Вы здесь
Главная > Страны мира > Канада > Канада: население, история, география и экономика

Канада: население, история, география и экономика

Ниагарский водопад , Канада

Общие сведения о Канаде

Официальное название — Канада. Расположена в северной части Северной Америки (с прилегающими островами, в т. ч. Канадским Арктическим архипелагом). Площадь 9 976 140 км2. По размеру территории — 2-е место в мире после РФ. Численность населения 32 млн чел. (2003). Понятие «государственный язык» в Канаде не принято. По Конституции «официальными» языками страны являются равноценные в употреблении федеральными государственными службами Канады английский и французский языки. Столица — г. Оттава (1,1 млн чел.). Государственный праздник — День Канады 1 июля. Денежная единица — канадский доллар.

Член ООН (с 1945) и её специализированных организаций, НАТО (с 1949), ОЭСР (с 1961), ОБСЕ (с 1975), «большой семёрки», ОАГ (с 1990), Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФ-ТА, с 1994), Содружества, «Франкофонии», ВТО, МБРР, МВФ и др.

Достопримечательности Канады

География Канады

Расположена между 52°37′и 141°00′западной долготы и 41°41′и 83°06′северной широты. Протяжённость с востока на запад — 5514 км; с юга на север — 4634 км. Омывается на востоке Атлантическим, на севере — Северным Ледовитым и на западе — Тихим океанами. Общая протяжённость сильно изрезанной береговой линии (включая побережья островов) — 243 791 км (самая большая в мире). Граница территориальных вод — 3 морские мили (5,5 км). Граница морской экономической (рыболовной) зоны — 200 морских миль (371 км).

Граничит с США на юге, а также на северо-западе (со штатом Аляска). Протяжённость сухопутных границ — 8893 км.

Канада делится на 7 физико-географических районов. 1. Арктические горы. Большую часть острова Элсмир и северо-восточного побережья острова Баффинова Земля занимает череда высоких гор: арктическая пустыня. 2. Лаврентийский (Канадский) щит. Территория этого равнинного района, занимающего 1/2 площади страны, сложена древними кристаллическими породами. Формы рельефа — наследие ледникового периода. Район чрезвычайно богат минеральными ресурсами (руды чёрных, цветных, благородных, радиоактивных и редкоземельных металлов, а также открытые в кон. 20 в. месторождения алмазов, разведка которых продолжается). Тундра, лесотундра, на юге хвойные леса. 3. Аппалачские горы. Приатлантические провинции и остров Ньюфаундленд представляют самый северный край Аппалачской горной системы. Высочайшая гора — Д’Ибервиль (1622 м) в провинции Квебек. Лесотундра, на юге хвойные и смешанные леса. 4. Внутренние равнины. Этот граничащий с Канадским щитом район продолжается из США через лесостепи и степи южной части Степных провинций (ныне почти полностью распаханные) и распространяется на северо-запад до тундр арктического побережья. Здесь и на северном морском шельфе найдены крупные месторождения нефти и природного газа. 5. Скалистые горы резко поднимаются вдоль западного края Внутренних равнин. Их вершины часто превышают 3 тыс. м (высочайшая — гора Колумбия, 3747 м). 6. Межгорные районы Запада. Этот район, исключительно сложный в геологическом отношении, представляет собой череду плато, невысоких хребтов и долин к западу от Скалистых гор; отделяет их от горных хребтов, которые протягиваются вдоль Тихоокеанского побережья. 7. Тихоокеанская горная система. Западный край континента представляет собой горную страну, простирающуюся от Аляски через территорию Юкон и Британскую Колумбию до Калифорнии. Здесь высочайшая точка Канады — гора Логан (6050 м) в горах Святого Ильи близ границы с Аляской. Ресурсы Тихоокеанского, как и Атлантического, района — руды металлов, рыба и древесина ценнейших пород, в т. ч. канадский «кедр» — гигантская туя. (Знаменитый канадский «сахарный» клён со сладким соком, лист которого стал национальной эмблемой страны, растёт только на юго-востоке Канады).

На климат центральной части страны оказывает охлаждающее воздействие глубоко врезающийся в сушу Гудзонов залив Северного Ледовитого океана, а восточной части — холодное Лабрадорское течение. Поэтому в Канаде холоднее, чем на тех же широтах в Европе. Как и в РФ, примерно 70% территории страны принято относить к районам Севера. Самые северные 40% площади Канады, которые расположены к северу от 60° северной широты и не входят в состав её 10 провинций (а выделены в 3 отдельные «территории» федерального подчинения), принято называть «Дальним Севером».

На Канаду приходится 8% мирового речного стока. Крупнейшие реки (км): бассейн Северного Ледовитого океана (75% территории страны) — Маккензи (4241) с её притоками Пис-Ривер (1923), Атабаска (1231), Лиард (1115); Нельсон (2575), Саскачеван (1939), Чёрчилл (1609); бассейн Атлантического океана (15% территории) — Св. Лаврентия (3058) и её приток Оттава (1271); бассейн Тихого океана (10% территории) — текущая на Аляску река Юкон (3185, в т. ч. канадская часть — 1149), Фрейзер (1370) и Колумбия (2000, в т.ч. канадская часть — 801). Озёрами (по разным данным, в Канаде 2—4 млн озёр) покрыто ок. 8% территории страны (это 14% всей водной площади озёр мира). Канада делит с США систему Великих озёр (за исключением озера Мичиган): граница проходит по озёрам Верхнее (его канадская часть составляет 29 888 км2 из общей площади 84 243 км2), Гурон (39 473 из 63 096 км2), Эри (12 880 из 25 812 км2) и Онтарио (10 388 из 19 001 км2). Другие крупнейшие озёра (км2): Б. Медвежье (31 328), Б. Невольничье (28 568), Виннипег (24 387), Атабаска (7935).

Население Канады

Население отдельных провинций и территорий (2003, тыс. чел.): Центральный район — Онтарио (12 240), Квебек (7490); Атлантический район — Ньюфаундленд и Лабрадор (520), Новая Шотландия (940), Нью-Брансуик (750), Остров Принца Эдуарда (140); Степной район («Прерии») — Манитоба (1160), Саскачеван (990), Альберта (3150); Тихоокеанский район — Британская Колумбия (4150); Дальний Север — Юкон (31), Северо-западные территории (42), Нунавут (27).

Наиболее крупные города (2002, тыс. чел., население в границах «переписных метрополитенских ареалов»): Торонто (5030), Монреаль (3550), Ванкувер (2120), Оттава (1130), Калгари (990), Эдмонтон (970), Квебек (700), Виннипег (690), Гамильтон (690), Китченер (440), Лондон (430), Сент-Катаринс — Ниагара (390), Галифакс (360), Виктория (320), Уинсор (320), Ошава (310), Саскатун (230), Реджайна (200), Сент-Джонс (180), Сагеней (160, до 2002 — Шикутими).

Формально Канаду можно рассматривать как малонаселённую страну (средняя плотность 3 чел. на 1 км2). Тем не менее юго-восточная часть страны (5% территории, где проживает 2/3 всех канадцев) заселена плотно (100 чел. на 1 км2). Более 3/4 населения страны живёт не далее 200 км от границы с США: реально заселённая часть («ойкумена») Канады. представляет собой «ленту», длина которой (с востока на запад) в 40 раз превосходит её ширину. В этом же поясе сосредоточены и практически все сельскохозяйственные площади страны. В очень богатых природными ресурсами (лес, гидроэнергия, нефть, газ, уголь, руды практически всех видов металлов) северных районах, занимающих 70% территории страны, проживает всего 1,5% её населения. В основном это аборигенные народы — индейцы и эскимосы (инуиты), а также приезжие жители посёлков при рудниках.

Городское население — 78%, фермерское — менее 3%; остальное — «сельское нефермерское» (занятое в несельскохозяйственных отраслях).

Рождаемость в 1998—2003 сократилась с 11,2 до 10,5%, смертность сохранялась на уровне 7,2%. Средняя продолжительность жизни мужчин 75 лет, женщин 81 год. Лица в возрасте до 5 лет — 6,3% всего населения, 5—19 лет — 20,1%, 20—44 года — 39,5%, 45—64 года — 21,7%, 65 лет и старше — 12,3% (1997).

В 1990-е гг. в Канаде ежегодно прибывало 200—250 тыс. чел. (при эмиграции 50 тыс. чел. в год — за счёт иммиграции обеспечивалось 2/3 прироста населения). В 2000 прибыло 227 тыс. чел., в т.ч. 53% — из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (из них 16% — из КНР, 18% — из Индии и Пакистана), 19% — из стран Европы, 18% — из Африки и Ближнего Востока, 7,5% — из Центральной и Южной Америки, 2,5% — из США. Каждый 6-й житель Канады родился за пределами страны.

