Вы здесь
Главная > Страны мира > Индонезия > Индонезия: информация о стране

Индонезия: информация о стране

Republic of Indonesia

Общие сведения о Индонезии

Официальное название — Республика Индонезия (Republik Indonesia, Republic of Indonesia). Расположена на Малайском архипелаге и на западной части острова Новая Гвинея. Площадь 1,9 млн км2, численность населения 215 млн чел. (2003). Государственный язык — индонезийский. Столица — г. Джакарта (9,5 млн чел., 2003). Государственный праздник — День национальной независимости 17 августа (с 1945). Денежная единица — индонезийская рупия.

Член ООН (с 1950), АСЕАН, АТЭС, ВТО (с 1995), ОИК и др.

Достопримечательности Индонезии

География Индонезии

Индонезия занимает большую часть Малайского архипелага, расположенного между Индийским океаном на западе и юге и Тихим океаном — на востоке. Протяжённость страны с запада на восток от острова Сабанг до Мерауке, или от 94°45’ до 141°05’ восточной долготы, — 5120 км. Расстояние с севера на юг от 6°08’северной широты до 11°15’ южной широты 1888 км. Закон 1996 утвердил концепцию государства-архипелага, включающего 17 508 островов и омывающие их воды, в т.ч. 20-мильную зону суверенитета и 200-мильную эксклюзивную экономическую зону. Индонезии принадлежат Большие Зондские острова — Калимантан, Суматра, Сулавеси, Ява (69,37% общей территории страны); Малые Зондские острова — Тимор, Флорес, Сумбава, Сумба, Бали, Ломбок (4,82% ); Молуккские острова (4,35%); западная половина острова Новая Гвинея (Папуа) с прилегающими островами (21,46%). Протяжённость береговой линии 84 тыс.км. Стратегические проливы — Малаккский, Зондский, Макасарский.

Границы Индонезии в основном морские. На северо-западе Малаккский пролив отделяет Индонезию от Западной Малайзии и Сингапура (узкая часть ок. 40 км), на северовостоке море Сулавеси — от Филиппин, на юго-востоке моря Тиморское и Арафурское — от Австралии. Сухопутная граница протяжённостью 1875 км проходит по Калимантану, разделяя индонезийскую и малайзийскую части острова Борнео. Вдоль 141°С восточной долготы сухопутная граница отделяет Папуа от Папуа-Новая Гвинея.

Вся территория Индонезии расположена на высоте от 0 до 5030 м над уровнем моря. Горные хребты и нагорья составляют структурообразующую основу почти всех островов. Большинство гор вулканического происхождения. На Папуа высочайшая гора страны Джайя Виджайя — 5029 м, её  вершина покрыта снегом. В стране ок. 400 вулканов, более 100 — действующие.

Внутренние воды, включая внутренние моря, проливы, эксклюзивную экономическую зону, составляют 7,9 млн км2. Моря на западе — Южно-Китайское, Яванское, Бали — мелководны (глубиной до 100 м). В основном неглубоки моря юго-востока — Тиморское и Арафурское, хотя Тиморская впадина — 3310 м. Моря к северу, востоку и юго-востоку от Сулавеси — Сулавеси, Молуккское, Серам, Банду, Саву, Флорес, Хальмахера — невелики по площади, но глубоки. Впадина Вебера в море Банда достигает 7440 м. Во внешних водах самая глубокая впадина — Яванская (7450 м).

Реки многочисленны, но малопротяжённы. Самая длинная река (км) Капуас Бесар (1010) на Калимантане, затем следуют реки Махакам (715) и Барито (650); крупнейшая река Суматры — Джамби (800); важнейшая река Явы — Соло (540). Самое большое озеро — Тоба на Суматре (1,3 км2).

Индонезия располагает следующими достоверными запасами полезных ископаемых (2001): нефть 5,09 млрд барр., природный газ 92,1 трлн куб. футов, каменный уголь 20 млрд т. Запасы оловянной руды — св. 1 млн т, запасы бокситов — 500 млн т. Значительны запасы медной и никелевой руды, золота и серебра.

Почвы в большей части латеритные, есть и аллювиально-дуговые. Расширяется смыв почв, увеличиваются засоление прибрежных полос, эрозия.

Климат морской, тропический, муссонного типа. Среднегодовая температура +26°С, в горах +23°С. Обилие осадков, высокая относительная влажность (70—90%). Сухой сезон — с июня по сентябрь, сезон дождей — с декабря по март. На Молукках сухой сезон — с декабря по март, сезон дождей — с июня по сентябрь.

Большинство островов архипелага покрыто тропическими лесами, в которых растёт св. 2 тыс. видов деревьев и 24 тыс. цветковых растений. Леса занимают ок. 60% территории. Имеется 7 вертикальных зон, или поясов, которые составляют 30 видов мангровых деревьев, пандусовые деревья, 300 видов пальм, диптерокарповые леса (джунгли), горные гилеи и муссонные леса (тиковые деревья и эвкалипты), дубы, буки, каштановые деревья, орхидеи, кустарники, холодостойкие деревья, в т.ч. хвойные, альпийские луга.

