Общие сведения об Аргентине
Официальное название — Аргентинская Республика (Republica Arqentina). Расположена в юго-восточной части Южной Америки. Площадь 2766 тыс. км2, численность населения 37,9 млн чел. (2002). Государственный язык — испанский. Столица — г. Буэнос-Айрес (13 млн чел., 2001). Государственный праздник — День Революции 25 мая (1810). Денежная единица — песо (равен 100 сентаво).
Член 67 международных организаций, в т.ч. ООН и её специализированных организаций, ОАГ, ЛАЭС, ЭКЛАК, ЛААИ, МЕРКОСУР и др.
Достопримечательности Аргентины
География Аргентины
Расположена между 57° и 70° западной долготы, 22° и 41° южной широты. Омывается водами Атлантического океана. Вдоль Патагонии проходит холодное Фолклендское течение. Длина береговой линии 4989 км. На севере от эстуария Ла-Платы до залива Эль-Ринкон берега низменные и выровненные; южнее — абразионные, с открытыми заливами Сан-Матиас и Гольфо-Нуэво (почти отчленившими полуостров Вальдес), Сан-Хорхе и Баия-Гранде, с узкими пляжами, над которыми поднимаются серии террас. На крайнем юго-востоке в пределы Аргентины входят восточная часть острова Огненная Земля и остров Эстадос.
Аргентина граничит на западе с Чили, на севере и северо-востоке с Боливией, Парагваем, Бразилией и Уругваем.
В рельефе Аргентины чётко выделяются 4 главные физико-географические области. Вдоль западной границы расположены Анды. Между 32° и 35° южной широты Анды достигают наибольшей высоты (высшая точка Западного полушария — гора Аконкагуа, 6960 м). К востоку от Анд расположены горные цепи Пампинских Сьерр и Прекордильер (2000—6000 м). Крайний северо-восток Аргентины занимает равнина Гран-Чако (высота 25— 60 м). К юго-востоку от Гран-Чако простирается Междуречье (реки Парана — Уругвай). Между реками Рио-Саладо и Рио-Колорадо расположена равнина — Пампа. И наконец, четвёртая физико-географическая область Аргентины — Патагония — территория, лежащая к югу от реки Колорадо, представленная плоскими столовыми поверхностями, которые уступами спускаются с запада на восток к побережью Атлантического океана (от 2000 до 100 м).
Из полезных ископаемых Аргентина обеспечена свинцово-цинковыми рудами и редкими металлами — вольфрамом и бериллием. Месторождения металлических руд приурочены к Андийскому складчатому поясу, а также к кристаллическим ядрам Прекордильер и Пам-пинских Сьерр. Запасы железных руд располагаются в Патагонии. Из топливно-энергетических наибольшее значение имеют нефть и природный газ. Доказанные запасы нефти оцениваются в 1,2 млрд м3, природного газа — 780 млрд м3 (2001). Из неметаллических ископаемых Аргентина выделяется одним из крупнейших в мире месторождением природных боратов.
Аргентина лежит в трёх климатических поясах: тропическом, субтропическом и умеренном. Положение большей части страны в тропических и субтропических широтах обусловливает получение значительной суммы солнечной радиации. Средние годовые температуры колеблются от +24°С на севере до +5°С на юге. Средние температуры самого тёплого месяца — января — на севере +29°С, на юге +14°С (здесь сказывается влияние холодного Фолклендского течения). В июле — самом холодном месяце — на севере средняя температура +17°С, на юге +2°С. Годовая сумма осадков на северо-востоке — до 1600 мм, в Гран-Чако уменьшается с 1400 до 400 мм, в Пампе c 1000 до 400 мм, в Патагонии 100—300 мм. Снежный покров устойчив только в Андах.
Речная сеть лучше всего развита на северо-востоке, где протекают главные судоходные реки Аргентины — Парана (4400 км), низовья рек Парагвай и Уругвай. Наиболее крупные реки северной Аргентины — притоки Параны: Пилькомайо, Рио-Бермехо, Рио-Саладо. Режим большинства рек Патагонии (Рио-Негро, Рио-Колорадо, Чубут, Десеадо, Санта-Крус) регулируется предандийскими озёрами. В Андах много ледниковых озёр (Науэль-Уапи, Буэнос-Айрес, Сан-Мартин, Архентино). Также много озёр в Патагонии (Мустерс, Колуэ-Уапи), в Пампе (Мар-Чикита) и в области Пампинских Сьерр (солёные).
На севере Аргентины в Гран-Чако распространены красные почвы. На севере Междуречья — красные латеритные почвы и краснозёмы, а в центральной и южной части — глинистые, местами заболоченные; на юге появляются луговые почвы. Большим плодородием отличаются чернозёмовидные и луговые почвы Влажной Пампы.
В тропическом поясе преобладают лесные формации. На крайнем северо-востоке и на восточных склонах Анд распространены влажные густые леса (до 150 видов деревьев на 1 га), в которых растут бразильские араукарии, мате, седро и др. ценные породы. Сухие редколесья Гран-Чако — это деревья кебрачо. Наветренные склоны Анд и Пампийских Сьерр одеты горными влажными вечнозелёными лесами. Подветренная Пуна представлена кустарниковыми пустынями. В субтропическом поясе распространены травянистые и саванные формации. Среди травянистой растительности разбросаны группы пальм и небольших деревьев (прозонис, акации и др.). Во влажной Пампе разнотравнозлаковый покров полностью уничтожен.
На крайнем северо-востоке Аргентины водятся обезьяны и кошки, вампиры, куница, тапиры, пекари, муравьеды, олень корсуэла, водосвинка капибара, туканы; в Чако особенно много змей. Для большей части Аргентины характерны летучие мыши, гуанако, вискаша, мара и туку-туку, пампасный олень, азарова лисица, скунсы, нутрия, нанду; только в Пуне обитают викунья и шиншилла, а в лесах на границе с Чили — олени уэмул и пуду, выдра уэльин. Встречаются пума, ягуар, броненосцы. Много птиц. Воды богаты рыбой и морскими зверями.