В Канаде проживает не менее 100 различных этнических групп. Более 96% канадцев — потомки иммигрантов из разных стран, прибывших сюда за последние 4 века.

Два крупнейших народа — англоканадцев и франкоканадцев — принято называть «народами-основателями» Канады. Согласно «политике двуязычия», введённой федеральным «Актом об официальных языках» 1969 и закреплённой в конституционной «Хартии прав и свобод» 1982, все парламентские дебаты, государственные документы обязательно публикуются на английском и французском языках и лишь после этого вступают в силу.

Исторически первые народы, заселившие Канаду, — это индейские народы, которые официально называются «первыми нациями Канады». Ныне они живут по всей стране и говорят на 58 языках. Численность индейцев и их потомков (в т.ч. метисов) в 2001 составила 1,3 млн чел. Часть из них (350 тыс. в составе 608 зарегистрированных общин) проживает на территории 2,5 тыс. резерваций (30 тыс. км2), в рамках которых существуют племенное самоуправление и коллективные права на земли. Канадскую Арктику населяют эскимосы (50 тыс.), которых принято называть инуитами, что на их языке значит просто «люди». В 1999 была создана отдельная федеральная Территория Нунавут, где эскимосы составили 85% всего населения. Она заняла 1/5 площади всей Канады (при населении менее 30 тыс. чел.).

По отношению ко всем другим этническим группам Канады термины «нация» или «народ» не применяются. Их принято называть по схеме «этническое определение плюс канадцы» («украинские канадцы», «китайские канадцы» и т.д.). В политической культуре Канады с 1971 принята концепция многокультурности, или «единства через многообразие» («одна нация — канадцы, два официальных языка, много этнических культур»); закреплена «Канадским Актом о многокультурности» (1988).

Переписи населения разной степени охвата проводятся каждые 10 лет (основные) и 5 лет (промежуточные), но ввиду различия в применявшихся критериях этнической принадлежности соответствующие данные переписей 1971—2001 трудно сопоставимы. Так, в ходе общеканадской переписи населения 1996 в текст вопросника относительно этнического происхождения респондента были включены «подсказки» 24 вариантов ответов: «английское», «французское», «украинское», и т.п. (оставлены также свободные места для других вариантов; указывалось также «чистое» либо «смешанное» происхождение), и среди них, впервые в истории переписей, был вариант: «канадское». Подобная же «подсказка» повторилась и в 2001. В 1991 без такой «подсказки» идентифицировали себя как просто «канадцы» лишь 2,8% населения страны . А в 1996 своё этническое происхождение как «чисто-канадское» определили уже 18,7% населения, в 2001 — даже 22,8%. «Чисто-британское» этническое происхождение (английское, шотландское, ирландское или валлийское) назвали в 1991 29,4% канадцев, в 1996 — только 17,1%, а в 2001 — всего 8,8%. «Чисто-французское» происхождение назвали в 1991 23,5%, в 1996 — 9,5%, а в 2001 — 3,6%. Остальные отнесли себя к группам либо «прочего», либо «смешанного» происхождения. Учитывая такие различия в самоидентификации и неодинаковые темпы ассимиляции «смешанных» групп, долю англоканадцев на кон. 20 в. можно оценить в 40% всего населения, а франкоканадцев — в 27%. Остальные — лица смешанного происхождения, а также германского (в 2001 — 710 тыс. «чистого» и еще 2 млн «смешанного»), итальянского (соответственно 730 тыс. и 540 тыс.), украинского (330 тыс. и 750 тыс.), китайского (940 тыс. и 160 тыс.), голландского (320 тыс. и 610 тыс.), польского (260 тыс. и 560 тыс.) и другого происхождения.

Родным языком в 2001 58,5% канадцев назвали английский (в 1971 — 60,2%), 22,6% — французский (26,9%), 2,9% — китайский (0,4%), 1,6% — итальянский (2,5%), 1,5% — немецкий (2,6%), 0,8% — испанский (0,1%), 0,7% — польский (0,6%), 0,7% — португальский (0,4%), 0,5% — украинский (1,4%), 0,2% — русский (0,1%).

Единственным официальным языком провинции Квебек (где проживает 80% всех франкоканадцев) местными законами (№ 22 с 1974 и № 101 с 1977, конституционность которых оспаривается федеральными властями) провозглашён только французский. Официальными языками провинции Нью-Брансуик признаны одновременно английский и французский; других провинций и территории Юкон — только английский. Официальными языками Северо-Западных территорий (из которых в 1999 выделилась Территория Нунавут) в 1990 были провозглашены 8 языков: английский, французский, эскимосский (инуктитут) и индейские языки — догриб, чипевайан, гуичин, слейви и кри.

Крупнейшая церковь — католическая. К ней относят себя 45,2% всех канадцев (преимущественно французского, итальянского, ирландского, польского и иберийско-латиноамериканского происхождения). Существует отдельная украино-католическая церковь (униаты) — 0,5%. Англоканадцы — в большинстве прихожане протестантской Объединённой церкви Канады, созданной в 1925 в результате объединения части пресвитерианских, баптистских, конгрегационистских и евангелистских общин (11,5% всех жителей страны), англиканской (8,1%) и ряда других протестантских церквей. Более 10% жителей Канады — прихожане менее крупных протестантских церквей и сект. В их числе лютеране — 2,4% (часть канадцев немецкого и скандинавского происхождения), кальвинисты-пресвитериане — 2,4% (часть шотландцев), баптисты — 2,5%, пятидесятники — 1,6%, меннониты и гуттериты (немцы, иммигрировавшие более века назад из России) — 0,8%, русские духоборы — 0,1% и многие другие. Православных (греки, часть русских и украинцев) — ок. 1%. Из нехристианских религий в Канаде представлены иудаизм — 1,2% всех канадцев, ислам — 0,9%, буддизм — 0,6%, индуизм — 0,6% и сикхизм — 0,5%. Неверующие составляют 12,5% жителей страны.

История Канады

На протяжении длительного периода истории Канада не была самостоятельным государством. С нач. 17 в. она была владением Франции. С 1763 в результате Семилетней войны стала владением Великобритании. С 1 июля 1867 первой из британских колоний Канада получила статус самоуправляемого британского доминиона.

Ок. 25 тыс. лет назад территория Канады была заселена предками индейцев, перебравшимися из Азии через существовавший тогда на месте Берингова пролива сухопутный перешеек. Значительно позже — 6 тыс. лет назад — в её арктическую часть тем же путём пришли эскимосы. Первые европейцы появились в Канаде ещё в 1000 н.э., когда возникло норманнское поселение на острове Ньюфаундленд, просуществовавшее немногим более года. В 1497 итальянец на английской службе Джон Кабот достиг Ньюфаундленда. Французский моряк Жак Картье в 1534 исследовал и нанёс на карты залив Св. Лаврентия, а в 1535 поднялся вверх по реке Св. Лаврентия до индейского селения Стадакона (места, где теперь стоит Квебек). Он вступил в контакт с местными индейцами-ирокезами и объявил окрестные земли владением французского короля, дав им название «Канада» (на языке ирокезов это означало просто «деревня»). Старейший город Канада Квебек основал в 1608 Самюэль де Шамплен (1567—1635) — французский путешественник и государственный деятель, получивший в 1601 титул «королевского географа». Он первый из европейцев прошёл вверх по реке Св. Лаврентия в Великие озёра (до озера Гурон в 1615—16), исследовал их берега и заключил союз с индейским племенем гуронов. С 1633 Шамплен — генерал-губернатор «Новой Франции» (будущей Канады). Торговля пушниной с индейцами стимулировала французскую колонизацию, которая стала особенно активно распространяться со 2-й пол. 17 в.

Одновременно с французской развивалась и английская колонизация. Британская мехоторговая Компания Гудзонова залива завладела большой территорией на севере страны. На юге же расширение английских колоний (на территории будущих США) приводило к постоянным англо-французским конфликтам, в которые втягивались и индейские племена. После Семилетней войны между Англией и Францией, по Парижскому договору 1763 Канада стала владением Великобритании. Французы, поселившиеся в долине реки Св. Лаврентия и сохранившие феодальные порядки старой метрополии, составили основу населения провинции Квебек. Английские иммигранты заселяли Атлантическое побережье и берега Великих озёр. После окончания войны за независимость США 1775—83 в Канаду бежало не менее 40 тыс. сторонников британской короны — «лоялистов»; они и составили ядро англоканадского народа. В 1867 согласно принятому британским парламентом «Акту о Британской Северной Америке» был создан британский доминион Канады, имеющий государственный статус самоуправляемого государства, но с британским монархом в качестве его главы. Первоначально он состоял из 4 провинций: Онтарио, Квебека, Нью-Брансуика и Новой Шотландии, составивших конфедерацию, к которой позже присоединились ещё 5 провинций. Территория Канады приобрела современные очертания к 1949, когда в её состав вошёл бывший отдельный британский доминион Ньюфаундленд в качестве 10-й провинции.

