Вы здесь
Главная > Страны мира > Германия > Германия: география, история, экономика и политика

Германия: география, история, экономика и политика

Germany

Общие сведения о Германии

Официальное название — Федеративная Республика Германия, ФРГ (Bundesrepublik Deutschland; Federal Republic of Germany). Расположена в Центральной Европе. Площадь 357,02 тыс км2. Численность населения — 82,5 млн чел. (октябрь 2002). Государственный язык — немецкий. Столица — г. Берлин (3,395 млн чел., ноябрь 2002). Государственный праздник — День немецкого единства 3 октября (с 1990). Денежная единица — евро (с 2002, в 1948—2001 немецкая марка).

Член ок. 70 международных организаций, в т.ч. ООН (с 1973), ЕС (с 1957), НАТО (с 1955), а также МВФ, ОЭСР, ВТО, «большой семёрки» и др.

Достопримечательности Германии

География Германии

Координаты крайних точек Германии: северная — 8°24 ’44 ’’ восточной долготы и 55°03 ’33 ’’ северной широты; восточная — 15°02 ’37 ’’восточной долготы и 51°16 ’22 ’’северной широты; южная — 10°10 ’46 ’’восточной долготы и 47°16 ’15 ’’северной широты; западная — 5°52 ’01 ’’восточной долготы и 51°03 ’09 ’’северной широты. Наибольшая протяжённость с севера на юг — 876 км, с запада на восток — 640 км.

Германия омывается морями: Северным и Балтийским, побережье морей преимущественно низкое, плоское, нередко изрезанное бухтами и эстуариями. В Шлезвиг-Гольштейне балтийское побережье изрезано фьордами, а в Мекленбурге-Передней Померании преобладают лиманные берега. В состав Германии входят острова: Восточно-Фризские и Северно-Фризские, Гельголанд и Дюне в Северном море, Рюген (самый крупный немецкий остров — 930 км2), Хиддензе и Фемарн в Балтийском море.

Общая протяжённость сухопутных границ — 3757 км. Германия граничит с 9 странами: Данией на севере (67 км), Чехией (811 км) и Польшей (442 км) на востоке, Австрией (815 км) и Швейцарией (316 км) на юге, Францией (448 км), Люксембургом (135 км), Бельгией (156 км), Нидерландами (568 км) на западе.

Германия отличается исключительно разнообразными ландшафтами. Территория страны повышается с севера на юг и делится на 5 ландшафтных зон: Северо-Германская низменность с ярко выраженными формами ледникового рельефа; Среднегерманские средневысотные горы и возвышенности (Рейнские Сланцевые горы высотой до 880 м, Везерские горы, Тюрингский Лес, в центре страны — массив Гарц, на востоке — Рудные горы на границе с Чехией и Баварский Лес); Юго-западное Германское среднегорье (массивы Шварцвальд, Оденвальд, Шпессарт и др.); Южно-германское предальпийское плоскогорье (Швабско-Баварское плато высотой от 600 м на севере до 300 м на юге, Дунайская низменность); Баварские Альпы — передовые хребты Восточных Альп с широким развитием ледниковых и карстовых форм рельефа. Наивысшие вершины Германии — в Северных известняковых Альпах: Цугшпитце — 2962 м, Хохваннер — 2746 м, Хёлленталшпитце — 2745 м; в других горных массивах выделяются Фельдберг (Шварцвальд) — 1493 м, Гроссер Арбер (Баварский Лес) — 1456 м.

Германия бедна полезными ископаемыми. Важнейшие из них: каменный уголь (запасы промышленного значения — ок. 22 млрд т), прежде всего в Рурском, Саарском и Ахенском угольных бассейнах; бурый уголь (ок. 160 млрд т), в т.ч. в Северном Гессене, в районах Кёльна и Лейпцига; калийные соли — предгорья Гарца, бассейн Вера, каменная соль (район Неккара, Верхняя Бавария). Имеются также небольшие месторождения нефти (запасы оцениваются в 31 млн т), газа, железной, урановой и полиметаллических руд, графита и др.

Преобладают подзолистые и бурые лесные почвы. Наиболее плодородные почвы (чернозёмные) — в защищённых речных долинах, межгорных районах, особенно на юго-востоке, а также на Магдебургской равнине. В плоскогорьях и горах каменистые почвы, чередующиеся с торфяно-болотными, малопригодными для земледелия.

Германия расположена в зоне воздействия умеренно-прохладных западных ветров. Климат умеренный, морской и переходный от морского к континентальному. В горных районах проявляется высотная климатическая поясность. Большие температурные колебания редки, однако погода изменчива. Средняя январская температура на равнинах от +1,5°С до –0,5°С, в горах до –5—6°С. Средняя температура в июле на северо-германских равнинных территориях +17—18°С, в защищённых южных долинах +18—20 °С, в горах +14°С и ниже. В целом же среднегодовая температура +9°С.

Годовые суммы осадков на равнинах в среднем 600—700 мм, в горах — до 1600—2000 мм. Максимум осадков на северо-западе приходится на осень, минимум — на весну, южнее максимум приходится на лето и минимум — на зиму.

Крупнейшая в Германии транспортная артерия — р. Рейн (865 км), вытекающая из Боденского озера на юге страны и впадающая в Северное море. Она судоходна на протяжении 778 км. К важнейшим рекам также относятся Эльба (700 км), Дунай (647 км), Майн (524 км). Большинство рек зимой не замерзает. Кроме того, имеются судоходные каналы: Среднегерманский (321 км, соединяет Рейн и Эльбу), Дортмунд—Эмс (269 км), Майн—Дунай (153 км), Кильский (99 км), соединяющий Балтийское и Северное моря. В Германии множество озёр, преимущественно небольших; к числу же крупнейших относятся Боденское озеро (общая площадь — 571,5 км2, в т.ч. германская часть — 305 км2) и Мюриц (110,3 км2).

Растительный мир Германии сильно изменился под воздействием деятельности человека. Хотя почти 30% территории страны покрыто лесами, они в основном саженые и сильно окультуренные. Много деревьев хвойных пород: на севере преобладает сосна, в центре и на юге — ель. На плоскогорьях и невысоких горах леса с преобладанием широколиственных пород. Немало буковых лесов, где также встречаются дуб, граб, клён, липа, берёза и др. В долине Дуная встречается степная растительность, на юго-западе — средиземноморская, на северных равнинах и Баварском плато — торфяные болота. Для высокогорий Альп характерны субальпийские и альпийские луга с многообразием трав и кустарников.

Крупные дикие животные полностью (тур) или в значительной степени (волк, медведь) истреблены. Некоторые животные и птицы имеются лишь на охраняемых территориях и в заповедниках (лоси, орлы, филины). Значение для охоты имеют косули, олени, а также кабаны, зайцы, фазаны и др. Много разнообразных птиц, в частности на морских берегах — водоплавающих. Рыбные запасы в последние десятилетия сильно уменьшились из-за загрязнения рек и прибрежных вод.

Население Германии

В западных федеральных землях Германии проживает 79% населения, а в восточных — 21%. По плотности населения (231 чел./км2) Германия относится к наиболее густонаселённым странам Европы (4-е место). Однако население распределено по территории страны крайне неравномерно. Так, в промышленных агломерациях Рейна и Рура плотность населения ок. 1100 чел./км2, тогда как в Мекленбурге-Передней Померании — 76 чел./км2. Восточные земли заселены не столь плотно, как западные, в них находится только два крупных города с населением более 300 тыс. чел. (не считая Берлина).

Большинство населения страны живет в селах и небольших городах и только треть населения проживает в крупных городах с населением более 100 тыс. чел.

Естественного прироста населения в Германии фактически нет: в 1991 — 2002 ежегодно умирало больше людей, чем рождалось. Так, в 2001 число умерших превысило число рождённых на 94 тыс. чел. При этом в Германии до 2002 снижалась как рождаемость, так и смертность: в 2001 родилось 734,5 тыс. (8,9‰ против 9,4‰ в 1999), а умерло 828,5 тыс. (10,1‰ против 10,3‰). В 2002 родилось 725 тыс. детей, умерло 845 тыс. чел., что почти на 3% превышает уровень предыдущего года. Отрицательная разница между родившимися и умершими выросла до 120 тыс. чел.

Детская смертность в Германии невелика — 3,9 чел. На 1000 живорождённых — и продолжает снижаться.

