Вы здесь
Главная > Страны мира > Австрия > Австрия: информация о стране

Австрия: информация о стране

Бельведер (Вена, Австрия)

Общие сведения об Австрии

Официальное название — Республика Австрия (Republik Osterreich, Republic of Austria). Расположена в южной части Центральной Европы. Площадь 83,9 тыс. км2. Численность населения — 8,14 млн чел. (оценка на сер. 2002). Государственный язык — немецкий. Столица — г. Вена (1,6 млн чел.). Государственный праздник — 26 октября (с 1955). Денежная единица — евро (с 2002).

Член ок. 70 международных организаций, в т.ч. ООН с 1955, ЕС с 1995, а также МВФ, ОЭСР, ВТО и др.

Достопримечательности Австрии

География Австрии

Координаты крайних точек страны: северная —15°1 ’ восточной долготы и 49°1’ северной широты; восточная — 17°10 ’ восточной долготы и 48°0 ’ северной широты; южная — 14°34 ’восточной долготы и 46°22 ’северной широты; западная — 9°32 ’восточной долготы и 47°16 ’ северной широты. Наибольшая протяжённость с севера на юг — 294 км, с запада на восток — 573 км. Австрия не имеет выхода к морю.

Общая протяжённость границ — 2706 км. Австрия граничит с 8 странами: Германией (466 км) и Чехией (816 км) на севере, Словакией (107 км) и Венгрией (354 км) на востоке, Словенией (330 км) и Италией (430 км) на юге, Швейцарией (166 км) и Лихтенштейном (35 км) на западе.

Большую часть территории страны занимают Восточные Альпы (62,8%). Высшая вершина — Гроссглокнер (3798 м). По течению Дуная расположена низменная равнина. На востоке — Штирийско-Бургенландская холмистая равнина.

Полезные ископаемые: железная руда, нефть, свинцово-цинковые руды (Клагенфурт-Блейберг), каменный и бурый уголь (Штирия, Верхняя Австрия).

Преобладают подзолистые и бурые лесные почвы, на юго-востоке — чернозёмные. В горах каменистые, а также горные бурые лесные и горно-луговые почвы.

В Австрии соседствуют разные климатические зоны. В целом для страны характерен умеренно-континентальный климат, подверженный влиянию Атлантики. В предгорьях Карпат, в северных областях климат более континентальный. Средняя температура июля ок. +19°С, января ок. 0°С. Среднегодовой уровень осадков 800 мм (в западных областях намного больше, в горах 2100 мм).

В Австрии протекают реки бассейна Дуная. Австрийская часть Дуная — 350 км, Мур — 348 км, Инн — 280 км. На территории страны находится более 500 относительно небольших озёр и два крупных: на границе с Венгрией — Нойзидлер-Зе (156,9 км2, австрийская часть — 135 км2), на границе с Германией и Швейцарией — Боденское (всего — 538,5 км2).

Страна богата лесами (47% всей территории). Для австрийского растительного мира характерен дубово-буковый лес в долинах, а на высоте более 500 м — буково-еловый смешанный лес. Выше 1200 м преобладает ель, встречаются лиственница и кедр. В предгорьях альпийские луга.

Фауна — типичная центрально-европейская. Водятся косуля, заяц, олень, фазан, куропатка, лиса, куница, барсук, белка. Окрестности озера Нойзидлер-Зе — это уникальные заповедные места гнездования птиц самых разных видов. В высокогорных районах Восточных Альп состав фауны типично альпийский.

Население Австрии

По переписи 2001 общая численность населения Австрии составила 8,03 млн чел. Естественного прироста населения в Австрии почти нет: ежегодно число родившихся и умерших практически одинаково. При этом в Австрии снижается как рождаемость, так и смертность: в 2001 родилось 75,5 тыс., а умерло 74,8 тыс. (по 9,3‰). Небольшое превышение родившихся над умершими в последние годы обеспечивается за счёт иностранцев (+8,2 тыс. против –7,5 тыс. у австрийцев). Детская смертность 4,8 чел. на 1000 живорождённых. Средняя продолжительность жизни 78,8 года, в т.ч. 75,9 года для мужчин и 81,7 года для женщин (2001). В 2001 мужчин было 3 889 189 чел., женщин — 4 143 737. Растёт число жителей 60 лет и старше: их доля составляет ок. 20% (в т.ч. более 7% — старше 75 лет).

Этнический состав населения Австрии однороден, ок. 98% — немецкоязычные австрийцы. Кроме того, имеется 6 признанных национальных меньшинств: хорваты, словенцы, чехи, словаки, венгры, цыгане (всего ок. 300 тыс. чел.).

