Вы здесь
Главная > Страны мира > Гвинея-Бисау > Гвинея-Бисау: география, история и экономика

Гвинея-Бисау: география, история и экономика

Republica da Guine-Bissau

Общие сведения о Гвинее-Бисау

Официальное название — Республика Гвинея-Бисау (Republica da Guine-Bissau).

Расположена на западе Африки. Площадь 6,1 тыс. км2, численность населения 1345 тыс. чел. (2002, оценка). Государственный язык — португальский. Столица — г. Бисау (280 тыс. чел., 2000). Государственный праздник — День независимости 24 сентября (с 1973). Денежная единица — франк Африканского финансового сообщества.

Член св. 40 международных организаций, в т.ч. ООН (с 1974), АС (с 2000) и др.

Достопримечательности Гвинеи-Бисау

География Гвинеи-Бисау

Расположена между 13°48 и 16°18 западной долготы, 10°48 и 13° северной широты; на севере граничит с Сенегалом, на юге и востоке с Гвинеей. На западе омывается Атлантическим океаном. Берега сильно расчленены устьями рек.
Почти вся территория — низменность, местами заболоченная, прорезанная полноводными реками, самая крупная из которых — река Жеба. Лишь на юго-востоке поднимаются отроги плато Фута-Джалон высотой до 300 м. Почвы болотные (на побережье), красные ферралитные, красно-бурые. Растительный и животный мир разнообразен. На океанском побережье и на островах преобладает мангровая растительность. Берега рек покрыты тропическими лесами, есть болотные леса. В междуречьях высокотравная саванна с островками деревьев. В глубинных районах сохранился богатый, типично африканский животный мир.

Из полезных ископаемых найдены бокситы (200 млн т), два месторождения фосфатов (200 млн т), ведутся поиски нефти. Климат субэкваториальный. Количество осадков — 1200—2500 мм. Среднегодовые температуры +24—26°С.

Население Гвинеи-Бисау

С 1980-х гг. население увеличилось на 60%. В 2002 прирост населения составил 2,23%, рождаемость 38,95%, смертность 15,05%, детская смертность 108,54 чел. на 1000 новорождённых. Средняя продолжительность жизни — 49,8 года (52,2 у женщин, 47,47 у мужчин) (2002). Половозрастная структура (2002): 0—14 лет — 41,9% (281 394 мужчины и 282 641 женщина), 15—64 года — 55,2% (соответственно 353 968), 65 лет и старше — 2,9% (17 130 и 21 591). В городах живёт 1/4 всего населения. Грамотность среди взрослых 69,8%.

Св. 99% населения составляют африканцы. Основные этнические группы: баланте ( 30%), фульбе (20%). Португальцы и метисы составляют 1% населения.

45% населения — мусульмане, 14% — христиане, главным образом католики (135 тыс.), остальные придерживаются местных верований.

История Гвинеи-Бисау

Территория сегодняшней Гвинеи-Бисау входила в состав крупных африканских государств, возникавших в 9— 15 вв.: Гана, Мали, Сонгай. В 1466 побережье Гвинеи-Бисау было открыто португальским мореплавателем Н.Триштаном, который назвал страну Гвинеей. В 17 в. португальцы создали форты на побережье, через которые шёл поток рабов, продававшихся в основном в Бразилию. В 1879 Гвинея была провозглашена отдельной колонией. В 1886 Португалия уступила значительную её часть Франции (теперешняя Гвинея). Покорение внутренних районов завершилось только в нач. 20 в.

В 1953 возникла тайная националистическая организация, на базе которой в 1956 была создана Африканская партия независимости. В 1960 она объединилась с антиколониальным движением Островов Зелёного Мыса (Кабо-Верде) в Африканскую партию независимости Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде (ПАИГК) во главе с Амилкаром Кабралом. Она организовала ряд антиколониальных демонстраций, забастовок. После расстрела властями в 1959 бастующих докеров ПАИГК перешла к вооружённой борьбе за освобождение страны. Военные действия прекратились после Апрельской революции 1974 в Португалии. 10 сентября 1974 Лиссабон предоставил Гвинее-Бисау независимость.