Население Аргентины
Прирост населения в 1980—90 составлял 1,5%, в 1990—2000 — 1,3%. Главный фактор роста — естественный прирост; удельный вес иммиграции невелик. Рождаемость 18,2%, смертность 7,5%, детская смертность 17,2 чел. на 1000 новорождённых (2002). Половозрастной состав: 0—14 лет — 26,3% (мужчин 5,0 млн, женщин 4,8 млн); 15—64 года — 63,2% (11,9 и 11,9 млн); 65 лет и старше — 10,5% (1,6 и 2,3 млн). Средняя продолжительность жизни 75 лет, в т.ч. мужчин 72, женщин 79. Пенсионный возраст: мужчины — 65 лет; женщины — 60. Городское население — 88%. В возрасте 15 лет и старше могут читать и писать 96% населения.
Этнический состав населения: 97% — европейцы (испанцы, итальянцы); 3% — метисы и др. Язык — испанский.
Среди верующего населения: католиков 92%, протестантов — 2%, других — 6%.
История Аргентины
Современная Аргентина появилась на свет в результате Майской революции 1810, принёсшей стране освобождение от испанского колониального господства. Становление аргентинской государственности в течение 19 в. проходило в борьбе сторонников модернизации страны по западному образцу и приверженцев идеи реставрации социально-политических порядков колониального периода (16 — нач. 19 вв.). Ключевое значение имело принятие в 1853 Конституции. В последней трети 19 — нач. 20 вв. в Аргентине наблюдается быстрое развитие промышленности и бурный рост сельского хозяйства. В этот период формируются основные институты буржуазного общества. Однако развитие капитализма в стране происходило в специфических условиях, деформировавших этот процесс: при сохранении латифундизма и зависимости от иностранного капитала. На рубеже 19—20 вв. сложилась агроэкспортная модель развития Аргентины, основанная на определённой специализации в мировом хозяйстве: Аргентина превратилась в крупнейшего мирового экспортёра зерновых и продуктов животноводства. На протяжении всего 19 — нач. 20 вв. доминирующие позиции в экономике и в социально-политической жизни занимала традиционная латифундистская олигархия, теснейшим образом связанная с мировым рынком.
Несмотря на наличие деформирующих факторов, развитие капитализма в последней трети 19 — нач. 20 вв. привело к появлению новых социальных слоёв (национальной буржуазии, средних слоёв, рабочего класса). Их политическим выражением явились первые современные партии, крупнейшей из которых стал Гражданский радикальный союз (ГРС), превратившийся в выразителя интересов основной части местной буржуазии и средних слоёв. В 1916 ГРС пришёл к власти.
В период правления радикалов (1916—30) впервые была в полной мере реализована на практике намеченная в Конституции 1853 политическая модель представительной демократии: нормально функционировали представительные учреждения, соблюдались в основном гражданские свободы. Несмотря на то, что радикальные правительства провели ряд реформ в интересах местной буржуазии (поощрение национальной промышленности, серия мер, способствовавших развитию капитализма в сельском хозяйстве), ключевые позиции в экономике продолжали находиться в руках олигархии.
В кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. в связи с развалом (в результате Великой депрессии 1929—33) и последующей перестройкой сложившейся на рубеже 19— 20 вв. системы связей в мировом хозяйстве прежняя относительная устойчивость структур занимавшего в этой системе зависимое положение буржуазного общества Аргентины была нарушена. С этого исторического момента определяющими факторами эволюции страны становятся структурный кризис данного общества и соответственно попытки реализации различных альтернатив выхода из него.
В 1930-е — 1-й пол. 1950-х гг. были выдвинуты две различные альтернативы выхода из структурного кризиса. После сентябрьского переворота 1930, в результате которого было свергнуто конституционное правительство И. Иригойена, вернувшая себе политическую власть традиционная латифундистская олигархия в союзе с интегрировавшимися в систему мирового капиталистического рынка кругами крупного местного капитала, а также иностранными монополиями попытались утвердить социально-политическую модель «ограниченной демократии»: при формальном сохранении основных демократических институтов и процедур народ фактически был исключён из процесса принятия политических решений, а его гражданские права жёстко ограничены.
Провал попыток найти выход из структурного кризиса в рамках «ограниченной демократии» стимулировал формирование иной, популистской по своему характеру альтернативы. Её главной основой стал союз социальных слоёв, выросших в предвоенное десятилетие и в годы 2-й мировой войны в результате роста национальной промышленности в связи с проведением политики «замены импорта»: нового слоя национальных предпринимателей и нового рабочего класса — вчерашних крестьян. Политическим орудием осуществления данной альтернативы стало массовое националистическое движение, получившее в истории наименование «перонизм» — по имени своего основателя Х.Д. Перона, бывшего одним из лидеров реформистско-националистического течения в аргентинской армии, резко усилившегося к сер. 1940-х гг. Данное течение, представители которого пришли к власти в результате июньского переворота 1943, свергнувшего режим «ограниченной демократии», стало одним из решающих факторов формирования нового типа режима — популистского. Последний появился на свет в результате победы Перона и возглавляемого им движения на февральских выборах 1946.
Проводимый в жизнь правившим в 1946—55 Х.Д. Пероном стратегический курс базировался на двух главных основах: резком повышении роли государства во всех сферах жизни и создании всеобъемлющего механизма социально-политической интеграции рабочих масс.
Распад той системы классовых союзов, на которой основывался популистский режим (отход от него значительной части «новой буржуазии» 1930—40-х гг., напуганной ростом рабочего движения и установившей прочные связи с олигархией и иностранным капиталом), привёл к его свержению в результате военного переворота в сентябре 1955.
Похоронив перонистский режим, представители буржуазно-олигархического блока попытались первоначально найти выход из структурного кризиса на пути создания очередного варианта «ограниченной демократии». Крах этих попыток был связан с появлением в 1958—62 новой важнейшей закономерности в развитии страны: в этот период сложилось стратегическое равновесие сил между правоавторитарными олигархическими и реформистско-демократическими течениями, ставшее одной из доминант политического процесса в 1960—70-е гг. Ни те, ни другие не обладали силой, достаточной для того, чтобы утвердить себя в качестве неоспоримого гегемона общественного развития. В этом — одна из главных причин того, что ни один из выдвинутых в этот период социально-политических проектов олигархического или реформистского толка не был осуществлён до конца. Подобное равновесие сил не смогли преодолеть ни правоавторитарные военные режимы 1966—73 и 1976—83, ни режимы представительной демократии, функционировавшие в 1963—66 — во время правления радикалов, и в 1973— 76 — в период второго перонистского правления.