Животный мир представлен азиатской и австралийской фауной. Западную (южноазиатскую) и восточную (австралийскую) фаунистические области разделяет «линия Уоллиса», проходящая между Калимантаном и Сулавеси, а также между Бали и Ломбоком. Слоны, тигры, пантеры, двурогие носороги всё реже встречаются на Суматре. Мелкие хищники представлены виверами, выдрами, куницами, дикими собаками и котами. Копытные — дикие быки, тапиры, кабаны, канчили. На Суматре и Калимантане карликовый бык аноа, малайский медведь. Дикая свинья бабирусса водится на Сулавеси. Множество видов приматов: мартышек, лемуров, павианов. На Калимантане носатые обезьяны, колонии летучих собак. В восточных районах — кукусы, древесные кенгуру, яйцекладущие муравьеды (на Папуа). Пернатые на востоке — райские птицы, попугаи, какаду, сорные куры, казуары и др. Пресмыкающие: крокодилы, узкорылые гавианы. На острове Комодо встречается исполинская ящерица варан, на других островах ящерицы-геконы, чичаки, токэ.

Морская фауна представлена св. 1500 видами рыб. Морские животные — кашалоты, дюгони, дельфины, морские черепахи, акулы, скаты, меч-пила, барракуда. Много морских змей, в том числе ядовитых.

Население Индонезии

Индонезия по численности населения 4-я страна в мире. На Яве (менее 7% территории) проживает 59%, на Папуа — менее 2% населения. Плотность населения — в пределах от 900 чел. на Яве до 8 чел. на 1 км2 на Молукках и Папуа.

Среднегодовые темпы прироста населения сократились с 1,97% в 1980—90 до 1,49% в 1990—2000 до 1,15% в 2000—02. Детская смертность 49 чел. на 1000 новорождённых. Средняя продолжительность жизни возросла с 45,7 года в кон. 1960-х гг. до 65 лет в 2000. Неграмотность в 2001 составляла 10,7%. Городское население 34% (2000). За чертой бедности живет 25% населения.

Трудовые ресурсы (лица от 15 лет и старше) в 2001 составляли 144 млн чел. Экономически активное население 98,8 млн чел., из них занятые — 90,8 млн чел.

Этнический состав представлен 367 этническими единицами. Св. 90% населения азиатского расового типа говорит на 400 языках и диалектах, относящихся к малайско-полинезийской семье языков. Более 10 языков имеют письменность. Индонезийский язык является государственным и lingua franca.

Крупнейшие народы и народности: яванцы (примерно 40% всего населения), сунданцы, мадурцы, малайцы, минангкабау. К числу крупных народностей относятся буги, батаки, балийцы, банджары, ачехцы, даяки, макассары, тораджи, сасаки. На Молукках этнические группы, складывающиеся в народности, — тернатцы, амбонцы. К папуасцам относятся племена асматы, каморо. Некоренные народности представлены китайцами (7,5 млн), индийцами, арабами, европейцами.

Конституция 1945 гарантирует свободу вероисповедания и отправления культов. Ок. 80% населения исповедует ислам. Большинство мусульман — сунниты. Христианство (протестантизм и католицизм) занимает 2-е место (10%). Индуизм в его специфической форме сохранился на Бали и частично на Ломбоке. Определённое распространение имеет конфуцианство. Большую живучесть проявляют анимизм и различные синкретические верования.

История Индонезии

На рубеже 1-го тыс. до н.э. и 1-го тыс. н.э. на Яве, Суматре, Бали, Калимантане появились первые государственные образования. Позднее возникают крупные государства. На Суматре в 7 — 8 вв. — княжество Шривиджайя, завоевавшее Малайю, часть Суматры, Явы и Калимантана. Расцвет суматранской морской империи был в 9—10 вв.

На Яве формировался ирригационный тип государственного образования. За государство Матарам, известное уже в 8 в., боролись индуистские и буддийские династии. Буддийская династия Шайлендров, памятником правления которой является храм Борободур, в 832 уступила власть индуистской династии Санджаи, при которой был сооружён комплекс шиваистских храмов Прамбанан.

В 11—15 вв. на основе консолидации яванских княжеств была создана империя Маджапахит. В объединении империи видную роль сыграл главный министр Гаджа Мада. Проникновение ислама и укрепление городов-государств привели к падению деспотической империи в 1520. В 15—16 вв. образуются исламские султанаты на Сулавеси, в Тернате и Тидоре на Молукках. В 16 в. на Яве было два централизованных государства — Бантам и Матарам. В 16—17 вв. исламское государство Ачех вело завоевательную политику на Суматре.

