Общие сведения о Исландии
Официальное название — Республика Исландия (Ly.veidi. Island). Островное государство, расположено в северо-западной части Атлантического океана. Площадь 103 тыс. км2, численность населения 288 тыс. чел. (2002). Государственный язык — исландский. Столица — г. Рейкьявик (ок. 113 тыс. чел.). Государственный праздник — День независимости 17 июня (с 1944). Денежная единица — исландская крона (100 эйре).
Член международных организаций: ООН (с 1946), НАТО (с 1949), Северного совета (с 1952), ОЭСР (с 1961), ЕАСТ (с 1970).
Достопримечательности Исландии
География Исландии
Остров Исландия — второй по величине в Европе. Его северная точка достигает Северного полярного круга, а отстоящая от неё на 306 км южная находится на широте 63°24 ’северной широты. С запада на восток остров простирается на 480 км — между 13°28 ’ и 24°32 ’ западной долготы и между 18° и 65° северной широты. На севере омывается Гренландским, на востоке — Норвежским морями, на западе Датский пролив отделяет от Гренландии. Поверхность — плоскогорье (высота 400—800 м), почти со всех сторон круто обрывающееся к морским берегам. Преобладающий рельеф — вулканические плато с вершинами до 2 км. Насчитывается ок. 200 вулканов, из которых ок. 30 действующих (Хваннадальсхнукур — наивысшая точка 2119 м). Часты землетрясения. Последствия вулканической деятельности — выходы газов, гейзеры и грязевые озёра. Полезные ископаемые связаны с вулканизмом: исландский шпат, сера, соли, минеральные источники.
Густая сеть коротких рек — крупнейшая Тьоурсау (237 км). Много озёр тектонического, вулканического и ледникового происхождения (3% территории, крупнейшее Тингвадлаватн — 83,7 км2). Св. 10% (11,9 тыс. км2) покрыто ледниками. Крупнейший в Европе Ватнайёкудль (8,5 тыс. км2; мощность льда до 1000 м). Длина береговой линии 5 тыс. км, побережье сильно расчленено многочисленными фьордами и заливами.
Климат субарктический, морской. Средняя температура июля в Рейкьявике +11,2°С, а января –1°С, в горах холоднее. Благодаря Гольфстриму климат значительно мягче, но очень ветреный. Погода резко меняется в зависимости от прохождения циклонов. Осадков от 500 до 4000 мм в год. Во внутренних районах зимой устойчивый снежный покров (местами до 5 мес.). В течение всего лета — белые ночи.
Почвы минеральные, лёссового типа, отчасти болотные, обогащённые производным вулканическим пеплом. Растительность скудная, представлена тундровыми видами, полукустарниковыми «лесами» (6% площади) и сочными лугами (550 км2). 2/3 территории покрыто каменными россыпями со мхами и лишайниками. Животный мир беден: северные олени, песцы и мышевидные грызуны; в водах океана — тюлени, нерпы, киты. У северного побережья белые медведи и моржи. Многочисленны морские птицы — 66 видов. В озёрах форель, в реках лосось. В омывающих морях ок. 150 видов рыб, в т.ч. имеющие важное промысловое значение — сельдь, треска, пикша, морской окунь, палтус, а также креветки.
Население Исландии
Средняя плотность — 2,3 чел. на 1 км2 (в юго-западной части острова 12 чел. на 1 км2).
Рождаемость 14,86%, смертность 6,87%. Прирост за 2002 0,68%. Средняя продолжительность жизни мужчин 77,2 года, женщин 81,8 года. Возрастная структура населения: дети до 14 лет — 23%, лица от 15 до 64 лет — 65%, 65 лет и старше — 12%. Уровень миграции 2,3%.
95% населения проживает в городах и посёлках, 40% сконцентрировано в Рейкьявике, второй по величине город — Коупавогюр (18 тыс.), третий — Акурейри (16 тыс.). 20% территории не заселено.