Последний военный режим 1976—83 отличался особенно широким размахом террора. Однако обеспечить нормальное функционирование общественного организма военные оказались не в состоянии. Попытка же решить внутриполитические проблемы с помощью внешнеполитической авантюры — захвата Фолклендских (Мальвинских) островов — привела к англо-аргентинской войне 1982. Полнейшая дискредитация армии в результате поражения в войне резко ускорила крах военно-авторитарного режима и процесс демократизации, развитие которого привело после всеобщих выборов в октябре 1983 и прихода к власти радикального правительства Р. Альфонсина к установлению нового варианта режима представительной демократии. Этот вариант отличался рядом особенностей, обусловленных значительно более глубокой, чем раньше, интеграцией аргентинской экономики в мировое хозяйство и в связи с этим достижением качественно новой, существенно более высокой степени ассоциированности аргентинской буржуазии в целом с транснациональным капиталом. В подобной исторической ситуации любой модернизаторский проект западного типа не мог осуществляться без поддержки или, как минимум, благожелательного нейтралитета транснациональных корпораций и транснациональных банков. В силу этого обстоятельства в 1980—90-е гг. происходит неолиберальная метаморфоза главных политических партий страны: на смену прежнему реформизму (как в радикальном, так и в перонистском варианте), характеризовавшемуся противоречивым сочетанием соглашательских и конфронтационных тенденций по отношению к западному капиталу, пришёл реформизм нового типа, предполагающий прямое сотрудничество с транснациональным капиталом. В период правления радикалов в 1983—89 был достигнут симбиоз структур представительной демократии с ТНК и местными монополиями. В период нахождения у власти перонистов (во время двух президентских сроков К. С. Менема в 1989—99) данный симбиоз был дополнен установлением крайне противоречивого единства популистской традиции и неолиберального курса, предусматривавшего осуществление программы приватизации предприятий госсектора и форсирование процесса всеобъемлющей транснационализации аргентинской экономики и общества.
Несмотря на определённые успехи в деле стабилизации аргентинской экономики, достигнутые в эпоху третьего перонистского правления 1989—99, в конечном счёте осуществление неолиберального курса привело к существенному ухудшению положения большинства населения Аргентины.
Государственное устройство и политическая система Аргентины
Аргентина — федеративная республика. В стране действует Конституция 1853. В неё неоднократно вносились поправки. Последние были внесены в 1994. В состав Аргентины входят 23 провинции и федеральный столичный округ Провинции: Буэнос-Айрес, Жужуй, Катамарка, Кордова, Коррьентес, Ла-Плата, Ла-Риоха, Мендоса, Мисьонес, Неукен, Огненная Земля, Рио-Негро, Сальта, Сан-Луис, Санта-Крус, Санта-Фе, Сантьяго-дель-Эстеро, Сан-Хуан, Тукуман, Формоса, Чако, Чу-бут, Энтре-Риос. Федеральный столичный округ: Буэнос-Айрес. Крупнейший город и столица страны — Буэнос-Айрес. Другие наиболее крупные города: Росарио, Кордова.
Система государственной власти базируется на принципах представительной демократии, важнейшими из которых являются выборность всех органов власти и разделение властей. Высший орган законодательной власти — Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Сената (72 сенатора) и палаты депутатов (257 депутатов). Конгресс ежегодно утверждает национальный бюджет, устанавливает прямые и косвенные налоги, учреждает федеральный банк и регламентирует его работу, принимает таможенное законодательство, устанавливает правила экспорта и импорта. К числу полномочий Конгресса относится принятие кодексов — гражданского, уголовного, трудового и общественной безопасности. Исключительно к сфере компетенции Конгресса относятся вопросы определения границ государства и провинций и их безопасности. Конгресс ратифицирует или отклоняет договоры, заключённые с другими государствами, а также международными организациями. В компетенции высшего законодательного органа — разрешить ввод иностранных войск на территорию Аргентины и послать национальные Вооружённые силы за пределы страны. По поручению Конгресса делается объявление о начале войны или о заключении мира. Конгресс учреждает суды, подчинённые Верховному суду, объявляет всеобщую амнистию, принимает окончательное решение по вопросу об отставке президента или вице-президента, объявляет новые выборы. Конгресс осуществляет также контроль за деятельностью администрации. Ряд полномочий принадлежит к сфере исключительной компетенции одной из палат Национального конгресса. Так, только палата депутатов имеет право законодательной инициативы в области налогообложения и призыва в армию. Только она имеет право выдвигать обвинения против высших должностных лиц государства (президента, вице-президента, премьер-министра, министров, членов Верховного суда) за неисполнение (или плохое исполнение) ими своих обязанностей или за любые преступления. Окончательное решение по вопросу о выдвинутых палатой депутатов обвинениях в адрес высших лиц государства выносит Сенат. Однако официальное осуждение и наказание обвиняемого — в сфере компетенции обычного суда.
Только Сенат вправе разрешить президенту ввести осадное положение, предусматривающее временную отмену конституционных гарантий соблюдения основных гражданских свобод.
Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. В состав правительства входят: председатель правительства (премьер-министр); министры иностранных дел, внешней торговли и культа; внутренних дел; обороны; экономики и производства; федерального планирования, государственных инвестиций и услуг; юстиции, безопасности и прав человека; труда, занятости и социального обеспечения; образования, науки и технологии; здравоохранения; социального развития. Членами правительства являются также генеральный секретарь канцелярии президента, глава Центрального банка, генеральный прокурор, руководитель спецслужбы СИДЕ (разведка и контрразведка).
Глава государства — президент. Он осуществляет общее политическое руководство страной и несёт за это всю полноту ответственности. В сферу компетенции президента наряду с осуществлением общего оперативного политического руководства входит участие в разработке законов, а также инструкций и распоряжений, необходимых для их конкретного исполнения. В исключительных случаях, если обычное осуществление своих функций законодательными органами невозможно, президент может издавать декреты. При этом глава государства не вправе вносить какие-либо изменения в избирательное, партийное, налоговое и уголовное законодательство.
