Вы здесь
Главная > Страны мира > Турция > Турция: история, население и экономика

Турция: история, население и экономика

Турция (Музей Айя-Софья в Стамбуле)

Общие сведения о Турции

Официальное название — Турецкая Республика (Turkiye Cumhuriyeti, Republic of Turkey). Расположена на стыке двух континентов: из общей площади страны, составляющей 783 577 км2, 759 752 км2 (97% территории) расположено в Азии и 23 825 км2 (3%) находится в Европе (азиатская часть страны называется в Турции Анатолией, а европейская — Фракией). Численность населения 67,3 млн чел. (оценка 2002). Государственный язык — турецкий. Столица — г. Анкара (3,8 млн чел., 1999). Государственные праздники:

• Новый год 1 января;

• День национального суверенитета и День детей 23 апреля;

• День молодёжи и спорта 19 мая;

• День Победы 30 августа;

• День Республики 29 октября, отмечаются также религиозные праздники — Рамазан и Курбан, даты которых ежегодно определяются по лунному календарю.

Денежная единица — турецкая лира.

Член ООН (с 1945, страна-учредитель), МВФ (с 1947), Совета Европы (с 1949), НАТО (с 1952), ОЭСР (с 1960), ЕС (статус ассоциированного члена с 1963, статус кандидата в члены ЕС с 1999), Организации Черноморского экономического сотрудничества (с 1992), Организации экономического сотрудничества (с 1985) и др.

Достопримечательности Турции

География Турции

Расположена между 25°40′ и 44°48′ восточной долготы и 35°51′ и 42°06′ северной широты. Омывается морями — на севере Чёрным, на западе Эгейским, на юге Средиземным. Чёрное и Эгейское моря отделены друг от друга водной системой, включающей пролив Босфор (30 км), Мраморное море и пролив Дарданеллы (60 км). В Чёрном море существует течение, движущееся вдоль его западного побережья, а частично по открытому морю к Босфору. Однако первоначально мощное это течение у Босфора имеет ширину всего 8 км. В Босфоре также существуют течения: в верхних слоях вод оно направлено с севера на юг, в то время как под ним существует другое течение противоположного направления. Поверхностное и глубинное течения имеются и в Дарданеллах.

Общая протяжённость береговой линии — 8333 км, из которых 1067 км приходится на береговую линию принадлежащих Турции островов. Береговая линия Чёрного моря слабо изрезана, здесь нет крупных заливов, немногочисленные бухты, например Синопская или Трабзонская, неглубоки. В Чёрном море Турции принадлежит единственный остров — Кефкен. Мраморное море имеет несколько крупных заливов, в т. ч. глубоко вдающийся в сушу Измитский залив. Из 23 островов Мраморного моря к наиболее крупным относятся Мармара, Пашалиманы и Авшар, а к наболее известным — т. н. Принцевы острова. Побережье Эгейского моря сильно изрезано. Выдающиеся далеко в море полуострова и мысы образуют крупные заливы, например Измирский, Кушадасы, Гекова, и множество бухт. В Эгейском море Турции принадлежит св. 100 островов, наиболее крупными из которых являются Гекчеада, Бозджаада и Алибей. Береговая линия Средиземного моря менее изрезана. Самые крупные заливы у южного берега Турции — Анталья, Ичель и Искендерунский. Из почти 30 островов Средиземноморья, принадлежащих Турции, относительно крупными являются Кекова, Терсане и Дана.

На северо-западе Турция граничит с Грецией и Болгарией, на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Ираном, на юге с Ираком и Сирией. С Российской Федерацией на сегодняшний день Турция имеет лишь участок морской границы, разделяющей их территориальные воды в Чёрном море.

Турция — горная страна. Средняя высота её территории над уровнем моря составляет 1132 м. С севера территория страны опоясана Северо-Анатолийскими горами, наиболее высокая точка которых находится в восточной части — гора Качкар (3932 м). С юга территорию Турции опоясывает горная система Тавр, не являющаяся однородной. В её составе принято выделять Западный Тавр (самая высокая вершина — Акдаг, 3069 м), Центральный Тавр (самая высокая вершина — Демирказык, 3756 м) и Юго-Восточный Тавр (самая высокая вершина — Бузул, или Джило, 4116 м). Внутренняя часть территории страны постепенно повышается в направлении с запада на восток: анатолийское плоскогорье переходит в более возвышенную часть Турции — Восточно-Анатолийское нагорье, где и находится самая высокая горная вершина Турции — Большой Арарат (5137 м). Низменных равнин на территории Турции мало. В основном они расположены в устьях рек. Наиболее крупными являются Аданская низменность (Чукурова), низменность Анталья, а также низменность, образующаяся при впадении в Чёрное море реки Сакарья — Акова.