В 20 в. усилилась ориентация Канады на проведение независимой от Великобритании политики. Этому содействовало и растущее влияние США на экономику страны. Вехами утверждения суверенитета Канады были принятие Вестминстерского Статута 1931, признавшего полную самостоятельность британских доминионов во внутренней и внешней политике, Акта о канадском гражданстве 1947 и Конституционного акта 1982. Принятие последнего канадским парламентом получило в стране название «патриации Конституции». В 1982 в соответствии с Актом о Канаде страна получила право на любые изменения своей Конституции, т.е. полную независимость.

Государственное устройство и политическая система Канады

Формально Канада — конституционная монархия, фактически — федеративное демократическое государство с парламентской формой правления. Образовано в 1867 принятым британским парламентом Актом о Британской Северной Америке. Он являлся Основным законом страны вплоть до 1982, когда канадский парламент принял новый Конституционный акт. Последний консолидировал Акт 1867 и все дополнения к нему, добавил формулу изменения Конституции, а также Хартию прав и свобод. Составной частью Конституции являются, кроме того, некоторые неписаные обычаи, регулирующие, например, формирование правительства страны.

Административное деление — 10 провинций и 3 территории федерального подчинения.

Реальная власть принадлежит парламенту, который выполняет законодательные и исполнительные функции и состоит из монарха (с 1953 — английская королева Елизавета II), сената и палаты общин. Монарха в стране на постоянной основе представляет генерал-губернатор, назначаемый (с 1952 — из канадских граждан) по рекомендации премьер-министра Канады и обладающий лишь символическими, главным образом церемониальными, полномочиями. В 1993—2003 пост премьер-министра занимал Жан Кретьен; в декабре 2003 его сменил на посту лидера правящей (Либеральной) партии и премьер-министра страны Поль Мартин. Генерал-губернатор (с 1999) — г-жа Адриенн Кларксон.

В парламенте ведущая роль принадлежит палате общин, 301 член которой избирается всеобщим, прямым, тайным голосованием в одномандатных округах, по мажоритарной системе, сроком на 5 лет (фактически выборы проводятся чаще — по назначению стоящего у власти правительства). Лидер партии, получившей на выборах наибольшее число мест в палате, становится премьер-министром и формирует правительство страны. Партия, ставшая 2-й по числу мест, традиционно носит название «официальной оппозиции». Палата общин принимает решения по всем вопросам, выносимым на её рассмотрение правительством.

Сенат (104 места) рассматривает и, как правило, утверждает законопроекты, принятые палатой общин. Однако он не имеет права законодательной инициативы по финансовым вопросам, контроля над исполнительной властью, вотума недоверия правительству. В целом канадский сенат гораздо менее влиятелен, чем, например, сенат США. Сенаторы назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра по определённой норме представительства от субъектов федерации и уходят в отставку по достижении 70 лет.

По форме государственного устройства Канада — федерация, состоящая из 10 провинций и 3 территорий. По Конституции регулирование большинства важнейших вопросов жизнедеятельности страны (прямое налогообложение, торговля, денежное обращение, банковская деятельность, транспорт и связь, гражданство, внешняя политика и оборона) входит в компетенцию федерации. Провинции ведают вопросами имущественных и гражданских прав, косвенного налогообложения, использования природных ресурсов (что является одним из основных источников доходов провинциальных бюджетов в виде сбора за право разработки недр — роялти), трудовых отношений, образования, здравоохранения, местного законодательства и самоуправления. В сферу совместной компетенции входят иммиграция, развитие сельского хозяйства.

Глава государства представлен в провинции лейтенант-губернатором, назначаемым генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра страны (и тоже осуществляющим преимущественно лишь церемониальные функции). Законодательная и исполнительная власть принадлежат однопалатным Законодательным собраниям (в Квебеке — Национальной ассамблее). Принцип формирования провинциальных правительств — тот же, что и федерального.

Судебная система Канады имеет три уровня — федеральный, провинциальный и территориальный. Высшим судебным органом страны является Верховный суд. По Конституционному акту 1982 Верховный суд помимо прежних полномочий последней инстанции по уголовным и гражданским делам получил полномочия Конституционного суда. 9 судей Верховного суда назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра и уходят со своего поста по достижении 70 лет. Федеральный суд рассматривает дела по вопросам морского права, подоходного налогообложения, патентов, таможни.

В Канаде на федеральном уровне у власти с 1867 находились только две партии — Прогрессивно-консервативная (возникла в 1854) и Либеральная (основана в 1873), которые формировались и функционировали по образцу аналогичных партий Великобритании. После 1-й мировой войны наряду с консерваторами и либералами в федеральном парламенте были в разное время представлены 1—3 малые партии, иногда существенно влиявшие на политику правительства. В провинциях у власти находятся партии, носящие, как правило, те же названия, однако большинство их не имеет организационных связей со своими федеральными аналогами и не подчиняется их решениям.

Либеральная партия в 20 в. доминировала на федеральной арене, выиграв 18 всеобщих выборов из 28, при этом после 2-й мировой войны — 12 из 18. Её деятели проявили себя более гибкими политиками и умелыми правителями, чем их основные соперники — консерваторы. Успешно удерживает позицию в центре политического спектра Канады. В основе политической программы партии — приверженность принципу свободного предпринимательства при активной регулирующей роли государства, стремление укрепить федеральную власть, сохранить ведущие отрасли экономики страны под национальным контролем, диверсифицировать её внешнеэкономические и политические связи, отстаивать самобытность культуры и самостоятельность внешней политики Канады. В 1982 либералы во главе с тогдашним премьер-министром Пьером Трюдо (находился у власти в 1968—79 и 1980—84) осуществили «патриацию» канадской Конституции, ликвидировав формальные остатки былой зависимости Канады от Великобритании. На выборах 1997 либералы получили 155 мест, в 2000 — 172 места.

Прогрессивно-консервативная партия с 1900 добивалась власти 10 раз, из них 6 — после 1945. Её поддерживают большая часть англоязычных жителей мелких городов и сельской местности, особенно в западной части страны, состоятельные фермеры и предприниматели, протестанты. Партия выступает за ограничение вмешательства государства в экономику, сокращение государственных расходов, была инициатором ослабления контроля над иностранным капиталом, Соглашения о свободной торговле с США в 1988. Попытки правительства Б. Малруни (премьер-министр в 1984—93) укрепить единство Канады путём конституционных уступок Квебеку и заодно всем другим провинциям провалились.

На выборах 1993 консерваторы потерпели беспрецедентное в своей истории поражение: имея до этого 167 депутатов в палате общин, они смогли получить в ней всего 2 места, что поставило старейшую партию Канады под угрозу исчезновения. На выборах 1997 консерваторы получили 12 мест, в 2000 — 20 мест.

Новая демократическая партия (НДП) образована в 1961 путём слияния Федерации кооперативного содружества, созданной в 1932, с руководством Канадского рабочего конгресса — крупнейшего профсоюзного центра страны. Единственная социал-демократическая партия Северной Америки. Входит в Социалистический интернационал. Отстаивает государственное регулирование экономики, эффективную систему социального обеспечения, признание «особого статуса» Квебека в децентрализованной федерации. Выступает против господства иностранного капитала в ключевых отраслях. НДП неоднократно находилась у власти в различных провинциях. Пик влияния НДП пришёлся на 1970—80-е, когда число её депутатов в федеральном парламенте доходило до 43. Однако на выборах 1993 новые демократы получили всего 9 мандатов. На выборах 1997 НДП получила 21 место, в 2000 — 13 мест.

Квебекский блок был создан в 1990 суверенистами провинции Квебек (сторонниками «суверенитет-ассоциации» — политического суверенитета этой франкоязычной провинции, при сохранении её экономической ассоциации с «остальной Канадой»), чтобы отстаивать свои интересы на федеральной арене. До этого момента они ограничивались политической деятельностью в самой провинции, объединившись в Квебекскую партию. На всеобщих выборах 1993, получив поддержку определённых средних слоёв, интеллигенции, молодёжи Квебека, провёл в палату общин 54 депутата и занял место официальной оппозиции. На всеобщих выборах 1997 КБ получил 44 места, а в 2000 — 38 мест.

