Общие сведения о Франции
Официальное название — Французская Республика (Republique Francaise, French Republic). Расположена в западной части Европы. Площадь 547 тыс.км2, численность населения 59,7 млн чел. (2002). Государственный язык — французский. Столица — г. Париж (9,6 млн чел.). Государственный праздник — День взятия Бастилии 14 июля. Денежная единица — евро (с 2002, до этого французский франк).
Неотъемлемой частью Франции являются заморские территории (Французская Полинезия, Южные и Атлантические территории, Новая Каледония, острова Уоллис и Футуна), заморские департаменты (Французская Гвиана, Гваделупа, Мартиника) и территориальные общности (Майотт, Сен-Пьер и Микелон). Общая площадь 4 тыс. км2, население 1,8 млн чел.
Член ООН (с 1945), МВФ и Всемирного банка (с 1947), НАТО (1949—66), ЕОУС (с 1951), ОЭСР (с 1961), ЕС (с 1957), ОБСС (с 1973), «большой семёрки» (с 1975), ЕБРР (с 1990), ВТО (с 1995).
Достопримечательности Франции
География Франции
Расположена между 42°20’ и 51°5’ северной широты; 4°27 ’западной и 8°47 ’восточной долготы. На севере территория Франции омывается проливами Северного моря Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе — Бискайским заливом и Атлантическим океаном, на юге — Средиземным морем. Протяжённость береговой линии 3427 км. Франция граничит с Андоррой, Испанией, Бельгией, Люксембургом, Германией, Монако, Италией, Швейцарией.
Во Франции встречаются все типы западноевропейского ландшафта. Холмистым или горным рельефом отличаются центральная, восточная и южная части. Самый большой по площади горный район — Центральный французский массив (высшая точка — гора Пюи-де-Санси, 1886 м) — базальтовые плато, чередующиеся с вулканическими конусами, плоскогорьями, реками бассейна Луары. На юго-востоке простираются высокогорные Альпы (Монблан, 4807 м), с запада обрамлённые средневысотными хребтами — Предальпами, которые продолжаются на севере горами Юрa и Вогезы (Баллон-де-Гербиллер, 1423 м). Юго-запад занят Пиренеями (Виньмаль, 3298 м).
Север и запад, почти 2/3 территории Франции, низкие и возвышенные равнины; крупнейшая из них Парижский бассейн. На юго-западе параллельно Бискайскому заливу тянутся прибрежные равнины Аквитании (Ланды) с цепью дюн высотой до 100 м. На северо-западе равнины переходят в Армориканскую возвышенность, омываемую проливами Северного моря. На юго-западе и юге сливаются Ронская и Лангедокская низменности. На территорию Франции заходит небольшая часть Верхнерейнской низменности.
Основные реки: Луара (1000 км), Рона (812 км, в т.ч. 522 км — по территории Франции), Сена (776 км) и Гаронна с устьем, называемым Жирондой (650 км). На востоке проходит часть среднего течения Рейна. Во Франции расположена также южная часть Женевского озера.
20% территории Франции покрывают леса, сосредоточенные главным образом в западных районах Аквитании, в восточной части Парижского бассейна, в Альпах и Пиренеях. Верхняя граница лесов — 1600—1900 м над уровнем моря в Альпах, 1800—2100 м в Пиренеях. Выше они переходят в субальпийские кустарники, а на высоте 2100—2300 м в альпийские луга. Для средиземноморского юга типичны кустарниковые заросли и разреженные леса (вечнозелёные виды дуба и пинии). Характерный ландшафт северо-запада — вересковые пустоши и луга.
Основные представители животного мира Франции сосредоточены в лесных районах, особенно в горах. Млекопитающие: дикий лесной кот, лисица, барсук, горностай, благородный олень, косуля, лань, дикий кабан, белка, заяц; в высокогорьях — серна, горный козёл, альпийский сурок. Многочисленны птицы: ястребы, коршуны, куропатки, рябчики, бекасы. Среди речных рыб распространены окунь, щука, судак, форель; в омывающих Францию морях — тунец, макрель, сардина, треска, камбала.
В недрах Франции залегают разнообразные полезные ископаемые. Выделяются запасы газа, железной руды, бокситов, урана, калийных солей.
Во Франции насчитывается несколько климатических зон. В западной части господствует морской климат; в центральных и восточных областях — переходный от морского к континентальному. Устойчивый снежный покров держится зимой в Центральном массиве, Альпах и Пиренеях. В горах климат существенно меняется с высотой вплоть до высокогорного. Юг Ронской низменности и Средиземноморское побережье — сухие субтропики.
Население Франции
Плотность населения 107 чел. на 1 км2, что в 2—3 раза ниже, чем в соседних странах, хотя в отдельных районах (Парижский бассейн, Прованс, Лазурный берег) показатель плотности выше среднего в несколько раз. В городах проживает 75% населения (2002).
Движение населения Франции исторически характеризуется чередованием долгосрочных резких подъёмов и сильных падений. Демографический прирост за 1896—1946 составил всего 0,3 млн чел., а за 1946—2002 — 20 млн чел. Основная часть прироста пришлась на 1950—70-е гг., в 1980—2002 — всего 4,9 млн чел.
Естественный прирост населения составляет 4% при рождаемости 13% и смертности 9%. Сохранение относительно высокого уровня естественного прироста объясняется долгосрочными положительными сдвигами в режиме воспроизводства населения и расширением иммиграции. Улучшение режима воспроизводства проявляется в довольно высокой (для европейской страны) рождаемости, несмотря на сокращение числа заключённых браков и рост разводов, повышение среднего возраста вступления в брак, усиление участия женщин в общественном производстве. Наблюдается стабильное снижение показателей смертности вследствие уменьшения детской смертности (4 чел. на 1000 новорождённых) и увеличения средней продолжительности жизни. Последняя равна 79,05 года (в т.ч. 75,17 года — у мужчин и 82,5 года у женщин), одно из первых мест в мире.
Соотношение мужчин и женщин — 48,6 : 51,4. Возрастная структура характеризуется выраженной тенденцией к старению. Доля лиц в возрасте 0—14 лет 18,5%, 15—64 года — 65,2%, 65 лет и старше — 16,3% (2002).
Вследствие быстрого повышения значимости старших поколений рост экономически активного населения отстаёт от общего роста населения. Численность занятых 26,6 млн чел. В наиболее трудоспособных возрастах (20—60 лет) находится лишь 45,8% экономически активного населения, к тому же 40,6% данной группы — лица от 40 лет и старше.
По прогнозам, при сохранении нынешних демографических тенденций население Франции увеличится к 2050 всего на 5 млн чел. При этом не менее 1/3 жителей будет старше 60 лет, и лишь 20% — моложе 20. Численность экономически активного населения будет расти до 2006, а затем начнёт сокращаться (к 2020 на 750 тыс.чел. по сравнению с 2002).
Важная составляющая демографической ситуации во Франции — иммиграция, обеспечившая за 2-ю пол. 20 в. ок. 1/4 прироста населения. В 1980-е — сер. 90-х гг. годовой приток иммигрантов составлял до 100 тыс.чел., с сер. 1990-х гг. в результате государственных ограничений снизился до 50 тыс. чел. В 2002 во Франции насчитывалось 3,3 млн иностранцев-резидентов, т.е. резидентов, не получивших прав гражданства. Его ежегодно приобретают ок. 100 тыс.чел.; их детей и внуков официальная статистика относит к числу французов. С учётом подобных категорий во Франции сейчас проживает не менее 15 млн выходцев из других стран — почти 25% населения.
В 2002 40,3% иммигрантов составляли европейцы (в основном из Португалии, Испании и Италии), 43% — африканцы (главным образом из Марокко, Алжира и Туниса). Иммигранты, особенно выходцы из африканских стран, обладают низкой производственной квалификацией; возможность их трудоустройства в условиях нынешнего этапа НТР невелика, а адаптация к нормам жизни новой родины затруднена из-за глубоких межкультурных различий. Возникающие в этой связи социально-экономические проблемы (безработица, преступность) проявляются в политической жизни ускоренным ростом влияния крайне правых партий.
Франция характеризуется высоким уровнем образовательной подготовки населения. В 2002 система образования охватывала 14 млн 390 тыс. учащихся и студентов, св. 1 млн учителей, профессоров. Высшее образование имеют 6,6% жителей, среднее специальное — 15,1%. Бакалаврами в 2002 стали 79% выпускников лицеев. По общим размерам расходов на образование и по их доле в ВВП Франции стоит на одном из первых мест в мире.
Подавляющая часть населения — французы. Несколько небольших этнических меньшинств возникли исторически в пограничных районах, многие из которых прежде относились к другим странам. Сейчас меньшинства не превышают 6,5% жителей страны. Самое крупное — эльзасцы, а также бретонцы, фламандцы, корсиканцы, баски и каталонцы. Их культурные особенности, традиции, языки рассматриваются во Франции как важные элементы общего культурного наследия и бережно сохраняются.
По вероисповеданию подавляющее большинство французов — католики (83—88%). Вторая по численности конфессия — мусульмане, далеко опережающие протестантов и иудеев (соответственно 5—10, 2 и 1% населения).
История Франции
Территория Франции заселена людьми с древнейших времён. Первым известным расселившимся на ней народом были кельты (с 6—5 вв. до н.э.). Их римское название — галлы — дало имя и стране (старинное название Франции — Галлия). В сер. 1 в. до н.э. Галлия, завоёванная Римом, стала его провинцией. В течение 500 лет развитие Галлии шло под знаком римской культуры — общей, политической, правовой, экономической. Во 2—4 вв. н.э. в Галлии распространилось христианство.