Первые португальские конкистадоры появились на архипелаге в 1511. Затем последовали испанцы, англичане и голландцы. В 1602 была создана Ост-Индская компания, установившая монополию на торговлю пряностями и колониальными товарами. В 18 в. Нидерланды утеряли свои позиции господствующей колониальной державы. В 1799 компания обанкротилась, её долги и имущество перешли к голландскому государству. После поражения Голландии в англо-французских войнах временно в Нидерландской Индии правил английский губернатор Т. Стэнфорд Рафлз. Он провел реформы, содействовавшие развитию торговли и расширению денежных отношений. По договору 1814 Нидерландам были возвращены их колониальные владения. В нач. 1830-х гг. была введена система принудительных культур. Тяжелейший колониальный гнёт системы вызывал восстания. В 1824—37 велась «война падри» на Суматре. В 1874—1913 Великий Ачех отстаивал свободу. Подавляя сопротивление, заключая неравноправные договоры, Нидерланды установили свою власть над территорией общей площадью 1,9 млн км2, что почти в 60 раз превышало территорию метрополии. Численность покорённого населения составила 37,7 млн чел. — в 6 раз больше населения Голландии.

После отмены системы принудительных культур и принятия Аграрного закона в 1870 стала проводиться политика «открытых дверей». Усиление колониального и феодального гнёта, резкое обнищание основной массы населения содействовали зарождению национально-освободительного движения. Пытаясь изменить методы правления, Нидерланды ввели в 1901 «этический курс», отменявший ряд повинностей и открывавший некоторый доступ к образованию.

В 1916 1-й конгресс Сарекат ислама выдвинул лозунг предоставления самоуправления Нидерландской Индии. В 1920 была создана Коммунистическая партия Индонезии (КПИ). Колониальная администрация была вынуждена предоставить избирательные права местному населению и учредить квазипарламент — фольксраад. В 1926 было подавлено антиколониальное восстание на Яве и Суматре. КПИ была разгромлена. В 1927 Сукарно, Сартоно и др. создали Национальную партию Индонезии (НПИ). На Национальном конгрессе молодёжи в 1928 был выдвинут лозунг: «Одна страна, одна нация, один язык — индонезийский». В 1930-е гг. продолжался процесс создания националистических партий. Перед началом 2-й мировой войны ведущей тенденцией было стремление к достижению единства различных партий и их массовых организаций в борьбе за освобождение от колониального гнёта.

Японская оккупация (1942—45) привела к установлению жёсткой военной диктатуры.

После разгрома советскими войсками Квантунской армии Япония была на грани поражения. В Индонезии сложилась революционная ситуация. 17 августа 1945 Сукарно провозгласил независимость Республики Индонезия. Декларацию о рождении нового государства подписали Сукарно и Мохаммад Хатта, ставшие её президентом и вице-президентом.

Попытки голландцев вернуть колониальные владения привели к антиколониальной войне. Отстаивание Индонезией независимости было поддержано мировой общественностью. СБ ООН по  инициативе советской и украинской делегаций включил индонезийский вопрос в повестку дня. На Конференции «круглого стола» (ККС) в 1949 было подписано соглашение о передаче суверенитета над всей территорией (кроме Западного Ириана) Республике Соединённых Штатов Индонезии. К августу 1950 завершилось создание унитарной Республики Индонезии, президентом которой стал Сукарно, вице-президентом М. Хатта, была принята временная Конституция. В 1954 правительство республики расторгло Нидерландско-Индонезийскую унию. В 1954 произошёл обмен посольствами с СССР. В 1955 была проведена Бандунгская конференция. Индонезия становится одним из признанных лидеров национально-освободительного движения.

В сентябре 1955 прошли первые парламентские выборы и выборы в Учредительное собрание. На них победили НПИ, Машуми, Нахдатул Улама (НУ) и КПИ. В 1956 И. расторгла соглашения ККС.

В 1956—57 были попытки государственного переворота, которые поддерживались извне. На Западной Яве активизировалось начавшееся в 1948 повстанческое движение Даруль ислама. Его целью было создание шариатского государства. В 1958 его националистическое крыло начало всеобщую борьбу (Перместа) на Северном Сулавеси. На Малукках была провозглашена республика, на Северной Суматре повстанцы сформировали правительство (ПРРИ). Возникла угроза целостности государства.

В феврале 1957 Сукарно выступил с концепцией направляемой демократии, в основе которой была идея укрепления национального единства и сохранение целостности государства. Правительство становилось подотчётным президенту, а не парламенту. Создавался Временный национальный консультативный совет (ВНКК), в который входили представители провинций и функциональных групп, в т.ч. военные. Состав правительства и ВНКК определялся президентом.

В сентябре 1957 командующие суматранскими военными округами потребовали децентрализации управления государством. В марте—июле 1958 мятежи ПРРИ — Перместа в основном были подавлены. В июле 1959 Сукарно президентским декретом ввёл в действие Конституцию 1945 и упразднил Учредительное собрание.

В августе 1960 был сформирован высший орган власти — Временный народный консультативный конгресс (ВНКК), обладающий правом избирать президента и вице-президента и раз в 5 лет утверждать Основные направления государственной политики.

В 1961 Сукарно провозгласил задачу воссоединения Западного Ириана с Республикой Индонезия. Советский Союз поддержал Индонезию и оказал ей военную помощь, что позволило избежать прямых военных столкновений с Голландией. В мае 1961 ООН приняла план передачи власти Голландии под эгиду комитета ООН, а с 1 мая 1963 — администрации Индонезии. Задача индонезийской революции — достижение независимости на всей территории страны — была решена.