Однако население страны не сокращается и даже немного растет вследствие превышения иммиграции над эмиграцией: в 2001 эта разница составила 275 тыс. чел., тогда как в 2000 всего 167 тыс. Приток происходит за счёт как иностранцев, так и переселенцев немецкой национальности, но первая категория преобладает. Средняя продолжительность жизни 74,5 года у мужчин и 80,8 года у женщин (2000).

Из 82,44 млн чел. в кон. 2001 мужчин было 40,27 млн чел., женщин — 42,17. Возрастная структура населения характеризуется сужением основания (дети и подростки) и растущим числом жителей 65 лет и старше (наблюдается резкое уменьшение населения в возрасте 55—60 лет, что объясняется падением рождаемости в период 2-й мировой войны). Доля жителей в возрасте до 15 лет составляла в 2001 15,3%, 15—24 года — 11,4%, 25—44 года — 30,4%, 45—64 года — 25,9%, 65 лет и старше — 17,1%. Доля последней возрастной группы увеличилась по сравнению с 1999 на 1%, а первой снизилась на 0,4%.

Национальный состав Германии однороден, подавляющая часть населения — немцы (не считая временных иммигрантов). В стране имеются небольшие интегрированные этнические группы лужицких сорбов (потомки славянских племен, 60 тыс. чел.), фризов (12 тыс. чел.), датское меньшинство в Шлезвиг-Гольштейне (более 50 тыс. чел.).

По национальной (государственной) принадлежности немцами являются 75,1 млн жителей страны (кон. 2001). Численность иностранцев — 7,3 млн чел. (8,9%), среди которых граждан Турции — 1,95, Сербии и Черногории — 0,63, Италии — 0,62, Греции — 0,36, Польши — 0,31 млн чел. Число граждан бывшего СССР (не считая немецких переселенцев) — чуть более 50 тыс. чел. Более половины всех иностранцев живёт в Германии 10 лет и более.

Общая численность иностранцев в последние годы остаётся относительно стабильной, но ниже максимума, достигнутого в 1997 (7,37 млн). Если в 1980—89 число иностранцев увеличилось всего на 393 тыс. чел., то в 1989—93 — более чем на 2 млн чел.

Официальный язык — немецкий. Однако в стране имеется немало диалектов (фризский, швабский, баварский, франконский, мекленбургский и др.).

Ок. 55 млн чел. считают себя христианами, из которых примерно 26,6 млн — протестанты (преимущественно лютеране) и 26,8 млн — католики. Евангелическая церковь объединяет лютеранские, униатские и реформированные церкви. По сравнению с сер. 1990-х гг. число как протестантов, так и католиков сократилось примерно по 1 млн, причём протестанты утратили своё незначительное большинство. Более 1 млн чел. Исповедуют православную религию.

Кроме того, в Германии проживает 2,6 млн мусульман и 88 тыс. приверженцев иудаизма (объединённых в еврейские общины), причём в отличие от двух ведущих церквей, где заметно сокращение членов, в последних наблюдается определённый рост.

История Германии

Человек на территории Германии появился за 500 тыс. лет до н.э., в эпоху нижнего палеолита. В 1-м тыс. до н.э. большую часть территории Германии заселили племена германцев. В 9 г. н.э. князь германского племени херусков Арминий одержал победу в Тевтобургском Лесу над тремя римскими легионами, и этот год долгое время считался началом немецкой истории, а Арминий — первым германским национальным героем. В 6—8 вв. франки подчинили всю территорию Германии, вошедшую в состав Франкского государства, достигшего наибольшего могущества при Карле Великом. Вскоре после его смерти (814) государство распалось: возникли Западная и Восточная империи.

Обособление германских земель и становление собственно германского государства относится к 10 в. Первым германским королём считается франкский герцог Конрад I (911—19). Настоящим властителем империи стал только Оттон I (936—73), в 962 завоевавший Северную Италию и коронованный римским папой императором. Этим было положено начало Священной Римской империи. При Фридрихе I Барбароссе (правил в 1152—90) началась феодальная раздробленность, резко усилившаяся в 13 в. Несмотря на раздробленность, в стране происходило бурное экономическое развитие, рост ремёсел и торговли. В ходе революционного коммунального движения, начавшегося в кон. 11 в. восстаниями в рейнских городах Вормсе, Кёльне и др. и продолжавшегося вплоть до 14 в., многие города освободились от власти сеньоров, добились самоуправления, личной свободы горожан. Было создано объединение Северо-германских городов — Ганза, сосредоточившее в своих руках почти всю посредническую торговлю между германским побережьем, Скандинавией, Русью, Англией и Нидерландами.

В нач. 16 в. давно вызревавшие оппозиционные настроения охватили различные социальные слои и вылились в первые крупные социально-политические выступления в Германии, начало которой положило выступление Мартина Лютера против индульгенций (1517). Восстание имперского рыцарства (1522—23) и Крестьянская война (1525) потерпели неудачу. Однако религиозно-политическая борьба продолжалась ещё несколько десятилетий. По Аугсбургскому религиозному миру (1555) князья получили право определять религию своих подданных. Протестантство обрело равные права с католичеством.

Конфессиональные и политические противоречия привели к тридцатилетней войне (1618—48), во время которой огромные германские территории были опустошены и обезлюдели. По Вестфальскому миру 1648 часть территории Германии отошла к Франции и Швеции. Территориальная раздробленность страны (ок. 300 княжеств на 4 млн населения) была закреплена юридически. В 18 в. при Фридрихе II Гогенцоллерне (Великом) (1740—86) мощной военной державой стало Прусское королевство, присоединившее к себе Силезию и часть Польши. Однако неудачная попытка Пруссии и Австрии остановить революционное движение во Франции обернулась ответным ударом наполеоновских войск, в результате которого окончательно рухнула Священная Римская империя германской нации. После победы над Наполеоном и Венского конгресса (1814—15) был создан Германский союз как объединение суверенных государств, но при явном доминировании Пруссии и Австрии.

В нач. 19 в. в созданном в 1806 под протекторатом Франции Рейнском союзе и в Пруссии проводились реформы, направленные на устранение феодальных барьеров для политического и экономического развития (в Пруссии это связано с именами К. фон Штейна, К.А. Гарденберга, В. Гумбольдта).

В 1830-е гг. начался процесс индустриализации, прежде всего в Рейнской области и Саксонии. В 1834 возник Германский таможенный союз 18 государств во главе с Пруссией. Процесс индустриализации обострил социальные проблемы и породил зачатки рабочего движения. В 1844 произошло первое крупное выступление немецкого пролетариата (восстание силезских ткачей, подавленное прусской армией). В 1840-х гг. на германской почве зародился марксизм, претендовавший на выражение интересов пролетариата в мировом масштабе.

Бурный экономический рост сопровождался возвышением Пруссии, премьер-министром которой в 1862 стал Отто фон Бисмарк, взявший курс на объединение Германии.

Первыми шагами на этом пути стали Датская война 1864 (отторжение у Дании Шлезвиг-Гольштейна) и австро-прусская война 1866, которая завершилась разгромом австрийской армии при Садовой (3 июля 1866). По условиям Пражского мира 1866 Австрия сошла с германской политической сцены. Её бывшие союзники (Нассау, Ганновер, Гессен, Франкфурт) были присоединены к Пруссии. Германский союз был ликвидирован, а взамен его в 1867 под господством Пруссии создан Северо-германский союз.

Победа над Францией во Франко-прусской войне 1870—71, в результате которой Франция потеряла Эльзас и Лотарингию и выплатила огромные репарации, сняла последние барьеры к объединению. Южно-германские государства объединились с Северо-германским союзом, образовав Германскую империю. 18 января 1871 в Версале прусский король Вильгельм I был провозглашён германским императором. Конституция, принятая в апреле 1871, предусматривала всеобщие выборы в рейхстаг и федеративное устройство Германии, хотя важнейшие вопросы решали имперские власти, прежде всего правительство и рейхсканцлер (им в 1871—90 был Бисмарк).

Бисмарк проводил взвешенную, мирную и союзническую внешнюю политику, но во внутренней политике боролся со всеми либерально-демократическими тенденциями — от социально-политического католицизма и леволиберальной буржуазии до организованного рабочего движения. Бисмарк с помощью прогрессивных законов, улучшавших социальное положение наёмных работников (обязательное медицинское страхование в 1883, страховая пенсионная система с выплатой пенсий по старости и инвалидности в 1889), заложил фундамент «социального государства», существующего в Германии до сих пор.