В кон. 5 в. Галлия, завоёванная германскими племенами франков, стала именоваться Франкским королевством. Предводителем франков был талантливый военачальник, умный и расчётливый политик Хлодвиг из династии Меровингов. Он в основном сохранил римские законы и сложившиеся социальные отношения, первым из германских вождей в бывшей Римской империи заключил союз с Римско-католической церковью. Смешение франков с гало-римским населением и слияние их культур создало своеобразный синтез — основу формирования будущей французской нации.
С момента смерти Хлодвига в нач. 6 в. Франкское королевство подвергалось непрерывным разделам и воссоединениям, выступало ареной бесчисленных войн различных ветвей Меровингов. К сер. 8 в. они утратили власть. Карл Великий, давший имя новой династии Каролингов, основал огромную империю в составе почти всей современной Франции, части Германии и в качестве данников — Северной и Центральной Италии и западных славян. После его смерти и раздела империи (843) как самостоятельное государство выделилось Западно-Франкское королевство. Этот год считается точкой отсчёта истории Франции.
К кон. 10 в. династия Каролингов прервалась; королём франков был избран Гуго Капет. Берущие от него начало Капетинги (их различные ветви) царствовали вплоть до Великой французской революции (1789). В 10 в. их королевство стало называться Франция
Франция эпохи первых Капетингов, формально единая, фактически делилась на ряд независимых феодальных владений. Стремление королей к централизации обеспечило постепенное преодоление феодальной раздробленности и формирование единой нации. Наследственное владение королей (домен) расширялось путём династических браков и завоеваний. Бесконечные войны и потребности растущего госаппарата требовали всё больше финансовых средств. К кон. 13 в. обложение налогами духовенства вызвало резкий протест папы римского Бонифация. Пытаясь заручиться поддержкой населения в борьбе с папой, король Филипп IV Красивый (1285—1303) созвал в 1302 Генеральные штаты — представительство всех 3 сословий. Так Франция стала сословной монархией.
К нач. 14 в. Франция была самым мощным государством Западной Европы. Но её дальнейшее развитие затормозилось из-за Столетней войны с Англией (1337—1453), проходившей целиком на французской территории. К 1415 англичане захватили почти всю Францию и поставили под угрозу её существование как суверенного государства. Однако под предводительством Жанны д ’Aрк французские войска добились перелома в военных действиях, что в конечном итоге привело к победе французов и изгнанию англичан.
К кон. 15 в. завершение централизации обусловило автономность королевского финансового аппарата от сословного представительства и фактическое прекращение деятельности Генеральных штатов. Началось превращение сословной монархии в абсолютную.
В кон. 15 — сер. 16 в. Франция, пытавшаяся добиться гегемонии в Европе и присоединить Северную Италию, вела с Испанией и Священной Римской империей Итальянские войны (1494—1559). Не принеся никаких политических результатов, они полностью истощили финансовые ресурсы Франции, что повлекло резкое ухудшение экономического положения страны. Рост социального протеста тесно переплёлся с распространением реформационных идей. Раскол населения на католиков и протестантов (гугенотов) вылился в длительные Религиозные войны (1562—91), кульминацией которых стала массовая резня гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь, 1572). В 1591 королём Франции под именем Генриха IV был провозглашён представитель младшей ветви Капетингов Генрих Бурбон, вождь гугенотов, принявший католичество. Изданный им Нантский эдикт (1598), уравняв в правах католиков и гугенотов, положил конец противостоянию по религиозному признаку.
17 в. был временем укрепления французского абсолютизма. В 1-й трети его кардинал Ришелье, фактически правивший страной при Людовике XIII, в основном искоренил дворянскую оппозицию; её последним проявлением была Фронда — массовое движение, возглавленное принцами крови (1648—53), после разгрома которого крупная знать утратила политическое значение. Абсолютизм достиг пика в годы самостоятельного правления Людовика XIV (1661—1715). При нём знать не допускалась к управлению страной; его вершил сам «король-солнце», опиравшийся на госсекретарей и генерального контролёра финансов (этот пост в течение 20 лет занимал Ж.-Б.Кольбер, выдающийся финансист и меркантилист, много сделавший для развития французской промышленности и торговли).
В 17 в. Франция вела в Европе войны, направленные либо на ликвидацию доминирования других государств (Тридцатилетняя война), либо на обеспечение собственной гегемонии (с Испанией в 1659, Голландские войны в 1672—78 и 1688—97). Все территориальные приобретения, полученные в ходе Голландских войн, были утрачены в результате войны за испанское наследство (1701—14).
Со 2-й пол. 18 в. изживший себя абсолютизм переживал острый духовный и экономический кризис. В духовной сфере его выражением стало появление плеяды философов и писателей, по-новому осмысливших острые проблемы общественной жизни (век Просвещения). В экономике непреходящий дефицит бюджета, длительный рост налогов и цен в сочетании с длительным неурожаем вызвали обнищание масс и голод.
В 1789, в обстановке резкого обострения социально-экономической ситуации, под давлением Третьего сословия (торговцев и ремесленников) после многолетнего перерыва были созваны Генеральные штаты. Депутаты от Третьего сословия объявили себя Национальным собранием (17 июня 1789), а затем — Учредительным собранием, которое приняло Декларацию прав человека и гражданина. Восставший народ взял и разрушил символ «старого режима», королевскую тюрьму Бастилию (14 июля 1789). В августе 1792 была низвергнута монархия (король Людовик XVI казнён); в сентябре — провозглашена Республика. Восстание крайне левой части её сторонников привело к установлению кровавой якобинской диктатуры (июнь 1793 — июль 1794). После переворота 27—28 июля 1794 власть перешла к более умеренным термидорианцам, а в 1795 к Директории. Новый переворот, приведший Директорию к падению (ноябрь 1799), превратил Францию в Консульство: правление сосредоточивалось в руках 3 консулов; функции Первого консула возложил на себя Наполеон Бонапарт. В 1804 Бонапарт был провозглашён императором, Франция превратилась в империю.
В период Консульства и Империи велись непрерывные наполеоновские войны. Постоянные наборы в армию, рост налогов, неудачная Континентальная блокада истощили силы Франции; разгром наполеоновских войск (Великой Армии) в России и в Европе (1813—14) ускорили крушение империи. В 1814 Наполеон отрёкся от престола; к власти вернулись Бурбоны. Франция снова стала монархией (конституционной). Попытка Наполеона вернуть себе трон (1815) оказалась безуспешной. По решениям Венского конгресса (1815) Франция была возвращена к границам 1790. Но основные достижения революции — отмена сословных привилегий и феодальных повинностей, передача земли крестьянам, правовые реформы (Гражданский и другие кодексы Наполеона) — отменены не были.
В 1-й пол. 19 в. Францию сотрясали революции. Июльская (1830) была вызвана попытками сторонников Бурбонов (роялистов) восстановить во всей полноте «старый режим». Она стоила власти основной ветви Бурбонов, окончательно свергнутых революцией 1848. Президентом вновь провозглашённой II Республики стал племянник Наполеона — Луи-Наполеон Бонапарт. После государственного переворота 1851 и последовавшего за ним года военной диктатуры Луи-Наполеон короновался как император под именем Наполеона III. Франция опять превратилась в империю.
Вторая империя (1852—70) стала периодом быстрого развития капитализма (главным образом финансово-спекулятивного), роста рабочего движения и захватнических войн (Крымской, Австро-итало-французской, Англо-франко-китайской, Мексиканской, войны в Индокитае). Поражение во Франко-Прусской войне 1870 и невыгодный Франкфуртский мир (1871) сопровождались неудавшейся попыткой свержения правительства (Парижская Коммуна).
В 1875 была принята Конституция III Республики. В последней четверти 19 в. власть во Франции стабилизировалась. Это была эпоха широкой внешней экспансии в Африке и юго-восточной Азии и формирования Французской колониальной империи. До конца не решённый нацией вопрос об оптимальной форме правления вылился в яростную борьбу между монархистами-клерикалами и республиканцами-антиклерикалами. Дело Дрейфуса, резко обострившее этот конфликт, поставило Францию на грань гражданской войны.
В 20 в. Франция вошла как колониальная империя, в то же время имеющая аграрно-индустриальную экономику, отстававшую от ведущих промышленных держав по развитию промышленности. Быстрый рост рабочего движения выразился в формировании в 1905 социалистической партии (СФИО, французская секция Социнтерна). В том же году антиклерикалы выиграли многолетний спор: был принят закон об отделении церкви от государства. Во внешней политике сближение с Великобританией и Россией положило начало Антанте (1907).
3 августа 1914 Франция вступила в 1-ю мировую войну, которую и завершила 4 года спустя, в ноябре 1918, как держава-победительница (наряду с Великобританией и США). Версальский договор 1918 вернул Франции Эльзас и Лотарингию (отошедшие к Пруссии по Франкфуртскому миру). Она получила также часть германских колоний в Африке и крупные репарации.
В 1925 Франция подписала Локарнские договоры, гарантировавшие западные границы Германии. Тогда же велись колониальные войны: в Марокко (1925—26) и в Сирии (1925—27).
Война, существенно подтолкнув развитие прежде отстававшей французской промышленности, обеспечила ускорение экономического развития. Положительные структурные сдвиги в экономике — превращение Франции в индустриально-аграрную державу — сопровождались ростом рабочего движения. В 1920 была основана Французская коммунистическая партия (ФКП). Великая депрессия началась во Франции позже, чем в других странах, и явилась менее острой, но более длительной. Ок. 1/2 лиц наёмного труда оказались частично занятыми, почти 400 тыс. — безработными. В этих условиях рабочее движение активизировалось. Под руководством ФКП было создано объединение «Народный фронт», с большим перевесом победившее на парламентских выборах 1936. 7 июня 1936 профсоюзы и работодатели подписали Матиньонские соглашения, предусматривавшие рост заработной платы на 12%, 2-недельные оплачиваемые отпуска, заключение коллективных договоров, введение 40-часовой рабочей недели. Народный фронт находился у власти до февраля 1937.