Численность иностранцев по переписи 2001 — 707 тыс. чел. (8,8%), по оценкам — более 760 тыс., из них 45% — граждане бывшей Югославии.

Разговорный язык — австрийский диалект немецкого; в стране имеется немало местных диалектов.

Согласно переписи 2001, 73,6% австрийцев — католики, 4,7% — протестанты, 6,5% населения относится к другим религиозным конфессиям (ислам — 4,2%, православная церковь — 2,2%, иудаизм — 0,1%; всего зарегистрировано 12 конфессий), 12% населения не относят себя ни к одной из конфессий (в 1991 таковых было лишь 8,6%).

История Австрии

В эпоху Великого переселения народов территория Австрии подвергалась нашествию различных племён, в столкновениях между которыми закладывались основы будущего национально-территориального устройства австрийских земель. В 6 в. в западной Австрии оседают германские племена (баварцы), а в центральной и восточной — славяне (преимущественно словенцы).

С 10 в. в маркграфстве Австрии утвердилась баварская династия Бабенбергов, сделавших своей резиденцией Вену. В 1156 при маркграфе Генрихе II Язомирготте император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса возвышает статус маркграфства до герцогства, которое окончательно обособляется от Баварии. Этот год считается годом возникновения австрийского государства.

В 1246 прекратилась династия Бабенбергов, и после короткого чешского владычества в 1278 австрийские территории захватил Рудольф I Габсбург (происхождением из Швабии), который в 1282 передал двум сыновьям Австрию и Штирию. Этим было положено начало господству Габсбургов в Австрии, продолжавшемуся до 1918. В 14 в. к Австрии были присоединены Каринтия, Карниола и Тироль. Но до кон. 15 в. Австрии оставалась раздробленной на земли, связанные лишь династическими узами.

В 16 в. начинается бурное экономическое развитие, прежде всего горнодобывающей промышленности, контролируемой южногерманским капиталом Фуггеров и Гохштеттеров. В это же время начинается наступление Османской империи на Юго-Восточную Европу, и в 1529 турки осадили Вену. В 16—18 вв. ведутся тяжёлые австро-турецкие войны. Ожесточённые формы приняли столкновения сторонников Реформации и контрреформации. Антигабсбургское чешское восстание 1618—20 дало толчок общеевропейской Тридцатилетней войне, опустошившей всю Центральную Европу. В 1648 был подписан Вестфальский мирный договор, по которому Австрия уступала часть своих территорий Франции. Но в кон. 17—18 вв. Австрия завоевала новые обширные территории.

Мария-Терезия (правила в 1740—80) провела важные экономические и административные реформы, укрепив власть центра. Был учреждён институт гражданской службы, поощрялись мануфактуры, проводилась политика меркантилизма и протекционизма, реформированы армия и система общего образования. Австрия начинает приобретать славу «страны великих музыкантов». Реформирование продолжал сын Марии-Терезии Иосиф II, но натолкнулся на сильное сопротивление дворянства.

Наполеоновские войны обернулись для Австрии тяжёлыми военными поражениями, территориальными потерями и финансовым крахом. Но по решению Венского конгресса (1814—15) А. вернула себе часть утраченного. Экономически отсталая феодальная Австрия при канцлере К. фон Меттернихе стала оплотом реакции в Европе.

С нач. 19 в. в стране развивается фабричное производство, в 1822 построена первая железная дорога, в 1848 проведена аграрная реформа. Внешняя же политика Австрии оказалась неудачной. Потерпев в 1866 поражения в Австро-прусской и Австро-итальянской войнах, Австрия фактически потеряла статус великой европейской державы. В 1867 образовалась многонациональная Австро-Венгрия, но это не усилило позиции остававшейся сугубо реакционной монархии. Во внешней политике Австро-Венгерская империя оказалась под полным влиянием Германии.

После убийства 28 июня 1914 в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда Австро-Венгрия объявила войну Сербии, начав тем самым 1-ю мировую войну. Поражение в ней привело к падению Габсбургов и развалу Австро-Венгрии. 12 ноября 1918 Австрия была провозглашена республикой. 1 октября 1920 была принята Конституция республики, предусматривавшая федеративное устройство государства. Но в 1929 в неё были внесены изменения, приведшие вскоре к авторитарному управлению.

В марте 1938 произошёл «аншлюс» — присоединение Австрии к нацистской Германии. Как составная часть рейха Австрия принимала участие во 2-й мировой войне. После её окончания Австрия и Вена как особый округ были поделены на четыре зоны оккупации. В 1946–48 в стране проведена национализация тяжёлой промышленности, а также трёх крупных банков. С 1948 Австрия участвовала в «плане Маршалла».