В 1888 на трон взошёл император Вильгельм II. Продолжая реакционный курс во внутренней политике, он дополнил его переходом к «мировой политике», означавшей широкую экспансию (империализм) и милитаризм. Германия стала создавать мощный флот, чтобы положить конец господству Великобритании на морях. В 1-й мировой войне (1914—18) Германия потерпела не только военное поражение, но и политический крах. 11 ноября 1918 в Компьене было подписано перемирие Германии с Антантой.

9 ноября, в ходе ноябрьской революции, рухнул кайзеровский режим. В феврале 1919 в Веймаре открылось Учредительное собрание, принявшее 31 июля Конституцию Германской Республики (Веймарская Конституция). Германия стала парламентской республикой. Первым президентом стал социал-демократ Фридрих Эберт. Правительство, состоявшее из представителей буржуазных партий и Социал-демократической партии Германии(СДПГ), возглавил Ф. Шейдеман.

Смута 1923 (колоссальная инфляция, составившая в 1922 2,4 тыс. %, а в 1923 — 1,87 млрд %, оккупация Рура Францией и Бельгией, путч Гитлера-Людендорфа, коммунистическое восстание в Гамбурге под руководством Э.Тельмана) чуть было не привела Веймарскую республику к краху. Ситуацию удалось ненадолго стабилизировать — до экономического кризиса 1929—32, ставшего началом падения Веймарской республики. Безработица и массовая нищета привели к усилению в рейхстаге левых и правонационалистических радикалов, что не позволяло создать дееспособное правительство. 30 января 1933 президент Пауль фон Гинденбург назначил лидера Национал-социалистической рабочей партии А. Гитлера рейхсканцлером и поручил ему сформировать правительство.

Придя к власти, нацисты в короткое время ликвидировали основные политические свободы, запретили все партии (кроме своей), разогнали в 1934 профсоюзы, упразднили свободу печати. Несогласных с режимом бросали в концентрационные лагеря. В 1934 после смерти Гинденбурга Гитлер объединил в своём лице посты канцлера и президента, став тем самым и верховным главнокомандующим. Экономика страны подверглась коренной перестройке.

Уже в 1935 гитлеровский режим приступил к ликвидации последствий Версальского договора и расширению «жизненного пространства для немецкого народа». В 1935 Германии возвращён Саар и восстановлено право на создание регулярной армии. В марте 1938 Германия присоединила к себе Австрию и при попустительстве Великобритании и Франции аннексировала Судеты, отторгнутые у Чехословакии, а затем и всю Чехословакию. Подписав 23 августа 1939 Договор о ненападении с СССР, Германия 1 сентября 1939 напала на Польшу, развязав тем самым 2-ю мировую войну, которая, по замыслам Гитлера, должна была обеспечить Третьему рейху полное господство в Европе.

Первоначально германская армия одерживала победы, быстро оккупировав Польшу, Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию, Люксембург, Францию, Югославию и Грецию. 22 июня 1941 Германия напала на СССР, и в течение 5 месяцев силы вермахта захватили Прибалтику, Белоруссию, Украину и вплотную подошли к Москве. Однако отброшенные в декабре 1941 от столицы и потерпевшие сокрушительные поражения под Сталинградом и Курском, они были вынуждены отступать. С кон. 1942 Германия и её союзники терпели поражения на всех фронтах. 8 мая 1945 Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции.

Война стоила Германии почти 14 млн убитых, раненых и пленных. Страна была разрушена, оставшиеся целми промышленные предприятия подлежали демонтажу после войны. Прямые материальные потери, понесённые Германией в войне вследствие разрушений, составили приблизительно 50 млрд долл.

На Ялтинской конференции (февраль 1945) союзники приняли решение разделить Германию на 4 оккупационные зоны (Берлин — на 4 сектора), но не дробить её на отдельные государства. С 5 июня верховная власть в стране перешла к державам-победительницам (СССР, США, Великобритании и Франции), образовавшим Контрольный совет в составе командующих оккупационными войсками. Потсдамская конференция (17 июля — 2 августа 1945) установила необходимость денацификации, демилитаризации, демонополизации и демократизации Германии. Оккупационные зоны были привязаны к разным политическим и экономическим системам, что обусловило особенно острое проявление «холодной войны» в Германии и ее сорокалетний раскол.

20 июня 1948 в западных зонах была проведена денежная реформа и введена немецкая марка. Одновременно была проведена реформа хозяйственной либерализации. Советское руководство использовало эту сепаратную реформу как повод для блокады Западного Берлина (24 июня 1948 — 4 мая 1949). С сер. 1948 Западная и Восточная Германия развивались по разным экономическим моделям. В западной части благодаря американской экономической помощи (в 1948—52 по плану Маршалла Германия получила помощь на сумму 1,4 млрд долл.) и реформам, проводимым директором Управления экономики (затем министром экономики) Людвигом Эрхардом, стала реализовываться модель социального рыночного хозяйства. В восточной части, где 24 июня 1948 также была проведена денежная реформа, продолжилось обобществление производства и формирование административно-плановой экономики советского типа.

За экономическим расколом страны последовал политический. 23 мая 1949 Парламентский совет в Бонне провозгласил вступление в силу Основного закона (Конституции) Федеративной Республики Германии (ФРГ). В августе 1949 были проведены выборы в западногерманский парламент — бундестаг. 20 сентября 1949 было образовано правительство во главе с лидером Христианско-демократического союза (ХДС) Конрадом Аденауэром, занявшим пост федерального канцлера. Тем не менее в Западной Германии оккупационный статус сохранялся до 5 мая 1955, когда Германия вступила в НАТО.

7 октября 1949 Народный совет провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР). В тот же день Народный совет преобразовал себя во Временную народную палату, которая ввела в действие демократическую Конституцию. Президентом ГДР был избран Вильгельм Пик, премьер-министром стал Отто Гротеволь.

В 1951 три западные оккупационные державы объявили об окончании состояния войны с Германией, в январе 1955 это же сделал СССР, установив с Германией дипломатические отношения (дипотношения с ГДР установлены в 1949). В 1951 Германия стала одним из учредителей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а 27 марта 1957 вместе с пятью другими европейскими странами подписала Римские договоры, создавшие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Германия активнейшим образом участвовала в европейском интеграционном строительстве и стала одним из инициаторов Маастрихтского договора (1992) и создания Европейского союза (и в его рамках — Экономическго и валютного союза).

При широкой поддержке США правительству Аденауэра удалось быстро и эффективно восстановить разрушенную экономику Германии. Немецкое «экономическое чудо» связано с последовательной реализацией принципов либеральной модели социального рыночного хозяйства министром экономики Л.Эрхардом, ставшим в 1963 федеральным канцлером. После первой послевоенной рецессии 1966/67 было сформировано сначала правительство большой коалиции (Христианско-демократический союз/Христианско-социальной союз и СДПГ), а в 1969 — малой коалиции (СДПГ и Свободная демократическая партия) во главе с канцлером Вили Брандтом, которого в 1974 сменил Гельмут Шмидт. Во внешнеполитической сфере начала проводиться «новая восточная политика», направленная на улучшение отношений со странами советского блока.

В 1982—98 у власти находились правительство праволиберальной коалиции ХДС/ХСС и СвДП и канцлер Гельмут Коль, имя которого связано не только с поворотом в экономической политике, но прежде всего с объединением Германии.

Начавшиеся в сентябре 1989 массовые демонстрации в Лейпциге стали прологом крушения ГДР. 19 октября в отставку ушёл генсек Социалистической единой партии Германии Эрих Хоннекер, а 9 ноября рухнула Берлинская стена. Объединение страны произошло 3 октября 1990 (на основе Договора об объединении, подписанного 31 августа 1990). Ещё до этого, 1 июля 1990, вступил в силу Договор об образовании экономического, валютного и социального союза, санкционировавший перенос на территорию Восточной Германии западногерманской системы социального рыночного хозяйства.

1990-е гг. прошли под знаком интеграции восточногерманских земель, оказавшейся более трудной, чем представлялось вначале. Германия в целом оказалась перед жёсткими вызовами, вынуждающими её реформировать рынок труда, социальную сферу и государственные финансы. Это стало главной задачей коалиционного правительства СДПГ и Союза 90/«Зелёных», находящихся у власти с 1998, и возглавляемого канцлером Герхардом Шрёдером.

Государственное устройство и политическая система Германии

Германия — демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально слабых.

Конституционный принцип федеративного устройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. В Основном законе чётко прописано разделение компетенций между федерацией и землями, в частности, в самом большом 10-м разделе — разделение полномочий в налоговой и бюджетной сферах (принцип бюджетного федерализма, механизм финансового выравнивания).