Президент открывает сессии Национального конгресса, предоставляет законодателям отчёт о положении страны. Он может продлевать сессии Конгресса или созывать их, если этого потребуют обстоятельства. Глава государства обеспечивает распределение доходов в соответствии с принятым бюджетом. Президент назначает (с согласия Сената) членов Верховного суда и остальных федеральных судов, а также министров, других должностных лиц. Глава государства контролирует работу административного аппарата. Во время каникул Конгресса президент имеет право вводить осадное положение. В компетенции главы государства — заключение и подписание международных договоров. Президент является главнокомандующим Вооружёнными силами. С разрешения Конгресса он имеет право объявлять войну.
Нынешний президент Аргентины — Нестор Киршнер. Вице-президент — Даниэль Сциоли. Председатель правительства — Альберто Фернандес. Председатель палаты депутатов — Эдуардо Оскар Каманьо. Председатель Сената — Даниэль Сциоли (вице-президент Аргентины).
Палата депутатов избирается прямым, всеобщим, тайным голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Её состав обновляется на 50% каждые 2 года. Сенат начиная с 2001 избирается по мажоритарной системе прямым голосованием. В Сенат избираются по 3 представителя от каждой из 23 провинций и от федерального столичного округа. Срок полномочий Сената — 6 лет. Каждые два года Сенат обновляется на 1/3.
Президент и вице-президент избираются путём прямого тайного голосования на всеобщих выборах на 4 года. Допускается непосредственное переизбрание главы государства на второй срок.
К числу наиболее выдающихся государственных деятелей Аргентины относятся:
Хосе де Сан-Мартин (1776—1850), один из главных руководителей Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810—26, национальный герой Аргентины;
Мариано Морено (1778—1811) — один из инициаторов и руководителей Майской революции 1810;
Бернардино Ривадавия (1780—1845), один из лидеров борьбы за независимость, президент Аргентины в 1826—27, с его именем связана первая попытка осуществления серьёзных буржуазных преобразований в аграрной сфере;
Бартоломе Митре (1821—1906), президент Аргентины в 1862—68, активно способствовал процессу национального объединения и в то же время содействовал экспансии иностранного, главным образом английского, капитала;
Доминго Фаустино Сармьенто (1811—88), президент Аргентины в 1868—74, активно содействовал развитию экономики и культуры;
Иполито Иригойен (1832—1933), президент Аргентины в 1916—22 и 1928—30, один из основателей и лидер крупнейшей политической партии Аргентины — ГРС, сыграл решающую роль в установлении первого в аргентинской истории политического режима представительной демократии, осуществил ряд преобразований социал-реформистского характера;
Хуан Доминго Перон (1895—1974), президент Аргентины в 1946—55 и в 1973—74, генерал, осуществил комплекс широкомасштабных реформ националистического толка.
В соответствии с провозглашённым Конституцией федеративным принципом государственного устройства провинции Аргентины имеют свои Конституции и органы власти — Законодательные собрания, губернаторов, судебную систему. Все провинциальные Конституции составлены в соответствии с принципами общенациональной. Провинции не пользуются правами, переданными государству. Вместе с тем за ними закреплены определённые права, не относящиеся к сфере компетенции федерального правительства.
Крупнейшими традиционными партиями Аргентины на протяжении более 50 лет вплоть до кон. 20 в. являлись ГРС и Хустисиалистская партия (ХП) — под этим названием с 1973 выступает на политической арене перонизм. Поляризация подавляющего большинства аргентинских избирателей вокруг перонистских и радикальных кандидатов на выборах 1983, 1985, 1987, 1989 свидетельствовала о формировании в 1980-е гг. двухпартийной системы. Несмотря на сохраняющееся политическое соперничество, позиции двух крупнейших партий Аргентины по принципиальным вопросам в этот период сближаются. В обеих преобладающим влиянием начинают пользоваться сторонники неолиберального курса. Неизбежная реакция на проведение этого курса вызвала к жизни новое политическое движение — ФРЕПАСО, основное ядро которого составили бывшие перонисты, вышедшие из ХП ввиду несогласия с политикой К. С. Менема. ФРЕ-ПАСО превратился в серьёзную альтернативу гегемонии ГРС и ХП: на президентских выборах 1995 кандидат ФРЕПАСО занял 2-е место, отодвинув на 3-е кандидата ГРС. Результаты выборов 1997 подтвердили развитие этой тенденции. На президентских выборах 1999 ФРЕПАСО выступил в союзе с ГРС в составе Альянса за труд, справедливость и образование. Выборы принесли победу кандидату Альянса лидеру ГРС Ф. де ла Руа. Несмотря на то что программа данного объединения носила левоцентристский характер, на практике правительство Ф. де ла Руа продолжало проводить тот же неолиберальный курс, что привело в конечном счёте к крайнему обострению всех противоречий и социальному взрыву в декабре 2001. Результатом этих событий стали фактический крах ГРС и раскол в ХП.
Однако глубокий кризис крупнейших традиционных партий не приводит пока к появлению сколько-нибудь действенной альтернативы, хотя попытки выдвинуть такую альтернативу предпринимаются постоянно. Последняя из таких попыток — «Альтернатива во имя республики равных» во главе с Элизой Каррио. Помимо упомянутых, на политической арене Аргентины действует множество небольших партий и движений различной идеологической ориентации.
Важным фактором власти в Аргентине являлись и являются по сей день предпринимательские союзы. Наиболее известные и влиятельные из них: «Сельскохозяйственное общество» (традиционное объединение аргентинских латифундистов) и «Промышленный союз» (организация, к которой принадлежат представители промышленного капитала страны).
Основные направления внутренней политики Аргентины в последние годы определялись лихорадочными попытками найти выход из того жесточайшего кризиса, в который страна была ввергнута в результате проведения в жизнь жёсткого неолиберального курса в период пребывания у власти К. С. Менема. В кон. 2001 — нач. 2002 за короткий срок сменилось несколько президентов. Лишь избранный обеими палатами Конгресса в январе 2002 в качестве временного главы государства Э. Дуальде, видный деятель ХП, сумел в какой-то мере нормализовать ситуацию. В целом принятые его правительством в 2002—03 меры носили конъюнктурный характер, что не позволяет говорить о реализации какой-либо альтернативной программы. В то же время в его выступлениях можно проследить определённую тенденцию социал-демократического характера. В принципе об этом же свидетельствует предвыборная программа нынешнего президента Н. Киршнера, выдвинутого Э. Дуальде именно в качестве альтернативы К. С. Менему.