На территории Турции находится большое количество рек и озёр, хотя её насыщенность водными ресурсами имеет неравномерный характер. Наиболее крупные реки бассейна Чёрного моря (км): Кызылырмак (1355), Сакарья (824), Ешильырмак (519), Чорух (466). Из рек, впадающих в Мраморное море, наиболее крупная — Сусурлук, или Симав (321 км). К бассейну Эгейского моря относятся (км): Гедиз (401), Бюйюк Мендерес (307), Кючюк Мендерес (175) и Мерич (Марица). Из общей протяжённости последней (490 км) 211 км нижнего течения служат границей между Турцией и Грецией. Значительные реки бассейна Средиземного моря (км): Сейхан (560), Джейхан (509). На территории Турции берут начало реки Евфрат и Тигр, впадающие в Персидский залив. Из общей протяжённости первого (2800 км) на территорию Турции приходится 1263 км. Из общей протяжённости русла второго (1900 км) на территорию Турции, в пределах которой река называется Диджле, приходится 523 км. Кроме того, на территории Турции находятся истоки впадающей в Каспийское море Куры (протяжённость русла в пределах Турции — 150 км), а также ее крупнейшего притока Аракса (из общей протяжённости русла в 1059 км на территорию Турции приходится 548 км). На территории Турции расположено ок. 50 озёр, наиболее крупные из них (км2): солёные озёра Ван (3713) и Туз (1500), а также пресные озёра Бейшехир (656), Эгридир (468) и Изник (298). В результате активного гидростроительства, особенно на реках Евфрат и Тигр, на территории современной Турции существует ок. 70 водохранилищ, крупнейшие из них (км2): водохранилище им. Ататюрка (817), Кебан (675) и Каракая (298).

В Турции преобладают горные почвы, которые маломощны и малоплодородны. Среди равнинных почв встречаются бурозёмы, краснозёмы, серозёмы, каштановые почвы и солончаки. Чернозёмов в Турции мало. В основном они имеют аллювиальное происхождение, располагаясь на прибрежных равнинах, образованных устьями рек, или в их долинах.

Флора Турции богата и разнообразна, она включает св. 6500 видов растений. В пределах страны выделяются две основные растительные зоны — приморская и внутренняя. Первая представлена растительностью субтропиков. Внутренняя зона сформировалась в отделённых горами от морских побережий центральных районах Турции. Она представлена степными и полупустынными видами. На склонах гор, обращённых к морям, произрастают различные по составу леса. Наиболее ценные породы — в восточной части Северо-Анатолийских гор.

Животный мир представлен разнообразными пустынно-степными и горными видами. Обеспеченность Турции энергоресурсами недостаточна: достоверные запасы каменного угля 428 млн т, бурого угля 7339 млн т, нефти 42 млн т, природного газа 8,7 млрд м3. В Турции имеются запасы сырья для производства атомной энергии — 9,129 т урана и 380 тыс. т тория. Обеспеченность рудными ископаемыми достаточна для нужд национальной экономики: достоверные запасы железной руды оцениваются в 1084 млн т, меди — в 140 млн т. Запасы хромитов значительны в общемировом масштабе и составляют 17,3 млн т. Из нерудных ископаемых выделяются запасы боратов, оценивающиеся в 1000 млн т.

Турция находится в зоне субтропического климата, однако особенности рельефа предопределяют разнообразие климатических условий страны, для внутренних районов которой характерен континентальный климат. Осадки распределены по территории Турции неравномерно, наибольшая их часть приходится на восточную часть черноморского побережья. В южной части анатолийского плоскогорья — режим осадков, характерный для полупустынных районов.

Население Турции

Среднегодовые темпы роста населения в 1990-х гг. снизились до 1,1% против 2% в 1980-х гг. Рождаемость 17,95%, смертность 5,95%, детская смертность 38,7 чел. на 1000 новорождённых (2002).

Половая структура населения характеризуется устойчивым преобладанием численности мужчин над численностью женщин, отношение первой ко второй в 2001 составило 101,9%. Отличительная особенность возрастной структуры — высокий удельный вес лиц дорабочего возраста (0—14 лет), составлявший в кон. 1990-х гг. чуть менее 30%. Однако данный показатель постепенно снижается. Сравнительно невысокой, несмотря на повышение средней продолжительности жизни до 71,5 года (2002), остаётся доля лиц послерабочего возраста (65 лет и старше) — 5,5%. К кон. 20 в. ок. 74% населения Турции проживало в городах.

До недавнего времени основанием для получения пенсии в государственных организациях социального страхования являлось число отработанных лет, составляющее 20 для женщин и 25 для мужчин. Отсутствие понятия минимального пенсионного возраста делало возможным получение пенсии лицами в возрасте 38/43 лет. Все это приводило к быстрому росту численности пенсионеров сравнительно молодого возраста. В настоящее время в Турции проводится реформа социального страхования, которая предусматривает введение минимального пенсионного возраста, единого для мужчин и женщин и составляющего 62 года.

В кон. 1990-х гг. в Турции довольно высоким оставался уровень неграмотности взрослого населения (15 лет и старше) — 16%. Охват начальным образованием составлял 85%, средним — 50%, высшим — 21% (1999).

Определение этнического состава населения представляет определённую сложность. Так, с 1970 данные переписей населения не содержат соответствующей информации. В Турции наряду с турками, составляющими большинство, проживает, по различным оценкам, 15—18 млн курдов, арабы, армяне, грузины, лазы, евреи.