Этнический состав однородный, 99% составляют исландцы — потомки норвежцев и ирландцев. Исландский язык относится к германской группе, почти не изменился со времён первоначального заселения. Современные исландцы легко читают оригинальные тексты древних саг и могут проследить свою генеалогию за 10 веков. Этнический состав населения, природные условия и хозяйственная деятельность сближают Исландию с Норвегией, что проявляется в ряде существенных черт их народов.
Евангелические лютеране — 87% верующих, католики и протестантские общины — 3%. Христианство (лютеранский обряд) было государственной религией с сер. 16 в.
История Исландии
Название Исландия («ледяная страна или страна льдов») было дано норвежским викингом Флоуки. Первым скандинавским поселенцем был Ингоульфур Аднарсон, который в 874 высадился в районе нынешней столицы Рейкьявика (в переводе «дымящаяся бухта»). Характер заселения определил особенности социального и политического строя страны. Ведущую роль играли представители родовой знати. Собрание знати и свободных людей — бондов на общенародном собрании — альтинге (представительный орган прямой демократии впервые был созван ок. 930) издавало законы и принимало судебные решения.
Изолированность от внешнего мира и особенности хозяйственной жизни обусловили длительную сохранность родовых традиций. В 1262—64 произошло подчинение Исландии норвежскому королю из-за ослабления ввиду гражданской войны в период эпохи Стурлунгов. В 1380 Исландия вместе с Норвегией оказалась в унии с Данией, а затем (с 1397) в составе датско-шведско-норвежской Кальмарской унии. С утратой Норвегией статуса королевства в 1537 управление перешло к датскому правительству. Распространение им реформации и введение лютеранства (1540) означало для исландцев утрату остатков самостоятельности. Торговая монополия датчан (1602) была ограничена лишь в кон. 18 в. Извержение вулкана Лаки в 1783 привело к массовому падежу овец и голоду.
В нач. 19 в. исландцы стали добиваться политических свобод и самоуправления. Национально-освободительное движение возглавил Йоун Сигурдссон (1811—79). Первым успехом было восстановление альтинга в 1843, затем последовали отмена датской торговой монополии в 1854 и принятие Конституции в 1874. 1 декабря 1918 между Исландией и Данией был заключён на 25 лет союзный Договор, который признавал формальное равенство двух стран и объявлял об их постоянном нейтралитете. В нач. 2-й мировой войны, после оккупации Дании немецко-фашистскими войсками (апрель 1940), 10 мая 1940 на острове высадились английские войска. После истечения в декабре 1943 срока действия датско-исландского Договора об унии был проведён референдум 20—23 мая 1944. Большинство исландцев проголосовало за расторжение унии и провозглашение республики. 16 июня 1944 альтинг принял республиканскую Конституцию, а 17 июня Исландия была провозглашена республикой. Первым президентом стал Свейн Бьёрнссон. В 1952 его сменил Аусгейр Аусгейрссон, который избирался на пост президента также в 1956, 1960 и 1964. Его преемником в 1968 стал Кристьян Элдьярн, который в 1980 уступил место первой женщине — президенту Вигдис Финнбогадоттир, исполнявшей полномочия четыре срока до 1996. Её сменил нынешний президент Олафур Гримссон, бывший лидер левого Народного союза.
С 1959 у власти находятся коалиционные правительства. С нач. 1990-х гг. консервативная Партия независимости (ПН) и либеральная Прогрессивная партия (ПП) возглавляют два основных коалиционных блока, набирающих по 55—65% голосов. Пост премьер-министра занимали Стейнгримур Херманссон (1983—87) из ПП, из ПН: Торстейн Палссон (1987— 91) и Давид Оддссон (с 1991).
Государственное устройство и политическая система Исландии
Исландия — демократическое унитарное правовое государство, республика с президентской формой правления. Конституция 1944 действует с изменениями и дополнениями (30 мая 1984 и 31 мая 1991). Выборы проводятся каждые 4 года и все граждане старше 18 лет имеют право голоса.
В административном отношении делится на 23 района (сисла), 200 сельских общин и 23 города.