Германия считается классической страной федеративного государственного порядка. Федеральные земли — это не провинции, а государства со своей Конституцией, отвечающей принципам республиканского, демократического, правового и социального государства, и органами власти (выборные законодательные органы — ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами).

Земли делятся на общины, города, округа (последние объединяют несколько общин и городов; крупные города не входят в состав округов). В них осуществляется коммунальное самоуправление, гарантированное Основным законом.

Наиболее крупные города (число жителей с основным местом жительства на 30.09.2002 [Берлин — ноябрь 2002, Гамбург — 31.12.2001], тыс. чел.): Берлин (3 394,6), Гамбург (1 726,4), Мюнхен (1 263,7), Кёльн (970,2), Франкфурт-на-Майне (650,2), Эссен (592,5), Штутгарт (590,8), Дортмунд (590,2), Дюссельдорф (569,9).

Основной закон базируется на принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, но он осуществляет её лишь во время выборов и передаёт её реализацию специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Основной закон с учётом опыта Веймарской республики предусматривает ограничение или запрет деятельности политических сил, если они стремятся причинить ущерб демократическому строю или ликвидировать демократию даже демократическими методами.

Глава государства — федеральный президент. Его избирает сроком на 5 лет (с возможностью однократного переизбрания) Федеральное собрание, конституционный орган, специально созываемый для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Федеральным президентом с 1 июля 1999 является Йоханнес Рау (СДПГ). Его предшественниками были: Т.Хойс (СвДП, 1949—59), Г.Любке (ХДС, 1959—69), Г.Хайнеман (СДПГ, 1969—74), В.Шеель (СвДП, 1974—79), К.Карстенс (ХДС, 1979—84), Р. фон Вайцзеккер (ХДС, 1984—94), Р.Херцог (ХДС, 1994—99).

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства — германский бундестаг, избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комитетах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам внутренней и внешней политики. За время функционирования бундестаг принял ок. 5000 законов. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть — депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства).

Глава высшего органа законодательной власти — президент бундестага. С 26 октября 1998 им является Вольфганг Тирзе (СДПГ). Он имеет заместителей, каждый из которых представляет парламентскую фракцию.

В результате выборов 2002 бундестаг сформирован в количестве 603 депутатов. Правящая коалиция СДПГ и Союз 90/«Зелёные» имеют 306 (т.е. она всего на 4 голоса превосходит рубеж абсолютного большинства), у правой оппозиции ХДС/ХСС и СвДП — 295, у ПДС — 2 места.

Вторая палата германского парламента — бундесрат. Это представительство 16 федеральных земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов земельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей в земле (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония имеют по 6 представителей, Гессен — 5, Саксония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн — по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и Бремен — по 3). В функции бундесрата входит одобрение федеральных законов, если они затрагивают существенные интересы земель (особенно в сфере государственных финансов). При внесении поправок в Основной закон необходимо согласие 2/3 членов бундесрата. Председатель бундесрата избирается в определённой очередности из числа премьер-министров земель сроком на 1 год. Он исполняет обязанности федерального президента, когда тот не в состоянии это делать.

Высший орган исполнительной власти — Федеральное правительство. Сформированное 22 октября 2002 правительство состоит из 13 федеральных министерств: иностранных дел; внутренних дел; юстиции; финансов; экономики и труда; защиты потребителей, продовольствия и сельского хозяйства; обороны; семьи, пожилых, женщин и молодёжи; здравоохранения и социального обеспечения; транспорта, строительства и жилищного хозяйства; окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов; образования и научных исследований; экономического сотрудничества и развития. 10 министров являются членами СДПГ, 3 — представителями блока Союз 90/«Зелёные».

Глава высшего органа исполнительной власти — федеральный канцлер. Он единственный член правительства, которого утверждает бундестаг, и он один ему подотчётен. Только он формирует кабинет, определяет сферу деятельности министров и определяет основные направления политики правительства.

С октября 1998 федеральным канцлером является Герхард Шрёдер (СДПГ). Его предшественниками на этом посту являлись: К. Аденауэр (ХДС, 1949—63), Л.Эрхард (ХДС, 1963—66), К.Г.Кизингер (ХДС, 1966—69), В. Брандт (СДПГ, 1969—74), Г. Шмидт (СДПГ, 1974—82), Г. Коль (ХДС, 1982—98).

Федеральный конституционный суд, который избирается на паритетных началах бундестагом и бундесратом, осуществляет надзор за соблюдением Основного закона.

Выборы во все органы народного представительства являются всеобщими, прямыми, свободными и равными при тайном голосовании. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Выборы в бундестаг проводятся по мажоритарно-пропорциональной системе: каждый избиратель имеет 2 голоса, один из которых он отдаёт конкретному кандидату по своему избирательному округу, а второй — за определённую партию. Войти в бундестаг могут лишь партии, получившие не менее 5% действительных «вторых» голосов избирателей или 3 прямых мандата.

Основные партии представлены в бундестаге: СДПГ (председатель — Г.Шрёдер); ХДС (А. Меркель); СвДП (Г. Вестервелле); Союз 90/«Зелёные» (А. Беер и Р. Бютикофер); действующая в Баварии ХСС (Э. Штойбер); ПДС (Г. Циммер).

Имеется множество других партий: на последних выборах в бюллетенях для голосования по партийным спискам помимо 6 названных участвовало ещё 18 партий, но ни одна из последних не набрала и 1% голосов (наилучшие показатели у правопопулистских и националистических партий: «Шилль» — 0,8%, республиканцы — 0,6%, НПГ — 0,4%). Ряд партий имеет региональное значение, например, партия датского меньшинства в Шлезвиг-Гольштейне.

В стране существует множество профсоюзных организаций (ок. 70), выражающих и защищающих экономические и социально-политические интересы наёмных работников. Крупнейшая из них — Объединение немецких профсоюзов (ОНП), в которое входят 8 отдельных отраслевых профсоюзов, самые большие из которых — «верди» (работники сферы управления и сферы услуг) и «ИГ Металл» (металлургия, металлообработка и машиностроение) — составляют 70% численности ОНП. Общее число членов профсоюзов, входящих в ОНП, сокращается: в кон. 2002 оно составило 7,7 млн чел., тогда как в 1998 их было 8,3 млн, а в 1993 10,3 млн чел. В стране функционируют и некоторые другие профессиональные объединения, например, Профсоюз немецких чиновников, Профсоюз немецких служащих, Объединение христианских профсоюзов. Но в целом уровень организации наёмных работников в стране ниже 50%, а в западных землях — менее 30%. Уменьшение численности профсоюзов не означает, что влиятельность и значение самих профсоюзных организаций также пропорционально снизились. Они оказывают по-прежнему сильное воздействие на выработку политических решений.

Германия отличается большим количеством других общественных организаций и союзов: их более 300 тыс. и в них входит большинство населения страны. Так, в стране более 85 тыс. спортивных обществ, охватывающих 1/4 жителей, 2 млн чел. насчитывают певческие общества и т. д.

Предприниматели организованы лучше, чем работники: 80% предпринимателей в промышленности, банковской сфере и страховании входят в союзы. Федеральное объединение немецких союзов работодателей (ФОНСР) — головная организация работодателей (частных предпринимателей), предназначенная для реализации их социально-политических интересов. В него входят 46 специализированных (отраслевых) союзов работодателей. Вместе с профсоюзами они являются двумя сторонами механизма социального партнёрства.

Федеральный союз немецкой промышленности (ФСНП) — головная общефедеральная организация, объединяющая 34 отраслевых союза предпринимателей. Подавляющее большинство промышленных фирм входят в один или несколько предпринимательских союзов. Основная традиционная задача ФСНП — выражение и защита общих интересов предпринимателей и их союзов, координация некоторых их действий, а также политическое взаимодействие с федеральным правительством и парламентом (и лоббистское воздействие на них при решении принципиальных хозяйственно-политических вопросов).

Свои головные союзы существуют также в ремесленном производстве, розничной торговле, сфере страхования, в банковском деле и т.д. Только лица свободных профессий (врачи, адвокаты, архитекторы и т.п.) имеют 78 союзов, объединённых в Федеральный союз свободных профессий.

Важные координирующие функции выполняет и Немецкое объединение торгово-промышленных палат (НОТПП) — добровольное объединение торгово-промышленных палат, представляющих интересы фирм на локальном и региональном уровне.