15 мая 1955 в Вене представители четырёх стран-победительниц и Австрия подписали Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. Оккупация страны была прекращена, а 26 октября 1955 принят закон о постоянном нейтралитете Австрии. В годы «холодной войны» Вена стала одним из центров дипломатических усилий по разрядке и налаживанию сотрудничества между Западом и Востоком. 1 января 1995 Австрия стала членом ЕС.

Государственное устройство и политическая система Австрии

Австрия — демократическая республика, имеющая федеративное государственное устройство. Конституция принята Конституционным национальным собранием 1 октября 1920. В ней закреплены основные права и свободы граждан, принципы равенства, правового государства, разделения властей, а также разделения судопроизводства и управления.

Административное деление. В составе федерации 9 земель (столица государства Вена приравнена к земле).

Земли делятся на общины, в которых осуществляется коммунальное самоуправление.

Наиболее крупные города: Вена, Грац (238 тыс. чел.), Линц (203 тыс. чел.), Зальцбург (144 тыс. чел.), Инсбрук (118 тыс. чел.). Доля городского населения — 60%.

Принципы государственного управления. Конституция базируется на принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, который реализует её во время выборов и делегирует законодательным, исполнительным и судебным органам.

Законопроекты, которые в основном разрабатывает правительство, обсуждаются и принимаются Национальным советом большинством голосов при кворуме 1/3 депутатов (конституционные законы и положения, а также школьные законы — 2/3 голосов).

В отношении законодательного процесса и управления осуществляют многосторонний контроль: политический — оппозиция, правовой — Конституционная судебная палата, экономический — Счётная палата, за нарушениями — прокуратура.

Глава государства — федеральный президент. Его избирают сроком на 6 лет (с возможностью однократного переизбрания) на всенародных прямых равных выборах путём тайного голосования.

Федеральный президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных чиновников, в т.ч. офицеров. По результатам парламентских выборов он назначает федерального канцлера и по его представлению — других членов правительства. Он может распустить Национальный совет с согласия бундесрата, отправить в отставку федерального канцлера или всё правительство (но не отдельных министров), хотя на практике этого ни разу не было. Президент является главнокомандующим Вооружёнными силами.

Федеральный президент — Хайнц Фишер (с 8 июля 2004), бывший спикер Национального совета (парламента), победивший на президентских выборах 25 апреля 2004. Его предшественниками с 1945 были К.Реннер, Т.Кёрнер, А.Шерф, Ф.Йонас, Р.Кирхшлегер, К.Вальдхайм, Т.Клестиль.

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства — двухпалатное Федеральное собрание, состоящее из Национального совета (НС) и Федерального совета (бундесрата). Совместные заседания Федерального собрания проводятся при приведении к присяге президента и для принятия решения об объявлении войны. Оно может также объявить референдум с целью отставки президента.

Законодательные функции выполняет НС (совместно с бундесратом), избираемый на 4 года на всеобщих прямых выборах путём тайного голосования. Руководство НС осуществляют президент НС, а также второй президент НС и третий президент НС. Эти три президента образуют коллегию и исполняют обязанности федерального президента, когда тот не в состоянии это делать.

Президент НС — Андреас Коль (Австрийская народная партия (АНП)) (с 20 декабря 2002).

С февраля 2000 у власти находится «чёрно-голубая» коалиция — АНП и АПС. В результате выборов 24 ноября 2002 парламент сформирован в количестве 183 депутатов.

Второй палатой австрийского парламента является бундесрат. 64 его члена представляют 9 федеральных земель пропорционально их населению (например, Нижнюю Австрию — 12, а Форарльберг и Бургенланд — по 3). Члены бундесрата избираются и делегируются ландтагами земель на 4 или 6 лет. Бундесрат может опротестовать закон, и тогда Национальный совет голосует повторно при большем кворуме. Президент бундесрата избирается поочередно в алфавитном порядке от каждой земли сроком на полгода. Высший орган исполнительной власти — федеральное правительство. Сформированное 28 февраля 2003 из представителей АНП и АПС правительство состоит из 11 федеральных министерств: социального обеспечения, поколений и защиты потребителей (министр вице-канцлер Х. Хаупт, АПС); иностранных дел; внутренних дел; юстиции; национальной обороны; финансов; экономики и труда; сельского и лесного хозяйства, окружающей среды и водного хозяйства; здравоохранения и по делам женщин; транспорта, инноваций и технологий; образования, науки и культуры.