Приоритетными направлениями внешней политики Аргентины на современном этапе являются, согласно заявлениям нынешнего президента Н. Киршнера, укрепление связей со странами Латинской Америки, прежде всего с Бразилией, расширение и укрепление отношений с ЕС. Впрочем, поддержание нормальных всесторонних отношений с США также рассматривается как важнейшая внешнеполитическая задача.
Вооружённые силы Аргентины состоят из сухопутной армии, Военно-морского флота, включающего морскую авиацию и морскую пехоту, Военно-воздушных сил, национальный воздушный полиции, национальной жандармерии и береговой охраны. Призывной возраст — 20 лет. Начиная с прихода к власти администрации Р. Альфонсина в 1983 все последующие конституционные правительства Аргентины проводили курс на реформирование ВС по образцу западных демократий. Суть реформы состоит в превращении армии в сугубо профессиональный институт, стоящий вне политики. За последние два десятилетия на этом направлении достигнут значительный прогресс, высшее офицерство перестало выступать в качестве непосредственного и наиболее мощного фактора власти — роль, которую военная элита Аргентины играла на протяжении многих десятилетий (с 1930 по 1983).
Аргентина имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР 6 июня 1946).
Экономика Аргентины
Аргентина — страна с относительно высоким для Латинской Америки уровнем экономического развития. ВВП 391 млрд, ВВП на душу населения 10,2 тыс. долл. США (2002). Промышленное развитие Аргентины отличается рядом особенностей. Прежде всего это крайне неравномерные и неустойчивые темпы прироста: в 1995 2,9%; в 1999 3,4%; в 2001 4,4%; в 2002 11,0%. Среди латиноамериканских стран промышленность Аргентины выделяется наиболее передовой и диверсифицированной отраслевой структурой. Ведущая роль принадлежит обрабатывающей промышленности: в 2002 на неё приходилось 16,1% ВВП. Аргентина располагает основными видами современного машиностроения, включающего автотранспортное, сельскохозяйственное, авиа- и судостроение, производство энергосилового, нефтяного, электро- и радиотехнического, дорожно-строительного и подъёмно-тракторного оборудования, подвижного железнодорожного состава и т. д. В 1970-е гг. автомобилестроение вышло на 1-е место среди отраслей обрабатывающей промышленности по объёму производства, потеснив пищевую промышленность. В 2002 производство автомобилей составило 159,4 тыс. Аргентина — одна из немногих стран Латинской Америки, где существуют собственное судостроение (главные центры — Тигре и Энсенада) и авиастроение (крупнейший в регионе авиационный завод в Кордове). Нефтеперерабатывающая — одна из наиболее развитых отраслей промышленности Аргентины. Заводы находятся как в районах добычи нефти (Кампо-Дуран на севере, Комодоро-Ри-вадавия и Рио-Гранде — в Патагонии, Лухан-де-Куйо — в Мендосе, Пласа Уинкуль — в провинции Неукен), так и в местах её потребления — в Буэнос-Айресе, Ла-Плате, Баия-Бланке, Кампане. Общая мощность нефтеперерабатывающих заводов в Аргентине в 2000 составляла 661,8 тыс. барр. Электроэнергетика — одна из быстро развивающихся отраслей, её основу составляют ТЭС (50% производства электроэнергии). Имеющийся в Аргентине огромный гидроэнергетический потенциал (50 тыс. МВт) способствует строительству в стране мощных ГЭС: Чокон-Серрос-Колорадос, Сальто-Гранде (1,9 млн кВт), Ясирета-Апипе (1,3 млн кВт) и др. Доля ГЭС в общей выработке электроэнергии 39%. Аргентина стала первой в Латинской Америке страной, производящей атомную энергию. В стране построено ещё две АЭС: «Рио-Терсеро» (640 тыс. кВт) и «Атуча-2» (600 тыс. кВт). Производство электроэнергии на АЭС — 11% общей выработки. Общее производство электроэнергии — 82 802 млн кВт-ч (2000), установленная мощность электростанций — 23 032 тыс. кВт (1998). Аргентина может считаться пионером в создании развитой военной промышленности, а затем и диверсифицированного ВПК в своём регионе.
Аргентина имеет сравнительно развитую металлургическую промышленность и прежде всего чёрную металлургию. В 2002 производство чугуна составило 1475 тыс. т, стали 4355 тыс. т. Цветная металлургия, несмотря на достаточную сырьевую базу, развита слабо. Потребности в меди, олове, алюминии покрываются в основном за счёт импорта, и лишь производство свинца и цинка в значительной степени удовлетворяет внутренний спрос. Значительное развитие в Аргентине получила химическая промышленность, ведущая отрасль которой — промышленность органического синтеза. Нефтехимические предприятия составляют единый комплекс с нефтеперерабатывающими заводами. Самые крупные из них — «Петрокимика Хенераль Москони», «Петро-кимика Баия-Бланка», «Петрокимика Рио-Терсеро». Завод в г. Кампана также крупнейший в стране по производству минеральных удобрений. Характерная особенность пищевой отрасли — её большое экспортное значение. На растительные масла приходится ок. 50% объёма сельскохозяйственного экспорта страны. В сфере производства муки Аргентина является признанным мировым лидером. Особое место в Аргентине занимает мясохладобойная промышленность — тоже одна из ведущих отраслей экспортного значения. В основном на внутренний рынок работают такие отрасли, как виноделие, сахарная, плодоовощная. Лесная промышленность представлена лесопильным, деревообрабатывающим и целлюлозно-бумажным производством. В 2001 в Аргентине производилось 1228 тыс. т бумаги. Отрасли лёгкой промышленности в Аргентине наиболее старые и хорошо развитые: текстильная, кожевенно-обувная, табачная и пр. На добывающую промышленность Аргентины приходится 2,1% ВВП (2002). Топливо составляет ок. 80% общей стоимости продукции добывающей промышленности. Продукция отрасли полностью обеспечивает внутреннее потребление страны по нефти и газу, которые добывают в провинции Мендоса, Чубут (бассейн Комо-доро-Ривадавия), Неукен, Сальта, Санта-Крус, Огненная Земля. Добыча нефти 44 млрд м3, добыча природного газа 44,8 млрд м3 (2002). Небольшие месторождения бурого угля в бассейне Рио-Турбио (Патагония). Добыча железной руды ведётся в провинции Жужуй, Рио-Негро, свинца и цинка — в провинции Сан-Хуан и Жужуй, вольфрама — в провинции Сан-Луис, урана — в провинции Мендоса, меди — в провинции Сальта, Мендоса и Катамарка, марганцевой руды — в провинции Мендоса, боратов — в провинции Сальта, олова — в провинции Жужуй.