Внутренняя политика Германии направлена на поддержание правопорядка и обеспечение конституционных прав и свобод. С помощью Федерального конституционного суда решаются споры между федерацией и землями, проверяются партии и политические организации на соответствие Основному закону, обеспечиваются гарантии правового государства и отправления независимого правосудия.

Важная составная часть внутренней политики в Германии — иммиграционная политика. Упор делается на интеграцию живущих в стране иностранцев при ограничении их притока. В 1992 Г. приняла 80% граждан, просивших убежище в странах ЕС (в основном по политическим мотивам). После принятия в 1993 нового законодательства, ограничившего право на получение убежища, приток иностранцев в Германии стал уменьшаться.

Свою внешнюю политику Германия проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Основные направления германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий, подобных тем, которые возникли по поводу операции против Ирака; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами—соседями ЕС — регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.

Устойчивость глобального развития предполагает, с точки зрения Германии, прежде всего обеспечение справедливого баланса интересов между Севером и Югом. Поэтому содействие развитию остаётся в числе важнейших приоритетов её внешней политики. Центральными остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения. В отношениях с Российской Федерацией германское внешнеполитическое руководство придерживается позиции кооперативности и согласований, оставаясь тем не менее в рамках жёсткого прагматизма.

Европейская политика, партнёрство с США, а также отношения с соседским окружением ЕС — безусловные приоритеты внешней политики Германии.

С 1973 Германия участвует в различных миротворческих акциях под эгидой ООН. С 1995 воинский контингент Германии находился в составе миротворческих сил под командованием НАТО в Боснии и Герцеговине, а затем в Косово. В ноябре 2001 бундестаг большинством всего в 2 голоса впервые проголосовал за участие 3900 солдат в антитеррористической операции за пределами Европы (в Афганистане) и тем самым высказал вотум доверия правительству.

Вооружённые силы (бундесвер) состоят из сухопутных, Военно-морских, Военно-воздушных сил, а также медико-санитарных частей и служб поддержки. Действует всеобщая воинская повинность (срок службы 10 мес.). Допускается отказ от военной службы по убеждениям: она заменяется альтернативной службой (13 мес.). Численность бундесвера после 1990 существенно сократилась и по состоянию на апрель 2003 составляла 291 157 чел. (в т.ч. в сухопутных войсках — 199 304, в военно-морских — 24 722, в военно-воздушных — 67 131). Вооружённые силы Германии являются составной частью военной структуры НАТО.

В июне 1995 объявлена программа «адаптации структуры вооружённых сил, территориального управления обороной и размещения бундесвера», которая положила начало реорганизации вооружённых сил и их разделению на главные оборонительные силы, силы быстрого реагирования и базовую организацию вооружённых сил. Расходы на оборону составляют ок. 1,5% ВВП (в бюджете 2003 — 28,3 млрд евро).

Германия имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в сентябре 1955).

Экономика Германии

Германия является одной из ведущих промышленно развитых стран мира, занимая 3-е место в мире по производству ВВП (уступая США и Японии). Объём ВВП в 2002 составил 1 984,2 млрд евро (в ценах 1995). Произведённый ВВП на душу населения — 25 600 евро, на одного занятого (производительность труда) — 51 300 евро. Располагаемые доходы на одно домашнее хозяйство — 16 600 евро.

Данные свидетельствуют о неравномерном развитии хозяйственных секторов: наиболее быстрыми темпами развивается сегмент, включающий торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт и связь. Доля этого сектора в производстве ВВП выросла с 17,5% в 1999 до 18,5% в 2002 (правда, за счёт связи, а не розничной торговли, которая стагнирует); хуже всего дела обстоят в строительстве, и его доля сократилась за те же годы с 5,5 до 4,5%. Характерно резкое возрастание внешнеэкономического фактора — с 0,8% в 1999 до 4,6% в 2002.

Число предприятий (с годовым оборотом более 16 617 евро) в 2000 составило 2 909 150. В 2000 создано новых предприятий 600,7 тыс., а полностью ликвидировано — 499,6 тыс., в 2001 — соответственно 583,9 тыс. и 493,3 тыс. Больше всего новых фирм создаётся в сфере предоставления услуг предприятиям (2001: 121 960) и в розничной торговле (без торговли автомобилями, включая ремонт товаров длительного пользования) (2001: 107 587). Но и ликвидируется больше всего фирм также в этих сферах, причём в розничной торговле баланс в последние годы отрицательный (в 2001 ликвидировано 109 663). Подавляющее число вновь создаваемых фирм — это мелкие индивидуальные предприятия (в 2001: 465 054), далее идут ООО (68 478). Крупнейшие компании см.

Наиболее важные промышленные отрасли — автомобилестроительная, машиностроительная, химическая, пищевая, электротехническая. Эти же отрасли являются ведущими в германском экспорте. При этом по стоимости валовой продукции лидирует автомобильная промышленность (это же и важнейший экспортёр), а по чистой продукции — машиностроение. Среди отраслей обрабатывающей промышленности наивысший показатель производства вновь созданной стоимости — в химической промышленности, если же брать все производственные отрасли, то лидером по этому показателю (как и по валовому продукту на одного занятого) становится энерго- и водоснабжение.

В структуре издержек в обрабатывающей промышленности 21,4% приходится на оплату персонала, 41,5% составляют расходы на материалы (в т.ч. 1,6% на энергию), 11,5% — на комплектующие и т. д. (данные за 2000).

Производительность труда растёт по отраслям промышленности неравномерно: наибольшая динамика отмечается в производстве ЭВМ и оргтехники, наихудшая — в пищевой промышленности. Уровень производительности труда по всему народному хозяйству высок (на одного занятого в год — 51,3 тыс. евро, на 1 ч рабочего времени — 36 евро в ценах 1995). Однако динамика неудовлетворительная: в 2001 производство ВВП на 1 занятого увеличилось всего на 0,1%, в 2002 — на 0,8%, часовая производительность — соответственно на 1,0 и 1,2%.

Сельское хозяйство Германии отличается высокой продуктивностью, но неконкурентоспособно на мировом рынке из-за высоких издержек. Оно существует за счёт существенных субсидий, выделяемых в т.ч. и в рамках единой аграрной политики ЕС. Поэтому в последние годы идёт неуклонное сокращение сельскохозяйственных площадей и числа сельскохозяйственных предприятий: в 2001 их было 449 тыс. (1995 — 588 тыс., 2000 — 458 тыс.). Тем не менее производство некоторых видов сельхозпродукции увеличивается (зерновых, картофеля, овощей и фруктов, свинины, яиц).

Важное значение для транспортных коммуникаций в Германии имеют железные дороги. Они находятся в ведении АО «Германские железные дороги», созданного в 1994 и находящегося сейчас в процессе растянутой на длительное время приватизации. Вместе с тем сеть железных дорог за последние 50 лет сокращалась (в 2001 их длина составила 44,4 тыс. км), доля внутренних грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок снизилась. Тем не менее ежегодно железные дороги перевозят ок. 2 млрд пассажиров. Одновременно строятся новые высокоскоростные магистрали для поездов ICE.

Германия имеет самую крупную, после США, сеть автомагистралей: их протяжённость составляет 11,8 тыс. км из общей сети автомобильных дорог межрегионального сообщения 230,8 тыс. км. В стране допущено к эксплуатации 53,7 млн транспортных средств, в т.ч. 44,7 млн — легковых и 2,6 млн грузовых автомобилей. Автомобильный транспорт перевозит подавляющую долю грузов (2,9 млрд т внутри страны и за рубежом) и пассажиров (7,9 млрд чел. общественным и 48,4 млрд индивидуальным транспортом).

Германия имеет один из самых современных и безопасных флотов в мире. Возраст 2/3 судов менее 10 лет. Вместе с тем число морских торговых судов неуклонно сокращается: в 2001 их было 605, тогда как в 1999 — 717. Кроме того, в 2001 Германия располагала 102 рыболовецкими судами. Крупнейшие морские порты: Гамбург, Бремен/Бремерхафен, Вильгельмсхафен, Любек и Росток.

Общая протяжённость сети федеральных водных путей ок. 7450 км, судов водного транспорта почти 5 тыс. По внутренним водным путям перевозится почти столько же грузов, сколько и морским транспортом, и лишь немного меньше, чем железнодорожным (в 2001 соответственно 236,1 млн, 242,2 млн и 288,2 млн т). Важнейшая внутренняя водная артерия — р. Рейн, на долю которого приходится примерно 2/3 речных грузовых перевозок (в основном это строительные материалы, нефтепродукты, руды, металлолом и уголь).