В 1938 премьер-министр Франции Даладье вместе с Н.Чемберленом подписал Мюнхенские соглашения, нацеленные на отсрочку войны в Европе. Но 3 сентября 1939 Ф., выполняя свои союзнические обязательства по отношению к Польше, объявила Германии войну. «Странная война» (бездеятельное пребывание в окопах на укреплённой франко-германской границе — «линии Мажино») длилась несколько месяцев. В мае 1940 немецкие войска обошли «линию Мажино» с севера и 14 июня 1940 вступили в Париж, 16 июня 1940 премьер-министр П.Рейно передал власть маршалу А.Петэну. По заключённому Петэном перемирию Германия оккупировала ок. 2/3 французской территории. Перебравшееся в расположенный в неоккупированной зоне г.Виши правительство проводило политику сотрудничества с фашистскими державами. 11 ноября 1942 германские и итальянские войска заняли неоккупированную часть Франции.
С начала оккупации во Франции действовало движение Сопротивления, самой крупной организацией которого стал созданный ФКП Национальный фронт. Генерал Шарль де Голль, занимавший перед войной пост заместителя министра обороны, выступил 18 июня 1940 по радио из Лондона с призывом ко всем французам оказывать сопротивление фашистам. Де Голлю путём больших усилий удалось создать в Лондоне движение «Свободная Франция» (с июля 1942 — «Сражающаяся Франция») и обеспечить присоединение к нему воинских частей и администрации ряда французских колоний в Африке. 3 июня 1943, находясь в Алжире, де Голль образовал Французский комитет национального освобождения (ФКНО). 2 июня 1944 ФКНО, признанный СССР, Великобританией и США, был преобразован во Временное правительство Французской Республики.
С высадкой союзных войск в Нормандии (6 июня 1944) отряды Сопротивления перешли в наступление по всей стране. В ходе Парижского восстания (август 1944) была освобождена столица , а в сентябре — вся Франция.
После освобождения крайне сложная экономическая ситуация в сочетании с высоким престижем коммунистов и социалистов, много сделавших для победы, гарантировали им массовую поддержку избирателей. Левые находились у власти в 1945—47. В 1946 была принята Конституция IV Республики, где предусматривалась ответственность правительства перед парламентом (парламентская республика). Конституция провозглашала наряду с гражданскими свободами социально-экономические права: на труд, отдых, охрану здоровья и т.п. Была проведена широкая национализация. В мае 1947, когда из правительства ушли коммунисты, сменившиеся представителями созданной де Голлем партии «Объединение французского народа», правительственный курс переместился вправо. В 1948 было подписано соглашение о франко-американском сотрудничестве (План Маршалла).
В 1946—54 Франция вела колониальную войну в Индокитае, завершившуюся признанием независимости бывших колоний. С нач. 1950-х гг. усилилось национально-освободительное движение в Северной Африке. Марокко и Тунису была предоставлена независимость (1956). В Алжире с 1954 шли боевые действия, где Франция не могла добиться успеха. Война в Алжире снова расколола страну, партии и парламент, вызывая непрерывную правительственную чехарду. Попытка правительства Ф.Гайяра предоставить Алжиру независимость вызвала мятеж алжирских французов — сторонников его сохранения в составе Франции, поддержанный командованием французских войск в Алжире. Они потребовали создать правительство национального спасения во главе с де Голлем. 1 июня 1958 Национальное собрание предоставило де Голлю соответствующие полномочия. К сентябрю 1958 его командой был подготовлен проект новой Конституции, предусматривавший кардинальное изменение соотношения сил между ветвями власти в пользу исполнительной власти. Проект был вынесен на референдум 28 сентября 1958; его одобрило 79,25% французов, принявших участие в голосовании. Так в истории Франции начался новый период — V Республика. Президентом страны был избран Ш. де Голль (1890—1970), один из выдающихся политических деятелей 20 в. Созданная им партия, РПР, в 1958 преобразованная в Союз за новую Республику (ЮНР), стала правящей партией.
В 1959 Франция объявила о признании права алжирского народа на самоопределение. В 1962 были подписаны Эвианские соглашения о прекращении боевых действий. Это означало окончательный развал французской колониальной империи, из которой ещё раньше (в 1960) вышли все колонии в Африке.
Под руководством де Голля Франция проводила независимую внешнюю политику. Она вышла из военной
организации НАТО (1966), осудила интервенцию США в Индокитае (1966), заняла проарабскую позицию в ходе арабо-израильского конфликта (1967). После визита де Голля в СССР (1966) наметилось франко-советское политическое сближение.
В экономической сфере курс был взят на т. н. дирижизм — широкомасштабное государственное вмешательство в воспроизводство. Государство нередко пыталось подменить собой бизнес и рассматривало его как младшего партнёра по хозяйственной деятельности. Эта политика, обеспечившая индустриализацию с кон. 1950-х гг., к кон. 1960-х оказалась неэффективной — Франция начала отставать и в экономическом развитии, и в социальных преобразованиях. В мае 1968 страну потряс острейший социально-политический кризис: бурные студенческие волнения и всеобщая забастовка. Президент распустил Национальное собрание и назначил досрочные выборы. Они показали укрепление позиций ЮНР (с 1968 — Союз демократов за Республику, ЮДР), завоевавшей св. 70% мандатов. Но личный авторитет де Голля был поколеблен. Стремясь упрочить его, президент решил провести референдум об административно-территориальной реформе и реформе Сената (апрель 1969). Однако большинство французов (53,17%) высказалось против предлагаемых реформ. 28 апреля 1969 де Голль ушёл в отставку.
В 1969 президентом Франции был избран кандидат ЮДР Ж. Помпиду, а в 1974, после его кончины, — лидер правоцентристской партии Национальная федерация независимых республиканцев В. Жискар д ’Эстен. В годы их правления правительство возглавляли голлисты (в т.ч. в 1974—76 — Ж. Ширак). С кон. 1960-х гг. начался постепенный отход от дирижизма, был проведён ряд социальных реформ, направленных на удовлетворение требований, выдвигавшихся в ходе кризиса 1968. В области внешней политики Франция продолжала проводить самостоятельную линию, которая отличалась, однако, меньшей жёсткостью и большим реализмом. Нормализовались отношения с США. Со снятием вето со вступления Великобритании в ЕС (1971) активизировались усилия Франции по расширению европейской интеграции. Продолжали развиваться советско-французские отношения; Франция сохраняла ориентацию на разрядку и укрепление безопасности в Европе.
Первый «нефтяной шок» 1973—74 переломил тенденцию ускоренного экономического развития Франции; второй (1981) — «тенденцию власти»: она перешла от правых, в руках которых находилась с 1958, к социалистам. В новейшей истории Франции настал современный период — период «сосуществования», политической и экономической неустойчивости, укрепления позиций бизнеса, постепенной модернизации общества.
Государственное устройство и политическая система Франции
Франция — неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления. В административном отношении Франция делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун. Крупнейшие города — Париж, Лион (1,3 млн), Лилль (1,0 млн), Ницца (0,8 млн), Тулуза (0,8 млн), Бордо (0,7 млн).
Действует Конституция, принятая путём референдума в 1958, с поправками 1962 (по вопросу об избрании президента), 1992, 1996, 2000 (в связи с подписанием соответственно Маастрихтского, Амстердамского и Ниццкого договоров) и 1993 (по вопросу об иммиграции).
Форма правления с 1958 — полупрезидентская республика: в Конституции чётко обозначен принцип приоритета президента, который не ответственен перед парламентом, но и не является главой правительства. С 1995 президентом Франции является Ж.Ширак (переизбран в 2002), представитель правоцентристской партии «Союз за объединение народа» (СОН), наследницы голлистских партий.
Во французской политической системе президент — ключевая фигура. Президент избирается на 5-летний срок на мажоритарной основе прямым всеобщим голосованием (право голоса имеют все граждане по достижении 18-летнего возраста).
Основная функция президента — наблюдение за соблюдением Конституции, выполнение роли национального арбитра, обеспечивающего регулярную и надлежащую деятельность исполнительной власти и преемственность государства. Президент — гарант национальной независимости и территориальной целостности, соблюдения Францией принятых ею международных обязательств, он верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, назначает высших гражданских и военных должностных лиц. Назначает премьер-министра, совместно с ним формирует кабинет и прекращает полномочия последнего при его отставке. Президент председательствует на заседаниях кабинета и утверждает его решения.
Президент избирается независимо от парламента и имеет право его роспуска с обязательным условием объявления даты внеочередных выборов. Президент лишён права законодательной инициативы, но может издавать декреты и указы, обладающие силой законов, организовывать референдумы по вопросам внутренней и внешней политики. Президент пользуется правом отлагательного вето на решения парламента. Наконец, Конституция предоставляет президенту чрезвычайные полномочия при возникновении «серьёзной и непосредственной угрозы» для территориальной целостности страны и нарушении «нормальной деятельности органов государственной власти». В целом президентская власть во Франции — всеобъемлющая, определённых границ она не имеет.
Премьер-министр назначается президентом на неопределённый срок из состава депутатов партии, получившей большинство на выборах. В 2002 этот пост занял Ж.-П. Раффарэн. Премьер-министр ответственен и перед президентом, и перед парламентом. Он руководит деятельностью правительства и несёт за неё ответственность, обеспечивает выполнение законов, отвечает за обороноспособность страны. При необходимости ведёт вместо президента заседания Высшего национального совета обороны, а также в исключительных случаях — заседания Совета министров (при наличии специальных полномочий от президента в конкретной области). Премьер-министр совместно с президентом участвует в разработке экономической программы правительства, если они принадлежат к разным партиям (в противном случае это миссия президента).
Премьер-министр пользуется правом законодательной инициативы: он и члены кабинета могут издавать подзаконные акты по экономическим и социальным вопросам. Примерно 20% рассматриваемых парламентом законопроектов разрабатываются правительством, причём подавляющая их часть (4/5 и более) принимаются.