Глава государства — президент, олицетворяет высшую исполнительную власть, избирается прямым голосованием сроком на 4 года. Власть президента ограничена и имеет представительный характер. С 1 августа 1996 президентом страны является Олафур Рагнар Гримссон. В 2000 парламент решил, учитывая большую популярность президента и отсутствие оппонентов, продлить его полномочия без проведения выборов. Резиденция президента — Бессастадир.
Правительство — кабинет министров во главе с премьер-министром — несёт ответственность перед альтингом, однако министров назначает президент. По итогам выборов в альтинг 10 мая 2003 коалиционное правительство в составе ПН и ПП продолжило свою работу. Премьер-министр — председатель ПН Д. Оддссон — политический долгожитель в Европе, он возглавляет четвёртое правительство (в 1991—95 в коалиции с Социал-демократической партией Исландии (СДПИ), в 1995—99 в коалиции с ПП).
Законодательная власть принадлежит однопалатному альтингу (Althingi), который считается старейшим в Европе, его называют «прадедушкой парламентов». Состоит из 63 депутатов.
Партийно-политическая система близка скандинавской, хотя межпартийное сотрудничество осуществляется «поверх идеологических барьеров». На правом фланге крупнейшая — ПН (консервативная — Sjalfstaedhisflokkur), оформилась в 1929. К ней примыкает ПП (аграрно-либеральный союз — Framsoknarflokkurinn), основана в 1916. Левый фланг представляет Социал-демократический союз — СДС, наследник СДПИ (Althydhuflokkurinn), основанной в 1916, который традиционно пользуется поддержкой части Федерации исландских профсоюзов. К ней идеологически близок Народный союз — НС (Althydhubandalagid), основанный в 1956 как избирательный блок левых социалистов и коммунистов.
На прошедших 10 мая 2003 очередных парламентских выборах ПН во главе с нынешним премьер-министром Оддссоном получила 33,7% голосов избирателей (22 депутата). Союзник по кабинету ПП во главе с Халлдором Асгримссоном, министром иностранных дел, — 17,7% (12 мест). Наибольший прирост по сравнению с предыдущими выборами 1999 получил СДС во главе с популярной Гисладоттир — бывшим мэром Рейкьявика, их результат — 31% (20 депутатов). Левозелёный альянс — 8,8% (5 мест), либералы — 7,4% (4 депутата). Хотя правящая коалиция потеряла 4 мандата по сравнению с 1999, ей удалось сформировать кабинет министров, сохранить прежние направления своей политики.
Судебная система осуществляется на двух уровнях: Верховный суд из 5 членов, которых пожизненно назначает президент, и 26 местных (помимо ряда специальных) судов.
Во внутренней политике доминирует в разных сочетаниях коалиция четырёх политических партий. Важнейшие темы избирательных кампаний — вопросы налоговой политики, борьба за доступ к рыболовным квотам и проблемы охраны окружающей среды.Одна из задач, стоявших перед правительством в последние годы, заключалась в выработке эффективных мер против перелова рыбы и сокращения (примерно на 20%) размеров рыбопромыслового флота.
Главная тема внутриполитических дискуссий — отношения с ЕС. Хотя страна в 1994 (вместе с Норвегией и Лихтенштейном) подписала с ЕС соглашение о Едином экономическом пространстве (ЕЭП) и тем самым урегулировала свои торгово-экономические отношения, Рейкьявик опасается полноправного членства из-за рыболовной политики ЕС.
Исландия упорно противилась попыткам международных экологических организаций наложить мораторий на промысел китов и согласилась с ним лишь в 1989 под угрозой торгового бойкота. В сер. 1990-х гг. правительство одобрило возобновление китобойного промысла в ограниченных масштабах, а позже решило возобновить его с 2006, что вызвало резкие дебаты: китобои не удовлетворены затяжкой, а туристические компании считают, что это подорвёт их бизнес.
Основные направления исландской внешней политики основываются на: 1) северном сотрудничестве, в частности в рамках Северного Совета; 2) членстве в НАТО; 3) тесных связях с ЕС посредством соглашения о ЕЭП; 4) участии в ООН, особенно по экологическим и природоохранным вопросам, и 5) продолжении сотрудничества по вопросам обороны с США.