Правительство Сукарно противостояло объединению Малайи, Саравака, Сабаха и созданию Федерации Малайзии. Оно разорвало дипломатические отношения с Малайзией и объявило ей в сентябре 1963 конфронтацию. Нарастание внутриполитической напряжённости и противостояния различных политических сил в Индонезии привело к трагическим событиям 30 сентября 1965, за которыми последовали массовые репрессии против членов КПИ и её организаций, а также кампания за свержение Сукарно с поста президента. 11 марта 1966 первый президент Индонезии издал приказ о передаче полномочий Сухарто. 12 марта была запрещена деятельность КПИ. В июне-июле 1966 состоялась сессия ВНКК, которая утвердила Сухарто как и.о. президента. ВНКК обновленного состава в марте 1968 избрал Сухарто президентом. Процесс легитимного утверждения режима нового порядка, установившегося фактически с 1 октября 1965, завершился.

Выборы в парламент, Народный консультативный конгресс (НКК) и местные органы самоуправления  состоялись в июле 1971. Новое партийное образование — Голкар и армейская фракция — получило в парламенте 73% всех мандатов. В 1972—73 на основе слияния партий была создана новая партийная система, которую составили Партия единства и развития (ПЕР), Демократическая партия Индонезии (ДПИ) и Голкар. В марте 1973 на 5-й сессии НКК Сухарто был избран президентом, что означало легитимное утверждение авторитарного режима нового порядка, который при определённой эволюции продержался 32 года. На сессии НКК в марте 1998 Сухарто был избран на 7-й срок президентства. Однако финансовый и структурный кризисы резко обострили социально-экономические и политические противоречия в стране, что вынудило Сухарто уйти с поста президента в мае 1998. Согласно Конституции 1945 на пост президента вступил вице-президент Б.Ю. Хабиби, провозгласивший «эру реформирования».

После неоднократных попыток подавить выступления жителей Восточного Тимора, требующих независимости, был проведён референдум, итоги которого предопределили выход провинции из состава Индонезии.

В феврале 1999 НКК утвердил закон, разрешавший создание новых политических партий, закон о всеобщих выборах, закон о составе и соотношении между НКК и Советом народных представителей (СНП). Он сокращал фракцию армии в высших государственных органах, но оставлял за армией двойную функцию (военную и социально-политическую) на несколько лет. Эти законы, а также другие законодательные акты (о правах человека, порядке внесения дополнений и поправок в Конституцию, изменении отношений центра и регионов) предопределили начало реформирования всей политической системы и обновления норм государственного права. В мае 1999 прошли парламентские выборы. На заседании НКК на пост президента был избран Абдуррахман Вахид, а вице-президентом стала Мегавати Сукарнопутри. Политический кризис, предопределённый разногласиями законодательной и исполнительной власти, и усиление центробежных тенденций привели к созыву специальной сессии НКК в июле 2001, на которой пятым президентом Индонезии была утверждена Мегавати Сукарнопутри, а вице-президентом Хамза Хаз. Её правительство взаимного сотрудничества продолжило реформирование политического и государственного устройства. Главными задачами были сохранение целостности государства, достижение единства и восстановление поступательного развития страны.

Государственное устройство и политическая система Индонезии

Индонезия — унитарное государство с президентской формой правления. Президент является главой государства и формируемого им правительства, верховным главнокомандующим Вооружёнными силами.

В Индонезии 32 провинции, включая два особых района: Нанггру Ачех Даруссалам, Северная Суматра, Западная Суматра, Риау, Джамби, Южная Суматра, Бенгкулу, Лампунг, Архипелаг Бангка Белитунг, Д.К.И.Джакарта, Западная Ява, Центральная Ява, Д.И.Джокьякарта, Восточная Ява, Бантен, Бали, Западная Нуса Тенггара, Восточная Нуса Тенггара, Западный Калимантан, Центральный Калимантан, Южный Калимантан, Восточный Калимантан, Северный Сулавеси, Центральный Сулавеси, Южный Сулавеси, Юго-Восточный Сулавеси, Горонтало, Молукку, Северный Молукку, Папуа, Восточная Папуа, Западная Папуа. Административные единицы второй категории — районы (kebupaten, 268) и муниципалитеты (kotamdya, 85); подрайоны (kecamatan, 4 424); деревни (desa, 68 819).

Города-миллионеры: Джакарта, Сурабайя, Бандунг, Семаранг, Медан, Палембанг, Банджармасин. Перспективен рост Макасара. Каждая провинция имеет свою столицу.

Действует Конституция 1945. В октябре 1999 — мае 2002 на заседаниях высшего законодательного органа — НКК были приняты дополнения к Конституции, согласно которым число членов НКК остаётся прежним (700), однако часть из них (500) — члены парламента, остальные (200) представляют провинции и другие группы. НКК осуществляет законодательные функции. Он полномочен принимать дополнения и поправки к Конституции, издавать постановления, утверждать правительственный курс, включая экономические планы. Председатель НКК Акбар Танджунг. Парламент однопалатный, 500 депутатов избираются на всеобщих выборах. Председатель парламента Амин Раис. Глава государства и правительство ответственны перед парламентом.