Французский парламент состоит из двух палат — Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются по мажоритарному принципу прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием на 5-летний срок. С 1986 число депутатов Национального собрания — 577 (ранее 491). 1 депутатский мандат приходится на 100 тыс. избирателей. Проходят в парламент партии, чьи кандидаты преодолели 5%-й барьер во всех 96 департаментах. Члены парламента не имеют права занимать постов в структурах исполнительной власти. Обычная ежегодная парламентская сессия длится не менее 120 дней. Предусмотрена возможность созыва чрезвычайной сессии по просьбе премьер-министра либо большинства членов Национального собрания для обсуждения вопросов особой государственной важности; её открытие и закрытие осуществляется по особому декрету президента страны. На парламентских выборах 2002 избрана 12-я легислатура Национального собрания в следующем составе: СОН 355 мандатов, Французская социалистическая партия (ФСП) 140, Союз в защиту демократии (СЗД) 29, ФКП 21, Радикальная партия 7, «3елёные» 3, прочие 22.
Председатель Национального собрания — Р. Форни (СОН). Председатель, представляющий парламентское большинство, избирается на срок легислатуры. Его основная задача — обеспечение нормального функционирования нижней палаты. 6 его заместителей — главы ведущих парламентских партий. Повестку дня парламентских заседаний определяет правительство, которое тем самым контролирует текущую деятельность Национального собрания.
Сфера законодательной деятельности Национального собрания зафиксирована в Конституции и ограничена 12 направлениями (в т.ч. обеспечение гражданских прав и свобод граждан; основные вопросы гражданского и уголовного права; национальная оборона; внешняя политика; правовое регулирование отношений собственности; национализация и приватизация, налогообложение и денежная эмиссия и, конечно, утверждение бюджета). Рассмотрение и утверждение бюджета — основная возможность парламента контролировать деятельность правительства; причём депутатам запрещается вносить предложения, ведущие к росту расходной части бюджета. Законотворчество осуществляется в рамках 6 постоянных комитетов (число, установленное Конституцией). Они включают 60—120 депутатов; председательствуют в них неизменно представители проправительственных партий.
Национальное собрание облечено правом добиваться отставки правительства. Процедура такова: при отклонении правительственной программы в целом или отдельного законопроекта правительство ставит вопрос о доверии; в ответ нижняя палата правомочна принять особую резолюцию порицания. При поддержке её не менее 50% депутатов кабинет обязан подать в отставку. Однако президент вправе, приняв отставку премьер-министра, тут же вновь назначить его на этот пост. Или, напротив, сместить премьер-министра, несмотря на поддержку его большинством парламентариев.
Верхняя палата парламента — Сенат (317 членов) избирается двухстепенным голосованием и каждые 3 года обновляется на треть. Структура Сената идентична структуре Национального собрания. Сенат, в отличие от нижней палаты, не может прекратить деятельность правительства; по отношению к принимаемым Национальным собранием законам Сенат обладает правом отлагательного вето. Состав Сената на май 2003: СОН 83 мандата, ФСП 68, Союз центристов 37, Либеральные демократы 35, Объединение демократов за социализм и Европу 16, ФКП 16, прочие 66 мандатов.
На основании Конституции 1958 во Франции был создан квазисудебный орган — Конституционный Совет. Он рассматривает акты, издаваемые законодательной и исполнительной ветвями власти, на предмет их соответствия Конституции. В Совете 9 членов. Право номинировать их имеют президент страны, главы Национального собрания и Сената (по 3 члена каждый). Назначение производится на девятилетний срок и не может быть повторным. Председатель Совета назначается президентом Франции из числа членов Совета.
С 1982 исполнительная власть на местах — выборная (до этого осуществлялась префектами, назначаемыми премьер-министром). На уровне департаментов выборными органами являются генеральные советы, на уровне регионов — региональные советы.
Во Франции сложилась демократическая и многопартийная система. Действует ок. 25 партий; в выборах 2002 участвовали 16 из них. Однако реальное влияние на политическую жизнь оказывают всего 3—4 партии. Это в первую очередь правоцентристское Объединение в поддержку республики (ОПР), в 2002 преобразованное в СОН, и левоцентристская — ФСП. В кон. 1980-х гг. в разряд основных партий вошёл крайне правый Национальный фронт (НФ). В 1990-е гг. наблюдалось укрепление трипартизма, связанное главным образом с ростом электоральных успехов НФ на фоне стабилизации правого центра и ослабления социалистов.
ОПР, возникшая в 1976 как преемница ЮДР, во внешней политике продолжила голлистскую традицию «особого пути» Франции — великой державы и международного посредника. В 1990-е гг. с усложнением отношений между индустриальными и развивающимися странами, с ликвидацией советского блока потребность во французском посредничестве резко сократилась; рудименты голлизма оставались в виде «особого подхода» Франции практически ко всем проблемам мировой политики и евростроительства. В экономической сфере ОПР, в отличие от правоцентристских партий др. индустриальных стран, не перешла к неолиберализму. Позиция ОПР по основным экономическим вопросам (роль государства в экономике, отношение к бизнесу, борьба с безработицей) перед президентскими и парламентскими выборами 2002 напоминала взгляды европейских социал-демократов. С нач. 1980-х гг. на президентских и парламентских выборах ОПР неизменно набирала 20—22% голосов. В 1-м туре президентских выборов 2002 кандидат от ОПР Ж.Ширак получил 19,7%, обогнав лидера НФ Ж.-М.Ле Пена всего на 2%.
Перед лицом угрозы победы НФ ОПР поставила задачу сплачивания правоцентристских сил. Созданное вокруг неё движение Объединение в поддержку президента стало важным фактором победы правоцентристов на выборах (во 2-м туре Ж.Ширак получил 81,96%). В дальнейшем движение было преобразовано в СОН, лидером которого стал известный деятель ОПР Ален Жюппе. Экономическая программа СОН, по-прежнему не провозглашая открыто принципов неолиберализма, предусматривает уменьшение функций государства и усиление поддержки бизнеса. В политической сфере СОН ставит своей задачей сохранение и поддержание роли великой державы, лидера европейской политики (это проявилось в позиции Франции в период войны в Ираке 2003).
Вторая основная партия Франции — ФСП, сформированная в 1971 на базе СФИО, видит свою задачу в постепенной трансформации общества в направлении социализма при сохранении рыночной экономики. На президентских выборах 2002 ФСП потерпела поражение, её кандидат — премьер-министр Л.Жоспэн, набрав всего 16,2% голосов, не прошел во 2-й тур. Поражение 2002 продолжило неудачи социалистов, начавшиеся с сер. 1980-х гг. и вызванные их резким смещением вправо. В 1972 ФСП, пребывавшая в глухой оппозиции, выдвинула лозунг «разрыва с капитализмом» через широкомасштабную национализацию, ввод директивного планирования, «справедливое распределение» доходов путём радикального реформирования налогообложения и т.п. С этой программой ФСП и её лидер Ф.Миттеран одержали уверенную победу на президентских и парламентских выборах 1981. Однако значительное ухудшение экономического положения, вызванное реализацией мер по «разрыву с капитализмом», заставило ФСП обратиться к практике, а затем и к теориям из арсенала правых. В следующей программе социалистов (1991) обществу предлагался уже не «некапиталистический путь развития», а всего лишь другая модель управления экономикой. В результате ФСП начала быстро терять электорат, что пошатнуло её властные позиции. Полномочия социалистов были полномасштабными лишь в 1981—86 и в 1988—93 гг., а в остальные годы ограничивались либо исполнительной, либо законодательной властью, что приводило к сосуществованию соответственно либо левого президента с правыми правительствами (1986—88, 1993—95), либо правого президента с левым правительством (1997—2002), либо к полному уходу власти в руки правых (1995—97). В 1990-е — нач. 2000-х гг. социалисты проигрывали все выборы — от муниципальных до европейских (кроме парламентских 1997).
Постоянные поражения ослабили функцию ФСП как «несущего элемента» партийной структуры и, как следствие, позиции всей левой группировки французской партийной системы, и без того осложнённые резким ухудшением положения коммунистов. До нач. 1990-х гг. ФКП удавалось сохранить стабильный 8—10%-й электорат. Но затем он сокращался: одной части избирателей позиции ФКП казались слишком традиционными и догматическими, другой, наибольшей, недостаточно радикальными. На президентских выборах 2002 за генерального секретаря ФКП Р.Ю проголосовало всего 3,4% избирателей. ФКП, окончательно утратившая положение значимой политической силы, отстаёт по популярности от крайне левых партий, лидеры которых на 1-м туре президентских выборов 2002 в совокупности набрали 11,2% голосов (в т. ч. Рабочая сила — 5,7%, Коммунистическая революционная лига — 4,3%). Суммарный процент сторонников ФСП и ФКП в 1981—2002 уменьшился с 37 до 19,6%.
Утрата позиций традиционными левыми партиями во многом связана с глубокими сдвигами во французском обществе: переходом к постиндустриальной ступени развития, ростом образовательного уровня, ликвидацией наиболее вопиющих форм неравенства, размыванием прежних крупных социальных групп и их политических субкультур, уходом в прошлое поколений, считавших центральными проблемами классовое противостояние, президентский или парламентский варианты республиканского строя. Всё это ведёт к увеличению голосования не по социальной принадлежности, а исходя из личностных политических пристрастий и интересов. Отсюда — появление множественных мелких партий и дробление электората.
В современной Франции сложилась ситуация, когда малочисленность сторонников новейших мировых общественных проектов (неолиберализма, модернизации, интеграции) не позволяет сформировать крупную партию в их поддержку. Напротив, значительный сегмент избирателей, требуя изменений, понимает под ними движение назад, своего рода контрреформацию. Самые последовательные и активные противники неолиберализма и интеграции — электорат правых и левых экстремистских партий: 1/3 голосующих французов.