Политика обеспечения безопасности определяется геостратегическим положением острова, играющим ключевую роль для защиты Северной Америки. В 1946 альтинг принял решение о передаче аэродрома в Кефлавике (в 50 км от Рейкьявика) для базы американских ВВС. В 1948 страна присоединилась к Плану Маршалла, а в 1949 вступила в НАТО. В сложной международной обстановке 5 мая 1951 заключено американо-исландское соглашение «об обороне», закрепившее статус военной базы США. Развернувшееся движение за вывод иностранных войск заставило правительство неоднократно обсуждать вопрос об их присутствии. В 1985 альтинг объявил Исландию «безъядерной зоной», запретив НАТО размещать любое ядерное оружие на её территории.
Отношения с европейскими соседями и их интеграционными объединениями — ЕС и ЕАСТ складывались в зависимости от решения проблем рыболовства. Борясь за сохранение условий воспроизводства рыбных ресурсов, Исландия расширила в 1952 границы рыболовной зоны с 3 до 6 морских миль. В 1958 Исландия распространила свою юрисдикцию на 12 морских миль, что вызвало протесты Великобритании. В 1972 вновь расширила границу до 50 морских миль, что привело к «рыбной войне» и стычкам между исландскими и английскими судами. В 1975 — уже до 200 морских миль, что спровоцировало третью и самую серьёзную «тресковую» войну. Эти противоречия были разрешены лишь к нач. 1990-х гг. в ходе переговоров между ЕАСТ и ЕЭС. Итоговый документ, принятый в 1994, признавал права Исландии при её уступках ЕС, что не устранило взаимные споры.
В соответствии с Конвенцией морского права ООН (вступила в силу 16 ноября 1994) Исландии необходимо урегулировать проблему лимитации шельфа к югу — Рейкнейская гряда и район Хэттон Рокал, к западу — в районе Херринг Лупхолл. Исландия, Дания (от имени Фарерских островов), Великобритания и Ирландия вовлечены в тяжкие переговоры. Не определён принцип — разграничение или совместная эксплуатация, но Рейкьявик весной 2000 предложил Лондону начать двусторонние консультации.
Поскольку рыболовная политика ЕС противоречит экономическим интересам Исландии, её правительство воздерживается от участия в этой организации. После пятого расширения ЕС Комиссия Европейского союза выдвинула требование об отчислении Рейкьявиком взносов в фонды ЕС на уровне 127 — 155 млн евро за доступ исландской продукции на его расширенные рынки. При вступлении в ЕС на правах полноправного члена взнос Исландии может составить от 57 до 86 млн евро при утрате национального контроля за доступом иностранных сейнеров в исландские воды. Только СДС выступает с проевропейских позиций за проведение референдума по интеграционному вопросу до 2007. Сохранение правящей коалиции, состоящей из ПН и ПП, не приведёт к изменению политики правящего руководства.
В НАТО маленькая Исландия намерена не отставать от союзников и участвовать в миротворческих операциях: сформирован список из 100 добровольцев (полицейские, врачи, инженеры, спасатели) для подобных миссий. Как активный член ООН Исландия выдвинула свою кандидатуру и была поддержана странами Северной Европы в качестве непостоянного члена СБ ООН на 2009—10. Исландские рыболовные компании активно делятся своим опытом и технологиями в Рыболовной комиссии ООН.
За исключением нескольких патрульных судов Службы береговой охраны — 120 чел., страна не имеет вооружённых сил. Но остаётся стратегически важным членом НАТО и на основании двустороннего исландско-американского договора 1951 (продлён в 1996) аэропорт Кефлавик является базой для ВВС США. Здесь находятся св. 2 тыс. чел. американских военнослужащих и вольнонаёмных исландских граждан, размещены Оборонительные силы Исландии в НАТО в составе 85-й группы ВВС США (самолёты АВАКС, Р-3С, РС и КС-135) и 25 служб и командований.