В 2004 должны пройти парламентские выборы на основе нового закона о выборах, который обязывает политические партии при выдвижении кандидатов в члены парламента, провинциальные парламенты, муниципалитеты и районы не менее 30% мест от числа кандидатов предоставлять женщинам. Лица, состоявшие в КПИ, не могут выдвигаться в кандидаты. Мелким партиям, не набравшим необходимый минимум голосов, запрещено формировать коалиции. В том же году пройдут прямые выборы президента и вице-президента. Их полномочия ограничиваются двумя сроками по 5 лет.

Исполнительная и законодательная власть административных единиц. В 2000 СНП утвердил следующую иерархию законов и постановлений: Конституция 1945, постановления СНП, законы, правительственные постановления, заменяющие законы, постановления правительства, декреты президента, постановления районов.

В стране проводится децентрализация управления и разделение полномочий между центром, провинциями и регионами. Созданы дополнительные конституционные органы: парламенты представителей районов. Дополнение к Конституции 2001 предусматривает создание Конституционного суда.

До падения режима нового порядка в 1998 партийная система была представлена тремя политическими партиями — Голкар, ПЕР и ДПИ. В 1999 к парламентским выборам было допущено 48 партий из 126 зарегистрированных.

Организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата Индонезии, несколько десятков отраслевых ассоциаций.

В последние годы широкое распространение в городах получили неформальные гражданские объединения. В них входят сторонники защиты национальной культуры, природы, прав человека, они оказывают помощь населению во время стихийных бедствий. Заметную роль в общественном движении занимают многочисленные молодёжные и женские организации, форумы учёных и политиков.

Внутриполитическая обстановка осложняется усилением центробежных тенденций, религиозных и межэтнических противоречий, террористическими актами в ряде регионов. Для ослабления напряжённости правительство ведёт переговоры, с тем чтобы избежать силовых действий. Наиболее сложная обстановка сохраняется в Ачех.

Индонезия поддерживает отношения со всеми ведущими державами мира, включая РФ. В мае 2003 состоялся визит президента И.М. Сукарнопутри, результатом которого было подписание президентами РФ и Индонезии. Декларации о развитии сотрудничества во всех сферах и областях. Индонезия успешно укрепляет свои позиции в АСЕАН, АТЭС, Движении неприсоединения, Организации Исламская конференция.

Общая численность Вооружённых сил составила в 2001 297 тыс., Сухопутные войска 214 тыс., стратегический резерв 30 тыс., спецподразделения 6,2 тыс. чел. В 1999 был принят закон, сокращавший представительство армии в парламенте с 75 до 38 мест. В будущем составе парламента военная фракция не предусматривается. Была отменена социально-политическая функция армии. Подчинение и командование армейскими и полицейскими силами разделены. Однако армия продолжает оставаться влиятельной силой во внутриполитической жизни страны.

Индонезия имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1950).

Экономика Индонезии

Преобразование колониальной структуры экономики началось в 1950.

В основу государственной экономической политики были положены курсы либеральной экономики (1950—57), направляемой экономики (1957—65), экономической демократии (1966—98) и реформирования развития (с 1998). Первый долгосрочный план развития (1969/70—1994/95) включал пять взаимосвязанных среднесрочных планов.

Среднегодовые темпы прироста ВВП составляли в 1950—65 2—3%, в 1975—84 — 7,2% , в 1985—95 — 7,1%, в 1996 — 7,8%. В результате финансового кризиса темпы прироста ВВП в 1998 упали до 13,8 %. Инфляция выросла с 12 до 77,6%. ВВП уменьшился с 220 млрд долл. в 1996 до 141 млрд долл. США в 1999. В 2001 он поднялся лишь до 156 млрд долл. США. Темпы прироста ВВП в 2002 составили 3,7%. Доход на душу населения вырос с 75 долл. в 1966 до 1013 долл. США в 1996. Однако в 1998 он сократился до 484 долл. США. Индонезия переместилась из разряда стран со средним доходом в группу стран с низким доходом. Подушевой доход в 2001 вырос лишь до 740 долл. США. Официально зарегистрированная безработица увеличилась с 5,5% в 1998 до 6,4% в 1999.

В 2001 в структуре ВВП удельный вес аграрного сектора, включая рыболовство и лесное хозяйство, составлял (в %) 16,39, горнодобывающей промышленности — 13,59, обрабатывающей промышленности — 26,11, торговли, отелей, ресторанов — 16,09, электро-, газо-, водоснабжения — 1,16, строительства — 5,64, транспорта и связи — 5,35, финансов и деловых услуг — 6,20, услуг — 9,46.

Доля занятых в структуре ВВП (2001, в %): в аграрном секторе, включая рыболовство, лесное хозяйство, 43,77; в торговле 19,24; в обрабатывающей промышленности 13,31; в услугах 12,12; в прочих отраслях 11,56.