Аргентина — один из крупнейших в мире производителей и экспортёров сельскохозяйственной продукции. Несмотря на тенденцию к снижению удельного веса сельского хозяйства в ВВП (6,5% в 2002), оно остаётся одним из главных факторов, определяющих экономическую ситуацию в стране. Площадь сельскохозяйственных угодий 162 млн га (2002), из них 9,9% — обрабатываемые земли, 51,8% — пастбища, 18,6% — леса и 19,5% — прочие угодья. В растениеводстве преобладает зерновое направление. Основная зерновая культура — пшеница, которая возделывается главным образом в Пампе. Площади под кормовыми засеяны люцерной, остальная часть — сорго, клевер и др. Технические культуры занимают 2-е место по стоимости продукции растениеводства. Аргентина — один из крупнейших в регионе производителей парагвайского чая — мате (провинции Мисьонес и Коррьентес). Овощеводство сконцентрировано близ крупных городов, а также в специализированных ареалах в зонах поливного земледелия. Большое значение в растениеводстве Аргентины имеют виноградарство и садоводство.
Главная отрасль животноводства Аргентины — разведение крупного рогатого скота (2293 млн голов, 2002). Основной район — Пампа. Овцеводство — вторая крупная отрасль животноводства — получило развитие в Патагонии. По размерам настрига шерсти и по поголовью овец Аргентина занимает одно из первых мест в мире. Одна из важных отраслей — птицеводство (в основном разведение кур).
Общая площадь под лесами 50,9 млн га. Основные районы лесозаготовок: Междуречье (араукария) и
Гран-Чако (кебрачо). Экстракт кебрачо Аргентина поставляет на мировой рынок.
Рыболовство развито в реках Парана и Уругвай, а также в прибрежных водах Атлантического океана. Улов рыбы 1339 тыс. т (1997).
По протяжённости железных дорог Аргентина занимает 1-е место в Латинской Америке (35 753 км, 2002). Правда, эта сеть отличается низким уровнем технического оснащения и электрификации, разноколейностью. Объём перевозок в 2000 9120 млн ткм, пассажиров 9102 млн пас.-км. Основная часть грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Длина автодорог 215 434 км (1997). Нефтепроводы протянулись от месторождений к основным центрам нефтепереработки и потребления нефтепродуктов. Почти все внешнеторговые перевозки осуществляются морским путём: грузооборот 158 тыс. т (2000). Главные морские порты: Буэнос-Айрес, Ла-Плата, Росарио, Баия-Блан-ка, Сан-Николас. Грузооборот воздушного транспорта 241 млн ткм (1999). В 1999 аргентинскими авиакомпаниями перевезено на внутренних и международных линиях 9 млн пассажиров. Важнейший аэропорт международного значения — Эсейса.
Связь относится к числу наиболее перспективных отраслей. Ведущие позиции на рынке телекоммуникаций занимают испанская компания «Телефоника» и французская «Телеком». В 2001 в Аргентине на 1 тыс. жителей приходилось 416,4 мобильного телефона, 91,4 персонального компьютера. Пользователей Интернета 3,3 млн.
Торговля и услуги являются отраслями основной занятости населения: 68,5% ВВП (2001). В 2002 в связи с политическим и экономическим кризисом в стране индекс оптовых цен повысился (по сравнению с 2001) со 103,8 до 183,9 (1993=100), в розничной (Буэнос-Айрес) — с 98,8 до 124,3.
Туристическая индустрия сделала впечатляющий рывок за последние годы. Доходы от туризма увеличились с 1976 млн в 1990 до 5069 млн долл. США в 1997. В 2002 Аргентину посетило 2949 тыс. туристов: из Чили (19%), Парагвая (16%), Уругвая (16%), Бразилии (15%), США (9%), Боливии (3%); Европы (12%). Расходы туристов составили 2874 млн долл. США. Число отелей — 7190 (5 звёзд — 32).
В результате осуществления неолиберальной экономической программы (1991) в стране были сняты все ограничения на текущие и капитальные операции, сокращён госсектор путём приватизации крупных предприятий, проведена политика сокращения дефицита государственного бюджета, ограничены субсидии и льготы, создана новая денежная система по схеме currency board. Среди позитивных моментов этой экономической политики: стабилизация курса песо, открытость национального рынка, увеличение притока иностранных инвестиций. Ориентация экономической политики 1990-х гг. на «открытие» кредитной сферы для зарубежного капитала обусловила значительное присутствие иностранных банков в национальной экономике.
В 1994 после выступления оппозиционных сил в стране начался резкий экономический спад: отток капиталов за рубеж, крах банковской системы, уменьшение объёма производства, скачок инфляции и снижение уровня валютных резервов. В декабре 2001 экономическая ситуация резко ухудшилась, песо стало стремительно обесцениваться. Правительство Аргентины обратилось за финансовой поддержкой к МВФ для стабилизации курса песо и поддержания платёжеспособности банковской системы. Фонд потребовал от правительства проведения в первую очередь реформ в стране. Состоявшиеся в мае 2003 выборы президента и приход нового правительства, возможно, покончат с экономическими и социальными реформами шокового характера.
Аргентина располагает одной из наиболее развитых кредитных систем стран региона. Её основу составляют банки; доля небанковских кредитно-финансовых институтов (учреждения потребительского кредита, кредитные кассы, финансовые компании «финансьерас» и др.) в общих ресурсах ссудного рынка невелика.
Банковская сфера подверглась значительным преобразованиям, начатым в рамках неолиберальной экономической программы «Конвертируемость». Основными направлениями структурных реформ в этой сфере были: либерализация государственного регулирования; модификация статуса центрального банка; приватизация части государственных банков; модернизация нормативно-правовой базы; открытость для иностранного капитала. В результате реформирования современная банковская система Аргентины имеет следующую структуру (2001): из общего числа учреждений (90) 74 — частные банки, 16 — государственные банки.