Правительство возглавляет федеральный канцлер. Он формирует кабинет и координирует его работу. При принятии решений действует принцип единогласия. Канцлер должен учитывать мнение вице-канцлера, роль которого в австрийском коалиционном правительстве велика.

С февраля 2000 федеральным канцлером является Вольфганг Шюссель (АНП). Среди его предшественников выделяются Б.Крайски (СПА, 1970–83) и Ф.Вранитцки (СПА, 1986–97).

Выборы во все органы народного представительства являются всеобщими, прямыми, свободными и равными при тайном голосовании. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Участие в выборах президента обязательно. Выборы в НС проводятся по пропорциональной системе (трёхступенчатая пропорциональная система: 1 голос за определённый партийный список, внутри списка — за определённого кандидата в региональном и в земельном избирательных округах). В НС проходят партии, завоевавшие региональный мандат или получившие 4% голосов по всей Австрии. В выборах в органы местного самоуправления могут участвовать также проживающие в Австрии граждане других стран ЕС.

Правительства федеральных земель формируются ландтагами (земельными парламентами). Во главе их стоит ландесгауптман (премьер-министр). Важнейшие вопросы земельное правительство решает как коллегиальный орган.

Основные партии, представленные в парламенте: АНП (создана в 1945 на базе бывшей Христианско-социальной партии, председатель В.Шюссель), СПА (создана в 1945 как Социалистическая партия Австрии на базе Социал-демократической партии, с 1991 вновь именуется Социал-демократической партией, председатель А.Гузенбауэр), АПС (создана в 1955 на базе праворадикального Союза независимых, председатель С.Рисс-Пассер), недавно созданная партия «Зелёные» (председатель Австрии ван дер Беллен).

Одна из характерных черт австрийского политического устройства — высокоразвитая система союзов и тесное сотрудничество между союзами интересов и правительством.

Крупнейшая профсоюзная организация — Австрийское объединение профсоюзов (АОП), созданное в апреле 1945. В него входит 16 отраслевых профсоюзов. Существует также Федеральная палата труда.

Ведущие организации деловых кругов — Экономическая палата Австрии и Конференция президентов сельскохозяйственных палат.

Если АОП функционирует как добровольное объединение, то членство в палатах является обязательным. В палаты труда входят все рабочие и служащие частного сектора, в торговые палаты — все предприниматели (кроме сельскохозяйственных, которые являются членами сельскохозяйственных палат, и лиц свободных профессий).

В Австрии действует одна из самых эффективных систем социального партнёрства, причём она не закреплена ни в Конституции, ни в каком-либо законе, а функционирует благодаря добровольному сотрудничеству союзов.

Поддержка правопорядка и законности — главные задачи внутренней политики Австрии. В течение многих десятилетий в стране поддерживался социальный мир (на основе высокоразвитого социального государства, но не в последнюю очередь благодаря системе социального партнёрства и соучастия в управлении). Лишь в 2003 вследствие планируемой пенсионной реформы произошли массовые выступления протеста и забастовки — впервые за многие десятилетия.

Нараставший в 1990-е гг. приток беженцев и иммигрантов обусловил усиление праворадикальных и националистических настроений среди части австрийского общества, выразителем которых стал лидер АПС Й. Хайдер. Вхождение его партии в состав федерального правительства 4 февраля 2000 вызвало волну протестов в стране и за рубежом и санкции ЕС. 29 февраля Хайдер ушёл с поста председателя партии. Тем не менее проблема правого радикализма стала для австрийской внутренней политики одной из основных.

Статус постоянного нейтралитета и отказ от участия в военно-политических блоках устанавливали определённые рамки для внешнеполитической активности Австрии. Это не означало изоляционизма или «равноудалённости» от Запада и Востока и не препятствовало ей эффективно интегрироваться в западное демократическое сообщество. В 1956 Австрия стала членом Совета Европы, а в 1960 — членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). 1970-е гг. были высшим пунктом активности страны в ООН.

Ещё большие возможности использования открытости Австрии проявились после её вступления в ЕС в 1995. С 10 февраля 1995 Австрия принимает участие в программе НАТО «Партнёрство во имя мира». Подписав Амстердамский договор (1998), Австрия фактически соглашается участвовать в общей оборонной политике стран ЕС.

В Вене размещены центральные представительства ряда международных организаций, в т.ч. МАГАТЭ, ЮНИДО, ОПЕК, а также Секретариат и Постоянный совет ОБСЕ.

С 1970-х гг. Австрия проводила политику «активного нейтралитета», содействуя «дипломатии контактов» (в т.ч. между лидерами СССР и США), поддерживая политическую и военную разрядку. В 1980—90-е гг. усилилась европейская ориентация австрийской внешней политики. В 1990-е активизировалась австрийская внешняя политика по отношению к соседним странам Центральной и Восточной Европы.