В Индонезии имеется ок. 350 горнодобывающих предприятий. Доля отрасли в ВВП 13,59%, в отрасли трудится 725 тыс. чел., или 0,8% всех занятых (2001).

Согласно Конституции 1945 все богатства недр принадлежат государству и должны в максимальной степени использоваться для повышения благосостояния народа.

Добываются: нефть, природный газ, уголь, золото, серебро, а также йод, сера, фосфаты, кварцевый песок, каолин, асфальт, гранит, мрамор, известняк и др. Разрабатываются месторождения олова, бокситов, медной, никелевой, марганцевой руд. Горнодобывающие компании объединены в Индонезийскую ассоциацию горнодобывающих предприятий.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП 26,11%, в отрасли занято 10,6% трудящихся (2001). В 2000 было более 22 тыс. крупных и средних предприятий (0,8% всех предприятий), но на них производилось 89% добавленной стоимости, создаваемой в отрасли.

Крупнейшим предприятием в металлургической промышленности является интегрированный сталелитейный комплекс «Кракатау стил» в Чилегоне (Западная Ява), занимающий 1-е место в Юго-Восточной Азии по объёму продукции. Комплекс располагает необходимой инфраструктурой, включая самый крупный глубоководный порт Чиандунг.

В алюминиевой промышленности ведущим предприятием является японо-индонезийское предприятие «ПТ. Иналум».

В нефтеперерабатывающей промышленности имеется 8 заводов общей мощностью св. 1 млн барр. в сутки, которые принадлежат Пертамине. Семь заводов по производству сжиженного газа дают продукцию, обеспечивающую Индонезии 1-е место по поставкам сжиженного газа на мировой рынок. В 2001 был принят закон о нефти и газе. Он призван ослабить монополию Пертамины в отрасли, которая лишается права заключения контрактов от имени правительства. К 2005 предполагается устранить ее монополию на переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти и нефтепродуктов.

Нефтехимическая промышленность даёт стране азотные удобрения, бензол, метанол, параксиленовые кислоты.

Высокими темпами развивалась цементная промышленность, часть продукции которой экспортируется.

Ведущими отраслями лёгкой промышленности являются текстильная, пищевкусовая, производство кожевенных изделий, деревообрабатывающая, мебельная, фармацевтическая. В 2001 общая стоимость продукции отрасли составила 36,8 трлн рупий, 15,6% приходилось на пищевкусовую промышленность.

С 1980-х гг. появились новые отрасли промышленности — электротехническая, электронная, а также модернизировались старые. Значительное развитие получило судостроение, центрами которого являются верфи портов Танджунг Приок, Танджунг Перак, Белаван и Танджунг Уганг.

В автомобильной промышленности при участии ведущих автокомпаний мира налажены сборка ряда марок легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, а также производство отдельных компонентов.

Общая площадь земли, находящейся в сельскохозяйственном обороте (без Папуа и Молукк), составляла в 2000 46,9 млн га, земли под строениями и приусадебными участками 17,2 млн га, плантации занимали 16,7 млн га (26,08%), под неорошаемыми полями и садами находилось 12,9 млн га (20,19%), под лесом 8,8 млн га (13,74 %), под орошаемыми полями 7,8 млн га (12,15%).

В продовольственных культурах доминирует рис, выращиваются кукуруза, маис, соя, сахарный тростник, табак. Под рисом в 2001 находилось 11,5 млн га, с которых было собрано 50,5 млн т необрушенного риса (56,4% — на Яве). Средняя урожайность риса 44 ц с 1 га.

Плантационный сектор представлен государственными, частными (местными и иностранными) плантационными хозяйствами. Основные плантационные культуры: гевея (539 тыс. га), масличные и кокосовые пальмы, кофейные деревья, какао-бобы, чай, специи.

Индонезия занимает в мире: 2-е место после Таиланда по производству каучука (в 2002 было экспортировано 1,23 млн т), 2—3-е место (в зависимости от года) по поставкам пальмового масла, 4-е место — по производству кофе (общая площадь под этой культурой превышает 1,2 млн га). Крестьянские хозяйства производят 95% всего кофе.

Индонезия сохраняет лидирующие позиции как поставщик копры, мускатного ореха, перца, ванилина, занимает 4-е место по какао-бобам.

Удельный вес рыболовства составляет 2,9% ВВП. Улов крабов, креветок, тунца 4 млн т (2000). Незаконная ловля рыбы ежегодно приносит убытки св. 2 млрд долл. США в год. Потенциальные возможности ловли рыбы оцениваются в 6,7—7,5 млн т.

На Яве, Бали и в ряде провинций Суматры хорошо развита автодорожная сеть. Общая протяжённость автодорог составляла св. 360 тыс. км, из которых 57% — с асфальтовым покрытием (2001). Дороги подразделяются на государственные, провинциальные, районные. Перед кризисом 1997—98 была принята правительственная программа сооружения скоростных магистралей, мостов, соединяющих Суматру с Явой; острова Бали и Мадура с Явой. Но из-за финансовых трудностей её  реализация осуществляется лишь частично.