Исландия имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1944, а с 1926 поддерживались через Данию). Она первой среди западных стран признала независимость Прибалтийских стран, её посольство в Москве представляет интересы в СНГ.
Экономика Исландии
Исландия относится к странам с монокультурным хозяйством, поскольку оно основано на ловле рыбы и последующей её переработке, даже несмотря на появление новых производств и отраслей. Рыболовство и рыбообработка (25—30% стоимости ВВП) остаются международной специализацией страны, где она занимает одно из ведущих мест по экспорту рыбной продукции. Рыбное хозяйство (в 2001— 55% экспорта и 62% внешнеторговых доходов страны, сельское хозяйство — 2%, промышленность — 32%) представляет собой мощную индустрию. Органы по контролю за биоресурсами, опираясь на постоянный мониторинг морских акваторий, определяют квоты на вылов рыбы. Распределяются они через аукционы без вмешательства государства. Жёсткая конкуренция привела к снижению числа держателей квот и значительной концентрации капитала, благодаря чему исландские рыболовы конкурентоспособны на мировом рынке. Производительность на одного рыбака составляет в Исландии более 200 т в год, в то время как у следующей за ней Норвегии — 60 т, а в странах ЕС — 30 т.
По структуре занятости Исландия выглядит как промышленно развитая страна: в сельском хозяйстве 7,8%, в промышленности 22,6%, а в сфере услуг 69,6%. В рыбоперерабатывающем комплексе занято 12% экономически активного населения, 1% иностранные рабочие, в частности из Польши. По улову рыбы (в 2001 1986 тыс. т) страна занимает 6—7-е место в Европе. Основная продукция — главным образом сельдь и треска: мороженая, солёная (сельдь) и сушёная рыба, рыбий жир и рыбная мука. Продолжается устойчивое технологическое развитие рыболовецкой отрасли, несмотря на сокращение рыбных ресурсов. Исландская экономика находится на достаточно высоком уровне. Хотя ВВП в 2002 774,418 млн исл. крон (8,5 млрд долл.), но на душу населения — 29,446 долл. Прирост за 2002 0,5%, тогда как за 1955— 2001 он составил 3,9%.
Вторым столпом национального богатства является гидроэнергия, запасы которой исчисляются в 30 млрд кВт/ч, а запасы геотермальной оцениваются в 1,5 млн ГВт/ч ежегодно. Используется только 1/8 энергопотенциала рек. Производство электроэнергии в 2001 8,02 млрд кВт (28 тыс. кВт — 3-е место в мире по потреблению на душу населения). Произведено на ГЭС 16,7% энергии, геотермальной — 55,4%, а на импортных нефти и угле — 28%. Св. 3/4 населения живёт в домах, обогреваемых геотермальными водами.
Исландцы стремятся диверсифицировать на основе энергетики свою промышленность, в которой занято 1/3 населения. Главное промышленное производство — алюминиевый комбинат, работающий на местной электроэнергии и импортируемом сырье. Импорт диоксида алюминия — 50—60 млн долл., а экспорт алюминия — 220—250 млн долл. Развитие энергоёмких производств идёт с участием иностранного капитала (норвежского, швейцарского): производство азотных удобрений в Гувунесе, алюминия — в районе Хабнарфьордура, Стрёумсвик, фабрика минеральных удобрений близ Рейкьявика.
Имеется много мелких судоверфей и судоремонтных предприятий, обслуживающих рыболовный флот. Для внутреннего рынка производится ряд товаров пищевой, швейной, мебельной, электротехнической промышленности и строительных материалов. Страна участвует в процессах глобализации посредством информационных технологий, относящихся к новой экономике: дизайновые и по производству программного обеспечения. Исландцы стремятся развивать альтернативные источники энергии, ведутся НИОКР по производству водородного топлива путём электролиза воды. Правительство субсидирует проект использования гидрогенной энергии с участием зарубежных компаний. В течение 20 лет правительство намерено перевести автотранспорт и рыболовный флот на т. н. топливные элементы путём получения из водорода и углекислого газа метанола, который может распространяться через существующую сеть авто-заправок.