В Германии в 2001 имелось 20 174 самолета (в 1999 — 20 251). Ведущей в Германии и одной из ведущих в мире авиакомпанией является «Люфтганза», перевозящая в год более 45 млн пассажиров. Общее число перевезённых немецкой авиацией пассажиров в 2002 составило 114 млн. Крупнейший аэропорт — Франкфурт-на-Майне. Среди других международных аэропортов: Берлин-Тегель и Берлин-Шёнефельд, Дюссельдорф, Гамбург, Ганновер, Мюнхен, Лейпциг.

Длина нефтепроводов 2240 км. По ним прокачивается ок. 90 млн т нефти в год.

Бурно развивается сфера телекоммуникаций. В стране 51 млн используемых телефонных линий, более 55 млн мобильных телефонов. С 1996 осуществляется либерализация рынка телефонной связи. Крупнейшим оператором остается АО «Дойче Телеком». На рынке мобильной связи более жёсткая конкуренция (Т-Мобил, Водафон, Е2 и др.). Число пользователей Интернета выросло с 5 млн в 1998 до более 32 млн в 2002.

В Германии насчитывается ок. 630 тыс. торговых предприятий с более чем 760 тыс. филиалов (т.е. почти четверть всех предприятий, действующих в экономике). В торговле занято ок. 4 млн чел. (1,3 млн — в оптовой торговле, 2,6 млн — в розничной), но почти половина — неполный рабочий день. Оборот торговли в 2000 достиг почти 1 трлн евро (610,4 млрд — в оптовой торговле и 321,5 — в розничной), её доля в создании ВВП — примерно 9%.

Наибольший оборот в розничной торговле приходится на такие торговые группы, как «Метро», «Реве», «Едека», «Альди», «Тенгельман».

Доля сферы услуг в германской экономике неуклонно повышается, хотя и медленнее, чем в других развитых странах. При этом центр тяжести в развитии этой сферы смещается в сторону услуг, оказываемых предприятиям. Возникли и бурно развиваются такие услуги, как создание электронных баз данных, обработка массивов данных, логистика и лизинг. Так, в 2000 число фирм, оказывающих услуги преимущественно для предприятий, составило почти 238 тыс., на них было занято 2,4 млн чел. и их оборот превысил 176 млрд евро.

Важной сферой для Германии является и туризм. Ежегодно в страну приезжает ок. 12 млн туристов. Оборот отрасли сопоставим с оборотами ведущих промышленных отраслей.

В течение 1940—50-х гг. в Германии сформировалась система социального рыночного хозяйства в результате реформ Л.Эрхарда, имевших либеральную направленность, но с «фланговыми» мерами социальной защиты. Упразднение административного регулирования экономики, прежде всего цен, формирование конкурентной среды (в т.ч. с помощью антикартельного законодательства), стабилизация покупательной силы валюты вследствие денежной реформы — всё это в равной степени заложило фундамент эффективного хозяйственного порядка.

Экономическая и социальная политика Германии на протяжении последних 40 лет претерпевала изменения, причём иногда существенные. Первая модификация социального рыночного хозяйства произошла в кон. 1960-х гг. По-новому стали оцениваться факторы и возможности экономического роста, произошёл поворот в экономической политике, в частности, была создана система регулирования конъюнктуры. Расширилось государственное вмешательство в хозяйственные процессы с использованием неокейнсианских инструментов бюджетной и налоговой политики. Основы новой политики были кодифицированы в Законе о содействии стабильности и экономическому росту, принятом в сер. 1967. Одновременно в процесс выработки хозяйственно-политических решений вовлекались союзы работодателей и профсоюзы: в рамках вводимого Законом о стабильности «согласованного действия» представители работодателей, профсоюзов и государства должны были согласовывать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками. Наконец, для «ориентации» народного хозяйства вводилось среднесрочное (скользящее пятилетнее) финансовое (т.е. бюджетное) планирование, опирающееся на общеэкономические проектировки. Идеи «глобального регулирования» связаны прежде всего с именем тогдашнего министра экономики К. Шиллера.

Характерная для 60—80-х гг. политика «фискальной стабилизации» — это конъюнктурная, анти-циклическая политика, у которой две взаимосвязанных цели: не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономическому росту. Элементы фискальной политики стабилизации, несмотря на то что в целом её значение уменьшилось, сохраняются до сих пор.

Однако уже в сер. 1970-х гг. «глобальное регулирование» столкнулось с неудачами и фактически доказало свою несостоятельность. Структурные преобразования запаздывали, а главное — безудержно росли государственные расходы и соответственно государственный долг. После 1982 коалиционный кабинет с участием ХДС/ХСС и СвДП во главе с Германским Колем начал новый большой сдвиг в экономической политике. Произошёл частичный возврат к исходной эрхардовской модели, но с учётом опыта неокейнсианского «глобального регулирования» и с отдельными монетаристскими элементами. Главным новшеством экономической политики после смены власти в 1982 стал поворот от стимулирования совокупного спроса к «экономике предложения».

После 1998 федеральное правительство пытается совмещать стимулирование спроса с содействием предложению. Главные хозяйственно-политические направления — консолидация и рационализация государственных финансов, совершенствование межбюджетных отношений, существенное снижение налогов и социальных отчислений в ходе налоговой реформы 2000—05 и ряда социальных реформ (уже начатой пенсионной и намеченной в сфере медицинского страхования), реформирование рынка труда и стимулирование создания новых рабочих мест, дерегулирование и дебюрократизация прежде всего в сфере ремесла и малого бизнеса, содействие европейской интеграции и др. Ряд функций, например денежно-валютная и внешнеторговая политика, переданы европейским органам, но германское правительство все же использует отдельные инструменты для поощрения экспорта.

Денежную и валютную политику в Германии до 1999 осуществлял Дойче Бундесбанк (учреждён в 1957 вместо созданного западными оккупационными властями в 1948 Банка немецких земель — БНЗ). После 1999 основные функции денежно-валютного регулирования в связи с образованием Экономического и валютного союза были переданы Европейскому центральному банку (ЕЦБ). В течение 50 лет центральный банк Германии, который обладал независимостью от указаний правительства, видел свою главную задачу в сохранении ценности денежной единицы внутри страны, что выражалось в низкой инфляции. За 1948—96 немецкая марка обесценилась меньше, чем какая-либо другая мировая валюта (за этот период от первоначальной стоимости немецкой марки осталось 27,3%, тогда как от фунта стерлингов — 5,3%, от французского франка — 6,7, от японской иены — 13,3, от доллара 15, и даже от швейцарского франка — лишь 23%). Денежная стабильность обеспечивалась прежде всего независимым статусом БНЗ, а затем Бундесбанка. Теперь Бундесбанк входит в Европейскую систему центральных банков и реализует политику, которую формулирует ЕЦБ.

По образцу Бундесбанка создавался и ЕЦБ, который также независим от исполнительной власти. Его задача совпадает с задачей Бундесбанка — гарантировать ценность денег, только теперь не марки, а евро. ЕЦБ в масштабах еврозоны применяет те же инструменты регулирования, что и Бундесбанк (а также подавляющее большинство центральных банков других стран): изменение учётной ставки, политика обязательных минимальных резервов, операции на открытом рынке (преимущественно сделки репо), причём последний инструмент является основным.

Вместе с тем за Бундесбанком сохраняются функции контроля за платёжным оборотом и выдачей евробанкнот, управления находящимися ещё у него золотовалютными резервами, контроля за деятельностью банков (наряду с контролем, который осуществляет Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой). Кроме того, он остаётся «домашним банком» федерального правительства. Существовавшие до 1999 центральные банки земель превратились в простые филиалы (расчётные центры) Бундесбанка.

Кредитные институты в Германии весьма разнообразны, но в связи с активным процессом концентрации число их с каждым годом уменьшается. Если в 1950-х гг. действовало почти 14 тыс. самостоятельных кредитных институтов, то к июню 1998 их число сократилось до 3600. В Германии существует 340 коммерческих банков (в т.ч. 4 гроссбанка — Дойче банк, Байерише Хипо-унд ферайнсбанк, Коммерцбанк и Дрезднер банк), 13 расчётных центров, ок. 600 сберегательных касс (имеющих публично-правовую форму), 2400 народных банков и банков Райффайзен с более чем 16 тыс. филиалов (в качестве их головного института выступает Германский кооперативный банк; кроме того, имеется 3 региональных центральных кооперативных банка), 33 ипотечных банка и публично-правовых учреждения ипотечного кредитования, 34 строительных сберкассы, 18 кредитных учреждений для особых операций (например, Кредитанштальт фюр видерауфбау, выдающий инвестиционные кредиты, кредиты развивающимся странам, экспортные кредиты). Балансовая сумма немецких банков в 2002 составила 6452 млрд евро. При этом было выдано кредитов небанковскому сектору на 3017 млрд евро.