Канадский консервативный альянс реформ возник (первоначально под названием «Партия реформ») в 1989 в провинции Альберта как выразитель недовольства местного мелкого и среднего бизнеса политикой федеральных властей, традиционно отражающей интересы крупного капитала Центральной Канады. Выступил за децентрализацию федерации, за усиление роли провинций в формировании сената и Верховного суда страны, в контроле над её природными ресурсами, за отмену закона о двуязычии, против каких-либо уступок Квебеку. Получил поддержку большинства фермерства, жителей мелких и средних городов во всех провинциях Запада, где к тому же весьма сильны настроения англосаксонского шовинизма. На выборах 1993 провёл в палату общин 52 депутата и стал оспаривать место «официальной оппозиции» у Квебекского блока. Это удалось сделать в результате выборов 1997, когда реформисты выиграли 60 мандатов, а в 2000 — уже 66 мандатов.

В кон. 2003 Канадский консервативный альянс реформ и Прогрессивно-консервативная партия объявили о намерении создать объединённую консервативную партию.

Из партий, действующих только на провинциальной арене, представляет особый интерес Квебекская партия в провинции Квебек. Возникла в 1967 и уже на провинциальных выборах 1976 пришла к власти под лозунгом «суверенитет-ассоциация». В 1980 провела провинциальный референдум по вопросу о суверенитете и потерпела поражение, получив только 40% голосов. На выборах 1985 уступила власть провинциальным либералам. В 1994 снова пришла к власти и в 1995 провела 2-й референдум по тому же вопросу. На этот раз её призыв поддержали 49,4% голосовавших. Платформа партии носит во многом социал-демократический характер: призыв к диалогу с профсоюзами, социальной обеспеченности населения, солидарной ответственности всех квебекцев. Но главное — КП проповедует и реализует политику всемерного укрепления и поощрения французского языка и культуры в провинции. На провинциальных выборах 2003 КП не смогла добиться большинства в законодательном собрании (Национальной ассамблее) Квебека и лиши­лась власти в провинции (которая перешла к правительству, сформированному Либеральной партией Квебека).

Общественные организации. Канадский рабочий конгресс — крупнейший общенациональный профцентр, более 2,3 млн членов. Создан в 1956 путём слияния Профессионального и рабочего конгресса Канады (цеховые профсоюзы, состоявшие в Американской федерации труда) и Канадского конгресса труда (профсоюзы, состоявшие в Конгрессе производственных профсоюзов США, а также канадские национальные профсоюзы).

Конфедерация национальных профсоюзов, 2-й по значению профцентр страны. Возникла в 1921 как Канадская католическая конфедерация труда, состоявшая только из национальных профсоюзов Квебека, которые находились под сильным влиянием католической церкви. В 1960 изъяла из программы ссылки на социальную доктрину церкви и приняла современное название.

Национальный союз фермеров — крупнейшая фермерская организация страны, созданная в 1969.

Деловой совет по национальным вопросам — самая влиятельная организация крупного канадского бизнеса. Создан в 1977, объединяет высших руководителей 140 крупнейших корпораций Канады. К 2004 сменил своё название на Канадский совет главных управляющих.

Канадская торговая палата — объединение предпринимателей и представителей корпораций, созданное в 1929. Насчитывает ок. 200 тыс. индивидуальных и коллективных членов.

Союз промышленников и экспортёров Канады. Создан в 1996 в результате объединения старейшей предпринимательской организации страны — Канадской ассоциации промышленников (основана в 1871) и Канадской ассоциации экспортёров (основана в 1943). Насчитывает 50 тыс. членов.

Братство инуитов Канады (БИК; Инуит Тапирисат). Основано в 1971 активистами движения канадских инуитов (эскимосов) в защиту их экономических интересов и культуры в процессе освоения Севера Канады канадскими и иностранными корпорациями. Целями БИК являются сохранение языка и развитие культуры инуитов, оказание содействия в выявлении их нужд и чаяний, в установлении и укреплении связей между всеми поселениями инуитов, формулирование и защита их требований на переговорах с властями всех уровней, чтобы добиться полного участия инуитов в жизни канадского общества. Совет директоров БИК состоит из президентов 6 региональных ассоциаций и 4 членов, избираемых на двухлетний срок на ежегодных собраниях представителей местных общин. Входит в международную организацию «Инуитская приполярная конференция», в которой также состоят аналогичные по структуре объединения эскимосов Аляски и Гренландии.

Ассамблея Первых Наций — общеканадская политическая организация, представляющая интересы статусных индейцев (признаваемых таковыми федеральным Законом об индейцах 1951). Создана в 1980 на встрече вождей большинства индейских племён страны. Возглавляется главным вождём, избираемым на 3 года общим собранием вождей, и 6 вице-вождями, избираемыми региональными объединениями. Содействует своим членам консультациями и разработкой требований к властям по вопросам социального обеспечения и экономического развития, образования, медицинского обслуживания, выступает в защиту интересов индейцев по этим вопросам перед федеральным правительством, добивается законодательного закрепления земельных и иных прав индейцев, предусмотренных в договорах с британскими властями колониального периода и в судебных решениях последующих лет.

Совет коренных народов Канады (СКНК). Возник в 1968 как политическая организация метисов и нестатусных индейцев (не подпадающих под действие федерального Закона об индейцах). Состоит из провинциальных и территориальных организаций, президенты которых образуют совет директоров СКНК. Деятельность СКНК финансируется федеральным правительством. СКНК добивается признания «исторической и культурной неповторимости» метисов и нестатусных индейцев и предоставления им прав, признаваемых за другими аборигенными народами страны. В 1983 от СКНК откололись провинциальные ассоциации 3 Степных провинций; они образовали Национальный совет метисов.

Акт о Британской Северной Америке 1867 предоставил федеральному центру чрезвычайно широкие полномочия, которые использовались им, как правило, в интересах торговой и финансовой элиты экономического центра Канады — провинции Онтарио. Но в 20 в. в стране образовались мощные региональные экономические и политические группировки, которые стали добиваться расширения полномочий провинций для более эффективного отражения своих интересов в политике федерального правительства. Под их непрерывным нажимом центр неоднократно уступал провинциям часть своих полномочий. В итоге Канада стала одной из самых децентрализованных федераций в мире, и процесс этот продолжается, ослабляя целостность страны. Главным политическим механизмом урегулирования разногласий и противоречий между центром и субъектами федерации стали федерально-провинциальные конференции, вначале специальные, редкие, а затем регулярные, на уровне глав федерального и провинциальных правительств, а также министров, руководящих аналогичными ведомствами (например, финансов, просвещения и т.п.). Наиболее мощным экономическим рычагом противодействия ослаблению федерации являются т. н. «уравнивающие платежи», которые выделяются центральным правительством из федерального бюджета более бедным провинциям для поддержания в них среднего по стране уровня социального обслуживания и налогообложения. Однако после 1993 меры по сокращению дефицита федерального бюджета заметно уменьшили размеры таких платежей, что вело к новому обострению федерально-провинциальных отношений. Федеральное правительство стремится также укрепить экономическое единство федерации, выступая за устранение многочисленных ограничений торговли, которые с давних пор существуют между провинциями. В 1994 Оттава добилась согласия провинций на ликвидацию подобных препятствий для взаимной торговли, однако его реализация идёт с трудом, особенно в Квебеке, требующем для себя особых прав на введение мер по защите своей уникальной культуры, прежде всего французского языка. Остальные — англоязычные провинции, прежде всего Британская Колумбия и Альберта, выступают против предоставления Квебеку каких-либо исключительных полномочий и, в свою очередь, требуют распространения на них любых уступок, которые федеральное правительство сделает Квебеку.

Главными задачами внешней политики Канады после 2-й мировой войны долгие годы являлось обеспечение национальной (и международной) безопасности и экономического процветания страны. В условиях «холодной войны» это означало прежде всего предотвращение войны между СССР и США. После окончания «холодной войны» эти приоритеты поменялись местами, а в 1995 правительством либеральной партии к ним была добавлена задача продвижения за рубежом «канадских ценностей» и достижений культуры.

Объективная заинтересованность Канады в многосторонних усилиях по обеспечению мира и её двуязычие привели к тому, что она стала основателем многих и членом практически всех основных международных организаций. Канада — единственная страна в мире, которая является членом одновременно и Содружества наций, и Международной ассоциации стран французского языка («Франкофонии»).

После начала «холодной войны» Канада выступила одним из инициаторов создания НАТО в 1949, поддерживала все основные действия этой организации.

Вместе с тем выступала за решение спорных вопросов со странами Варшавского Договора, с СССР, а затем с РФ путём переговоров, компромиссов, не допуская опасности возникновения вооружённого конфликта.

Канада активно выступает против нарушений прав человека, за принятие мировым сообществом самых строгих мер против государств, нарушающих международные законы в этой области. В немалой степени это объясняется многонациональным составом канадского населения, особенно послевоенной иммиграции, представители которой ревностно следят за тем, что происходит на их бывшей родине.