Железнодорожное сообщение получило незначительное развитие. Протяжённость железных дорог на Яве 5,1 тыс. км, а на Суматре не связанные между собой участки железных дорог в совокупности составляют 1300 км (2001). Разработаны проекты модернизации имеющихся дорог и сооружения новых на Суматре, Яве, Калимантане.

Океанский флот насчитывает более 50 судов. Межостровное сообщение обслуживают 2793 судна местного производства и огромный традиционный флот.

В Индонезии имеется 658 морских портов, из них: в ведении госкомпании «ПТ. Пелиндо» — 112. Крупнейшие порты: Танджунг Приок, Танджунг Перак, Семаранг (на Яве), Белаван (Суматра), Думаи (Риау). Остров Батам (6 портов) становится перегрузочным портом мирового класса. Помимо этих портов, есть ещё три грузовых терминала и более 40 верфей. Другой порт — в Макасаре — является морскими воротами в Восточную Индонезию.

Общее число авиационных компаний превысило 30, число воздушных судов в государственных и частных компаниях 514, из них 412 самолётов и 102 вертолёта (2001). В Индонезии имеется около 180 коммерческих аэропортов, из них 41 крупный. Главный международный аэропорт — имени Сукарно Хатта в Ченгкаранге (близ Джакарты). Международный аэропорт Ханг Надим на Батаме принимает самолёты класса DC-10 и Boeing 747. Расширены и модернизированы аэропорты в Восточной Индонезии — Сам Ратуланги в Манадо, имени Хассануддина в Макасаре, Сепинган в Понтианаке.

В 2001 число почтовых отделений составило 8351, телефонов — 6,7 млн. Монопольное положение в охватывающей всю страну телекоммуникационной связи занимают государственные компании «ПТ. Индосат» и «ПТ. Телком», а также частная «ПТ. Сателиндо». Планируется создание инфраструктуры мультимедийной связи «Нусантара XXI века».

Туристская индустрия — одна из самых доходных отраслей (4—6 млрд долл. США в год). В 2001 Индонезию посетило 5,1 млн туристов. Из-за террористического акта на Бали 12 сентября 2002 ок. 1,5 млн туристов отменили свои туры в Индонезию, и доходы от туризма сократились почти на 1 млрд долл. Индонезия упрощает визовый режим и таможенные процедуры, координирует туристскую политику с другими странами АСЕАН.

В промышленной политике правительство исходит из необходимости повышения конкурентоспособности индонезийских товаров на мировом рынке. Расширение возможностей средних и мелких предприятий позволяет решать проблемы занятости, развития импортозамещения. Модернизация перерабатывающих предприятий должна содействовать увеличению добавленной стоимости и укреплению позиций Индонезии на мировом рынке как одного из ведущих поставщиков сельскохозяйственной продукции. Ослабление зависимости промышленности от импортных компонентов — одна из центральных задач.

Индонезия продолжает политику либерализации инвестиционного климата. Иностранным компаниям предоставляются долгосрочные контракты на 30-летний период с правом продления срока деятельности. Разрешается открытие компаний со 100%-м иностранным капиталом. Для иностранных инвестиций открыты почти все отрасли, в т.ч. промышленность, инфраструктура, атомная энергетика. Действующим в бондовых зонах компаниям предоставляются особые льготы, почти полное освобождение от налогов и сборов.

Индонезия подписала многосторонние соглашения с более чем 50 странами и является членом Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций.

В 2000 правительство ограничило деятельность иностранных компаний в общественном транспорте, межостровном морском сообщении, внутренней торговле, кино (съёмка, прокат), радио- и телевещании. Разрабатывается новый закон об иностранных инвестициях, по которому иностранные инвесторы будут приравнены к национальным.

Финансовый кризис 1997—99 выявил структурную слабость банковской системы. В 1997 было образовано Агентство по реструктуризации банковской системы, которое провело реструктуризацию и рекапитализацию банков. На основе слияния 4 госбанков был создан Банк Мандири. Банк Негара Индонесиа, Банк Ракьят Индонесиа, Банк Табунган Негара, 26 провинциальных банков развития и 12 бывших частных банков перешли под контроль правительства. Число банков сократилось с 237 в 1997 до 149 в 2000. Эти и другие меры содействовали оздоровлению банковской системы.

Индонезия придерживается политики строгой бюджетной дисциплины. Финансовый год совпадает с календарным.

Государственный бюджет 2003 исходит из экономического прироста 4%, объёма ВВП в размере 1940 трлн рупий, курса рупии 9000 за 1 долл. США, инфляции на уровне 9%, ставки на 3-месячные облигации центрального банка 13%, цены нефти 22 долл. США за 1 барр. Дефицит бюджета должен составить 1,8% ВВП.

Доля налоговых поступлений в бюджете не превышает 80%. Ок. 40% расходной части бюджета выделено для обслуживания внешнего долга. Расходная часть бюджета включает текущие расходы и бюджет развития.