Вооружённые силы Австрии состоят из сухопутных и Военно-воздушных сил. Их численность — ок. 50 тыс. чел.

Австрия имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (возобновлены с СССР в октябре 1945; впервые установлены 25—29 февраля 1924; прекратились в марте 1938).

Экономика Австрии

Австрия относится к числу наиболее развитых государств Европы. ВВП на душу населения в 2002 составил 24,7 тыс. евро (в ценах 1995). Этот показатель постоянно растёт (в 1990 он равнялся 20,1 тыс., в 1995 — 21,4 тыс. евро), а в долларах США по текущим ценам и по паритету покупательной способности в 2001 — 28,2 тыс. (при среднем по ЕС 25,5 тыс.). Тем самым Австрия опережала Швецию, Великобританию, Италию, Францию, Германию, а уступала лишь Дании, Нидерландам, Ирландии и Люксембургу.

Объём ВВП в постоянных ценах в 2002 составил 200,7 млрд евро. Производство ВВП на 1 занятого в 2001 (производительность труда) — 58,3 тыс. евро.

Австрийская экономика отличается сравнительно низким уровнем инфляции (в 2002 — 1,8%) и безработицы (в 2000 — 3,7% от числа трудоспособного населения, в 2002 — 4,3%). Индекс потребительских цен в 2002 к 1996 составил 108,8, тогда как в ЕС в целом — 110,8.

Примерно 2,2% ВВП производится в сельском и лесном хозяйстве, 32,3% — в промышленности, энергетическом хозяйстве и строительстве, 65,5% — в сфере услуг, торговле, на транспорте и в связи, в банковской и страховой системе.

Наиболее важными промышленными отраслями являются машиностроительная, пищевая, химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая. В автомобилестроении важнейшую часть составляет производство двигателей (900 тыс.шт. в год) и коробок передач при доле их экспорта св. 90%. В области электронных технологий Австрия завоевала себе международное признание, изготавливая на заказ интегральные микросхемы и чипы. Всё большее значение приобретает производство, в основном на экспорт, комплексного промышленного оборудования.

Постоянно расширяется потенциал гидроэлектростанций, Австрия — крупнейший в ЕС производитель гидроэлектроэнергии. Если в 1998 на ГЭС произведено 38,7 тыс. ГВт (67,4% всей произведённой в стране электроэнергии), то в 2000 — 43,5 тыс. ГВт (70,5%). При этом в 2000 страна экспортировала 15,1 ГВт и импортировала 13,8 ГВт.

Промышленное производство в 2002 увеличилось к уровню 1995 на 32,9%, причём наибольший рост наблюдался в Каринтии (на 56,5%), тогда как в Вене оно снизилось на 3,6%. Рост производства инвестиционных товаров за этот же период составил 56,5%, а потребительских товаров длительного пользования уменьшился на 0,5% (хотя в 2000 индекс составлял 110,6). В 2 раза упало производство одежды, но более чем в 2 раза увеличилось производство в табачной отрасли. Индекс производства в машиностроении составил 173,8, в электротехнике — 203,0, в производстве транспортных средств и их комплектующих — 203,9. Особенно бурный рост наблюдался в производстве средств оргтехники и устройств для обработки информации — индекс в 2002 к 1995 составил 656, а в 2001 был ещё выше — 699.

Несмотря на то что гористая местность мало подходит для земледелия, использование современных методов ведения хозяйства даёт Австрии возможность обеспечивать 3/4 потребностей внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции.

В сельскохозяйственном пользовании находится 41% площади страны. Работники сельского и лесного хозяйства составляют всего 5% работающего населения. В сельском хозяйстве действуют жёсткие нормативы применения средств защиты растений и удобрений. В Австрии 70% предприятий, использующих 90% сельскохозяйственных земель, участвуют в национальной экологической программе (в среднем в ЕС — ок. 20%). Более 20 тыс. крестьянских хозяйств производят экологически чистую биопродукцию.

Протяжённость железных дорог составляет немногим более 6 тыс. км, из которых более половины электрифицировано. Общая протяжённость автомобильных дорог — 133,4 тыс. км, в т.ч. более 1600 км — скоростные дороги. Зарегистрировано более 4 млн легковых и ок. 350 тыс. грузовых автомобилей. Внутренние водные пути — 358 км. В пассажирских перевозках лидирует автобусный транспорт — 608 млн чел. в 2000, за ним следует железнодорожный — 183 млн. По объёму грузовых перевозок автомобильный транспорт более чем в 3 раза превосходит железнодорожный, но по тонно-километрам показатели у них примерно равны (в 2001 автомобильный — 17 556 млн ткм, железнодорожный — 17 387 млн ткм).