В годы «холодной войны» Канада заслужила репутацию посредника в урегулировании споров и конфликтов между государствами. Особую известность Канада приобрела в качестве миротворца — вплоть до 1994 она принимала участие во всех операциях по поддержанию мира под эгидой ООН и почти во всех операциях такого типа вне её рамок. Инициатива организации подобных операций принадлежала в 1957 министру иностранных дел Канады тех лет Л. Пирсону, который был удостоен за неё Нобелевской премии мира.

В первые послевоенные годы Канада приобрела также репутацию выразителя и защитника интересов молодых независимых государств — бывших колоний. В дальнейшем к ней прибавилась известность крупного донора, осуществляющего многочисленные программы помощи экономическому развитию таких стран (главным образом через правительственное Канадское агентство международного развития).

Канада неоднократно выступала с инициативами в области контроля над вооружениями и разоружения. Так, в 1996 она решительно возглавила кампанию за запрещение противопехотных мин, которая привела в декабре 1997 к подписанию соответствующего международного соглашения представителями более чем 100 стран на созванной по приглашению Канады конференции в Оттаве.

Главным направлением канадской внешней политики являются её отношения с США. Соглашения о свободной торговле, заключённые между ними в 1988 и 1993 (с участием Мексики), служат эффективным ускорителем процесса североамериканской экономической интеграции. Вместе с тем между Канадой и США существуют иногда весьма острые расхождения по ряду проблем как двусторонних (особенно экономических), так и международных отношений. В первую очередь это касается американских ограничений ввоза различных канадских товаров, режима эксплуатации биологических и минеральных ресурсов морских приграничных районов, канадских мер по защите национальной культуры от экспансии американской массовой культуры и т. д.

В 1970 Канада признала КНР и установила с ней дипломатические отношения вопреки отрицательной реакции США. Канада осудила намерение американского сената в 1995 отменить в одностороннем порядке введённое ООН эмбарго на поставки оружия в бывшую Югославию. В 1996 вместе со странами ЕС и РФ выступила против попыток США навязать им свои меры, направленные против Ирана и Ливии под предлогом борьбы с международным терроризмом. Канада упорно отвергала попытки США заставить её участвовать в политической и экономической блокаде Кубы.

В своей военной политике Канада исходя из факта окончания «холодной войны» и отсутствия непосредственной прямой военной угрозы её безопасности осуществила значительное сокращение расходов на оборону и общей численности своих Вооружённых сил. Помимо обеспечения безопасности страны, защиты её суверенитета и оказания содействия гражданским властям в обеспечении закона и правопорядка, главными задачами Вооружённых сил Канады являются продолжение сотрудничества с США в мероприятиях по обороне североамериканского континента, прежде всего по соглашению о НОРАД (совместное командование аэрокосмической обороны Северной Америки), а также выполнение традиционных обязательств Канады в ООН, НАТО и ОБСЕ по обеспечению международной безопасности.

Вооружённые силы Канады комплектуются на контрактной основе и состоят из Сухопутных войск (армии), Военно-морских и Военно-воздушных сил. Общая численность Вооружённых сил (1997) — 62 тыс. чел. в регулярных войсках и 84 тыс. чел. в резерве. Ещё 2,4 тыс. канадских военнослужащих несут службу за границей в составе 17 многосторонних миссий по поддержанию мира. Непосредственное руководство ВС Канады осуществляет Министерство национальной обороны.

Канадо-российские отношения. Межгосударственные отношения между Канадой и РФ официально установлены 25 декабря 1991. Одновременно между РФ и Канадой были установлены дипломатические отношения на уровне посольств (дипломатические отношения с СССР были установлены в 1942). К договорно-правовой базе российско-канадских отношений относятся прежде всего Декларация о дружбе и сотрудничестве между РФ и Канадой, Меморандум о взаимопонимании относительно консультаций между правительствами РФ и Канадой, а также Договор о согласии и сотрудничестве между РФ и Канадой (подписаны в ходе визитов президента РФ Б.Н. Ельцина в Канаду
в феврале и июне 1992). Соглашения, меморандумы, совместные заявления — о торговых и коммерческих отношениях (июнь 1992), по которому обе стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования, об экономическом сотрудничестве (май 1993), о сотрудничестве в Арктике и на Севере (июнь 1992), в области сельского хозяйства (июнь 1992), об избежании двойного налогообложения (октябрь 1995), мирного использования ядерной энергии (апрель 1996), строительства, в сфере обменов в области образования, науки, культуры и целый ряд других — регулируют соответствующие виды двустороннего взаимодействия.

Канада осуществляет программу технической помощи РФ в таких областях, как энергетика, сельское хозяйство, освоение Севера, охрана окружающей среды, поощрение мелкого бизнеса, безопасность ядерных энергетических установок и т.д.

В целях поощрения торговли с РФ канадское правительство регулярно выделяет кредиты на российские закупки канадских товаров. Однако торгово-экономические связи являются, по признанию обеих сторон, отстающим участком российско-канадских отношений.

Для координации усилий по содействию развитию торгово-экономического сотрудничества создана Межправительственная российско-канадская экономическая комиссия, заседающая ежегодно попеременно в Москве и в Оттаве. В её структуре образованы подкомиссии и рабочие группы по агропромышленному комплексу, топливу и энергетике, промышленному развитию в высокотехнологичных отраслях (телекоммуникации, аэрокосмическая промышленность, программное обеспечение), сотрудничеству в сфере науки и технологий и др. Достигнута договорённость уделить особое внимание активизации экономических связей и других совместных действий в Арктике и на Севере, прежде всего по таким направлениям, как транспорт, строительство, защита окружающей среды и контакты между коренными народами Севера.

Экономика Канады

Основные факторы, влияющие на хозяйственную систему Канады: соседство США и постоянное развитие экономической интеграции между двумя странами; огромная территория и относительно малочисленное население; богатство природных ресурсов; особая роль импорта капитала и иммиграции в экономическом развитии.

Формирование в Северной Америке регионального хозяйственного комплекса ускорилось после вступления в силу в 1989 Соглашения о свободной торговле между Канадой и США. С 1994 начало действовать Северо-американское соглашение о свободной торговле (НАФ-ТА) с участием США, Канады и Мексики. Стороны взяли на себя обязательства всемерно содействовать торговле, облегчать доступ иностранных инвесторов на внутренний рынок, расширяя права всех инвесторов и ограничивая государственное регулирование экономики.

Либерализация торгово-инвестиционного режима оказывает многостороннее воздействие на хозяйственное развитие и политику государства. При относительно небольшом объёме внутреннего рынка растущие взаимосвязи с экономикой США означают и растущее влияние с их стороны. В 2000—2003 на США приходилось ок. 83% экспорта товаров и 60% иностранных прямых инвестиций Канады. В свою очередь 67% накопленных иностранных прямых инвестиций в экономику Канады — это американский капитал. Американские транснациональные корпорации занимают очень сильные позиции в целом ряде ключевых отраслей. На долю предприятий, контролируемых иностранным, преимущественно американским, капиталом, в 2002 приходилось 53% объёма продаж продукции обрабатывающей промышленности (в автомобилестроении — св. 85%), более 40% нефтедобычи, 60% совокупного оборота в оптовой торговле.

Интеграция стимулирует интенсивную структурную перестройку. Резко возросший уровень открытости для иностранных инвесторов создал более жёсткую конкурентную среду в большинстве секторов хозяйства. В 1990-е гг. ок. 90% всех компаний осуществляли реструктуризацию, т.е. меняли масштабы и специализацию бизнеса, вкладывали средства в обновление технологий, номенклатуры выпускаемой продукции и методов управления. Причем в 1-й пол. 1990-х гг. общий объём инвестиций в предпринимательском секторе экономики увеличивался очень медленно, и реформы сопровождались сокращением занятости.

В 1990—96 развитие экономики было неустойчивым, темпы прироста ВВП составляли 1,8% в среднем ежегодно. Затем инвестиционный процесс в предпринимательском секторе заметно активизировался, произошло оживление потребительского спроса и начался подъём в жилищном строительстве. В 1997—2000 реальный прирост ВВП в Канаде, как и в США, составлял 4% в год и более, и по темпам хозяйственного развития обе страны заметно превосходили государства Западной Европы и Японию. Торможение деловой активности в США в 2001—02 повлияло и на Канаду, но все же реальный прирост ВВП составил здесь в 2002 3,3% и был примерно вдвое выше среднего показателя по странам — членам ОЭСР.