Восхождение к власти крайне правого Национального фронта началось с 1974 (0,9% на президентских выборах). НФ долгое время не представлялся существенной политической силой. Его значимость стала быстро расти в 1990-е гг., когда Францию охватил глубокий и затяжной экономический кризис.
Идеологические построения НФ весьма примитивны. Долгосрочное ухудшение состояния французской экономики объясняется наплывом иммигрантов, оккупировавших рабочие места, и заговором крупных иностранных капиталов и «брюссельских технократов», которым чужды интересы Франции. Предлагаемые рецепты — усиление президентской власти и силовых структур, прекращение иммиграции, выход из ЕС, включая отказ от евро.
НФ пока не в состоянии трансформировать увеличение электорального влияния в рост политической влиятельности. Мажоритарная избирательная система и отказ центральных организаций ОПР и ФСП от предвыборных соглашений с НФ до сих пор способствовали довольно успешному отражению попыток проникновения крайне правых в различные органы власти, в т.ч. в Национальное собрание. Поэтому третья основная партия Франции — пока «сила без власти», не оказывающая влияния на внутреннюю и внешнюю политику.
Для современной Франции характерно относительно невысокое значение профсоюзов. Профсоюзное движение, как и партийное, отличается множественностью образующих его организаций. Основные среди них: Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), традиционно близкая к ФКП; придерживающаяся социалистической ориентации Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ), независимые ВКТ-Форс увриер и Всеобщая конфедерация кадров. Французские профсоюзы, прежде действительно массовые организации, объединявшие св. 30% лиц наёмного труда, теперь заявляют о 1,5 млн членов (10% наёмной рабочей силы). Однако из этого числа подавляющая часть — функционеры, работающие по найму (например, в ФДКТ — 810 тыс. из 865 тыс. заявленных членов).
Среди предпринимательских ассоциаций крупнейшим выступает Движение французских компаний (Mедеф), группирующее 750 тыс. фирм. Медеф принимает активное участие в разработке экономической политики, даёт правительству рекомендации по внешнеэкономическим вопросам, наравне с профсоюзами участвует в регулировании рынка труда и в управлении социальной сферой.
Внутренняя политика с 1980-х гг. отличалась существенной неустойчивостью. В условиях, когда 2 основные правящие партии предлагали обществу диаметрально противоположные варианты социального устройства и модели развития, курс непосредственно зависел от партийной принадлежности премьер-министра и круто разворачивался с его сменой. Когда этот пост занимали социалисты, внутренняя политика имела выраженную социальную направленность и перераспределительный характер; эти черты утрачивались, когда во главе правительства вставали представители ОПР, стремившиеся поддерживать бизнес через уменьшение перераспределения. Частая смена правящих партий у руля правления лишала и ОПР, и ФСП возможности доводить до конца начатые каждой из них реформы, что негативно сказывалось на состоянии экономики. Более последовательным был курс в других областях общественной жизни, где производимые реформы не аннулировались со сменой власти. Так, в 1980—90-е гг. была отменена смертная казнь; проведена административная реформа, объединявшая 96 департаментов в 22 более крупных региона; расширены полномочия местных органов власти. В социальной сфере произошли: снижение пенсионного возраста с 63 до 60 лет, увеличение продолжительности отпусков до 5 недель, сокращение рабочей недели с 40 до 39, а затем и до 35 ч, расширение прав профсоюзов и т.п.
Одно из основных направлений внутренней политики правительства Ж.-П.Раффарэна — борьба с преступностью, действительно заметно возросшей в 1990-е гг. с обострением экономического положения, ростом безработицы, особенно среди иммигрантов. Снижение уровня преступности было центральным лозунгом предвыборной кампании Ж.Ширака, настаивавшего в этой связи на необходимости укрепления соответствующих силовых структур. Во 2-й пол. 2002 была проведена реформа полиции: расширены её штаты (которые находились на уровне 1945 — при 20-миллионном росте населения) и полномочия полицейских. Ещё одно направление внутренней политики — административная реформа, предусматривающая децентрализацию, придание большей самостоятельности местным органам власти.
Основным направлением внешней политики Франции в последней четверти 20 — нач. 21 в. явилось евростроительство. Создание Единого экономического пространства, общей политической власти, совместной системы обороны неизменно провозглашается основными целями всех президентов и всех правительств. Франция поддержала все меры по объединению Европы: Шенгенское соглашение 1990, Маастрихтский договор (хотя на общенациональном референдуме в его пользу высказались лишь 50,8% избирателей), Амстердамский (1997) и Ниццкий (2000) договоры. Она явилась сторонницей вступления в ЕС Греции, Испании и Португалии и нового этапа расширения в восточноевропейском направлении, намеченного на 2004, хотя и с оговорками, касающимися распределения аграрных субсидий.
Для внешнеполитического курса Франции характерен постоянный антиатлантизм, особенно ярко выражавшийся в позиции Ш. де Голля, ставший глуше после его ухода, но окончательно не исчезнувший. Франция постоянно противопоставляет свою позицию американской практически по всем вопросам международной жизни. Последним по времени примером стало отношение Франции к американским действиям в Ираке, вызвавшее очередное ухудшение франко-американских отношений.
С сер. 1990-х гг. наметились изменения в отношениях с развивающимися странами, выразившиеся в отказе от сохранения приоритетных зон стратегического влияния в бывших колониях и в более глобальном подходе, предусматривающем переориентацию помощи в направлении наиболее бедных стран независимо от их бывшей колониальной принадлежности.
Будучи членом НАТО с момента его основания, Франция покинула военную организацию в 1966. Она не вернулась в неё до сих пор, хотя в 1995 вновь стала членом Комитета НАТО по обороне, а в 1999 участвовала в операции в Косово. Это возвращение становится всё проблематичнее, учитывая стремление Франции к созданию самостоятельных Вооружённых сил ЕС.
Французские Вооружённые силы включают сухопутную армию, Военно-морской и Военно-воздушный флот, а также корпус жандармов. Численность Вооружённых сил 390 тыс.чел. (в т.ч. ВМС 63 тыс.чел. и ВВС 83 тыс.чел.). Переход к профессиональной армии (с 2000) был осуществлён в рамках проводимой с 1996 военной реформы, завершение которой намечено на 2015. Её основные задачи — пересмотр военной доктрины с перемещением акцентов на быстрое реагирование по пресечению очагов конфликтов в любой точке планеты, повышение эффективности ВС при уменьшении их численности примерно до 300 тыс.чел., а также сокращение военных расходов. Их доля в госбюджете за 1992—2002 уменьшилась с 3,4 до 2,57% при сохранении и даже расширении финансирования приоритетных программ в области новейших вооружений. По размерам военных расходов Франция заметно превосходит Германию, Великобританию, Италию. У Франции также более высоки затраты на военные НИОКР и закупки вооружений (в бюджете 2002 — 28% военных расходов).
Франция — одна из самых мощных военных держав мира. Её ВПК обеспечивает национальные ВС современными видами вооружений, а также осуществляет их широкий вывоз за рубеж. В 2002 Франция занимала 3-е место в мире по экспорту обычных вооружений. Франция — ядерная держава, на вооружении её армии — 348 ядерных боеголовок. Ими оснащены самолёты наземного базирования и авиация авианосца «Шарль де Голль», а также 2 подводные лодки (спуск на воду третьей планируется на 2004).
Франция имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Франция признала СССР 28 октября 1924.
Экономика Франции
Экономическая эволюция Франции во 2-й пол. 20 в. отличалась необычно широкими масштабами деятельности государства. Это вмешательство, позволившее Франции преодолеть исторически сложившееся отставание в экономической сфере, до сер. 1960-х гг. было относительно эффективным. Но впоследствии попытки расширить участие государства в производстве, сохранить «перераспределительную экономику» и «государство всеобщего благосостояния» явились анахронизмом, обусловившим ухудшение состояния французского хозяйства и снижение динамики его развития. С переходом исполнительной и законодательной власти к правоцентристам в экономической и социальной сфере начались реформы по либерализации.
ВВП Франции 1520 трлн евро (2002). Франция занимает четвёртые места по удельному весу в мировых ВВП и экспорте. Однако доля Ф. в ВВП и экспорте развитых стран в 1980—90-е гг. сокращалась: соответственно с 6,9 до 6,04%, и с 8,86 до 8,11%. Душевой ВВП 25,50 тыс. евро (2002). Безработица 9,1%, годовой прирост потребительских цен 1,8% (2002).
Экономический рост 1980-х — нач. 2000-х гг. характеризовался неравномерностью. Основные макропоказатели росли медленно в начале обоих десятилетий, особенно в 1991—95; благоприятная конъюнктура складывалась во 2-й пол. 1980-х гг. и в 1996—2001. Новый спад был отмечен в 2002 и во многом обусловлен снижением мирового спроса, ростом цен на энергоносители. Выход из кризиса наметился в сер. 2003.
Сдвиги в ВВП по производству состояли в снижении значимости сельского хозяйства и промышленности при одновременном повышении сферы услуг. Удельный вес аграрного сектора снизился в 1980—2002 с 3,7 до 3,1%, промышленности, включая строительство, — с 42,0 до 26,4%. Соответственно услуги возросли с 54,3 до 70,5%. Современная структура ВВП по производству полностью соответствует аналогичным пропорциям других развитых стран. Это относится и к французской структуре занятости, где изменения шли в тех же направлениях. За указанный период пропорции занятости перераспределились от сельского хозяйства и промышленности со строительством (падение с 8,7 до 4,5% и с 34,2 до 23,1% соответственно) к сфере услуг (рост с 57,1 до 72,4%).