Частный сектор формируют аргентинские (56) и иностранные банковские институты (18). В группу аргентинских включены банки с разной долей участия иностранного капитала; подавляющее большинство институтов этой группы — универсальные банки, т. е. коммерческие банки многопрофильного типа с широким набором кредитно-финансовых услуг и учреждённые как акционерные компании. Крупнейший из них — Banco de Galicia y Buenos Aires, по размеру активов (14,8 млрд долл. США) входящий в десятку крупнейших банков Латинской Америки (2002). 4 института учреждены в форме кооперативных банков; наиболее крупный из них — Banco Credicoop Cooperativo Limitado (активы — 2,4 млрд долл. США).
Государственный сектор в банковской системе представлен 16 учреждениями: центральный банк; 2 национальных банка, в т. ч. крупнейший в стране коммерческий Banco de la Nacion Argentina (активы — 17,9 млрд долл. США); 13 банков муниципалитетов и провинций.
Центральный банк Аргентинской Республики (ЦБАР) учреждён в 1935 как эмиссионный институт государства, его основные функции: эмиссия банкнот и монет Аргентины (монопольное право); регулирование денежного обращения; реализация валютной политики; обслуживание внутреннего и внешнего долга; предоставление ссуд правительству (сроком не более 1 года); регулирование кредитно-финансовых учреждений, включая практику «кредитора последней инстанции» и деятельность по санации банков, испытывающих проблемы ликвидности; хранение официальных золотовалютных резервов; выполнение функций финансового агента государства, а также представителя страны в отношениях с международными финансовыми организациями и др. Официальные золотовалютные резервы Аргентины за период кризиса значительно сократились: с 25,1 млрд в 2000 до 10,3 млрд долл. на февраль 2003.
Спецификой денежного обращения Аргентины была действовавшая до недавнего времени система currency board — жёсткое ограничение денежной массы величиной золотовалютных резервов государства: каждая денежная эмиссия должна быть полностью обеспечена соответствующим приростом резервов, что было гарантией и основой конвертируемости национальной валюты — аустраля. В 1992 была проведена деноминация и замена аустраля на песо; введён фиксированный валютный курс по паритету 1 песо: 1 долл. США. В январе 2002 в соответствии с вновь принятыми законами система currency board была отменена; песо было девальвировано; осуществлён переход к системе «плавающего» валютного курса.
Характерная черта экономического развития Аргентины в 1990-е гг. — хронический дефицит бюджета вследствие непрекращающегося роста государственных расходов, постоянно отрицательного торгового баланса и непрерывно возраставших платежей в счёт обслуживания внешнего долга. Государственные расходы (несмотря на распродажу госсектора и избавление от большинства убыточных предприятий) возросли с 40 млрд долл. США в 1991 до 75,1 млрд в 2002. Дефицит бюджета резко возрос с 820 млн долл. США в 1994 до 9,8 млрд в 2002. Покрытие бюджетного дефицита за счёт заимствований за рубежом привело к росту внешней задолженности, которая на сер. 2001 составляла ок. 130 млрд долл. США. Возросли расходы по обслуживанию долга: с 2,6 млрд долл. в 1993 до 8,2 млрд в 1999; за эти годы Аргентина выплатила только в виде процентов по долгам 34,7 млрд долл. США. В кон. 2001 МВФ заморозил выплату кредитов, входящих в программу поддержки экономики Аргентины. Всемирный банк (ВБ) также отказал в предоставлении займов Аргентине. 26 декабря Аргентина объявила дефолт, а 6 января 2002 при замороженных валютных торгах произошёл официальный отказ от валютного управления. Единственный заём Аргентина получила от Межамериканского банка развития (МАБР) в размере 700 млн долл. в мае 2002. До августа 2002 Аргентина смогла выплатить 550 млн долл. МАБР и 680 млн долл. ВБ. Для погашения долгов были использованы валютные резервы Центробанка страны. Размеры доходной части бюджета Аргентины значительно колеблются, что обусловлено неустойчивостью поступлений от косвенного налогообложения, а также обесценением денег. В 1991 доходная часть бюджета составляла 30,9 млрд долл., в 2002 — 65,9 млрд долл. США. Основные источники доходов: поступления от налогов; доходы от государственной собственности, а также от предоставления финансовых средств, лицензий и услуг частному сектору.
Одно из следствий кризиса социально-экономической структуры Аргентины — рост дороговизны и резкое обнищание населения. Обвал экономики привёл к тому, что 59% аргентинцев официально считаются бедными. Доходы этой категории населения не покрывают потребности в продуктах питания и оплате коммунальных платежей, а также расходы на образование и здравоохранение. За 2002 цены на базовые продукты питания выросли вдвое, размер же заработной платы и пособий остался прежним; покупательная способность в результате девальвации песо и инфляции сократилась в среднем на 25%. В январе 2002 правительство стало возвращать замороженные долларовые вклады. В сентябре было принято решение о снятии ограничений со срочных счетов, размеры которых не превышают 7 тыс. песо. Со 2 декабря 2002 средства с текущих и сберегательных счетов можно снимать без ограничений (кроме срочных счетов).
В последние годы положение Аргентины на мировом рынке было довольно сложным. Падение цен на мировых товарных рынках (Аргентина является одним из крупнейших экспортёров меди, вольфрамовых руд, мяса, зерна), массовая девальвация национальных валют стран, производящих конкурирующую продукцию, — всё это снижало конкурентоспособность аргентинских товаров. Дефицит торгового баланса в 1998 составил 4,9 млрд, в 1999 — 2,1 млрд долл. США. Рекордное положительное сальдо торгового баланса отмечалось в 2002 в размере 16,4 млрд долл., что было достигнуто не за счёт резкого увеличения экспорта национальных товаров, а за счёт обвального сокращения импорта (с 20.3 млрд долл. в 2001 до 8,9 млрд долл. в 2002). Столь резкое сокращение импорта произошло из-за обесценения аргентинского песо. В 2002 экспорт составил 25.4 млрд долл., 32,5% экспорта приходится на переработанную сельскохозяйственную продукцию; 20,9% — на продовольствие и сырьё; 29,6% — на промышленные изделия; 17,0% — на топливо. В импорте преобладают сырьё и полуфабрикаты — 48,6%; оборудование — 14,6%; запчасти — 16,7%; потребительские товары — 14,8%; топливо — 4,1%. Основные торговые партнёры (%): в экспорте — Бразилия (26,8); ЕС (17,5); США (11,8); Чили (10,1); Китай (3,3); в импорте — Бразилия (25,6); ЕС (22,9); США (18,9); Китай (4,8); Япония (3,9). Масштабы сотрудничества с РФ заметно уступают прежним показателям. Товарооборот в 1997 составлял 350 млн, в 2002 он снизился до 218 млн долл.