Объём ВВП Канады в текущих ценах достиг в 2003 1228,9 млрд канадских долл. (927 млрд долл. США), в расчёте на душу населения — ок. 28,9 тыс. долл. США, с учётом паритета покупательной способности валют — ок. 30 тыс. долл.

В январе 2004 в стране насчитывалось 15 914 тыс. занятых (из них 46,4% — женщины) и 1266 тыс. безработных (из них 43% — женщины). 89% мужчин и 72,3% женщин работают в режиме полной занятости. Средний размер заработной платы в IV кв. 2003 ок. 700 канадских долл. в неделю. Среднегодовая заработная плата в 2002 37,5 тыс. канадских долл. у мужчин и ок. 24 тыс. у женщин. Безработица была очень острой проблемой в 1-й пол. 1990-х гг., когда её уровень достигал 10—11%. В 1997—2003 прирост занятости заметно ускорился, было создано ок. 3 млн новых рабочих мест. Уровень безработицы в 2003 — 7,6%, ситуация на рынке труда в Канаде остаётся более благополучной, чем во многих других индустриальных странах.

Инфляция с 1993 колебалась в пределах 2% в год. В 2003 индекс цен на потребительские товары и услуги повысился всего на 1,5%.

Структура канадской экономики типична для высокоразвитых индустриальных стран. На сферу материального производства в 2003 приходилось 30,7% ВВП и 25,6% занятых. Удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП составлял 16,9%, строительства — 5,2%, горнодобывающей промышленности (включая добычу нефти и газа) — 3,7%, электроэнергетики и отраслей коммунального хозяйства — 2,8%, сельского, лесного хозяйства и рыболовства — 2,0%.

В отраслях услуг производилось 69,3% ВВП и было занято 74,4% всех работающих канадцев. На услуги в сфере финансов, страхования и операций с недвижимостью приходилось 20,0% ВВП, на оптовую торговлю — 6,0%, на здравоохранение и социальное обеспечение — 5,8, на розничную торговлю — 5,7, на транспортные услуги — 4,6, на информационные услуги и культуру — 4,6, на образовательные услуги — 4,6, на научно-технические и прочие услуги специалистов — 4,6%. В кон. 1990-х гг. официальная статистика в Канаде перешла на единые с США стандарты отраслевой классификации.

Обрабатывающий сектор и наукоёмкие отрасли. В 1990-е гг. в результате структурных сдвигов численность рабочих мест сокращалась в первую очередь в канадских филиалах американских компаний, производящих аналогичную продукцию в обеих странах. В швейной, текстильной и пищевой промышленности большое число рабочих мест было ликвидировано из-за возросшей конкуренции со стороны импортной продукции. В то же время в ряде отраслей, получивших расширенный доступ на американский рынок, наблюдался рост производства и занятости. В 2003 в обрабатывающем секторе было занято 15,1% работающего населения.

Канадские компании имеют сильные позиции в таких наукоёмких секторах современной экономики, как телекоммуникации, биотехнологии, авиационно-космическая промышленность, производство приборов и оборудования с использованием волоконной оптики, производство новых типов конструкционных материалов и фармацевтической продукции. Как производитель авиационной техники Канада занимает 5-е место в мире. Как производитель легковых и грузовых автомобилей — 7-е место. На отрасли, связанные с информационными технологиями, приходится ок. 15% всего объёма производимых товаров и услуг.

При этом по сравнению с другими ведущими индустриальными странами структура обрабатывающего сектора остаётся относительно менее диверсифицированной. В производстве и экспорте готовых изделий очень высок удельный вес автомобилестроения и смежных отраслей, тогда как внутренний спрос на многие виды промышленного оборудования и сложной техники удовлетворяется преимущественно за счёт импорта. В 2002 на автомобилестроение приходилось ок. 23,4% всего экспорта, при этом на рынке США реализовывалось примерно 85% произведённых в Канаде автомобилей. Работники этой и смежных отраслей составляли ок. 11% всего занятого населения. Со 2-й пол. 1990-х гг. автомобилестроительные корпорации сокращают мощности в Канаде (наращивая их в южных штатах США и в Мексике), что отрицательно влияет на общую хозяйственную конъюнктуру в стране. Поэтому в современных условиях особое значение для устойчивого развития экономики приобретает отраслевая диверсификация промышленности, создание благоприятного климата для внедрения в производство новых технологий и новых видов продукции.

Горнодобывающий, лесной и нефтегазовый секторы. Канада относится к числу крупнейших производителей минерального сырья — урановой руды, никеля, цинка, меди, асбеста, металлов платиновой группы и т.п. Ок. 80% минерального сырья и полуфабрикатов отправляется на экспорт. При этом 80% сырьевого экспорта из Канады поступает в США, 11% — в страны Европы и Японию.

Канада обеспечивает собственные потребности в нефтепродуктах и занимает 3-е место в мире по добыче природного газа. Его экспорт из Канады покрывает более 60% потребностей США в импортном газе.

Леса занимают ок. 45% всей территории страны. Технологии в отраслях лесопромышленного комплекса относятся к числу самых передовых в мире. Более половины продукции экспортируется в США.

В сумме в отраслях «ресурсного сектора» занято 1,8% всех работников, тогда как производится здесь ок. 4% ВВП.

Сельское хозяйство отличается высокой эффективностью. В 2003 в нём было занято 2% работников и произведено ок. 2% ВВП. По сравнению с 1996 число фермерских хозяйств сократилось на 10%. Канадские сельскохозяйственные производители испытывают растущее давление со стороны американских конкурентов. По объёму экспорта продукции отрасли Канада занимает 3-е место в мире после США и Франции. Главный экспортный продукт — пшеница, на внешние рынки поставляются также растительное масло, мясо и молочная продукция.

Строительная индустрия (5,2% ВВП и 5,7% занятых) также отличается высокой эффективностью. Широкую известность в мире получили применяемые в Канаде материалы и технологии промышленного и жилищного строительства в условиях северного климата.

В секторе услуг в общей численности занятых наиболее высок удельный вес оптовой и розничной торговли (в сумме 15,8%), а также отраслей социальной сферы: здравоохранение и социальное обеспечение (10,4%), образование (6,6%). Примерно по 6% занятых приходится на группу финансово-страховых услуг и группу научно-технических и экспертных услуг. Доля работников, занятых в государственном управлении, — 5%.

В сфере оптовой и розничной торговли в 1990-е гг. резко обострилась борьба между крупными канадскими и американскими корпорациями. Активно шли процессы слияний и поглощений, поскольку американские «сетевые гиганты» скупали действующие и создавали новые предприятия, а канадские торговые компании, чтобы противостоять конкурентам, укрупнялись путём слияний и создания партнёрств с различными предприятиями сферы услуг. Конкурентная среда в сфере торговли стала более жёсткой и из-за развития «электронной коммерции». Доля иностранных компаний в общей сумме продаж составила в 2002 36% в розничной торговле и св. 60% — в оптовой. На 5 крупнейших корпораций в розничной торговле приходится 97% объёма продаж.

До нач. 1990-х гг. на транспорте и в связи, а также в энергетике и отраслях коммунального хозяйства была высока доля государственной собственности. Железнодорожный транспорт, пассажирские авиаперевозки, средства международной связи со странами вне Северной Америки находились главным образом в собственности федеральных корпораций. С сер. 1990-х гг. после проведения массовой приватизации почти все предприятия транспорта и связи находятся в частной собственности. Морские и речные порты, аэропорты, каналы и т.п. переведены под управление смешанных, частно-государственных консорциумов. Ликвидирована система субсидирования автоперевозок, железнодорожного и водного транспорта.

Ведущую роль в перевозках пассажиров и грузов в Канаде играет автомобильный транспорт. В 2002 им было перевезено ок. 54% коммерческих грузов (по стоимости), обеспечено 70% товарообмена с США. На железные дороги приходилось ок. 20% грузоперевозок, на трубопроводы — менее 20%, на водный транспорт — ок. 5%.

Канада — в числе стран, занимающих передовые позиции по производству телекоммуникационного обору­дования и уровню развития услуг в сфере связи и информации. В 2003 они обеспечили 4,9% ВВП. К сети Интернет подключены все учебные заведения, библиотеки и удалённые населённые пункты.

Финансовые и страховые услуги, а также услуги в сфере операций с недвижимостью обеспечили в 2003 ок. 20% ВВП (6% всех занятых). В финансовой системе доминирует «большая пятёрка» крупнейших коммерческих банков, на них приходится 83% оборота всех компаний отрасли, им же принадлежат крупнейшие инвестиционные банки.

Бухгалтерско-аудиторские, информационно-консультативные, инженерно-технические, компьютерные, юридические и пр. услуги быстро развиваются. В 2003 на них приходилось 4,7% ВВП и 6,5% занятых.

