с природно-климатическими катаклизмами, для борьбы с которыми правительство было вынуждено использовать государственные финансовые резервы.
Правящая МНРП и оппозиционная ДП придерживаются весьма схожих по своей сути социал-демократических принципов и программ. Их соперничество не носит характер разногласий по принципиальным политическим вопросам, а сводится скорее к борьбе за доступ к государственному управлению и контролю за расходованием бюджетных средств.
Принят и вступил в действие закон о передаче земли в собственность гражданам Монголии — шаг, на который не решалось ни одно из предыдущих правительств (никогда ранее земля в Монголии не находилась в частном владении). Продолжается процесс формирования законодательной базы политического и экономического реформирования страны.
Программа приватизации, цель которой заключается в перемещении в частную собственность до 80% крупных объектов, осуществляется замедленными темпами, иностранный капитал не проявляет ожидаемого интереса к приватизируемым объектам.
После 1990 внешние связи Монголии заметно расширились. В 1994 ВГХ утвердил Концепцию внешней политики Монголии. Расширение связей с внешним миром для Монголии — страны, не имеющей выхода к морю, является одним из важнейших условий для проведения политических преобразований и рыночных реформ. Внешнеполитическая деятельность всех ветвей власти концентрировалась на изыскании дополнительных финансовых средств за рубежом. В 1990 создано движение стран-доноров во главе с Японией, оказывающих поддержку развитию экономики Монголии (более 30 стран и международных организаций). За это время Монголии выделено ок. 1 млрд долл. США (льготные кредиты, безвозмездная помощь). Состоявшееся в Улан-Баторе в 2002 очередное заседание Консультативной группы стран-доноров выразило готовность её участников продолжать поддерживать экономические реформы (в 2001—02 было выделено более 300 млн долл. США).
Парламент и правительство, ориентируясь на приоритетное взаимодействие с соседними РФ и Китаем, провозгласили проведение «многовекторной» политики, ввели в число приоритетов отношения с США, а также намерены расширить сотрудничество со странами АТР, Европы, международными финансово-экономическими организациями. США объявлены стратегическим партнёром Монголии. Монголия проявляет активную заинтересованность в налаживании экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подключении к региональным и субрегиональным финансово-экономическим структурам, прежде всего АСЕАН, АТЭС.
Монголия осуществляет сотрудничество с ЕС. В 1992—2001 ЕС реализовал и продолжает реализовывать в Монголии более 90 конкретных проектов (на сумму 49,2 млн евро) в рамках двустороннего сотрудничества и партнёрства. ЕС является одним из крупных инвесторов Монголии.
В ходе реформирования Вооружённых сил Монголии их численность сокращена и составляла в 2003 7000 чел. Монголия готова к возобновлению военно-технического сотрудничества с РФ. Предпринимаются шаги по развитию военно-технического сотрудничества с США, странами НАТО (ФРГ, Бельгия, Турция), Китаем, Южной Кореей, Японией, Малайзией.
В 2002 расходы на военные закупки, главным образом стрелкового оружия и боеприпасов к нему, составили 260 тыс. долл. США; закупки связаны с подготовкой частей к участию в действиях миротворческих сил ООН. Делается ставка на регулярное использование спецподразделений ВС М. в миротворческих силах ООН и их предварительную подготовку в странах НАТО и США. Монголия уже принимает участие в миротворческих операциях (Конго, Бангладеш).
Монголия присоединилась к Конвенции об уничтожении химического оружия и запрещении биобактериологического оружия; она является также участником Договора о нераспространении ядерного оружия.
Монголия имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1921). 20 января 1993 подписан межгосударственный Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве.
Экономика Монголии
Основу экономики Монголии составляет сельское хозяйство. Приоритетное внимание уделяется животноводству. Поголовье скота на 1 января 2003 составляло 23,68 млн (сокращение на 10—12% по сравнению с предыдущим годом). Это сокращение не носит угрожающих размеров, так как для полного удовлетворения потребностей в мясе поголовье скота не должно опускаться ниже 15 млн голов. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начало развиваться с 1959 с освоением целинных земель при технико-экономической помощи СССР.