Сельское хозяйство ориентируется исключительно на мясошерстное овцеводство и молочное животноводство. Сельскохозяйственные земли составляют 23% территории (2,3 млн га) и используются под луга и пастбища. На обрабатываемых 1 тыс. га выращивают кормовые травы и картофель. Значительные успехи в развитии парникового хозяйства (на юге острова) на базе использования термальных источников. Страна обеспечивает себя мясом, свежими овощами и молочными продуктами, но импортирует зерновые и другие виды продовольствия. Государство оказывает поддержку 6 тыс. ферм, выделяя субсидии и ограничивая импорт.
В транспортной системе ведущую роль играет судоходство — 1,2 тыс. судов общим водоизмещением 233 тыс. т, из них: торговый флот — 40 судов тоннажем 10 тыс. регистровых тонн, 1 тыс. траулеров и других рыболовецких судов — 200 тыс. т. Внутренние перевозки осуществляются авто- и авиатранспортом, каботажными судами. Железных дорог нет. Длина автомобильных дорог 13 тыс. км, из них с твёрдым покрытием 4 тыс. км. Большинство дорог имеют гравийное покрытие. Кольцевая дорога Hringvegur протяжённостью 1400 км. Насчитывается 160 тыс. автомашин, 548 авто на 1 тыс. чел. В 2001 12 аэропортов с бетонной взлётно-посадочной полосой перевезли 1,36 млн пассажиров.
Правительство, как в других скандинавских странах, проводит экономическую политику, направленную на экономический рост и полную занятость. Общественный сектор 43,9% ВВП в 2000. Основными проблемами являются объём вылова рыбы, колебания цен на неё и уровень издержек, связанный с ценами на топливо, поскольку рыбопромысловый флот останется главным потребителем импортных нефтепродуктов. Здесь ориентируются на модель «государства всеобщего благосостояния», в котором широко действуют социальные программы (25,9% ВВП 2000). Рост заработной платы в 2002 составил 5,6%. Благодаря политике властей уровень безработицы не превышает 3,9% при 43-часовой рабочей неделе и уровне инфляции 6,7%.
Главной проблемой внешней торговли является обеспечение положительного сальдо внешнеторгового баланса (в 2001 — 0,9% ВВП), что связано с ограниченностью природных ресурсов и конъюнктурой мирового рынка. Общий долг 96,2% от ВВП в 2001. Экспорт 2 млрд долл. (25% ВВП), а импорт 2,5 млрд долл. (27,4%). Внешняя задолженность страны на уровне 2,2—2,6 млрд долл. География экспорта: страны ЕС 65%, США 13%, Япония 5%. География импорта: ЕС 56%, Норвегия 9%, США 11%. Страна приняла 1,2 млн туристов. Товарооборот между Исландией и Российской Федерацией — 43,8 млн долл. при положительном сальдо Российской Федерации.
Наука и культура Исландии
Страна отличается высоким уровнем развития культуры благодаря давним литературным традициям и высокому стандарту обучения. В государственных школах обязательное и бесплатное обучение для всех детей от 6 до 15 лет. В 2001 начальным образованием охвачено (с 6 до 12 лет) 31,5 тыс. учеников, средним (с 13 по 15 лет) 12,6 тыс., старшеклассников — 20,7 тыс. Окончившим среднюю школу предоставляется право продолжить четырёхлетнее обучение в колледже или профессиональных училищах, после которых можно поступить в Исландский университет (основан в 1911) или в новый университет в Акюрейри. В стране 12 тыс. студентов и 2 тыс. за рубежом. Все учебные заведения получают субсидии от центральных и муниципальных властей.
Достаточно развиты научные исследования в гуманитарных областях и некоторых точных науках. Координирующий орган — Национальный совет по исследованиям — активно участвует в организации НИОКР по ведущим направлениям. При университете действует Исследовательский институт. Естественнонаучные исследования проводят Национальный музей, различные общества, специальные организации и фонды.