Внешнеэкономические связи всегда играли важную роль в экономическом развитии Канады, и со временем страна становилась всё более открытой для внешней торговли и инвестиций. С 1994 во всех провинциях Канады экспорт товаров и услуг превосходит их поставки другим субъектам федерации. В 1999—2003 международные эксперты включали Канаду в число стран с наиболее «открытым» и благоприятным инвестиционным климатом.

В 2002 экспорт товаров составил 414,3 млрд канадских долл., что ниже рекордного уровня 2000 — 430,1 млрд. В США направлялось почти 85% товарного экспорта, в Японию — 2,4%, в Великобританию — 1,4%, в другие страны ЕС — 3,7%, во все остальные страны — 7,7%. Товарный импорт в 2002 356,5 млрд канадских долл. по сравнению с 363,4 млрд в 2000. Из США поступило ок. 72% товаров, из Японии — 3,6%, из Великобритании — 2,9%, из других стран ЕС — 7,3%, из всех остальных стран — 14,7%. Баланс торговли товарами с США традиционно положителен, в 2002 он достиг 93,7 млрд долл. Однако в торговле почти со всеми остальными партнёрами импорт в Канаде превышает её экспортные поставки. Суммарное положительное сальдо торгового баланса составило в 2002 57,8 млрд канадских долл.

За 1980—2002 произошли позитивные сдвиги в структуре канадского экспорта. Доля машин и оборудования возросла с 28,2 до 46,9%, а доля промышленного сырья, полуфабрикатов и энергоносителей упала с 60,3 до 35,2%. Вместе с тем доля машин и оборудования в современном импорте Канады составляет 52,5%, а прочих потребительских товаров — 13,0%. В целом по этим двум группам товаров, производимых отраслями обрабатывающей промышленности, Канада остаётся крупным нетто-импортёром, тогда как положительное сальдо во внешней торговле обеспечивается масштабным экспортом энергоносителей, продукции лесопромышленного комплекса, металлов и сплавов. Экспорт нефти, природного газа и электроэнергии (главным образом в США) возрос с 23,8 млрд долл. в 1998 до 49,5 млрд в 2002.

Начиная с 1995 отток прямых инвестиций из Канады стал превосходить приток. В 2001 их накопленный объём за рубежом достиг 268,6 млрд долл. США (из них 53% в США). Иностранные прямые инвестиции в Канаде составили 221,1 млрд долл. США, из них 70% — из США.

Экономическая политика рыночной либерализации ведёт к радикальным переменам в системе государственного регулирования. В результате приватизации и дерегулирования изменились масштабы и методы участия государства в хозяйственной жизни. Резко сократились государственные расходы на поддержку инфраструктуры транспорта, связи, сельского хозяйства и некоторых обрабатывающих производств. Однако после вступления в «эру бюджетных профицитов» правительство вновь увеличивает ассигнования на развитие научно-технического потенциала, образования и здравоохранения. Вместе с тем в 2000—04 осуществляются меры по ослаблению налоговой нагрузки на население и бизнес.

Доля государственных расходов по отношению к ВВП упала с 55% в 1992 до 43,1% в 2002 (федеральные — с 19,7 до 15,7% ВВП).

В 1998—2003 федеральное правительство получало крупные профициты. В 2000 суммарный профицит всех уровней власти — 3,2% ВВП.

В 2003—04 сумма федеральных доходов составила 188 млрд канадских долл., расходов — 178 млрд. Размер федерального долга 507,7 млрд долл. (ок. 42% ВВП).

Сложившаяся в 20 в. система социальной организации общества ближе к западноевропейской модели, нежели к американской. Программы в сфере образования, здравоохранения, социального вспомоществования осуществляются главным образом за счёт государства и силами государственных служб, на базе государственных учебных заведений и медицинских учреждений. Вместе с тем современный уровень социальной защиты населения уступает стандартам, действующим в странах Западной Европы.

Социальная сфера развивается на базе фискального федерализма: крупные федеральные трансферты обеспечивают регионам сравнимый подушевой уровень расходов на социальные нужды. Трансферты передаются при условии соблюдения некоторых обязательных принципов и общих стандартов. Вместе с тем в регионах существует большое разнообразие конкретных форм и механизмов осуществления социальной политики.

На рубеже веков возникла необходимость более тесной увязки социальных и экономических компонентов государственной политики. В результате изменились подходы к организации и финансированию многих программ, усилилась децентрализация.

В 2002 доля расходов на образование, здравоохранение, социальное обеспечение составляла 23,5% ВВП Канады. Этот показатель был выше, чем в США, Японии и Великобритании, но ниже, чем в Германии, Франции, Италии и странах Северной Европы.

Система образования в Канаде признана одной из лучших в мире. На эти цели в 2001 было израсходовано 68,3 млрд долл., или ок. 6,9% ВВП. Обучение в школе обязательно с 5—7 лет, полный курс длится 11—12 лет, в бесплатных общественных школах учатся 94,5% детей. С кон. 1960-х и до сер. 1990-х гг. образование в университетах, колледжах и на курсах профессионально-технического обучения финансировалось главным образом за счёт государства, послешкольное образование стало широкодоступным и массовым. В 1990-х гг. плата за обучение в вузах быстро росла. Тем не менее за счёт этого источника, а также спонсорских поступлений в 2001 покрывалось 29% текущих расходов университетов и колледжей, а 71% средств поступал из федеральных и региональных бюджетов. Обучение в вузах обходится гражданам Канады и иностранцам намного дешевле, чем в американских вузах. Сильная сторона канадских вузов — тесная связь науки, образования и практики.

Уровень образования канадцев существенно повысился менее чем за два десятилетия. Доля граждан 15 лет и старше, имеющих дипломы об окончании колледжей, в 2001 составила 14,9% (в 1986 — 10,3%), незаконченное и полное университетское образование имеют 18% (в 1986 — 11,6%). Степень магистра или доктора наук имеют ок. 900 тыс. чел. (434 тыс. в 1986).

Здравоохранение построено на принципах всеобщего медицинского страхования, что определяет основные отличия канадской модели социальной политики от американской. Жителям страны гарантировано бесплатное предоставление широкого спектра медицинских услуг. Все провинции получают от федерального правительства целевые трансферты при соблюдении основных положений федерального Закона о здравоохранении. Он запрещает частным медицинским учреждениям предоставлять услуги, гарантируемые государственным страхованием, а государственные учреждения не имеют права взимать за такие услуги плату.

В 2001 совокупные расходы на медицинское обслуживание составили 102,5 млрд долл. (примерно 10% ВВП). 68% финансовых ресурсов поступило из бюджетных источников, остальное — из частных, прежде всего от населения.

Государственные расходы на социальное обеспечение в 2001 — ок. 101 млрд долл. В ведении федеральных властей — пенсионная система и страхование по безработице. Провинции отвечают за помощь малообеспеченным трудоспособным гражданам. Поддержка семей с детьми — сфера совместного ведения.

Пенсии по возрасту выплачиваются гражданам 65 лет и старше, они включаются в налогооблагаемый доход и поэтому изымаются у состоятельных престарелых граждан. Пенсии по труду выплачиваются гражданам по достижении 60 лет, размер зависит от накопленных страховых взносов и составляет примерно 25% средних заработков работника за весь период трудовой деятельности. Ок. 43% работающих канадцев осуществляют накопления в частных пенсионных фондах и на специальных сберегательных счетах, что поощряется налоговыми льготами.

Предоставление пособий безработным зависит от их усилий по трудоустройству и приобретению профессиональных знаний и навыков. Пособия возмещают 55% среднего заработка за период, предшествовавший увольнению, но не более 400 канадских долл. в неделю и не дольше 45 недель.

Максимальный размер федеральных пособий на детей в 2002 составил 2500 долл. в год, величина выплат меняется по убывающей при доходах св. 21,5 тыс. долл. в год. Размер дополнительных выплат из бюджетов провинций существенно различается.

В кон. 20 в. позиции Канады в группе «самых богатых» стран мира несколько ослабли. В 1990 Канада по показателям ВВП в расчёте на душу населения занимала 3-е, к 2002 переместилась на 4-е место, поскольку реальные доходы после уплаты налогов в 1990—97 уменьшались (в расчёте на душу населения). Разрыв по среднему уровню текущих денежных доходов между Канадой и США составил в 2002 ок. 22%. В то же время разница в среднем уровне жизни между двумя странами не столь велика, поскольку государство в Канаде предоставляет гражданам гораздо больше бесплатных и субсидируемых услуг. В самой Канаде прогрессивная система налогов и совокупность социальных программ сглаживают дифференциацию в доходах между наиболее и наименее обеспеченными гражданами. По данным на 1999, средние «рыночные» доходы (до уплаты налогов и перевода трансфертов от государства) в группе 20% самых богатых граждан превосходили средние доходы в группе самых малообеспеченных в 27 раз. После изъятия налогов и выплаты пенсий и пособий разница сократилась до 8,5 раза. Контрасты в распределении доходов ещё более сглаживаются за счёт предоставления бесплатных и субсидируемых услуг.