Официальным языком является турецкий. Однако существуют армянские школы и периодические издания на армянском языке. В 2002 парламентом страны был принят пакет «ключевых демократических реформ», включавший среди прочих мер разрешение на вещание и образование на курдском языке и расширение прав немусульманского населения.

По вероисповеданию ок. 99% населения являются мусульманами (в основном сунниты), чуть более 1% исповедуют христианство и иудаизм.

История Турции

Территория Малой Азии (Анатолии), на которой в 14 в. образовалось Турецкое государство, ранее входила (полностью или в значительной части) в состав различных государственных образований древности и средневековья: Хеттское царство, Лидия, Мидия, государство Ахеменидов, держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Понтийское царство, Пергам, Древний Рим, Византия, государство Сельджукидов (Конийский султанат) и др. В нач. 14 в. на Северо-Западе Малой Азии сложились ряд тюркских феодальных княжеств (бейликов), среди которых выделялся Османский бейлик, названный по имени основателя династии Османа 1 Османским (Оттоманским). Складывавшуюся в этом государстве из различных тюркских племён и части местного автохтонного населения тюркскую народность стали называть турками-османами. Находясь на границе Византийской Империи, Османское государство в полной мере смогло использовать своё географическое положение, привлекая для войны с христианской Византией людские и материальные ресурсы других мусульманских территорий. К сер. 14 в. Турки-османы завоевали последние владения Византии в Анатолии, в этот же период в состав Османского государства вошли (добровольно или по принуждению) практически все другие тюркские княжества в Анатолии. В течение последующего столетия, несмотря на многие внутренние потрясения в стране, крестьянские восстания, династийную борьбу, успешный рейд по Анатолии среднеазиатского завоевателя Тимура (нач. 15 в.), Османское государство сумело подчинить себе большую часть Балканского полуострова, разгромить несколько крестовых походов коалиций европейских держав и, наконец, окончательно сокрушить Византию, захватив Константинополь, который был взят 29 мая 1453, переименован в Стамбул (по-турецки — Истанбул) и был объявлен столицей новой империи. К сер. 16 в. Османская империя достигла своего наибольшего территориального могущества. К этому времени были сделаны огромные завоевания как в Европе, где Османская империя тогда граничила с Австрией и Польшей, так и в Азии — включала Месопотамию и Хиджаз, в северной Африке — Тунис и Алжир. В это время мощный Османский флот контролировал практически весь Средиземноморский бассейн, а Чёрное море было «внутренним» морем. Общая площадь империи превышала 8 млн км2.

Однако начиная с кон. 17 в. «военная машина» Османской империи начала давать сбои, что привело к ослаблению центральной власти, развалу армии и флота, общему системному кризису империи. Возникает известный «восточный вопрос» — проблема раздела османского наследства.

В ходе войн с рядом европейских стран (и особенно с Россией) с кон. 17 по кон. 19 вв. Османская империя теряет практически все свои территории в Африке, на Северном Кавказе, большую часть Балкан.

Попытки административных и военных реформ кон. 18 и сер. 19 вв. не смогли остановить распад империи и превращение страны в полуколонию западных держав. С кон. 19 в. финансы и экономика страны были под контролем Управления оттоманского долга — организации, созданной иностранными, прежде всего английскими и французскими, кредиторами.

По результатам русско-турецкой войны 1877—78, войн с балканскими государствами нач. 20 в. европейские владения империи были ограничены только территорией Восточной Фракии. На востоке Османская империя, помимо собственно Анатолии, всё ещё владела территориями Месопотамии, Палестины, Хиджаза.

«Младотурецкая революция» 1908—09 открыла новые возможности для буржуазного развития страны, значительно ограничила власть султана. 1-я мировая война, в которой Османская империя участвовала на стороне Германии, завершилась для нее полным поражением, отделением последних арабских территорий и оккупацией части Анатолии войсками Антанты. В результате национально-освободительной войны 1919—23 территория Анатолии была освобождена от оккупантов, был упразднён султанат, и 23 октября 1923 провозглашена Турецкая Республика, первым президентом которой в том же году стал лидер национально-освободительного движения Мустафа Кемаль (Ататюрк). Вся полнота власти перешла к Великому национальному собранию Турции (ВНСТ).

В период нахождения у власти М. К. Ататюрка (1923—38) были проведены ряд энергичных реформ по «вестернизации» страны, приданию государству светского характера и уменьшению влияния ислама в его жизни, введены новые правовые нормы, заложены основы будущего этатистского экономического курса. Важным шагом явилось решение о переводе письменности с арабской вязи на латинский алфавит. При этом было введено жёсткое, граничащее с диктатурой, управление, действовала единственная Народно-республиканская партия (НРП), из членов которой был сформирован партийно-государственный аппарат.

В экономической сфере предпринимались меры по усилению государственного влияния на развитие экономики, становление и укрепление национальной промышленности.

В 1939 окончательно сложились современные границы Турции после присоединения к ней провинции Хатай по результатам референдума среди его жителей.