На французскую промышленность (без строительства) приходится 22,2% ВВП, 3,93 млн занятых, 20% общего объёма инвестиций, 94% товарного экспорта, 1/3 прямых зарубежных капиталовложений. Довольно вялое развитие этой сферы в 1980-е — сер. 90-х гг. в последнее пятилетие 20 в. сменилось быстрым ростом (3,8% в среднем ежегодно). Инвестиции росли на 7—8%, в т.ч. в нематериальные активы (подготовка специалистов, НИОКР, закупка компьютерных программ, реклама) — на 10—12% в год. Ускорению способствовали хорошая мировая конъюнктура, повышение внутреннего спроса вследствие рассасывания безработицы, общее улучшение позиций французского частного бизнеса, окрепшего к концу века. Не последнюю роль сыграл низкий курс франка при переходе к единой евровалюте. Французская промышленность без ущерба для себя пережила кризис 1997—98. Хуже была реакция на кризис нач. 21 в.: в 2001 прирост продукции равнялся всего 0,6%, в 2002 — 1,6%.
В 1980—90-е гг. в промышленности продолжались глубокие структурные преобразования, состоявшие в концентрации усилий на нескольких передовых отраслях — автомобилестроении, производстве телекоммуникационного оборудования, фармацевтике и парфюмерии, аэрокосмической технике, ядерной энергетике. Совокупный удельный вес этих 5 отраслей в товарообороте промышленности — 43,8%.
Ведущее положение занимает автомобилестроение (17,7% общепромышленного оборота). С кон. 1980-х гг. годовой выпуск автомобилей устойчиво держится на уровне 3 млн шт. (2002 — 3,100 млн, 5,4% мирового производства, 20,3% западноевропейского). Экспорт автомобилей 42,6% общего объёма их производства. 99% производства отрасли принадлежит 2 группам — «Пежо-Ситроен» и «Рено». Они примерно поровну контролируют св.60% национального рынка и 23,8% западноевропейского, на котором пока заметно уступают немецким производителям.
На 2-м месте по объёму производства фармацевтика и парфюмерия (в общепромышленном обороте 13,2%). По стоимости выпускаемых фармацевтических препаратов Франция стоит на 4-м месте в мире, а по их душевому потреблению — на 3-м (после США и Японии). Экспорт отрасли 30% производства. Основные производители — концерны «Рон-Пуленк» (6-е место в мире), «Эльф-Атошем» и «Эр ликид».
Париж — признанная парфюмерная столица мира, где действуют такие знаменитые производители дорогостоящих косметических средств, как Шанель, Риччи, Сен-Лоран. Более массовую продукцию производит «Л’Ореаль» — 13% мирового оборота парфюмерии, 1-е место в мире. Французские парфюмеры вывозят за рубеж 38,5% своей продукции.
Совсем немного уступает фармацевтике и парфюмерии электротехническое и электронное машиностроение (13,0% общепромышленного оборота). Св. 1/2 продукции отрасли (54,6%) — конторское оборудование и компьютеры, оборудование для дальней связи и электронные компоненты. Экспортируется 48,8% изделий (в т.ч. электронных компонентов 59,8%). Основной производитель — концерн «Алькатель» входит в первую тройку мировых производителей телекоммуникационного оборудования. На него приходится 39,6% национального отраслевого рынка; на группу «Томсон» (2-й в мире производитель электронного оборудования военного назначения) — 23%.
В области аэрокосмического производства Франция — признанный западноевропейский лидер. Компания «Аэроспасьяль» — один из ведущих участников евроконсорциума «Эйрбас индастри» (основного поставщика гражданских самолётов на европейский рынок), где ей принадлежит 37,9% акций. Она также владеет 70%-м пакетом акций объединения «Еврокоптер» (1-е место в мире в производстве гражданских и 2-е — военных вертолётов). Концерн «Арианспейс» контролирует примерно половину мирового рынка коммерческих запусков искусственных спутников Земли.
В последние десятилетия 20 в. атомная энергетика стала основой энергетической промышленности Франции, дающей сейчас 10,5% общепромышленного оборота. Этому способствовало наличие собственных крупных запасов урана. При росте потребления первичных энергоносителей за 1980—2002 с 56 до 134 млн т условного топлива доля АЭС в нём постоянно росла: за 1980—2002 с 6,6 до 38% общенационального потребления. Удельный вес других энергоносителей за эти годы либо сокращался (уголь с 18,1 до 4%, нефтепродукты с 54,4 до 36%, гидроэнергия с 8,6 до 3%), либо рос незначительно (газ с 7 до 14%, альтернативные виды энергии — до 7%). В 2002 на АЭС вырабатывалось 77% электроэнергии (1-е место в мире).
Как и в других развитых странах, переход к постиндустриальной ступени развития сопровождался во Франции дальнейшим снижением доли сельского хозяйства в основных народнохозяйственных структурах. Уменьшилась и доля продовольствия в национальном экспорте (9,6% в 2002) . В абсолютном выражении за этот период объём сельскохозяйственного производства увеличился на 87%. И хотя французские политики больше не ставят целью превращение страны в «житницу Европы», как во времена де Голля, на Францию приходится 23,7% аграрной продукции Западной Европы (1-е место в ЕС).
В 1980—90-е гг. в отрасли продолжался процесс концентрации. Франция традиционно, ещё с наполеоновских времён, — страна мелких хозяйств с раздробленным землевладением. Хотя средняя площадь хозяйства почти удвоилась по сравнению с нач. 1980-х гг. (соответственно 42 и 23 га), мелкими и мельчайшими являются 49% хозяйств (в т.ч. у 29,1% — площадь менее 5 га). Лишь 1/3 хозяйств владеет сельскохозяйственными площадями от 50 га и выше (в т.ч. от 100 га — 12,2%). Именно эти крупные землевладельцы дают 75,7% аграрной продукции.
Важный фактор развития сельскохозяйственного производства — рост технической оснащённости. С кон. 1980-х гг. количество тракторов во французском аграрном секторе уменьшилось, но в основном за счёт менее мощных (до 80 л.с.), тогда как доля более мощных увеличилась с 16,2 до 33,8%. Активно применяются многие другие машины и механизмы. Отрасль полностью электрифицирована.
В отличие от большинства других европейских стран, чьё сельское хозяйство ориентировано на животноводство, аграрная сфера Франции многопрофильна. Растениеводство, которое считают основным направлением деятельности 39,8% хозяйств, занимает половину пахотных площадей и даёт 48,9% общей стоимости сельскохозяйственной продукции. Его традиционная специализация — производство мягкой пшеницы. Франция — одна из великих зерновых держав современного мира (3-е место среди развитых стран и 1-е в Западной Европе, половина западноевропейского экспорта зерновых). На пшеницу приходится 64% продукции выращиваемых зерновых (55% — на мягкую). По объёму экспорта пшеницы Франция находится на 2—3-м местах в мире (с Канадой после США).
Из других зерновых культур представлены овёс, ячмень, рожь, кукуруза. Важную роль играют виноградарство, производство масличных культур, садоводство и огородничество. В виноградарстве действует 13,9% хозяйств. Под виноградники занято 2,9% пахотных земель, но эта отрасль даёт 28,5% сельскохозяйственной продукции. Франция — основной мировой производитель вина (делит 1—2-е места в мире с Италией). Объём производства 62,93 млн гектолитров (2002). Производится более тысячи сортов вин, 1/4 из которых — марочные. Ок. 20% вин идёт на экспорт. Сектор масличных культур обеспечивает 6,3% сельскохозяйственной продукции. На Францию приходится 39,2% европейского производства масличных. Продукция овощеводства и садоводства составляет 10,5% общей стоимости продукции аграрной сферы. По среднедушевому потреблению овощей Франция — лидер в современном мире. Она занимает 2-е место в мире по сбору яблок, 1—2-е места в Западной Европе по урожаю абрикосов и груш.
Животноводство даёт 51,1% стоимости сельскохозяйственной продукции, в т.ч. разведение крупного рогатого скота — 16,1% . По его поголовью Франция на 1-м месте в Западной Европе, на 6-м — в мире (20,3 млн голов). Это примерно 1/4 поголовья ЕС. На Францию приходится также 10% поголовья овец и 12,9% — свиней ЕС (соответственно 15,93 и 9,32 млн голов). Она является ведущим европейским производителем мяса и находится в первой пятёрке мировых его производителей (3755 млн т в 2002). Развито и молочное животноводство (18% стоимости сельскохозяйственной продукции). Франция — 2-й в мире производитель сыров (св. 2 млн т) и сливочного масла, 2-я страна ЕС по производству цельномолочной продукции. Хорошо развивается птицеводство: и здесь Франция 2-я в мире после США и 1-я в Европе.
Франция — одна из самых мощных транспортных держав мира. Высокого уровня достигли автодорожные и авиационные перевозки, а также железнодорожный транспорт. На эти отрасли приходится 7,3% ВВП и 7,9% занятых. В 2002 общий объём наземных перевозок достиг 215,3 млрд ткм; 79% его (169,8 млрд) были осуществлены автодорожным транспортом. Франция обладает густой сетью дорог с искусственным покрытием (1,1 млн км — 2-е место в мире после США). По качеству дорожного покрытия, оснащённости указателями с французскими дорогами в континентальной части Европы сопоставимы, пожалуй, только немецкие. Грузы перевозят 9,2 млн грузовиков, 10% перевозок — комбинированные.
Протяжённость железных дорог достигла своего максимума в 1930-е гг. и затем сокращалась (2002 — 32 тыс.км). Грузооборот 50,4 млрд ткм. Пассажироперевозки 48,9 млрд пассажиро/км. 2/3 их объёма по количеству пассажиров приходится на Парижский узел. Его исключительное господство в крайне централизованной железнодорожной сети — характерная черта французского железнодорожного строительства с 19 в.