Первым президентом стал лидер ПАИГК Луиш Кабрал. Страна избрала путь социалистической ориентации. Была введена однопартийная система, государство национализировало землю, банки, внешнюю торговлю, ограничив деятельность иностранного капитала. Правительство установило монопольные закупочные цены на продукцию сельского хозяйства. Оно добилось успехов в сферах образования, здравоохранения, однако экономическое положение в целом ухудшилось по сравнению с периодом колониализма. Недовольством масс воспользовался генерал Ж.Б.Виейра, совершивший в 1980 государственный переворот. При нём стали проводиться экономические реформы, ослабившие госконтроль над экономикой, а в 1991 правительство согласилось на создание многопартийной системы. В 1994 прошли выборы парламента и президента. В парламенте 62 места из 100 получила ПАИГК, а Виейра победил во втором туре президентских выборов. В 1998 разразился политический кризис, вылившийся в гражданскую войну. Начальник генштаба армии А.Мане поднял мятеж против Виейры. На помощь последнему вторглись войска Сенегала и Гвинеи. При посредничестве других африканских государств несколько раз удавалось заключать перемирие между Виейрой и Мане, но оно длилось недолго. В 1999 режим Виейры был свергнут, вскрылись факты тайных казней при его правлении. В кон. 1999 — нач. 2000 под наблюдением ОАЕ состоялись президентские и парламентские выборы. В Национальном народном собрании ПАИГК получила только 25 мест из 100, а президентом стал лидер оппозиции К.Яла, получивший 72% голосов. В 2000—01 часть армии предприняла три попытки государственного переворота, чтобы привести к власти Мане, которые окончились неудачей и гибелью мятежного генерала. Эти события сопровождались «чисткой» в армии, которая переросла в «чистку» государственного аппарата. Массовое назначение президентом своих сторонников на важные должности вызвало возмущение партнёров по правительственной коалиции. Ответом стали смещение нескольких министров, аресты журналистов, закрытие газет. В нарушение Конституции Яла уволил 20 судей. В октябре 2001 парламент, в котором президентская Партия социального обновления не имеет большинства, выразил недоверие правительству. Оно не ушло в отставку, а обращение оппозиции в суд окончилось смещением трёх членов Верховного суда, которых тут же арестовали.

В апреле 2002 правительство и оппозиция подписали Пакт стабильности, но некоторые пункты соглашения, в частности освобождение политзаключённых, не были выполнены. Напротив, продолжались аресты и «чистка» кадров, в ходе которой на государственные посты назначались люди из родного для президента племени баланта. В ноябре был разогнан парламент. 14 сентября 2003 армия совершила государственный переворот. Военные передали власть гражданскому правительству. По согласованию со всеми политическими партиями были назначены президент (Э.П. Роза), премьер-министр и министры. Через полгода намечено провести парламентские выборы, а через полтора года — президентские. ООН, АС, ЕС осудили переворот, исходя из принципа недопустимости применения силы для изменения государственного строя, однако сразу установили контакты с новыми властями.

Государственное устройство и политическая система Гвинеи-Бисау

Гвинея-Бисау — парламентская республика с очень широкими полномочиями президента. Действует Конституция 1984. В административном отношении делится на 9 районов: Бафата, Биомбу, Бисау, Болама, Кашеу, Кабу, Ойу, Квинара, Томбали. Крупные города: Бисау, Боламо, Бафата.
Высший орган законодательной власти — Национальное народное собрание. Высший орган исполни­тельной власти — совет министров.

Глава государства — президент (Э.П. Роза). В настоящее время парламент распущен. Глава высшего органа исполнительной власти — президент, который назначает премьер-министра и совет министров.

Национальное собрание избирается на всеобщих выборах на 4 года и состоит из 100 депутатов. Президент избирается на всеобщих выборах сроком на 5 лет. Президентское правление ограничено двумя выборными сроками.

Выдающимся государственным деятелем был Амилкар Кабрал (1924—73), основавший ПАИГК и внёсший огромный вклад в достижение независимости Гвинеи-Бисау.

Местные административные органы — муниципалитеты, избираемые населением. В 2002 очередные местные выборы не были проведены.

Многопартийная политическая система. Зарегистрировано 10 партий. Наиболее крупные: ПАИГК и ПРС (Партия социального обновления).

Ведущая организация деловых кругов — Торговая, промышленная и сельскохозяйственная ассоциация Гвинеи-Бисау.

Общественные организации: Национальное объединение трудящихся Гвинеи-Бисау, Лига прав человека Гвинеи-Бисау.

Внутренняя политика президента Яла характеризовалась наступлением на демократические права, на политическую оппозицию и становлением режима личной диктатуры, опирающегося на армию.

Внешняя политика определяется двумя основными факторами: необходимостью получения экономической помощи и отношениями со своими более сильными и развитыми соседями — Гвинеей и Сенегалом. В 1970—80-х гг. государство рассчитывало на помощь СССР и других социалистических стран, а в 1990-х гг. переориентировалось на Запад, прежде всего на Португалию. Территориальные конфликты с Гвинеей и Сенегалом были разрешены в кон. 1990-х гг. дипломатическим путём или через Международный суд. Отношения с Сенегалом омрачаются конфликтами на границе между двумя странами, вызванными вооружённой борьбой сенегальских сепаратистов на юге Сенегала.

Численность армии Гвинеи-Бисау 9,3 тыс. чел., из них 100 чел. служили в ВВС и 350 в ВМС и 2 тыс. в жандармерии. Расходы на армию (2001) 5,6 млн долл. США (2,8% ВВП).

Гвинея-Бисау имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1970).

Экономика Гвинеи-Бисау

Гвинея-Бисау — одна из 10 беднейших стран мира. В 2001 ВВП составил 1,2 млрд долл. США, т.е. 900 долл. на душу населения. В 1998, когда вспыхнула гражданская война, ВВП упал на 27,7%. В 2000 ВВП вырос всего лишь на 8,7%, а в 2001 только на 0,2%.
Численность трудоспособного населения 480 тыс. В 2001 инфляция составила 5%. Распределение ВВП по отраслям: сельское хозяйство 56,1%, промышленность 12,7%, услуги 31,2% (2001). ВВП по занятости: сельское хозяйство 85%, промышленность и строительство 4,1%, услуги 10,9%.