В период 2-й мировой войны Турция сумела сохранить нейтралитет, однако при этом на первом этапе войны этот нейтралитет имел явный прогерманский характер, но в дальнейшем, видя неизбежность поражения Германии, Турция предпочла в феврале 1945 формально объявить ей войну, что позволило обеспечить Турции место среди стран — учредителей ООН.

После войны Турция, учитывая ряд политических и территориальных претензий со стороны СССР, проводила активный курс на сближение со странами Запада, в 1952 ей удалось стать членом НАТО. Нормализация отношений с СССР началась только с сер. 1960-х гг.

Послевоенный период ознаменовался либерализацией общественно-политической жизни, был создан ряд политических партий, одна из которых — Демократическая партия — на парламентских выборах в 1950 смогла единолично прийти к власти и была смещена в результате военного переворота 1960, организованного группой офицеров. В 1961 была принята новая Конституция. До 1980 у власти находились несколько коалиционных правительств, основная политическая борьба развернулась между двумя наиболее крупными партиями — Партией справедливости (С.Демирель) и Народно-республиканской партией, НРП. В 1971 военные вторично, на этот раз «мягким» образом, отправили правительство в отставку. В стране нарастал политический экстремизм, экономика была в крайне тяжёлом положении. В 1980 военное командование совершило очередной переворот, парламент был распущен, деятельность политических партий приостановлена. Парламентские выборы были проведены в 1983, в результате которых было сформировано однопартийное правительство во главе с лидером Партии Отечества Тургутом Озалом. Правительство сумело реализовать ряд экономических мер, направленных на либерализацию экономики, сокращение в ней роли госсектора, внедрение законов «свободного рынка», поощрение экспорта. В 1989 Т. Озал был избран президентом страны. В 1993 в связи с его смертью президентом стал С.Демирель.

1990-е гг. в Турции ознаменовались усилением политической борьбы, был сформирован ряд коалиционных правительств, которые, как правило, оказывались внутренне неустойчивыми. Основные политические игроки в этот период : Б. Эджевит (Демократическая левая партия), М. Йылмаз (Партия Отечества), Т. Чиллер (Партия верного пути), Д. Байкал (Народно-республиканская партия), Н. Эрбакан (Партия благоденствия, запрещена в 1998). Сложности в экономической и внутриполитической жизни Турции привели к снижению влияния партий, традиционно лидировавших в политическом рейтинге. По итогам парламентских выборов 2002 происламской Партии справедливости и развития во главе с Р. Т. Эрдоганом удалось сформировать однопартийное правительство. Как показало дальнейшее развитие событий, его деятельность носит умеренный характер и оставляет неизменными основные политические принципы.

Государственное устройство и политическая система Турции

Турция — унитарное государство со смешанной формой правления (в нём сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики). Действует Конституция 1982.

В административно-территориальном отношении Турция делится на 81 иль (провинцию): Адана, Адияман, Афьен, Агры, Аксарай, Амасья, Анкара, Анталья, Ардахан, Артвин, Айдын, Балыкесир, Бартын, Батман, Бай-бурт, Биледжик, Бингель, Битлис, Болу, Бурдур, Бурса, Ван, Газиантеп, Гиресун, Гюмюшхане, Денизли, Диярбакыр, Дюздже, Зонгулдак, Ичель, Игдир, Испарта, Истанбул, Измир, Йозгат, Кахраманмараш, Карабюк, Караман, Карс, Кастамону, Кайсери, Килис, Кырыккале, Кыркларели, Киршехир, Коджаэли, Конья, Кютахья, Малатья, Маниса, Мардин, Мугла, Муш, Невшехир, Нигдэ, Орду, Османийе, Ризе, Сакрья, Самсун, Сивас, Сиирт, Синоп, Стамбул, Текирдаг, Токат, Трабзон, Тунджели, Ушак, Хаккари, Хатай, Чанаккале, Чанкыры, Шанлы Урфа, Ширнак, Эдирне, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, Эскишехир, Ялова.

Наиболее крупные города (центры провинций) с населением св. 1 млн чел.: Стамбул, Анкара, Измир, Бурса, Адана, Конья, Анталья, Антакья, Газиантеп, Шанлы Урфа, Самсун.

Законодательная функция в Турции принадлежит однопалатному парламенту (меджлису) — Великому национальному собранию Турции (ВНСТ), включающему в свой состав 550 депутатов.

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров. Глава государства — президент республики. Согласно Конституции он олицетворяет собой единство и неделимость страны и нации. Президент наделён широкими полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти.

По сложившейся традиции президент назначает лидера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц — министрами. Конституция Турции не предоставляет Совету министров право самостоятельно издавать нормативные акты. Однако ограниченность его прав является лишь кажущейся, так как Совет министров инициирует издание множества постановлений по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, которые подписываются президентом и соответствующими министрами.