Железные дороги Франции активно электрифицируются. Протяжённость электрифицированных линий — 13 570 км. Широко представлен скоростной транспорт (350 км/ч). Франция — один из мировых лидеров в его разработке и внедрении. Первая скоростная линия была открыта в 1981 между Парижем и Лионом. Сейчас такие линии связывают столицу с Марселем, Страсбургом, Ниццей, Ла-Рошелью, а также Брюсселем и Лондоном (тоннель через Ла-Манш). В перспективе — продление ветки на Брюссель до Амстердама и Кёльна, ла-рошельской — до Бордо, лионской — на территорию Италии и Швейцарии.
В 2002 авиатранспортом было перевезено 79,6 млн пассажиров и 1,9 млн т грузов. Основная часть перевозок приходится на Парижский комплекс, где функционируют 2 крупных аэропорта: «Руасси-Шарль де Голль» и «Орли» (вместе 67,3% всех национальных внутренних и внешних пассажирских и 89% грузовых перевозок). «Ле Бурже», ранее основной аэропорт столицы, ныне обслуживает только деловую авиацию. Региональные аэропорты — Ниццкий, «Сатоля» (Лион) и Тулузский — в совокупности перевозят за год 19,7 млн пассажиров, 6,3% общенационального объёма грузов.
Значение водного транспорта во внутренних и внешних перевозках невелико. Тоннаж торгового флота — 4,5 млн т. Франция обладает 89 морскими портами с общим грузооборотом 300 млн т. 90% его приходится на 6 портов, в т.ч. 48% — на Марсель и Гавр (соответственно 113 и 47,4 млн т); остальные перевозки идут через Дюнкерк, Кале, Руан и Бордо. Длина внутренних судоходных путей — 8,5 тыс.км, но используются только 5,5 тыс. Грузооборот речного транспорта 181,6 млрд ткм (2001).
1990-е гг. стали периодом исключительно быстрого развития сектора связи (точнее, информационно-коммуникационных услуг); в 1996—2000 средний ежегодный прирост его продукции составлял 20%. Рост сочетался с огромными качественными сдвигами, которые позволили не только ликвидировать длительное отставание в области телефонизации от других западных стран, но и создать к нач. 21 в. одну из наиболее современных в Европе систем электронной цифровой связи. Сдвиги были обусловлены в первую очередь скачкообразным расширением мобильной телефонной связи и увеличением числа пользователей Интернета. За 2001—02 численность абонентов мобильной связи возросла с 31 до 37,3 млн. Это составляет 62,5% населения — пока меньше, чем в Великобритании, Италии, Испании, скандинавских странах, но больше, чем в США (50%).
В 1997 во Франции было 500 тыс. пользователей Интернета, к нач. 2002 — уже 19 млн чел., 31,9% населения (среди управленцев и лиц, занятых интеллектуальным трудом — 73,1%, среди студентов и учащихся — 73,3%). Из планетарного числа пользователей Всемирной паутины на Францию к 2002 приходилось 4%.
Важную роль во французской экономике играет торговля (13,0% ВВП, 13,4% занятых). Основное изменение с 1980-х гг. — переход от мелкорозничной к интегрированной организации, к современным комплексам: супер- и гипермаркетам. Супермаркетом во Франции считается магазин торговой площадью 400—2500 м2, гипермаркетом — от 2500 м2, более 1/3 оборота которого даёт торговля продовольственными товарами (в отличие от «большого магазина» с аналогичной площадью, но торгующего преимущественно промтоварами). В нач. 1980-х гг. на долю интегрированной торговли приходилось 27% розничного оборота, в 2002 — 51,4%. В 1986—95 в стране открывалось по 350—450 супер- и гипермаркетов ежегодно, в 1996—97 — до 200, а в 1998—2002 — до 100. По этому показателю Франция находится на одном из первых мест в ЕС, отставая лишь от Финляндии, Ирландии и Дании. Сейчас рыночная доля интегрированной торговли — 66,7% по продовольствию и 20,4% — по промтоварам. В последней области первенствуют специализированные (непродовольственные) магазины, хотя их доля постепенно снижается (только за 1995—2002 — с 41,9 до 40,4%).
Франция продолжает оставаться классической страной мелкой торговли. Торговые точки площадью до 40 м2, в основном торгующие продовольствием, составляют не менее 20% предприятий отрасли. Но их число уменьшается (в 1995—2002 в среднем на 6% в год), а рыночная доля падает (с 28,5 до 24,1%).
За 1980—2002 во французской экономике произошёл скачкообразный рост доли сектора услуг. Динамика услуг между 1980—2002 превышала темп экономического роста в 1,2 раза. Особенно быстро развивались услуги предприятиям (+5,2% в среднем ежегодно). Основная часть данной сферы — услуги рыночного характера, в т.ч. 60% — услуги предприятиям. Это две группы: консалтинг, включающий не менее десятка видов деятельности (юридической, рекламной, бухгалтерской, инжиниринговой, маркетинговой, информационной и т.д.) и т. н. операционные услуги — прокат, подбор персонала, охранные мероприятия и др. В консалтинге занято 244,3 тыс. предприятий, в операционных услугах — 92,5 тыс. Понятно, что основные пользователи этих услуг — компании (80% потребления). Но они же — и крупные потребители услуг населению, особенно предоставляемых турагентствами (57%), риэлторскими фирмами (41%) и гостинично-ресторанным сектором (39%). Рынок рыночных услуг растёт главным образом за счёт расширения их потребления компаниями.
Кредитно-финансовая система представлена Французским банком, 412 коммерческими банками и 531 финансовой компанией. С момента вступления в еврозону Французский банк играет ограниченную роль в денежно-кредитной политике. Резервы монетарного золота в 2001 составляли 97,75 млн тр.унций; ставка рефинансирования — 4,23%, процентные ставки по кредитам равнялись 6,7%, по депозитам — 2,63%. Банки отличаются высокой степенью концентрации: на 8 крупнейших из них приходится 86% выданных кредитов и 74% активов. Как и везде в индустриальных странах, во Франции идёт активный процесс универсализации банковских и финансовых услуг, обостряющий конкуренцию между различными финансовыми институтами.
Франция — единственная крупная развитая страна, где в 1980—90-е гг. официально не были приняты на вооружение ни монетаристская теория, ни либеральная хозяйственная практика. Экономическая политика социалистов в периоды их пребывания у власти основывалась на кейнсианских методах регулирования, т.е. на стимулировании спроса. Правые демонстрировали попытки стимулирования предложения, впрочем, достаточно ограниченные.
В экономической политике кон. 20 в. просматривается несколько вех, отмечающих эти противоположные тенденции. Первой стала национализация нач. 1980-х гг., беспрецедентная для послевоенного периода. В руках государства оказались треть промышленности, 2 ведущих финансовых холдинга, 36 крупных банков, многие страховые компании. Одновременно вводились активный ценовой и валютный контроль, жёсткий налог на крупные состояния.
Путём огромных бюджетных вливаний социалисты добились оздоровления огосударствлённых компаний. Но дефицит госбюджета резко возрос, а бизнес стал массово сворачивать производство во Франции. Вынужденный переход социалистов к политике жёсткой экономии качнул маятник избирательских предпочтений вправо — и победившая на парламентских выборах ОПР предприняла попытку разворота экономики «лицом к рынку», ставшую следующей вехой в экономической политике. Были начаты приватизация огосударствлённых компаний, дерегулирование финансовой сферы (отмена контроля над валютными операциями, над движением капиталов, снятие многочисленных ограничений с финансовых рынков, ликвидация ценового контроля). Перехватившие в 1988 власть социалисты не вернулись к национализации и не внесли никаких изменений в финансовую сферу. Однако они практически остановили приватизацию и снова стимулировали спрос, оперируя расходной частью госбюджета. Усиление налогового бремени стало серьёзным фактором снижения прибыльности предприятий. Неэффективность данной политики, особенно в условиях кризиса нач. 1990-х гг., способствовала очередному переходу (законодательной) власти к ОПР. Сформированные из её представителей правительства Э.Балладюра, затем А.Жюппе снова попытались «переложить руль» вправо. Но в условиях продолжавшегося в экономике кризиса правым опять был отпущен лишь трёхлетний срок. В 1997 с победой социалистов на парламентских выборах (правительство Л.Жоспэна) в хозяйственной политике наметилась новая веха: очередной длительный разворот влево.
Экономическую политику Жоспэна зарубежные обозреватели именовали дирижизмом, хотя таковым она выглядела в основном по сравнению с экономическим курсом англосаксонских стран. Государство больше не оказывало прямую поддержку ни отдельным компаниям, ни отраслям; госрегулирование формально нацеливалось на улучшение общехозяйственного климата, чаще использовались косвенные рычаги воздействия. Жоспэн провёл очень крупную приватизацию (180 млрд фр.) в целях приведения бюджета в соответствие требованиям Маастрихтского договора. Однако во Франции сохранялись крупная госсобственность, контроль государства за ценами естественных монополий, тарифами на услуги здравоохранения, динамикой квартплаты и ценами на 80% сельскохозяйственной продукции, подпадающей под положения о европейском ценообразовании. Социалисты продолжали стимулировать спрос путём перераспределения национального дохода в пользу наёмного труда.
Перераспределительные мероприятия, проводившиеся под лозунгом «выравнивания доходов труда и капитала», включали уменьшение налогов с населения и повышение их с компаний. В 1997—98 на компании были возложены дополнительные фискальные платежи: социальный налог на прибыль, общий налог на загрязняющие отрасли и надбавка к корпоративному налогу для фирм с оборотом св. 50 млн фр. (практически для всех, кроме малых предприятий) и пр. В сумме повышения достигли 4,5 млрд евро. Одновременно был увеличен фискальный пресс на «богатых» физических лиц (дополнительное обложение доходов от операций с ценными бумагами, от сбережений и пр.), под который попали доходополучатели средних и высших групп.