Основные продовольственные культуры: рис, сорго, просо, кукуруза, арахис и различные корнеплоды. Сбор (тыс. т, 2000): зерно, включая просо — 162, орехи кешью 80, орехи кока — 46, плоды масляничной пальмы — 80, маниок и другие корнеплоды — 97. Животноводство играет в хозяйстве гвинейцев вспомогательную роль. В 2000 было 530 тыс. голов крупного рогатого скота, 610 тыс. коз и овец. Рыболовство — перспективная отрасль с возможностью вылова в экономической морской зоне 250 тыс. т продукции в год. Сейчас вылавливается 30 тыс. т, из них самими гвинейцами 7 тыс. т.

Имеются несколько небольших пищевых предприятий, пивоваренное производство, деревообрабатывающий завод, фабрика пластмассовой тары, автосборочный завод. Строятся сахарный и рыбоперерабатывающий заводы.

Производство электроэнергии 20,8 млн кВт-ч (2000).

Железных дорог нет, а автомобильные находятся в плохом состоянии. Из 4400 км дорог только 453 км имеют твёрдое покрытие. Действуют 4 морских порта, грузооборот которых не превышает 330 тыс. т. Торговый флот включает 24 судна общим водоизмещением 6,5 тыс. т (2001). Национальная авиакомпания «Гвинея-Бисау Эйр-лайнс» и португальские авиакомпании осуществляют пассажирские и грузовые перевозки на внутренних линиях и связывают столицу с соседними странами, а также с Португалией и Францией. В Бисау имеется международный аэропорт, в других городах — небольшие аэродромы или взлётно-посадочные полосы.

Телефонная связь развита слабо, число её абонентов — 12 тыс. (2001) Системы мобильных телефонов нет. Имеется 4 радиостанции, число радиоприёмников — 50 тыс., телевидения нет. Интернетом пользуются 4 тыс. чел. (2002).

После достижения независимости вся оптовая и большая часть розничной торговли были национализированы. В 1990-х гг. в процессе приватизации часть собственности была возвращена бывшим владельцам. Но государство не ушло полностью из сферы торговли. Оно участвует в смешанных предприятиях по торговле нефтепродуктами, сохраняет монополию на скупку у крестьян по фиксированным ценам сельхозпродукции и продажу им инвентаря.

Управление туризма находится в руках государства. Данные о его развитии не публикуются.

Экономическая и социальная политика правительства направлена на преодоление последствий десятилетия плановой экономики и гражданской войны 1998—99. Особое внимание уделяется решению продовольственной проблемы за счёт увеличения производства зерна и развития рыболовства. Поставлена задача довести производство риса, потребление которого на 40% обеспечивается за счёт импорта, а также арахиса до уровня 1973, когда страна экспортировала эти продукты. Однако необходимая реформа аграрного сектора проводится очень медленно.

Реформа банковской системы пока ограничилась разделением Национального банка Гвинеи-Бисау на три государственных банка: центральный, коммерческий и кредитный банки и созданием агентства по контролю над поступающей в страну помощью. Роль частного сектора в сфере финансов ограничивается конторами по обмену валюты. Со вступлением в Африканское финансовое сообщество Центральный банк Гвинеи-Бисау перестал быть эмиссионным банком.

Бюджет сводится с постоянным дефицитом. В 2001 доходы составили 28,5 млрд фр. АФС, а расходы (включая бюджет капиталовложений — 21,6 млрд) — 63,2 млрд. Налоги обеспечивают 75% бюджетных поступлений. Значительная часть бюджетного дефицита покрывается за счёт иностранной помощи. Резервы иностранной валюты 69,47 млн долл. (2001). Внешний долг 986,4 млн долл. (2001).

Уровень жизни городского населения в результате резкого падения ВВП в 1998, вероятно, снизился, но насколько — определить невозможно из-за отсутствия данных. В 1999—2001 дальнейшего ухудшения не было, или оно было незначительным: индекс стоимости жизни за 2 года вырос на 12% (почти как и инфляция), а банковские депозиты — на 16%.

Торговый баланс хронически пассивный, в 2001 (млн долл.) экспорт — 47,2, импорт — 96,7. Последние три года стоимость экспорта снижалась. Основная статья экспорта — орехи кешью (95,6% экспорта). Основные статьи импорта — продовольствие, транспортные средства. Основной партнёр по экспорту — Индия (85,6%), основные партнёры по импорту — Португалия (30%), Сенегал (27%).

Наука и культура Гвинеи-Бисау

В последние годы расходы на образование составляли 3% бюджета. Начальную школу посещали 64% детей, а среднюю школу — менее 10%. Неграмотность среди взрослых — 45%. Высших учебных заведений нет. Национальный совет культуры проводит работу по сохранению и развитию традиционных ремёсел и музыкально-поэтического фольклора.