Избирательное право в Турции регулируется ныне действующей Конституцией 1982, а также законом о выборах от 10 июня 1983. Избирательная система включает элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем подсчёта голосов. Сочетание этих элементов подобрано таким образом, чтобы создать наибольшие преимущества для крупных политических партий, что должно содействовать формированию однопартийных правительств, обеспечивая тем самым стабильность турецкой политической системы. По Конституции 1982 выборы являются свободными, прямыми, равными, тайными, одноступенчатыми, всеобщими, при открытом подсчёте и учёте голосов и проводятся под судебным надзором и руководством. Турецкие граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право избирать и участвовать во всенародных референдумах. Голосовать на всеобщих выборах не могут солдаты и унтер-офицеры действительной службы, военные курсанты, арестованные и осуждённые, содержащиеся в местах заключения. Для депутатов предусмотрен более высокий возрастной ценз, чем для избирателей, — 30 лет.

Выборы в ВНСТ проводятся один раз в 5 лет. В случае если в парламенте освобождаются депутатские места, могут проводиться промежуточные выборы. Выборы в Турции проводятся под общим руководством и контролем Высшей избирательной комиссии. По всем вопросам выборов, по жалобам и протестам решения Высшей избирательной комиссии — окончательные и обжалованию не подлежат.

Закон о выборах 1983 ввёл в избирательную систему два дополнительных барьера. Первый из них — общий барьер — состоит в том, что политическая партия, не набравшая на выборах 10% всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов (даже если она одержала победу в одном или нескольких округах). Второй барьер действует внутри каждого избирательного округа. Все поданные в данном округе в ходе выборов действительные голоса делятся на число депутатских мандатов, установленное для этого округа, полученное количество становится барьером.

Среди политических деятелей Турции, которые длительное время находились на посту премьер-министра, стоит назвать И.Иненю, С. Демиреля, А. Мендереса, Б. Эджевита, Т.Озала. При этом И.Иненю, Т.Озал и С.Демирель впоследствии занимали пост президента республики.

В результате последних досрочных парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 2002, потерпели полное поражение партии, занимавшие лидирующие позиции после воссоздания многопартийной системы в 1983. К ним относятся Партия Отечества, Партия верного пути, а также две партии, входившие в правящую коалицию: Партия националистического движения и Демократическая левая партия. На первый план вышли умеренные исламисты в лице Партии справедливости и развития, возглавляемой Р.Т. Эрдоганом.

Президент республики избирается 2/3 голосов полного состава членов ВНСТ путём тайного голосования. Президент может быть избран и не из числа депутатов, для этого необходимо письменное предложение 1/5 депутатского корпуса. Кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет, иметь высшее образование и обладать правом быть избранным в парламент. Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента.

Выборы президента начинаются за 30 дней до истечения срока его полномочий либо спустя 10 дней после освобождения поста президента и завершаются в течение 30 дней с даты начала выборов. Если в ходе двух первых туров голосования не удаётся обеспечить большинство голосов в 2/3 полного состава членов, проводится третье голосование, и избранным на пост президента считается кандидат, получивший при третьем туре голосования абсолютное большинство голосов. Если такого большинства не удаётся достичь, назначается четвёртый тур; если и в этом туре кандидат в президенты не наберёт абсолютного большинства голосов, то в этом случае «несговорчивый» парламент распускается и безотлагательно проводятся новые выборы в ВНСТ.

Среди влиятельных общественных организаций турецкие профсоюзы: Конфедерация профсоюзов рабочих Турции, Конфедерация революционных рабочих профсоюзов Турции, Конфедерация справедливых рабочих профсоюзов, Конфедерация профсоюзов предпринимателей Турции, а также Союз турецких промышленников и предпринимателей, Союз независимых промышленников и предпринимателей, Союз турецких промышленных и торговых палат.

Основные направления внешней политики страны определяются традиционно близкими партнёрскими отношениями с США, курсом на вступление в ЕС. Частично они уравновешиваются попытками Турции усилить региональную внешнюю политику за счёт развития связей с государствами Центральной Азии, Закавказья и Российской Федерации, Израилем, с мусульманскими странами.

Основные направления внутренней политики в настоящее время диктуются стремлением страны достичь соответствия политической группе копенгагенских критериев, что является необходимым предварительным условием вступления в ЕС. Поэтому в Турции в настоящее время наблюдается дальнейшее развитие демократического процесса, в частности, его направлений, связанных с соблюдением прав человека, национальных меньшинств, снижением роли армии в урегулировании политических кризисов в стране.

В структуру турецких Вооружённых сил входят Сухопутные войска (500 тыс. чел.), Военно-воздушные войска (60 тыс. чел.), Военно-морские силы (64 тыс. чел.). В рядах турецкой национальной жандармерии служат 100 тыс. чел. Военные расходы в 2002 превысили 8 млрд долл. США, или 4,5% ВВП.

Экономика Турции

По оценочным данным, ВВП Турции в 2002 по паритету покупательной способности валют 468 млрд долл., ВВП на душу населения 7000 долл. ВВП и ВВП на душу населения по текущему обменному курсу по итогам 2001 147,7 млрд долл. и 2124 долл. соответственно. По классификации Всемирного банка Турция относится к подгруппе стран со средненизкими доходами, занимает 27-е место в мире по объёму ВВП.