Бюджет развития определён в 65,1 трлн рупий (3,4% ВВП). На образование, культуру, развитие молодёжи и спорта выделяется 15,1 трлн; на сельское хозяйство, рыболовство, ирригацию 9,5 трлн; на транспорт, метеорологию и геофизику 9,1 трлн; на оборону и безопасность 7,2 трлн; на социальные нужды, здравоохранение 6,6 трлн рупий.

Внешний долг составлял в 2002 133,1 млрд долл. США, в т.ч. государственный 69,4 млрд, долги частного сектора 63,7 млрд. Внутренний долг государства, образовавшийся в связи с реструктуризацией и рекапитализацией банковского сектора, составлял 72 млрд долл. США, т.е. почти 1/2 ВВП.

Относительная фискальная устойчивость 1990—96 была нарушена кризисом. Законы о региональной автономии передают часть фискальных функций и ответственности районным и муниципальным властям.

Внешняя торговля в 2002 продолжала восстанавливаться после кризиса. Доходы от экспорта составили 57 млрд долл. США (из них ненефтегазовый сектор дал 44,9 млрд долл.). На импорт было затрачено 31,2 млрд, при этом на ненефтегазовый сектор пришлось 24,8 млрд долл. Объём торговли Индонезии с РФ ок. 250 млн долл. США.

От дальнейшей помощи МВФ Индонезия отказалась в 2003. Индонезия вошла в процесс формирования асеановской зоны свободной торговли (АФТА), подписала соглашение об «АСЕАН+3», соглашения о создании к 2010—15 зон свободной торговли АСЕАН-КНР, АСЕАН-Япония и АСЕАН-Индия. Принимает участие во всех мероприятиях АТЭС, поддерживает все коллективные действия по  борьбе с международным терроризмом и обеспечению безопасности региональных торгово-экономических контактов. Выступила с инициативой создания Диалога стран юго-западной части Тихого океана.

В ВТО Индонезия поддерживает либерализацию торговли, настаивая на снятии введённых США и другими развитыми странами протекционистских барьеров, а также использует нормы ВТО для защиты внутреннего рынка. Является единственной страной Азии в ОПЕК. Соблюдает установленную квоту добычи 1,27 млн барр. в день и выступает за приглашение РФ в ОПЕК.

Являясь членом Ассоциации производителей кофе, Индонезия участвует в совместных мерах по предотвращению падения цен на кофе. В 2000 было создано Трёхстороннее сотрудничество производителей каучука, в которое вошли Индонезия, Малайзия и Таиланд. В августе 2002 был создан Трёхсторонний консорциум производителей каучука для координации усилий сторон в вопросах ценообразования.

Наука и культура Индонезии

Согласно данным Министерства национального образования, в 2000/01 учебном году в 148 964 школах 1,129 млн учителей обучало 25,7 млн учеников. В 76 государственных университетах и высших школах было 918,6 тыс. студентов и 52 тыс. преподавателей, в 1670 частных высших учебных заведениях было 1,8 млн студентов и 142 тыс. преподавателей. В 14 мусульманских институтах (кроме Ачех и Молукк) училось 72,5 тыс. слушателей.

Основные научные центры: Индонезийский научно-исследовательский институт, выполняющий ряд функций Академии наук, Индонезийский университет, Университет Гаджа Мада, Богорский технологический институт. Координирующую роль в развитии науки и технологий выполняют Министерство государственных научных исследований и технологий, Агентство по развитию стратегических отраслей промышленности, Национальный совет по исследованиям, Центр развития науки и техники. Принята Стратегическая программа развития национальной науки и технологий на 2000—04, основной задачей которой является улучшение социальноэкономических показателей и преодоление отставания Индонезии в науке и технологиях.

Общеиндонезийская культура формировалась на основе богатейшего наследия самобытных культур сотен народностей и этнических единиц. Её становление и развитие были неразрывно связаны с борьбой за независимость, что отразилось на формировании национального самосознания и единой нации. Характерная черта индонезийской культуры — плодотворный синтез культурного наследия и творческого восприятия мировой культуры. В плеяду индонезийских прозаиков, поэтов, драматургов входят Сутан Такдир, Амин Хамзах, Х.Анвар, Утуи Тантанг Сонтани, Армаин, Сануси Панэ, Иван Симатупанг, Умар Кхаям, Путу Виджайя, Сонтани, Аип Росиди, Рендра и многие другие. К молодому поколению относятся Гунаван Мухамад, Тауфик Исмаил. Классиком индонезийской литературы является писатель Прамудья Ананта Тур.

В живописи, основоположником и классиком которой является Раден Салех, доминирует реалистическое направление. Его представляют Хенг Нгатунг, Сударсоно, С.Суджойоно, Хендра Гунаван, Супарто. К импрессионизму тяготеет живописец Дулах. Экспрессионизм характерен для поздних работ Х.Гунавана, Басуки Ресобово.

В Джакарте есть Академия изобразительного искусства. С 1980-х гг. расширились творческие союзы художников, скульпторов и архитекторов. Появляются самые различные символические, формалистические течения, расширяется проникновение западной культуры и искусства.

Добавить комментарий