В 2002 доходы среднестатистической канадской семьи (2 чел. и более) составляли 69,4 тыс. канадских долл. до уплаты налогов и обязательных сборов и более 36,5 тыс. долл. после их уплаты. В канадской статистике отсутствует показатель «черта бедности», так как считается, что социальная политика не допускает возникновения реальной нищеты. При этом ежегодно определяются показатели «границы низких доходов». В 2002 к категории низких были отнесены чистые доходы ок. 15 тыс. долл. в год на человека, проживающего в большом городе без семьи, и ок. 30 тыс. долл. в год для семьи из 4 чел.

Наука и культура Канады

Высокая степень общеэкономической зависимости от США определяет специфические черты действующей в Канаде системы «наука—техника—производство». Контролируемые иностранным капиталом филиалы ТНК, как правило, не занимаются крупными самостоятельными проектами НИОКР и осуществляют главным образом вспомогательные работы по внедрению в производство технологий, полученных от материнских компаний. Многие же промышленные фирмы, контролируемые национальным капиталом, не имеют достаточных организационно-финансовых ресурсов для ведения масштабных НИОКР, необходимых для создания и внедрения в производство принципиально новых продуктов и технологий. В результате сфера промышленных НИОКР до сих пор остаётся слабым звеном в национальном научно-техническом комплексе. Это определяет и относительное отставание Канады от других ведущих стран по общему уровню затрат на научно-техническую деятельность. В 2000 доля таких затрат в ВВП составила в Канаде 1,8% (средний показатель по странам — членам ОЭСР — 2,2%). При этом государство в Канаде обеспечивает более 51% всех прямых расходов на науку и внедренческую деятельность и, по данным сравнительных исследований, предоставляет большие налоговые льготы компаниям, ведущим НИОКР.

Примечательно, что Канада занимает передовые рубежи в целом ряде областей фундаментальных и прикладных исследований, в которых ведущую роль играют университеты и федеральные научные центры. В числе таких областей атомная энергетика, использование других традиционных и нетрадиционных источников энергии; генетика и селекция; технологии в горнодобывающей промышленности и в отраслях лесопромышленного комплекса, в сфере транспорта и телекоммуникаций; медицина и фармацевтика; биотехнологии; контроль над состоянием окружающей среды и меры по её защите от загрязнения; освоение богатств Мирового океана. Государство в Канаде не осуществляет крупных затрат на НИ-ОКР военного назначения, а сами военные производства не составляют здесь большой доли в экономике.

В 2002 с участием представителей федеральных и провинциальных властей, предпринимательских организаций, вузов и некоммерческих исследовательских центров обсуждался т. н. План действий в сфере инноваций, финансовые параметры которого были впоследствии закреплены в экономической программе федерального правительства. К 2010 намечено добиться, чтобы Канада вошла в «пятёрку лидеров» по показателям развития НИОКР; как минимум удвоить федеральные ассигнования на НИОКР; занять передовые позиции по доле качественно новых товаров и услуг в общей сумме продаж частных компаний. В федеральной бюджетной программе на 2003—04 закреплены обязательства правительства в течение 5 лет увеличить ассигнования на НИОКР в государственных научных институтах и университетских центрах, усилить поддержку НИОКР и инновационной активности в предпринимательском секторе.

Канадскую концепцию многокультурности можно охарактеризовать как балансирование между коллективными и индивидуальными правами. Традиционно большее, чем в США, признание «коллективных прав» тех или иных групп (аборигенных, этнокультурных меньшинств) обеспечивает позитивное отличие канадского общества. Ассимиляции, с одной стороны, и социально-культурной изоляции этнических групп, с другой, канадская концепция многокультурности противопоставляет возможность интеграции различных групп, сохраняющих своё особое этнокультурное лицо, в единое самобытное (в своём многообразии) общеканадское общество. Это прежде всего относится к «народам — основателям Канады» — франкоканадцам и англоканадцам. Оба этих народа создали свою особую культуру — литературу, драматургию, фольклор и современную музыку, национальные школы живописи, собственное мировосприятие и стиль жизни, особенности французского и английского языка, отличающие их от других англо- и франкоязычных наций современного мира.

Самобытна культура франкоканадцев — народа, который сложился за более чем 300 лет обособленного развития в специфической североамериканской природной среде и более двух веков политической, экономической, а во многом и культурной изоляции от Франции. За полтора века французской колонизации (1608 — 1763) в Канаде осело всего лишь 10 тыс. переселенцев (из них всего 1100 женщин, так что значительная часть первопоселенцев вступала в браки с индейскими женщинами). После завоевания Канады Великобританией (1763) их потомки, насчитывавшие к тому времени 70 тыс. чел., уже считали себя канадцами, а французская иммиграция в Канаду практически прекратилась. В состав франкоязычного населения влилась также часть осевших здесь британских солдат из числа шотландских горцев-католиков, а также ирландцев, ассимилировавшихся с франкоканадцами на почве религиозной общности. Большинство франкоканадцев в быту пользуется местным вариантом французского языка, сложившимся на базе старинного северофранцузского наречия, со многими архаизмами, англицизмами и заимствованиями из индейских языков, а также возникшими уже здесь «канадизмами». Этот язык, получивший прозвище «жуаль», проник в художественную литературу, особенно в поэзию, а драматургию и кинематограф подчинил себе настолько, что квебекские фильмы нередко идут во Франции с субтитрами.

Музыкальный фольклор франкоканадцев в значительной части отличается от французского: танцевальные мелодии («рили») отчётливо выказывают своё шотландское происхождение. Высоко ценится творчество современных франкоканадских шансонье. Франкоканадскими авторами сложены и музыка и оригинальный текст общеканадского гимна («О, Канада!»); во «французской» Канаде зародилась и общеканадская символика — изображение кленового листа на гербе и флаге страны.

Присутствие франкоканадского культурного элемента в стране ощущается повсеместно, и, по мнению многих культурологов, именно он является главнейшим фактором канадской самобытности, резко отличающим канадское общество от американского.

Другой «народ-основатель» — англоканадцы — возник на полтора столетия позже, чем франкоканадцы, и складывался в совершенно иных политико-демографических условиях — постепенно, в постоянном контакте и при демографической «подпитке» со стороны исторической родины — Великобритании и англоязычного соседа — США. Между тем его основу в кон. 18 в. заложили т. н. «лоялисты» — переселенцы из США, которые «не пожелали стать американцами» и во время войны за независимость США поддерживали британскую армию, а после её поражения бежали на ещё не заселённые франкоканадцами земли в оставшейся за Британской империей Канаде. Позднее к ним прибавились новые переселенцы из Европы, но сохранился «лоялистский» дух законопослушности, консерватизма, приверженности к британской культуре и независимости от США.

По своей фонетике, лексике и орфографии канадский вариант английского языка занимает промежуточное положение между британским и американским.

Заметно отличаются от американских гораздо менее коммерциализированная и по-европейски более сдержанная англоканадская литература, кинематограф (впрочем, здесь первенство принадлежит скорее Квебеку, где создано несколько киношедевров мирового уровня) и своеобразная национальная школа живописи, ведущая начало от знаменитой «Группы семи» — несомненного вклада англоканадцев в мировое искусство. В народной музыке «английской» Канады (особенно в её восточной части), как, впрочем, и в других жанрах искусства, и даже во многих чертах национального характера англо-канадцев, отчётливо видно влияние шотландского элемента: доля шотландцев среди выходцев с Британских островов в Канаде выше, чем в США (тогда как доля ирландцев — несколько ниже). Особенно заметна шотландская составляющая в местной культуре в Новой Шотландии, а также в Манитобе, культуре других Степных и Атлантических провинций и среди англоканадцев Квебека.

Особую озабоченность канадцев вызывает культурная экспансия США. Страна затоплена американской беллетристикой, журнальной, кинематографической продукцией, радио- и телепередачами. Остро встал вопрос о национальной самобытности канадцев, которые не хотят превращаться в жителей провинции американской культуры. Между тем многоэтнические канадцы располагают собственной яркой и самобытной музыкальной культурой, развитым фольклором, литературой и прессой на 60 языках, собственными школами живописи, развитым балетом и другими жанрами театрального искусства, кинематографией. Федеральное правительство Канады, как и власти многих провинций, принимают меры, направленные на защиту и развитие национальной культуры народов и этнических групп, населяющих Канаду.

Добавить комментарий