Наука и культура Аргентины
По закону об образовании 1993 система образования в Аргентине включает: дошкольное обучение для детей 3— 5 лет, обязательное 9-летнее базовое образование (для детей 6—14 лет). Численность учащихся в обязательных школах 5,153 млн (2000). Среднее («полимодальное») образование имеет схему 3+2 (базовый цикл средней школы составляет 3 года, специализированный — 2 года) и включает общее среднее и специальное. Численность учащихся средних учебных заведений — 2,744 млн чел. В 1995 в Аргентине был принят закон о высшем образовании.
В 2000 в Аргентине общие расходы на образование находились на уровне 4,65% ВВП; охват средним обучением 79,6%; охват высшим образованием 56%.
Высшее образование дают в основном университеты, а также институты и высшие технические центры. Для получения университетского диплома (звание бакалавра или магистра) учатся 5 лет. Общая численность студентов в Аргентине составляет 1,6 млн чел. (2000). Крупнейшие вузы: университет Буэнос-Айреса (основан в 1821, 183 тыс. студентов), Национальный университет Кордовы (основан в 1613, 82 тыс. студентов), Национальный технологический университет в Буэнос-Айресе (основан в 1959, 70 тыс. студентов).
Научная деятельность развёртывается главным образом в рамках различного рода НИИ. При этом более 50% НИИ находятся в системе вузов, в основном — государственных университетов. Крупнейшие университетские НИИ: центр при медицинском факультете университета Буэнос-Айреса; центр при медицинском факультете Национального университета Кордовы. Крупнейшими научно-исследовательскими центрами правительственного подчинения являются: центр Национальной комиссии по атомной энергии; Национальный институт сельскохозяйственной технологии. Действуют и частные НИИ. Самый значительный из них — институт «Торкуато ди Телья». Аргентина оставила заметный след в мировой науке. Среди крупнейших учёных 19—20 вв. медик Л. Аготе, зоолог А. Гальярдо, физиолог Б. А. Усай (Нобелевская премия, 1947), биохимик Л. Ф. Лелуар (Нобелевская премия, 1970), биолог Э. Де Робертис. Аргентинские учёные имеют серьёзные достижения в области энергетики и ядерных исследований. В сфере общественных наук самый известный в мире аргентинский учёный — Р. Пребиш, автор концепции «периферийного развития», которая явилась теоретической основой деятельности ЭКЛА.
Наиболее ярко и сильно специфические черты культуры Аргентины , определяющие её исторический облик, проявились в литературе и музыке.
Самые выдающиеся произведения литературы Аргентины получили общеконтинентальный и мировой резонанс, а их авторы — всемирную известность. К их числу относятся: Э. Эчеверриа (1805—54, наиболее значимые произведения — поэма «Пленница», художественно-публицистический очерк «Бойня»), Х.Б. Альберди (1810—84, книги «Основы», «Преступления войны»), Д.Ф. Сармьенто (1811—88, книга «Цивилизация и варварство. Жизнеописание Хуана Факундо Кироги»), Х.Р. Эрнандес (1834—86, эпическая поэма «Мартин Фьерро»), Л. Лугонес (1874—1938, сборники стихов «Золотые горы», «Сумерки в саду», «Оды столетию», «Романсы», «Песни родного очага» и др.), Х.Л. Борхес (1899—1986, сборники рассказов «Всеобщая история бесчестья», «Сад расходящихся тропок», «Вымыслы», «Алеф», «Смерть и буссоль», «Делатель»; поэтические сборники «Жар Буэнос-Айреса», «Луна напротив», «Предполагаемая поэма»), Х. Кортасар (1914—84, романы «Выигрыши», «Игра в классики», «62. Модель для сборки», «Книга для Мануэля», «Экзамен»; сборники рассказов «Бестиарий», «Жизнь хронопов и фа-мов», «Все огни — огонь», «Вне времени»), Э. Сабато (р. 1911, повесть «Туннель», романы «О героях и могилах», «Аваддон-Губитель»), А. Поссе (р. 1934, романы «Морской рак», «Пасть тигра», «Даймон», «Время умирать», «Райские псы», «Королева Ла-Платы»).
Аргентина — одна из ведущих стран Латинской Америки по уровню и интенсивности музыкальной жизни. В Буэнос-Айресе находится один из самых крупных в Западном полушарии оперный театр «Колон». Самым знаменитым из довольно большого числа аргентинских композиторов является А. Хинастера (1916— 83). Его творчество получило широкое международное признание. Среди аргентинских музыкантов-исполнителей, которые приобрели мировую известность, — пианистка М. Аргерих (р. 1941), виолончелист А. Однопософф (р. 1917), гитаристка М.Л. Ани-до Гонсалес (р. 1907). Аргентина — родина танго, танца и особого музыкального жанра, завоевавшего всемирную популярность. Самым прославленным исполнителем танго был аргентинский певец и киноактёр К. Гардель (1890—1935).
Для архитектуры Аргентины на протяжении всей её истории характерно противоречивое сочетание двух тенденций: стремления по возможности более точно воспроизводить европейские архитектурные формы и поисков национального архитектурного стиля. В кон. 20 в. аргентинская архитектура получила международное признание, а такие её представители, как Э. Амбаш и С. Пелли, принадлежат к числу наиболее выдающихся зодчих мира 1990-х гг.
На протяжении всего 20 в. Аргентина находилась в авангарде театральной жизни Латинской Америки. Ведущими драматургами страны, творчество которых имело общеконтинентальный резонанс, являются: Л. Барлетта (1902—75), О. Драгун (1929—99), Р. Косса (р. 1934). Получило международное признание также и аргентинское кино. Ведущими режиссёрами, ленты которых получали премии на международных фестивалях, являлись Ф. Соланас, Л. Торре Нильсон, Л. Пуэнцо.