В 2000—02 сельское хозяйство переживало заметный спад. Огромный вред хозяйству был нанесён в результате глобального изменения погодных условий, повлекших за собой стихийные бедствия. В 2001—02 сбор зерновых сократился в связи с засухой. Возможность выхода из такого положения — ведение поливного земледелия и восстановление построенных при содействии СССР оросительных систем.
Промышленность: лёгкая и пищевая, горнодобывающая и горнообрабатывающая, строительство. Бюджетообразующие предприятия — ГОК «Эрдэнэт», АК «Гоби».
В 1996—2000 производство промышленной продукции сократилось в среднем на 2,4%, а перерабатывающей промышленности — более чем на 10%.
Состояние экономики начало улучшаться с 2002. Экономический рост, несмотря на низкие цены на товары монгольского экспорта на мировом рынке, в 2002 достиг 3,9% против 1,1% в 2001.
Общий объём промышленной продукции увеличился на 4,7% в 2002 против роста на 11,9% в 2001, что связано с низкими показателями горнорудной отрасли. Снижение добычи меди в связи с падением цен на неё на мировом рынке негативно отразилось на промышленном выпуске и объёме экспорта. В итоге интенсивного развития рынка недвижимости в Улан-Баторе строительство возросло на 11,0%.
В 2002—03 стабилизировалась макроэкономика, наметился экономический подъём, заметно улучшилось положение в бюджетно-финансовой сфере, увеличиваются налоговые сборы. По итогам 2001 прирост ВВП составил 1,5%. В 2002 ВВП увеличился на 3,8%, производство перерабатывающей промышленности — на 24%. В 2002 Монголия произвела более 1 млрд долл. ВВП, 80% валового продукта приходится на частный сектор.
Инфляция в июне 2003 по сравнению с тем же периодом 2002 снизилась на 2%, составив 6,3% с начала года.
Благоприятные изменения в инвестиционной среде Монголии, открытие перспективных месторождений золота, меди на юге страны способствовали увеличению прямых иностранных инвестиций. С 1991 сумма иностранных капиталовложений достигла 734 млн долл. США. Китайские инвестиции составляют 90% всего объёма инвестиций.
Монгольское правительство обеспечило все баги страны связью, аймаки подключены к сети Интернет. В каждом аймаке теперь можно пользоваться мобильным телефоном. Радиорелейные линии переводятся на цифровую систему.
Разрабатывается проект строительства «Дороги тысячелетия», рассчитанный на 12 лет, — автомобильной магистрали через всю Монголию от монголо-китайской границы до границы с РФ. В 2002 правительство приняло закон о создании свободной экономической зоны Алтанбулаг (на западе страны).
В Монголии существует более 400 туристических организаций. Старейшая из них — организация по обслуживанию иностранных туристов «Жуулчин» (1954). Успешно развиваются такие виды туризма, как групповой и индивидуальный, туры для охоты и рыбной ловли, фото_сафари, горный туризм, автомобильные и конные маршруты, туры по интересам и др. 2003 объявлен «Годом посещения Монголии».
Правительство придерживается политики ежегодного повышения заработной платы (на 20% в 2002), пенсий, стипендий. Правительство взяло на себя расходы по обучению одного ребёнка из многодетных семей скотоводов. В 2002 на эти цели выделено 2 млрд тугриков.
В 2002 в стране зарегистрировано 16 коммерческих банков. Крупнейший из них — Банк торговли и развития. В Сельскохозяйственный (ХААН) и некоторые другие банки начали внедрять иностранный менеджмент. Для улучшения финансового потенциала правительство Монголии сотрудничает со Всемирным банком и МВФ. По состоянию на июль 2003 банки Монголии являются держателями ценных бумаг общей стоимостью 45 млрд тугриков (ок. 39,5 млн долл. США). По сравнению с 2002 золотовалютный запас страны повысился на 38,6% и составил 234,8 млн долл. США.
Бюджетный дефицит в 1996—2000 составлял 12,5% ВВП. В 2000 правительство добилось уменьшения дефицита бюджета до 6,6%, в 2001 — до 4,5%, в 2002 — до 5,6% ВВП.
С нач. 1990-х гг. внешний долг Монголии ряду стран и международных организаций составил более 900 млн долл. США. Кроме того, МВФ предоставил Монголии кредит в размере ок. 70 млн. К 2002 из государственного бюджета выплачено по процентам 320 млн долл. США. В 2002 внешний долг составил 88,3% ВВП. Долг Монголии РФ по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР, составляет 11,3 млрд переводных руб. Ежегодно правительство направляет на погашение долга 20—30 млрд тугр.