6 международных аэропортов: в Вене, Зальцбурге, Граце, Инсбруке, Линце и Клагенфурте. Крупнейшая авиакомпания — «Австрийские авиалинии» — располагает 90 самолетами и в 2000 перевезла 8 млн пассажиров (из общего числа 15,6 млн).

Протяжённость нефтепроводов — 777 км, газопроводов — 840 км. По трубопроводам в 2001 перекачано ок. 60 млн т продуктов.

Несмотря на отсутствие выхода к морю, Австрия располагает 10 торговыми судами.

В стране хорошо развита связь, на рынке услуг связи действует ок. 30 компаний. Имеется 4 млн телефонных точек и 6 млн мобильных телефонов. Почти половина населения — 4 млн чел. — пользуется Интернетом.

Австрия — высокоразвитая индустриальная страна, но большинство населения работает в сфере розничной торговли, банковского обслуживания, здравоохранения, образования и туризма, причём последний является одной из наиболее доходных отраслей в экономике.

В 2002 число туристов составило 27,4 млн, в т.ч. 18,6 млн — иностранных. Валовые поступления от туризма в 2002 оцениваются в 9,6 млрд евро (что меньше, чем в 2001, почти на 1,7 млрд евро, хотя число туристов увеличилось).

В последние годы ряд важных хозяйственно-политических функций в большей или меньшей степени осуществляется наднациональными государственными органами (прежде всего это относится к внешнеторговой и валютно-денежной политике). Тем не менее на национальном уровне австрийское правительство продолжает выполнять важные задачи экономической и социальной политики.

Характерная черта послевоенного развития Австрии — значительный удельный вес в промышленности предприятий государственного сектора. В 1986 доля государственных предприятий, объединённых в концерн «Эстеррайхише Индустрихолдинг А.Г.» («ЭИАГ»), в объёме промышленного производства составляла ок. 30%, а в общем числе занятых в промышленности — 20%.

В 1987 австрийским правительством была принята программа «санирования» «ЭИАГ», направленная на последовательную приватизацию перспективных и рентабельных предприятий и ликвидацию неэффективных производств. К 2000 государство сохранило в полной собственности лишь 2 предприятия, а в остальных сохраняет за собой долевое участие, причём наибольшее в табачной отрасли (более 40%), в компании «Австрийские авиалинии» (39,7%), в капитале крупнейших концернов в чёрной металлургии (35—39%).

В экономической политике в 1990-е гг. проводилась линия на дальнейшее сокращение государственного сектора, приватизацию, снижение прямого участия государства в хозяйственной деятельности, поддержку частного предпринимательства, перенос центра тяжести государственного регулирования на совершенствование рамочных условий деятельности хозяйствующих субъектов.

Коалиционное правительство АНП и АПС, провозгласив лозунг «управлять по-новому», наметило программу реформ, которая в определённой степени может привести к постепенному размыванию системы социального партнёрства, в течение десятилетий гарантировавшей социальную стабильность в обществе.

Правительство уделяет большое внимание задачам финансовой консолидации, санирования бюджета страны, улучшения финансового положения отдельных структур с прямым или опосредованным участием государства. Важнейшими составляющими правительственной программы являются проведение пенсионной реформы, вызвавшей бурные протесты в стране, последовательная приватизация госсобственности, реформа административно-управленческой сферы, развитие национального рынка капитала, усиление научного потенциала экономики.

Особое значение имеет комплексное реформирование системы социального обеспечения. В Австрии социальное страхование обязательно для всех несамостоятельных занятых (кроме госчиновников). Работники и работодатели выплачивают в равных долях многочисленные социальные взносы, из которых формируются соответствующие социальные фонды: страхование пенсионное, медицинское, от несчастных случаев, от безработицы, взнос в фонды возмещения при банкротстве предприятия, взнос на выравнивание положения семей, содействие строительству жилья и некоторые другие.

После 1999 основные функции денежно-валютного регулирования в связи с образованием Экономического и валютного союза были переданы Европейскому центральному банку (ЕЦБ). Национальный банк Австрии входит в Европейскую систему центральных банков и реализует политику, которую формулирует ЕЦБ. Вместе с тем за Национальным банком Австрии сохраняются функции контроля за платёжным оборотом и выдачей евробанкнот, управления находящимися ещё у него золотовалютными резервами.