Важное место в финансовой структуре Германии занимает страховой бизнес. Требования к страхованию составляют главный элемент накопления имущества немецких домашних хозяйств. Основное направление — страхование жизни: в 2002 из общей суммы помещения капитала в страхование в 860 млрд евро на страхование жизни пришлось 593 млрд евро. Даже сберегательные вклады в банках оказались в 2002 чуть меньше — 586 млрд евро. Крупнейшие компании в страховом бизнесе — «Аллианц», «Мюнхенер Рюкк», концерн ХДИ, страховая группа «Эрго», концерн «Ганновер Рюкк».

Финансовые рынки в Германии, несмотря на бурное развитие в последние полтора десятилетия, сильно отстают от американских и британских. В Германии ценными бумагами торгуют на 8 биржах, крупнейшая из которых — во Франкфурте-на-Майне (вместе с Лондонской она делит 3—4-е места в мире). Однако подавляющая часть биржевой торговли приходится на ценные бумаги с твёрдым процентом. Торговля акциями компаний гораздо менее развита, чем в англосаксонских странах. В 2000 было продано акций на 20,9 млрд евро (брутто), а ценных бумаг с твёрдым процентом — на 659,1 млрд евро. В 2002 разрыв ещё более усилился: акций продано на 11,4 млрд евро (брутто), а ценных бумаг с твёрдым процентом — на 818,7 млрд евро.

Это объясняется сложившимися в Германии взаимоотношениями банков и нефинансовых корпораций: последние предпочитают осуществлять финансирование не за счёт эмиссии акций и облигаций, а путём получения кредита в своём «домашнем» банке, который, в свою очередь, контролирует деятельность своего должника, обладая определённой долей в его капитале. Такая банко-центристская модель контроля лишена динамичности, свойственной рыночно-центристской (опирающейся на акционеров) англосаксонской модели, но более устойчива и дешевле. Тем не менее в последние годы в Германии наметилась тенденция к более широкому использованию элементов, характерных для финансового рынка англосаксонского образца.

Доля ВВП, перераспределяемого государством, выросла с 39% в 1969 до 49,8% в 1982 и после снижения до 45,3% в 1989 вновь увеличилась до 50,1% в 1995. Одновременно государственный долг увеличился со 126 млрд немецких марок в 1970 до 469 млрд немецких марок в 1980. В 2002 он достиг уже 1253,2 млрд евро.

С 1983 кабинет Коля сдерживал рост расходов, не позволяя им увеличиваться быстрее, чем растёт производство. В результате медленно, но устойчиво начала снижаться доля государства в перераспределении ВВП — один из важнейших показателей вмешательства государства в экономику. Отношение государственного долга к ВВП в последние годы составляет 61—62%.

Начиная с 1997 немецкому правительству удаётся последовательно уменьшать дефицит государственного бюджета: если в 1996 он составлял 3,4% ВВП, то уже в 1997 снизился до 3,0% (это соответствовало одному из маастрихтских критериев, выполнение которых требовалось для вхождения в зону евро), в 1999 — до 1,2% ВВП, а в 2000 бюджет вообще стал профицитным. Но в 2001—02 дефицит бюджета стал расти и вышел за установленную 3%-ю границу, составив 3,7% от ВВП.

В консолидированном бюджете 2001 доходы составили 921,7 млрд евро (в т.ч. федерации — 244,6), расходы — 971,3 млрд евро (в т.ч. федерации — 265,7). Расходы по социальному страхованию составили 446,9 млрд евро.

Основные статьи бюджетных расходов (в млрд евро): социальное обеспечение (107,4); общие службы (48,5, в т.ч. оборона — 28,3); общие финансы, в основном обслуживание долга (40,0); расходы на хозяйственные предприятия и управление имуществом (16,3); образование, наука, культура (11,3); транспорт и связь (10,3); энерго- и водоснабжение, промышленность и услуги (10,3).

За последние годы изменилось соотношение между прямыми и косвенными налогами: в 1989 оно было 59,5:40,5, а в 2002 — 47,7:52,3. Основную долю налоговых поступлений в бюджет обеспечивают налог с оборота и подоходный налог.

В 1970—90-е гг. Германия оставалась страной с очень высокими налогами и социальными отчислениями, и только в 2000 началась рассчитанная до 2005 реформа по кардинальному обновлению налогообложения. Совокупный налог на прибыль (корпорационный налог + надбавка солидарности + промысловый налог), превышавший в 2000 50%, уже в 2001 стал меньше 40% (корпорационный налог как на распределяемую, так и на нераспределяемую прибыль намечено снизить до 25%). Существенно снижается и подоходный налог: максимальная ставка уменьшается с 53% в 1999 до 42% в 2005; начальная ставка также уменьшается с 22,9% в 1999 до 15% в 2005. Трудности 2002 вынудили правительство отложить проведение налоговой реформы, но затем было решено вернуться к старым планам и возобновить её с января 2004.

Высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения Германии в течение 10—15 лет после окончания 2-й мировой войны удалось достичь как за счёт постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального рыночного государства стала показательной для многих стран.

Однако постепенно социальная политика государства стала слишком щедрой и заботливой. Помимо того что немецкая заработная плата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты (больничные от предприятия, отпускные, «13-я заработная плата» и др.) достигли не превзойденного в мире уровня (в 1995 общие издержки на оплату труда составили 45,52 немецкой марки в час, из которых 20,44 немецкой марки — дополнительные выплаты; соответствующие показатели составляли для США — 25,18 и 7,42, для Японии — 35,48 и 14,56, для Великобритании — 20,96 и 6,0).

Заработная плата в Германии определяется на основе отраслевых тарифных соглашений между профсоюзами и союзами работодателей. Установленные в соглашениях тарифные ставки (как правило, очень высокие) являются обязательными для всех предприятий отрасли и затрагивают всех наёмных работников, независимо от их членства в профсоюзе. Государство не вмешивается в этот процесс и следит лишь за соблюдением закона (принцип тарифной автономии).

Индекс роста заработной платы с 1963 опережает индекс стоимости жизни. В последние годы профсоюзы ведут себя сдержаннее, поскольку чрезмерные требования повышения заработной платы угрожают ещё большим сокращением рабочих мест. Тем не менее рост заработной платы продолжается, обгоняя, как правило, темпы инфляции. При этом наблюдается существенная дифференциация не только между западными и восточными землями, но и между мужчинами и женщинами.

Общий доход на семью из 3 человек составляет в среднем по всей Германии 3098 евро. Из них на оплату жилья идет 702 евро, на продукты питания, напитки и табачные изделия — 368 евро, на транспорт — 359 евро. Сберегает семья 13,2% доходов. На 100 домашних хозяйств в среднем приходится 57 персональных компьютеров, 99 телефонов, 70 мобильных телефонов, 74 автомобиля, 78 велосипедов, 96 телевизоров, почти 100 холодильников, 96 стиральных машин.

Позитивным фактором для устойчивости уровня жизни населения служит низкий рост цен на потребительские товары и услуги. Правда, введение евро в наличный оборот с 1 января 2002 вызвало определённый всплеск цен (особенно на услуги), но он оказался кратковременным, и в целом за 2002 инфляция оказалась ниже 1,5%.

Самая крупная и не решённая до сих пор социально-экономическая проблема, существующая в объединенной Германии, — высокая и устойчивая безработица. Она не явилась только следствием объединения, более чем 2-миллионная армия безработных стала постоянным явлением в Германии с сер. 1980-х гг. В 1990-е гг. она ежегодно росла на 200—300 тыс., и к ней добавлялась более чем миллионная армия безработных в новых федеральных землях.

В наиболее неблагоприятном 1997 число занятых в Германии уменьшилось более чем на 400 тыс., в т.ч. в Западной Германии — на 300 тыс. Только число зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении составило в Германии в целом ок. 4,4 млн чел. (более 3 млн — на западе), или 11,4% от трудоспособного населения (на западе — 9,9%, на востоке — 17,4%). Ещё не менее 2 млн составляли скрытую безработицу. В нач. 2003 этот рекордный уровень был превзойдён: в феврале число безработных составило 4,7 млн чел., или св. 12% трудоспособного населения.