Ок. 34% общего числа занятых (ок. 24 млн чел.) приходится на сельское хозяйство, 19% на промышленность и 47% на сферу услуг (2002).

В отраслевой структуре производства ВВП лидировали сфера услуг 66% и промышленность 21%, доля сельского хозяйства 13% (2001).

В 1990-е гг. изменение соотношения основных отраслей промышленности по стоимости продукции было не слишком значительным: неизменно лидировала обрабатывающая промышленность с удельным весом св. 80%, удельный вес добывающей промышленности составлял ок. 5%, остальная часть приходилась на энергетику, газо- и водоснабжение.

Хотя в отраслевой структуре обрабатывающей промышленности лидерами по объёму созданной добавленной стоимости оставались пищевкусовая (13%), текстильная (12%) промышленность, нефтепереработка (12%) и химическая промышленность (11%), значительного удельного веса достигли транспортное машиностроение (7%), чёрная металлургия (5%), электромашиностроение (5%), швейная промышленность (4,5%).

В структуре сельского хозяйства лидирующей отраслью является растениеводство, обеспечивающее приблизительно 2/3 суммарного дохода отрасли, за ним следует животноводство. Площадь обрабатываемых земель превышает 28 млн га. Основной проблемой в землевладении остаётся сохранение большого числа мелких хозяйств, имеющих весьма низкие показатели эффективности. Поэтому для Турции весьма важным является вопрос о формах и размерах государственной поддержки аграрного сектора, которые ныне по настоятельным рекомендациям МВФ значительно меняются.

Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет выращивание зерновых, под которые отведено ок. 80% посевных площадей. Значительное место в структуре земледелия принадлежит выращиванию технических культур (хлопок, сахарная свёкла, подсолнечник, табак, чай). Важными экспортными отраслями являются плодоводство, овощеводство и цветоводство.

Суммарная стоимость транспортных услуг и услуг связи в 2001 составила почти 16% стоимости ВВП. Общая протяжённость железных дорог 8607 км, автодорог 382,059 тыс. км. По территории Турции проходит 1738 км нефтепроводов, осуществляющих транспортировку сырой нефти, 2321 км трубопроводов, перекачивающих нефтепродукты, 708 км газопроводов. Крупнейшими портами на территории Турции являются Стамбул, Измир, Мерсин (Ичель), Искендерун, Измит (Коджаэли), Самсун, Трабзон, Хопа. В 2001 на территории Турции функционировало 120 аэропортов. Общий объём пассажирских перевозок в 2001 составил 209,6 млн пассажиро/км, а грузоперевозок — 721,8 ткм.

В 1999 в Турции насчитывалось 19,5 млн телефонных линий. В 2001 в стране использовалось св. 17 млн мобильных телефонов. Число пользователей Интернета 2,5 млн чел. (2002).

Услуги оптово-розничной торговли обеспечили в 2001 ок. 18% стоимости ВВП. В системе оптовой торговли важнейшее место принадлежит товарным биржам. Наибольший объём сделок в 2001 был осуществлён на Стамбульской, Измирской и Конийской биржах. Всего в системе оптовой и розничной торговли Турции функционировало св. 700 тыс. предприятий, на которых было занято св. 1,8 млн чел. (1997).

В 2001 страну посетило ок. 11 млн туристов. Чистый доход страны от туризма (за вычетом расходов турок-туристов за рубежом) превысил 6 млрд долл. США.

С нач. 1980-х гг. в Турции проводились стабилизационные мероприятия, направленные на снижение дефицита в системе государственных финансов. Одновременно большое внимание уделялось поощрению промышленного экспорта с целью повышения сбалансированности текущих операций платёжного баланса. Определённая непоследовательность, которая наблюдалась в осуществлении этой политики после прихода к власти в кон. 1983 гражданского правительства Т.Озала, не позволила справиться с проблемой инфляции. После парламентских выборов 1988 правительство удержавшейся у власти Партии Отечества пошло по пути ужесточения фискальной политики, однако сформировавшиеся за предшествующие годы её правления устойчивые инфляционные ожидания экономических агентов привели к тому, что усилия властей по сдерживанию роста денежного предложения ввергли экономику страны в состояние стагфляции. Данное обстоятельство одновременно с накоплением издержек политики экспортоориентированного роста вынудило правительство пойти по пути стимулирующей фискальной политики, означавшей усиление роли внутреннего рынка в обеспечении экономического роста. После почти десятилетия непрерывного снижения реальной заработной платы начался её рост, сопровождавшийся заметным повышением доли текущих расходов в структуре бюджета. Постепенно возрастало и отношение бюджетного дефицита к ВВП. Однако «перегрев» экономики позволил обеспечить достаточно высокие темпы роста вплоть до 1994, когда разразился валютно-финансовый кризис. Рост бюджетных дефицитов привёл к росту заёмной деятельности государства на внутреннем и внешнем рынках. По мере роста государственной задолженности возрастала её краткосрочная структурообразующая, что ещё более удорожало обслуживание государственного долга. Наконец, ввиду опасного повышения доли процентных выплат в структуре бюджетных расходов государство объявило о снижении доходности по своим ценным бумагам. В результате «горячие» деньги, игравшие немалую роль в финансировании бюджетных дефицитов, устремились из страны, что обусловило неизбежную девальвацию турецкой лиры. Последовательное проведение после кризиса 1994 стабилизационных мероприятий было затруднено из-за неустойчивости политической ситуации в стране. Фактическое начало более успешных стабилизационных программ, осуществляемых при кредитном содействии МВФ, пришлось на кон. 1990-х гг. Однако объём накопленного государственного долга, тяжесть его обслуживания в условиях значительного снижения эффективности новых займов обусловливают сохранение несбалансированности в сфере государственных финансов, а значит, сохранение зависимости экономики от колебаний в поступлениях внешних источников финансирования и угрозу обратимости стабилизации.