Колоссальные суммы от налоговых поступлений направлялись на улучшение положения малообеспеченных слоёв (за 2000—01 их налоговые выплаты снизились на 21 млрд евро), а также на расширение занятости путём увеличения рабочих мест в госсекторе (3 программы трудоустройства молодёжи) и повышение гибкости рынка труда (сокращение рабочей недели с 39 до 35 ч при сохранении неизменной заработной платы в обмен на разрешение ранее запрещавшихся сверхурочной и воскресной работы, ночных смен и т.п.). Эти меры, совпавшие по времени с улучшением мирохозяйственной конъюнктуры, имели положительный эффект: безработица начала сокращаться; создание 1 млн рабочих мест подтолкнуло движение внутреннего спроса и динамику экономического роста; рост налоговых поступлений способствовал сокращению бюджетного дефицита, снизился госдолг. Но политика государства ухудшала положение компаний. Уровень их обложения во Франции — до сих пор один из наиболее высоких в Европе: ставка налога на прибыль корпораций 42%, предприниматели платят 60% общих взносов в социальные фонды (что по объёму равно 6% ВВП). Прибыльность компаний находилась на низком уровне — 15,6% даже в благополучном 2000. Последующее ухудшение мировой конъюнктуры способствовало её дальнейшему снижению и, как следствие, стагнации вложений, прекращению роста занятости в предпринимательском секторе, а затем и в госсекторе экономики, где программы трудоустройства себя исчерпали. Как следствие этих процессов, снизились объёмы налоговых поступлений в бюджет, расходы которого оставались на прежнем уровне. Их можно было бы сократить при снижении социальных статей. Правительство попыталось несколько уменьшить ассигнования на здравоохранение путем ужесточения контроля над расходами государственных больниц, но отступило перед лицом гигантской волны забастовок медработников. Точно так же была провалена реформа в сфере финансирования высшего и среднего образования. Так и не была начата дебатировавшаяся в течение 5 лет пенсионная реформа, необходимость которой давно назрела в связи с прогрессирующим старением населения. К кон. 2002 достиг 2,7% ВВП дефицит госбюджета, который в 2003 повысился до 4,0%, превзойдя тем самым маастрихтский максимум. Дошёл до него и госдолг (2003 — 61,2% ВВП).
Правительство из представителей ОПР (впоследствии СОН) во главе с Ж.-П.Раффарэном, сформированное в июне 2002, видит свою первоочередную задачу в экономической сфере в поддержке предпринимательства, что должно способствовать улучшению как общехозяйственной, так и социальной ситуации (рассасывание безработицы через создание новых рабочих мест в предпринимательском секторе). В этой связи, мотивируя свои действия необходимостью упорядочить состояние госбюджета, Раффарэн свернул государственные программы трудоустройства и приступил к изменению системы налогообложения. Первой мерой стало снижение подоходного налога на 5%, за которым должно последовать повышение нижнего предела облагаемой базы налога на крупные состояния. Будут приватизированы государственные компании, в т.ч. естественные монополии. Правительство планирует в ближайшем будущем начать реформирование систем здравоохранения и высшего образования и уже объявило о начале пенсионной реформы, предусматривающей повышение трудового стажа и увеличение взносов в пенсионные фонды.
Объявленные реформы вызывают крайнее недовольство населения, видящего в них угрозу уровню жизни. В 2001 средняя ежемесячная заработная плата занятого полный рабочий день в частном и полугосударственном секторе после изъятия налогов составляла 1700 евро. Почасовая оплата труда для полностью занятых была примерно на 20% выше, чем у лиц с неполной занятостью. У управленческого персонала и лиц с высшим образованием средняя ежемесячная заработная плата была в 2,6 раза выше, чем у рабочих и служащих; этот разрыв сохраняется с нач. 1990-х гг. Столь же стабильна дискриминация женского труда: женщина на любой должности получает на 25% меньше, чем мужчина. Доходы французов включают также многочисленные и разнообразные социальные выплаты, которые в сумме дают в среднем не менее 1/3 прибавки к заработной плате.
В 2002 из полученных доходов населения 16,7% было направлено на сбережения, а 83,3% потрачено. В структуре потребительских расходов 15,4% составили затраты на содержание и ремонт жилья, 12,9% — на питание, 9,6% — на покупку одежды и обуви, 6,4% — потребительских товаров длительного пользования (в т.ч. 2,9% — на автомобили). По 6,3% было израсходовано на оплату электроэнергии и услуг в области здравоохранения. Самой крупной статьёй расходов оказались досуг и телекоммуникационные услуги (вместе 21,4%). Более 90% семей проживает в комфортабельных квартирах или отдельных домах со всеми удобствами. Такой же процент семей обладает по крайней мере одним автомобилем, почти 100% — холодильником, а 67% — с морозильной камерой, 91% — стиральной машиной, 60% — микроволновой печью и т.д. Каждая 9-я семья владеет загородным домом или дачей. Условия жизни в сельской местности мало отличаются от городских.
Рубеж 20—21 вв. отмечен существенным усилением значимости внешнеэкономической сферы в хозяйственной жизни. Экспортная квота в 2002 составляла 27,2%; 86% экспорта и 79% импорта приходились на страны ЕС; 82,7% экспорта — товары, в т.ч. 69,7% — изделия промышленности (машины и оборудование — 24,7%). Быстрыми темпами с сер. 1990-х гг. рос экспорт капитала, по которому Франция прежде заметно отставала. В 2001 общий объём прямых зарубежных инвестиций составил 197 млрд евро. Накопленные зарубежные вложения превысили в 2001 500 млрд евро (1/10 мирового объёма).
Наука и культура Франции
Франция — одна из ведущих мировых научных держав. Общенациональные затраты на НИОКР 30 545 млн евро, или 2,14% ВВП (4-е место в мире) (2001). В науке занято 314,5 тыс.чел., 48,9% из них — профессорско-преподавательский состав университетов, которых во Франции ок. 20 (в т.ч. старейшие в Европе Парижский — Сорбонна и университет в Монпелье, основанные соответственно в 13 и 15 вв.). Непосредственно научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками занимаются 160 тыс.чел. (75% в частнопредпринимательском секторе). Они сосредоточены на различных научно-исследовательских и внедренческих фирмах, в лабораториях и технических центрах (на 2000 таковых имелось 5373). Доля государства в финансировании научной деятельности составляла 21,7% (2001); получаемые средства направлялись в основном на фундаментальные исследования, а также в такие отрасли, как ядерная энергетика, различные космические программы, производство вооружений, транспорт и связь. Предпринимательский сектор сосредоточивает усилия в прикладных исследованиях, преимущественно в электронике, общем машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности. На эти отрасли приходилось 46,7% выданных резидентам патентов. Однако, несмотря на немалый объём средств, направляющихся на НИОКР, французская научная мысль в технической области отстаёт от основных зарубежных конкурентов. Из 160,0 тыс. патентов, зарегистрированных во Франции в 2001, резиденты получили только 21,6 тыс. (13,5%); баланс по торговле патентами и лицензиями устойчиво отрицателен. Мировые имена принадлежат французам прежде всего в общественных науках: в социологии Ф.Дюркгейм, К.Леви-Стросс, М.Фуко, А.Турен, в истории — Ф.Бродель.
Вряд ли существует другая страна, оказавшая в последние 3—4 столетия на западную и мировую культур столь же мощное влияние, как Ф. Замки на Луаре, парки и дворцы Версаля, картины старых мастеров от Клуэ до Пуссена, Грёза, Шардена, романтиков Делакруа и Курбе, импрессионистов, музыкальные творения Берлиоза и Равеля — шедевры мирового уровня. Париж едва ли не со времён Людовика XIV считается культурной столицей мира. В 20 в. эта традиция была продолжена. Здесь в межвоенные и послевоенные годы жили и творили художники со всего мира — испанцы Пикассо и Дали, итальянец Модильяни и голландец Мондриан, французы Марке, Синьяк, Леже, представлявшие вместе едва ли не все многочисленные направления современной живописи; Франция — родина современного абстракционизма и наряду с США — оп-арта и поп-арта.
Французская литература, первый письменный памятник которой относится к 842, всегда была одним из наиболее крупных явлений в мировой литературе. Средневековую традицию литературного творчества («Песнь о Роланде», творения трубадуров и труверов, городские фаблио, стихи Ф.Вийона) продолжали в 16 в. поэты Плеяды, Рабле и Монтень, в 17 в. — Расин, Корнель, Мольер, Лафонтен, в 18 в. — Вольтер, Бомарше, энциклопедисты. В 19 в. французскую литературу украшали такие великие имена, как Гюго и Бальзак, Стендаль и Флобер, Золя и Мопассан, в нач. 20 в. — М.Пруст. Во Франции в межвоенные годы зародилось литературно-философское течение экзистенциализм — философия существования (Ж.-П.Сартр, А.Камю, Симона де Бовуар). В послевоенное время блестящими образцами критического реализма стали «семейные» и исторические романы Ф. Эриа, Э.Базена, М.Дрюона. Творцами направления «новый роман» явились А.Роб-Грийе и Натали Саррот. Общеизвестны имена А.Моруа, М.Эме, Б.Виана. Писатели А.Жид, Ф.Мориак, Сен-Жон Перс — лауреаты Нобелевской премии по литературе.
В мире весьма популярна французская кинематография. В работах режиссёров М.Карне, К.Кристиан-Жака, Р.Клера, Р.Вадима снимались такие звёзды, как Ж.Габен, Ж.Филип, Бурвиль, Фернандель, Л.де Фюнес, Б.Бардо. Французский кинематограф известен прежде всего именами Л.Бессона, П.Ришара, Ж.Депардье, Анни Жирардо. Неумирающую традицию французского шансона после 2-й мировой войны продолжили Эдит Пиаф, Ив Монтан, Ш.Азнавур, Далида, Ж.Брель, Брассанс, С.Адамо, Мирей Матье и др.