Выдвинутая канцлером Шрёдером весной 2003 программа реформ «Повестка дня-2010» предусматривает радикальные преобразования на рынке труда, в частности, снижение размеров и сроков выдачи пособий по безработице, упрощение увольнений работников, децентрализацию заключения тарифных соглашений.

Экономика Германии тесно связана с мировым рынком: экспорт является одним из важнейших факторов экономического роста. Вследствие этого германская экономика болезненно реагирует на спады мирохозяйственной конъюнктуры. Поэтому экспорт германской продукции испытывает сильные перепады: если в 1999 он вырос на 5,6%, то в 2000 — на 13,7%, а в 2002 — всего на 2,9%.

В 2002 экспорт товаров составил 648,3 млрд евро, а импорт — 522,1 млрд евро. Основные торговые партнёры Германии: Франция, США, Великобритания, Нидерланды, Италия. На эти 5 стран пришёлся 41% немецкого товарооборота, причём только на Францию — более 10%. Германия — основной торговый партнёр для Российской Федерации, на неё приходится 11% российского товарооборота. Но в германском товарообороте Российская Федерация имеет лишь 2% (1,8% — в германском экспорте и 2,5% — в импорте).

Основные статьи немецкого экспорта — автомобили и их части (19,1%), машины (более 14%), продукция химической промышленности, средства связи, радио- и телевизионные аппараты, электронные комплектующие; электротехнические изделия; продукция металлургической промышленности. Основные статьи немецкого импорта — химические продукты (10,6%), автомобили и их части (10,2%), машины (7%), средства связи, радио- и телевизионные аппараты, нефть и газ.

Платёжный баланс по текущим операциям в Германии в последние годы либо отрицательный, либо лишь немного превышает нулевую отметку. Только в 2002 он оказался рекордным за последнее десятилетие: 52,5 млрд евро. При этом баланс торговли товарами устойчиво положительный (в 2001 — 95,5 млрд евро, в 2002 — 126 млрд евро), а торговли услугами и текущих переводов — устойчиво отрицательный (–47 млрд евро в 2001 и –35 млрд евро в 2002).

Баланс движения капиталов чаще складывается как отрицательный, хотя бывают и исключения, обусловленные, как правило, одной-двумя крупными сделками по приобретению иностранцами немецких компаний. Так, в 1999 он составил –26,1 млрд евро, в 2000 +34,3, а в 2001 снова –22,5 млрд евро. В 2002 отрицательный баланс движения капиталов стал рекордным: –87,2 млрд евро.

Наука и культура Германии

Совокупные расходы на НИОКР в Германии составили в 2000 49,8 млрд евро (на 11,6% больше, чем в 1998). При этом средства из государственных источников выросли на 2,3% до 15,9 млрд евро, но доля государства постоянно сокращается с 1996. Доля же частного бизнеса увеличилась с 60,8% в 1996 до 65,5% в 2000 (32,7 млрд евро). Расходы на НИОКР составляют 2,3—2,4% ВВП.

Основные организации в сфере научных исследований — Немецкое исследовательское сообщество, Общество им. Макса Планка (21 институт), Общество им. Фраунгофера (19 институтов и филиалов) и др. — получают финансовые средства и из федеральных, и из земельных источников.

Однако основной финансовый источник для научных исследований в Германии, как и в других западноевропейских странах, — частный бизнес. В 2000 на фирмы пришлось 2/3 всех расходов на НИОКР в Германии. В последние годы фирмы всё в большей степени реализуют исследовательские проекты не самостоятельно, а с партнёрами из сферы как бизнеса, так и науки: если 15 лет назад на финансирование внешних заказов на НИОКР приходилось примерно 9% соответствующих расходов фирм, то сейчас более 14%. Причём особенно отчётливо эта тенденция выражена у крупных компаний. Вместе с тем непосредственно научным учреждениям достаётся только 1/6 всех расходов фирм на НИОКР. Это даже несколько меньше, чем зарубежные заказы немецкого бизнеса. Тем не менее заказы университетам растут, и их объём за последние 10 лет удвоился.

Важный источник финансирования научных исследований — деятельность фондов, ресурсы которых образуются из частных источников. Государство создаёт благоприятные условия для фондов, в частности, стимулируя их при помощи налоговых льгот. Только Союз фондов содействия немецкой науке включает 307 фондов, финансируемых бизнесом. Причём в этот союз не входят многие крупные и действующие самостоятельно фонды, такие, как Фонд Фольксвагена, Фонд Роберта Боша, Фонд Бертельсманна, Фонд Кёрбера и др. 11 фондов финансируются из средств федерального бюджета и нацелены на предоставление стипендий для студентов и докторантов.

Роль финансирования НИОКР в рамках ЕС неуклонно возрастает, однако остаётся всё ещё небольшой. 5-я рамочная программа ЕС по НИР (1999—2003) располагает общим бюджетом в размере ок. 15 млрд евро. Германия ежегодно получает из этих средств ок. 670 млн евро, что составляет лишь 4% государственного финансирования НИОКР. Однако для отдельных сфер эта доля существенно выше (биотехнология — 10%, информационные технологии — 20%).

В Германии действует многоступенчатая система школьного образования с различными типами учебных заведений. В 2001/02 учебном году работала 41 441 общеобразовательная школа (в т.ч. 17 175 начальных школ, 3465 реальных школ и 3168 гимназий). Кроме того, имеется 9755 профессиональных школ. Чтобы иметь возможность поступить в университет или другой вуз, необходимо свидетельство об образовании третьей степени, для чего требуются обучение в течение 13 (иногда 12) лет и сдача экзаменов.

Германия — страна с глубокими университетскими традициями. Старейший германский университет — Гейдельбергский — основан в 1386. Крупнейшие университеты: Мюнхенский, Берлинский, Кёльнский и др. В 2002/03 учебном году в Германии действовало 359 вузов, в т.ч. 99 университетов. В настоящее время начинается реформирование системы высшего образования.

Германия — страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. — в музыке, А.Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. — в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. — в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры.

Для современной Германии характерно многообразие и широкое распространение культуры. Здесь нет централизации культурной жизни и культурных ценностей в одном или нескольких городах — они рассредоточены буквально по всей стране: наряду с известными Берлином, Мюнхеном, Веймаром, Дрезденом или Кёльном имеется множество небольших, не так широко известных, но культурно значимых мест: Ротенбург-об-дер-Таубер, Наумбург, Байройт, Целле, Виттенберг, Шлезвиг и т. д. В 1999 насчитывалось 4570 музеев, причём их число растёт. В год на них приходится почти 100 млн посещений. Наиболее известные музеи — Дрезденская картинная галерея, Старая и Новая пинакотеки в Мюнхене, Германский музей в Мюнхене, Исторический музей в Берлине и многие другие. Немало также музеев-дворцов (наиболее известный — Сан-Суси в Потсдаме) и музеев-замков.

Не меньше любят в Германии театр: в сезоне 1999/2000 было 6,1 млн посещений опер и балетов, 5,6 млн — драматических спектаклей, 3 млн — оперетт и мюзиклов, 1,2 млн — концертов. В стране более 1000 научных и более 11,3 тыс. общественных библиотек. Ежегодно снимается от 50 до 75 фильмов (с учётом совместного производства). Р.В.Фасбиндер и Ф.Шлёндорф являются режиссерами мирового уровня.

Если композиторские традиции в ФРГ поддерживать было почти некому (можно назвать лишь К.Орфа и К.Х.Штокхаузена), а в изобразительном искусстве господствовали инсталляции (Й.Бойс и последователи) и абстракционизм, то развитие литературы в послевоенной Германии оказалось более значимым. Такие крупные писатели, как Г.Бёлль, Г.Грасс, З.Ленц, К.Вольф, имеют всемирную известность. Нельзя не упомянуть и немецкую философскую литературу, традиционно сильную в Германии и влияющую на европейское и мировое культурное развитие (достаточно назвать таких философов прошлых веков, как И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.). Эти традиции в ФРГ поддерживали М.Хайдеггер, К.Ясперс, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Ю.Хабермас, Х.-Г.Гадамер. Большое воздействие не только на профессионалов, но и на общественную жизнь в послевоенный период оказали книги экономистов В.Ойкена и В.Рёпке.

На культуру из государственного и муниципальных бюджетов в 1999 было затрачено 6,9 млрд евро. Большая их часть (2,9 млрд) направлялась на поддержку театров, профессиональных оркестров и хоров, других музыкальных коллективов и проведение музыкальных мероприятий.

Добавить комментарий