В 1-й пол. 2000 Турции удалось добиться заметных успехов в борьбе с инфляцией: рост оптовых цен за январь — апрель составил 16,2% (самый низкий уровень за аналогичный период на протяжении предшествующих 13 лет). Частично достигнутая стабилизация финансового рынка была нарушена разногласиями во властных структурах, имевшими негативные последствия для социально-политической сферы. В результате общество вновь утратило доверие к проводимой стабилизационной программе, турецкая лира стала подвергаться массированным атакам. 19 февраля спрос на доллары достиг 7,6 млрд долл., в результате чего Центральный банк объявил о переходе к плавающему валютному курсу, что было равносильно объявлению неконтролируемой девальвации.

В 2001 размер кредитной помощи МВФ превысил 10 млрд долл., что сыграло важную роль в преодолении последствий нового валютно-финансового кризиса. На 2002—04 запланировано предоставление Турции кредитной помощи в размере 16 млрд долл. Основные направления стабилизационной программы Турции: сокращение государственных расходов в результате придания государственным финансам более компактной и более легко контролируемой структуры, что позволит повысить прозрачность государственных расходов; дальнейшее проведение налоговой реформы, направленной на расширение налоговой базы и исключение применения всевозможных налоговых льгот; обеспечение заданных объёмов первичного профицита государственного бюджета (т.е. соотношения бюджетных доходов и расходов до осуществления процентных выплат по государственному долгу); снижение потребностей государства в новых займах, ослабление его давления на финансовый рынок, снижение процентных ставок и инфляции.

По итогам 2001 отношение дефицита консолидированного бюджета к ВНП составило почти 16%, а суммарного дефицита всей системы государственных финансов к ВНП — 16,5%. Дефлятор ВНП в 2001 — 55,3, а в 2002 — 34,5. Заметно выросший в последние годы внешний долг страны на кон. 2002 оценивался в 131 млрд долл., из которых на задолженность центрального правительства приходилось ок. 57 млрд долл. Отношение внутреннего государственного долга к ВНП составляло по состоянию на кон. 2001 ок. 70%. Согласно официальным заявлениям, в 2003 правительству Турции предстоят долговые выплаты по внутреннему долгу в размере 82 млрд долл. и внешнему в размере 11,4 млрд долл. США. В условиях послекризисного развития экономики уровень безработицы, составивший в 2001 8,5%, повысился в 2002 до 11,4%. Кроме того, в Турции довольно высок уровень неполной занятости, поэтому уровень частично безработных в 2002 превысил 6%.

Перспективы финансовой стабилизации стали оцениваться более позитивно после прошедших в Турции в кон. 2002 парламентских выборов и прихода к власти однопартийного правительства, сформированного Партией справедливости и развития.

Осуществление с кон. 1990-х гг. финансовой стабилизации ознаменовалось укреплением статуса Центрального банка Турецкой Республики (ЦБТР). Предполагалось, что с повышением роли кредитно-денежной политики контроль ЦБТР над уровнем инфляции потребует расширения его самостоятельности, равно как и её законодательного оформления. В кон. апреля 2001 планировалось принять новый закон о ЦБТР, направленный на повышение его независимости. Валютно-финансовый кризис нач. 2001 актуализировал применение им сдерживающей кредитно-денежной политики и ускорил принятие нового закона о ЦБТР, который вошёл в силу 4 мая 2001. В соответствии с ним взаимоотношения ЦБТР и исполнительной власти ограничиваются лишь обязательством первого предоставлять Совету министров дважды в год — в апреле и октябре — отчёт о проводившейся и планируемой кредитно-денежной политике. Кроме того, дважды в год ЦБТР должен информировать о своей деятельности плановую и бюджетную комиссии парламента. ЦБТР также должен оповещать общественность о целях своей кредитно-денежной политики и средствах их достижения. Новая редакция закона не предусматривает предоставление ЦБТР кредитов казначейству или другим государственным структурам и организациям. В связи с отмеченными изменениями в деятельности ЦБТР в 2001 прирост денежного предложения сократился до 43%, тогда как в кон. 1990-х гг. он составлял не менее 100% в год.