Кредитные институты в Австрии весьма разнообразны. По балансовой сумме ведущее место занимают сберегательные кассы (38% общей балансовой суммы на кон. 2000), а по числу учреждений и филиалов — Райффайзенбанки (625 основных учреждений из общего числа 923 и 1741 филиал из 4556). Кроме того, имеются акционерные банки (второе место по балансовой сумме), строительные сберегательные кассы, земельные ипотечные банки, Фольксбанки, специальные банки. Если в 1980-е гг. число кредитных организаций росло, то в 1990-е оно немного сократилось.

Доля ВВП, перераспределяемого государством, очень велика, хотя и немного снижается в последние годы. Если в 1990 совокупные государственные расходы, включая социальные фонды, составили 53,1% к ВВП, то в 1993 — 57,9%, но затем снизились до 52,5% в 2000 и 52,3% в 2001.

Дефицит государственного бюджета практически постоянный (за исключением 2001, когда наблюдался профицит +0,3% к ВВП). Но если в нач. 1990-х гг. он колебался от -3 до -5,2%, то с 1997 не превышал -2,4%, а в 2002 равнялся -0,6%, т.е. страна соблюдает маастрихтские критерии по этому показателю. Однако государственный долг, составлявший до 1992 меньше 60% от ВВП, увеличился затем до 69,2% и сейчас колеблется на уровне 67—68% (или 146,5 млрд евро, в т.ч. 132,2 млрд — федеральный долг), превышая установленный Маастрихтским договором предел в 60%.

Расходы федерального бюджета, по предварительным данным, в 2002 составили 61,8 млрд евро, а доходы — 59,4 млрд евро. Примерно 45% доходов приходится на налоги с доходов и имущества, 29,7% даёт налог с оборота, 8% — акцизы. Основная часть расходов — на социальную сферу.

Правительство проводит налоговую реформу с целью снижения уровня налогообложения заработной платы и других доходов граждан и их семей при одновременном предоставлении некоторых налоговых льгот предпринимателям, а также с целью упрощения налоговой системы в целом при одновременном ужесточении контроля за налоговыми платежами.

В Австрии существует развитая система социального обеспечения и защиты, имеющая два уровня: обязательное страхование и государственная социальная помощь. Обеспечивая социальную стабильность и уверенность, эта система тем не менее является весьма дорогостоящей и требует — в т.ч. и по демографическим причинам — постоянно растущих отчислений. Поэтому если в 1990—2001 суммарная брутто-заработная плата выросла на 51%, то нетто-заработная плата — всего на 35% (в это же время отчисления в виде налога на заработную плату и социальных взносов увеличились в 2 раза).

В 2001 средняя номинальная заработная плата на 1 наёмного работника составила 2400 евро в месяц (брутто), увеличившись по сравнению с 1990 на 41% (нетто-заработная плата на 1 работника в 2001 составила 1620 евро и выросла по сравнению с 1990 на 26,6%).

Позитивным фактором для устойчивости уровня жизни населения является низкий рост цен на потребительские товары и услуги; за последние 2 года больше всего (на 10,8%) выросла цена на табачные изделия, а меньше всего (на 1,1%) — на бытовую электроэнергию и отопление домов.

Пока безработица в Австрии относительно низкая, но в случае затягивания стагнации европейской экономики может существенно вырасти. Число зарегистрированных безработных составило в среднем 232,4 тыс. чел. Число свободных вакансий заметно сократилось. Среди безработных доля лиц старше 50 лет в 2002 составляла 48,4%. Число лиц, ищущих работу более 1 года, — всего 5,5%, средняя продолжительность регистрации на бирже труда — 137 дней.

Важную роль играют внешние экономические связи; Австрия торгует со 150 странами мира.

Экспорт товаров в 2002 77,3 млрд евро (на 4,1% больше, чем в 2001; в 2000 рост составил 15,6%, в 2001 — 6,5%). Экспортируются машины, бумага и картон, автомобили, черные металлы. Почти половина экспорта — потребительские товары.

Импорт товаров в 2002 — 76,9 млрд евро (на 2,2% меньше, чем в 2001; в 2000 рост составил 14,7%, в 2001 — 5%). Импортируется преимущественно готовая продукция, причём половину импорта составляют потребительские товары.

В 2002 образовалось небольшое положительное сальдо торгового баланса, тогда как в предыдущие годы оно было отрицательным.

Подавляющая часть австрийской торговли приходится на страны ЕС (60,2% экспорта и 65,8% импорта). Основным торговым партнёром выступает Германия (её доля в товарообороте 36,1%), далее с большим отрывом следуют Италия, Швейцария, Франция, Венгрия. Торговля с восточноевропейскими странами неуклонно растет: экспорт в эти страны (без стран СНГ) составил 13,5 млрд евро (17,5%), а импорт из них — 10,2 млрд евро (13,2%).