По данным 2002, 13,8% населения страны находится на грани бедности, 20% считаются бедными, 16,3% — очень бедными. 80% семей, занятых в животноводстве, — бедняки. Сохраняется тенденция к дифференциации имущественного и жизненного уровня жителей аймаков, городов и отдельных регионов, что является основной причиной миграционных потоков из отдалённых районов в столицу. Нередко мигранты, переехавшие с семьями в города, пополняют ряды безработных, поскольку, как правило, не имеют ни образования, ни трудовой квалификации, тогда как в городах наблюдается переизбыток предложения на рынке труда. В 2002 на биржах труда было зарегистрировано 34,5 тыс. чел. Более 50% безработных составляют женщины. Более 62% нетрудоустроенного населения — молодёжь в возрасте 16—34 лет. В 2002 уровень безработицы уменьшился на 0,6%, однако этот показатель постоянно колеблется.
Объём внешнеторгового оборота по итогам 2001 составил 937 млн долл. США, в т.ч. экспорт —
383 млн, импорт — 554 млн. В 2002 объём внешнеторгового оборота увеличился более чем на 25%. Экспорт вырос на 36%, импорт — на 19,5%.
РФ остаётся главным внешнеторговым партнёром Монголии. В 2002 объём торговли между Монголией и РФ составил 267,6 млн долл. США, т.е. более 23% всего внешнеторгового оборота Монголии. По сравнению с 2001 объём товарооборота вырос почти на 11%. По данным на январь 2003, в Монголии действуют ок. 170 хозяйственных единиц с российским капиталом.
Монголия уделяет особое внимание сотрудничеству с Бурятией, Республикой Алтай, Иркутской, Читинской, Кемеровской и Новосибирской областями. Приграничная торговля равна 203,2 млн долл. США.
После РФ и Китая Япония занимает третье место в списке основных партнёров Монголии, а в деле оказания ей донорской помощи — первое. В 1992—2002 Япония предоставила Монголии ок. 900 млн долл. в виде безвозмездной помощи и льготных кредитов, японские инвестиции превысили 50 млн долл. США.
Наука и культура Монголии
Число грамотных людей старше 15 лет составляет 97,5%, в т.ч. 98% мужчин и 97,5% женщин. Однако в последние годы число неграмотных растёт главным образом из-за того, что за 10 лет перехода к рыночным отношениям ок. 68 тыс. детей оказались вне школы. Если в прежние времена безграмотными были в основном сельские жители, то сейчас растёт число неграмотных горожан. В рамках программы ООН «Всеобщая грамотность», принятой по инициативе Монголии, разрабатываются стратегические планы реализации до 2015 мер по изменению стандартов и содержания обучения детей и подростков, не владеющих грамотой.
Монголия готовится к переходу на 11-летнюю систему обучения в общеобразовательных школах. В 2000 в стране было 650—660 школ, в 2002 — 700. Общее число учащихся в общеобразовательных школах в 2002 составило 526 тыс. чел.
С кон. 1990-х гг. общее число людей с высшим образованием увеличилось на 7,6%, причём лидируют по этому показателю женщины, хотя по занятости они уступают мужчинам.
На кон. 1990-х гг. в Монголии имелось 23 НИИ и центра и 8 государственных научно-производственных корпораций. В системе АН Монголии работает 9 НИИ. При премьер-министре создан Национальный совет по науке и технологиям.
Монголия — страна древней, богатой традициями культуры. Монголы имели собственную официальную письменность со времён Чингисхана. Старая письменность является вкладом монгольских кочевников в мировую цивилизацию. Широко известны такие литературные памятники, как «Монголын Нууц Товчоо» («Сокровенное сказание») (13 в.), «Цагаан туух» (17 в.), «Алтан товч» (18 в.) и др., а также памятники буддийской литературы. Богатые традиции имеют изобразительное искусство, музыкальная и театральная культура монголов.
Исторические и культурные памятники в Монголии охраняются государством. Политика государства направлена на сохранение и возрождение культурных традиций народа. Ежегодно в Монголии празднуется день рождения Чингисхана.