Система коммерческих банков Турции насчитывает св. 80 банковских учреждений — как государственных, так и частных. Последняя группа включает и иностранные банки. Банковская система Турции находится в сложном положении. Оно явилось результатом, во-первых, ослабления на протяжении 1990-х гг. структуры банковских активов и сужения клиентской базы в условиях переключения преимущественно на операции с государственными ценными бумагами; во-вторых, трудностей в перестройке банков в условиях начавшейся в 2000 финансовой стабилизации и снижения банковского процента; в-третьих, последнего валютно-финансового кризиса 2001. Особый род трудностей переживают государственные банки, имеющие значительные специфические убытки, которые связаны с финансированием социально-экономической политики государства. В результате государству приходится предотвращать участившиеся случаи банкротств в банковской сфере, передавая соответствующие банки Фонду страхования депозитов. Фонд в свою очередь принимает решения об укрупнении и укреплении банков посредством слияния. Аналогичные меры используются и в отношении государственных банков. Кроме того, рассматриваются и возможности приватизации последних. Суммарные активы турецких банков на кон. 1990-х гг. оценивались в 133,5 млрд долл. США, или 72% ВВП.

Стимулирующая фискальная политика, проводившаяся в Турции на протяжении значительной части 1990-х гг., привела к заметному росту реальной заработной платы. По оценкам Всемирного банка, среднегодовая стоимость рабочей силы в расчёте на одного рабочего составляла в Турции в 1995—99 ок. 8 тыс. долл. против 14 тыс. долл. в Бразилии, 16 тыс. в Греции, 33 тыс. в Германии, 36 тыс. в Италии.

В 1995—99 среднегодовая добавленная стоимость в расчёте на одного занятого в обрабатывающей промышленности Турции составляла ок. 33 тыс. долл. США. По сравнению с нач. 1980-х гг. этот показатель возрос приблизительно в 2,5 раза. Однако Турция по-прежнему заметно отставала по производительности труда в обрабатывающей промышленности от таких развитых стран, как США, где во 2-й пол. 1990-х гг. в расчёте на одного занятого создавалась добавленная стоимость в размере 81 тыс. долл., Германия — 80 тыс. долл. При этом она находилась на уровне, близком к Аргентине (37 тыс. долл.), Чили (33 тыс. долл.), Израилю (36 тыс.) и Греции (30 тыс.). Разрыв в уровне заработной платы по сравнению с развитыми странами многократно опережал разрыв в уровне производительности труда, что подтверждало сохранение за Турцией определённых конкурентных преимуществ с точки зрения стоимости рабочей силы.

Неравномерность в распределении доходов в Турции характеризуется весьма высоким значением коэффициента Джини — 42. На 10% хозяйств с наиболее низкими доходами приходится 2% совокупного располагаемого дохода хозяйств, а на 10% с максимальными доходами — 32%.

Экспорт Турции в 2002 составил 37,6 млрд долл. США, а импорт 43,9 млрд долл. США. Внешняя торговля страны является хронически дефицитной. Основные экспортные статьи: текстильные и швейные изделия, продукция чёрной металлургии и пищевкусовой промышленности, автотранспортные средства. Импортирует Турция в основном сырьё, в т. ч. топливное, инвестиционные товары и промежуточные изделия. Главные торговые партнёры Турции в 2001: по экспорту — Германия (17% ), США (10%), Италия (7,5%), Великобритания (7%), Франция (6,0%), Российская Федерация (3%); по импорту — Германия (13%), Италия (8,4%), Российская Федерация (8,3%), США (7,9%), Франция (5,5%), Великобритания (4,6%).

Наука и культура Турции

Начальное образование учащиеся турецких школ получают после первых 5 лет обучения. Среднее образование двухступенчатое. Среднее образование первой ступени получают после 3 лет обучения в средней школе. В 1997 введено обязательное бесплатное непрерывное восьмилетнее образование. Прежде при переходе из начальной школы в среднюю проводились конкурсные экзамены, однако обучение в средней школе и тогда было бесплатным. Получение второй ступени осуществляется на базе лицея, платное обучение в котором длится 3—4 года. Программы лицеев особое внимание уделяют изучению иностранных языков. Получение высшего образования обеспечивается обучением в университетах на базе 12-летнего образования. Высшее образование платное. В кон. 1990-х гг. в Турции насчитывалось 69 университетов, в т.ч. 18 частных. Выделяют университеты многопрофильные (Стамбульский, Анкарский, Эгейский), специализированные, например, технические, провинциальные (региональные и местные). Научная деятельность осуществляется на базе университетов, а также Общества по культуре, лингвистике и истории им. Ататюрка, созданного в 1983 при Совете министров.

Из направлений турецкой культуры наибольшее развитие получила литература, особенно турецкий постмодернизм, представители которого, например, Орхан Памук, широко известны в Европе.

Развитию турецкого театра способствовало массовое возникновение частных театров в 1960-е гг.

Изобразительное искусство развивается в основном в рамках концепции «Современного турецкого искусства», в основе которой лежит синтез культурных ценностей Востока и Запада, прошлого и настоящего. Наибольшего расцвета достигло абстрактное искусство современных турецких художников — таких, как Аднан Чокер, Лютфю Гюнай, Шемси Арель.