Товарооборот Австрии с Российской Федерацией в последние годы также растёт: с 1893 млн евро в 2000 до 1985 млн евро в 2002, однако при этом импорт из Российской Федерации упал с 1238 млн до 1032 млн, а экспорт в Российскую Федерацию увеличился с 655 млн до 953 млн. В основном из Австрии в Российскую Федерацию экспортируются машины, продукция химической промышленности (прежде всего фармацевтические товары), бумага и картон, стальные трубы для добычи нефти, импортируются из Российской Федерации энергоносители и металлы.

Платёжный баланс по текущим операциям в Австрии в 2002 был положительным (причём и по товарам, и по услугам). Баланс движения капиталов чаще складывается отрицательно либо с небольшим плюсом.

Иностранным инвестициям на условиях взаимности в Австрии предоставляется национальный режим. Созданное в 1983 государственное специализированное агентство успешно поддерживает размещение иностранных предприятий в Австрии. Крупнейший зарубежный инвестор — Германия (ок. 30% инвестиций).

Наука и культура Австрии

Государственная система школьного образования в Австрии была введена еще в 1774, с 1869 введено обязательное восьмилетнее образование, с 1962 — девятилетнее. После 4-летней начальной школы можно поступать в основную или в общеобразовательную школу более высокого уровня (гимназии).

Университеты в Австрии осуществляют и обучение, и научные исследования. Доступ в университет открыт для всех проживающих в стране, сдавших экзамен на аттестат зрелости. Как и в школах, обучение в университетах для австрийцев бесплатное. Сейчас в Австрии действует 19 университетов, в т.ч. 7 — в Вене. В них обучается более 220 тыс. студентов (доля иностранцев — более 12%). Помимо университетов имеются специальные высшие школы, колледжи, академии и другие вузы.

В 1847 основана Австрийская академия наук, являющаяся крупнейшим научным внеуниверситетским учреждением страны. В основном она занимается фундаментальными исследованиями. В её составе Институт сравнительного исследования поведения им. К.Лоренца, Международный институт прикладного системного анализа и др.

Всего в Австрии ок. 2200 научных учреждений, в которых работает примерно 25 тыс. чел. Для Австрии характерно активное участие в международной научной кооперации: она участвует в более чем 1000 исследовательских проектов рамочной программы ЕС.

Небольшая Австрия — страна великих учёных и целых школ, причём не только в естественных, но и в гуманитарных науках. Широко известны австрийская школа в экономике (К.Менгер, Ф. фон Визер, Е. фон Беем-Баверк), теоретик либерализма Л. фон Мизес, психолог З.Фрейд, экономист Й.Шумпетер, лауреаты Нобелевской премии Ф. фон Хайек и К.Лоренц.

В сфере культуры Австрия ассоциируется с музыкой. Однако она имеет и глубокие традиции в области литературы. Еще в 12—13 вв. Австрия стала одним из центров литературного творчества благодаря Вальтеру фон дер Фогельвайде и «Песне о нибелунгах». В более близкую нам эпоху литературную славу Австрии создавали С.Цвейг, жившие в Праге (тогда в Австро-Венгрии) Р.М.Рильке и Ф.Кафка, Р.Музиль.

В стране множество архитектурных памятников разных эпох и стилей начиная с 11 в. Но особое значение имеет барокко, до сих пор отражающее внутреннюю сущность австрийцев.

В области изобразительного искусства мировую известность получили художники Г.Климт, Э.Шиле и О.Кокошка.

Но музыка — все же важнейшее из всех искусств в Австрии. Традиции «Венской классики» — Й. Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена — продолжили и развили Ф.Шуберт, А.Брукнер, Й.Брамс, Г.Малер, а уже в 20 в. в новой музыкальной эстетике — А.Шёнберг, А.Берг, А.Веберн. Во 2-й пол. 19 в. получила развитие венская оперетта (Ж.Оффенбах, И.Штраус, Ф.Легар и др.).

В 1869 открыт Венский оперный театр, которым руководили Г.Малер, Р.Штраус, К.Бём, Г. фон Караян. Огромное культурное значение имеет Зальцбургский музыкальный фестиваль, проводимый с 1920.

Знамениты австрийские музеи, прежде всего венские Музей истории искусств, Естественно-исторический музей, крупнейшее в мире собрание графики Альбертина, Австрийская галерея (в замке Бельведер) и множество других.

Похожие материалы